Игра, как эффективное средство повышения качества обучения и воспитания на примере ТО художественной направленности "Мастерица".
материал на тему

Соловьева Елена Леонидовна

Ценность игровых технологий состоит в том, что игра, являясь развлечением, способна перерасти в обучение, в творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-osobyy_vid_deyatelnosti.doc787 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра, как эффективное средство повышения качества обучения и воспитания  на примере ТО художественной  направленности «Мастерица».

                                                               Соловьева  Елена  Леонидовна

                                                             педагог дополнительного образования

                                                                МКУДО Дом детского творчества

                                                                          г. Сычевки.

   

         Игра – особый вид деятельности.

    Во– первых, потому, что  играть принято, играть легко, играть весело,  в игре мы проживаем  счастливое   состояние. Так случилось, что от природы мы получили в подарок предрасположенность и потребность в игре, в ходе которой организм развивается упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической  базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.

    Во–вторых, игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое  удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра  часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что “играть” легче, чем работать. Зная, это человек вступает в игру  открыто, без боязни,  забывая о своем авторитете, внешнем виде.

В – третьих любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает  возможностью приобщать человека, к какому  - то виду деятельности еще не освоенному. Вот поэтому игра – дело очень серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир  человеческой деятельности в некоторой степени подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать знаниями и умениями.

В – четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а все остальное – поле для проявления индивидуальности.

В – пятых, игра самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, отличников и хулиганов. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого недостает в социальном мире. И ребенок в игре оказывается  в демократическом окружении:  никто не помнит о его учебных неудачах, плохом поведении либо отличных отметках и отменном прилежании.  Игра – общение равных.

Особенности, которые придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной:

  1. Игра – фактор развития ребенка;
  2. Игра – способ приобщения ребенка к миру культуры;
  3. Игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;
  4. Игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
  5. Игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение  его в ценностную палитру новых для него отношений;
  6. Игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка;
  7. Игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем  жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;
  8. Игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания  радости жизни;
  9. Игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

    Шитьё, рукоделие, конструирование одежды – занятия кропотливые, требующие максимального творческого напряжения, точности, внимательности, аккуратности. Особенно это проявляется на начальном этапе, когда происходит знакомство с основами того или иного вида деятельности. От начала обучения основ, до результатов, которые позволят свободно и с удовольствием использовать эти знания, проходит довольно длительный и совсем не интересный отрезок времени. Так как отработка  начальных умений это монотонный и трудоемкий процесс. И  самое главное, на этом этапе, чтобы обучающиеся не сломались, не опустили руки, из – за возможных неудач и  разочарований. Как можно разнообразить монотонную работу?  Игрой. Но какие могут быть игры, если вокруг иглы, ножницы. Во что можно играть, изучая, например, накладные карманы или занимаясь построением чертежа прямой юбки. Вот и пришла идея поставить все программу на игровую основу. В результате получилась игра – фантазия: Путешествие по Стране Рукоделия. Основные цели:  

  • Разнообразие учебного процесса;
  • Повышение интереса к рукоделию, шитью;
  • Расширение кругозора;
  • Систематизация тем;
  • Развитие фантазии;
  • Воспитание доброго отношения друг к другу и к окружающим.           

 Программа творческого объединения  “Мастерица” включает в себя несколько разделов:      основы конструирования, моделирования одежды,      основы вязания крючком, основы вышивки, основы  лоскутного шитья,  знакомство с русским народным творчеством,  русским народным костюмом,   изготовление сувениров.

        Игра – путешествие  помогла систематизировать, разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным,  доступным. Появилась возможность более четкой мотивации того или иного действия. Погружение в сказку, где есть добро и зло, с которым надо бороться (Лень), делает детей более восприимчивыми, более открытыми к обучению. В  их понимании они не просто учатся, а решают очень важные вопросы, помогают кому-нибудь, и от их  умений и знаний многое зависит. Дети путешествуют по придуманному миру, фантазируют, при этом  работают руками – шьют, вышивают, вяжу. Качество обучения и воспитания  повышается потому, что детям интересно, они чувствуют себя легко и  спокойно. Ребенок, получает удовольствие от общения от игры, а значит и от работы, которую выполняет.

       Игры-упражнения способствуют развитию познавательных способностей ребят, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Ребусы, викторины, кроссворды  помогают детям закрепить изученный учебный материал, а педагогу выявить уровень знаний детей по определенной теме программы.

   Игры-соревнования. Дети, разделившись на команды, соревнуются, демонстрируя умения и навыки, полученные на занятиях. При выполнении конкурсных заданий, учатся работать в команде, проявляют смекалку, демонстрируют кругозор.

 Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в определенных условиях, обучающиеся играют определенные роли: «Журнал мод», «Ателье», «Мастерская Снегурочки»,  «Город  мастеров».

   Роль педагога в проведении игр на занятиях - это активная позиция в игре (роль ведущего, члена жюри, помощника), поддержка инициативы и творческого подхода к игре учащихся. Педагог может влиять на взаимоотношения в игровой группе, на распределение ролей, корректировать правила, цели игры в зависимости от психоэмоционального состояния группы, индивидуальных особенностей учащихся, поддерживать тех из детей, у которых что-то не получается.

   Использование дидактических игр на учебных занятиях положительно влияет на качество образовательного процесса и развитие творческих способностей, помогает активизировать деятельность ребят, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию

Подводя итог выше изложенному можно отметить:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несут здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- являются естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

Литература.

1. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова / Современные проблемы философского знания. Пенза,2002. Т. Вып.3.C. 44-53.

2. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб- метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов.- Красноярск :Краснояр. гос. ун-т, 2001.

3. Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки. - М.: Новая школа, 1996. - 112 с.

4. Шмаков С. А. Учимся, играя…--М.: ЦГЛ, 2004, 128 стр.

5. Интернет-ресурсы.

                                                                             Приложение 1