Урок-конкурс "компьютерный турнир"
материал по информатике и икт (11 класс) по теме

Комкова Алёна Игоревна

 

План

Урока-конкурса «Компьютерный турнир».

 Конкурс профессионального мастерства «Компьютерный турнир».

Цели урока: 1) закрепить и проконтролировать навыки работы на ПК; в командной оболочке операционной системы WINDOWS; в среде MS Power Point;

                      2) развивать познавательную активность, логическое и творческое мышление при поиске решения поставленной проблемы, развивать профессиональные навыки – внимательность, наблюдательность, аккуратность, умение работать в команде.

3) прививать интерес и любовь к информатике, понимание ее значимости в современном обществе.

Тип урока: урок – конкурс.

Метод проведения: проблемно-поисковый

Оснащение: оборудование компьютерного класса, мультимедийный проектор, плакаты, кроссворд, карточки – задания;

ПСПО Школьный , клавиатурный тренажер, графический редактор paint, офисный пакет OpenOffice.org(MS), файлы с заданиями, презентация «Конкурс знатоков»,  протокол конкурса.

МПС:        Физика, математика, русский язык, история.

Основы информатики и вычислительной техники,

 Программное обеспечение ПЭВМ.

ВПС: Темы:  «Первоначальное знакомство с ЭВМ»,

 «Стандартные приложения OC WINDOWS»,

 «Программное обеспечение ЭВМ»,

«Операционная система Windows»,

 

 

 

Список литературы  и Интернет-ресурсов.

1.     С.В. Киселев «Оператор ЭВМ», Изд. дом Академия, 2007.

2.     Угринович. Н.Д. «Информатика и информационные технологии». Учебник для 10-11 классов.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

3.     Угринович Н.Д. «Практикум по информационным технологиям».- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.

4.     Ю. Шафрин «Информационные технологии»; ч.1; Учебник для средней школы, 10-11 классы. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

5.     Ю. Шафрин «Информационные технологии»; ч.2: Учебник для средней школы, 10-11 классы. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005

6.     Линукс Юниор: книга для учителя / В.Б. Волков — М.: ALT Linux; Издательство ДМК Пресс, 2010 — 362 с.

7.     Операционная система Linux: курс лекций: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям в области информ. технологий / Г.В. Курячий, К.А. Маслинский. - М.: Интернет-Ун-т Информ. Технологий, 2010. - 348 с.

8.     Березина Н.М. Самоучитель быстрого и правильного набора на компьютере. Экспресс-курс: 23 этюда на клавиатуре. - М: ОЛМА-ПРЕСС; ОЛМА Медиа.

9.     http://www.metod-kopilka.ru

10.                       http://www.openclass.ru/

11.                       http://school-db.informika.ru

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konkursa_pechat.doc326 КБ

Предварительный просмотр:

План

Урока-конкурса «Компьютерный турнир».

 Конкурс профессионального мастерства «Компьютерный турнир».

Цели урока: 1) закрепить и проконтролировать навыки работы на ПК; в командной оболочке операционной системы WINDOWS; в среде MS Power Point;

        2) развивать познавательную активность, логическое и творческое мышление при поиске решения поставленной проблемы, развивать профессиональные навыки – внимательность, наблюдательность, аккуратность, умение работать в команде.

3) прививать интерес и любовь к информатике, понимание ее значимости в современном обществе.

Тип урока: урок – конкурс.

Метод проведения: проблемно-поисковый

Оснащение: оборудование компьютерного класса, мультимедийный проектор, плакаты, кроссворд, карточки – задания;

ПСПО Школьный , клавиатурный тренажер, графический редактор paint, офисный пакет OpenOffice.org(MS), файлы с заданиями, презентация «Конкурс знатоков»,  протокол конкурса.

МПС:          Физика, математика, русский язык, история.

Основы информатики и вычислительной техники,

 Программное обеспечение ПЭВМ.

ВПС: Темы:  «Первоначальное знакомство с ЭВМ»,

 «Стандартные приложения OC WINDOWS»,

 «Программное обеспечение ЭВМ»,

«Операционная система Windows»,

Список литературы  и Интернет-ресурсов.

  1. С.В. Киселев «Оператор ЭВМ», Изд. дом Академия, 2007.
  2. Угринович. Н.Д. «Информатика и информационные технологии». Учебник для 10-11 классов.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
  3. Угринович Н.Д. «Практикум по информационным технологиям».- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
  4. Ю. Шафрин «Информационные технологии»; ч.1; Учебник для средней школы, 10-11 классы. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
  5. Ю. Шафрин «Информационные технологии»; ч.2: Учебник для средней школы, 10-11 классы. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005
  6. Линукс Юниор: книга для учителя / В.Б. Волков — М.: ALT Linux; Издательство ДМК Пресс, 2010 — 362 с.
  7. Операционная система Linux: курс лекций: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям в области информ. технологий / Г.В. Курячий, К.А. Маслинский. - М.: Интернет-Ун-т Информ. Технологий, 2010. - 348 с.
  8. Березина Н.М. Самоучитель быстрого и правильного набора на компьютере. Экспресс-курс: 23 этюда на клавиатуре. - М: ОЛМА-ПРЕСС; ОЛМА Медиа.
  9. http://www.metod-kopilka.ru
  10. http://www.openclass.ru/
  11. http://school-db.informika.ru

Ход урока.

Наименование структурного элемента урока.

Деятельность мастера

Деятельность учащегося.

Время.

I.Организационный момент.

Проверка учащихся к уроку:

  1. явка учащихся;
  2. готовность команд;
  3. представление гостей.

Проверяю готовность учащихся к конкурсу. Предлагаю капитанам доложить о готовности команд


Занимают места, готовятся к занятию. Доклад капитанов команд о готовности

2 мин

II. Вводный инструктаж

Конкурс «Компьютерный турнир».


  1. Вводная мотивация.

Рассказываю о традиции колледжа, представляю команды и капитанов, судей конкурса, счетную группу.

Говорю о значении конкурса, о его целях и задачах.

Слушают.

45 мин.



3 мин.

I этап. «Смотр команд».

Представление команд:

  1. название команды,
  2. эмблемы
  3. девиз.

Максимальная оценка – 3 балла.

Предлагаю командам представиться:

  1. название команды,
  2. эмблемы,


Жюри  оценить готовность команд

Команды называют свое название, отдают в жюри образец эмблемы.

Счетная группа заносит баллы в протокол.

5 мин.

II этап.

«Тестирование команд»

Оценка: 1 правильный ответ -1 балл.

Предлагаю членам команды за 2 мин  ответить на максимальное количество вопросов. Арбитрам отмечать правильные ответы

Отвечают на вопросы.

Судьи следят за счетом и передают результаты в счетную группу

Счетная группа заносит баллы в протокол.

5 мин

III этап. Эстафета (по 2 человека от команды)

 «Собери компьютер сам!» и «Оператор ПК»

  1. правильно собрать системный блок;
  2. Назвать все устройства системного блока, а так же шины;

1) Переустановить ОС Windows

Оценка: 5б + 1б за время -   1б за ошибку.

Конкурс болельщиков «Компьютерные ассоциации».

Оценка: 1 балл – 1 слово.


Предлагаю участникам занять рабочие места за отведенным командам ПК и поочередно выполнить задания.
















Болельщикам предлагаю разгадать кроссворд «Компьютерные ассоциации».


На рабочих местах участники выполняют свой этап эстафеты.


Арбитры следят за выполнением работы и по окончании проверяют правильность, подсчитывают ошибки. Результаты передают в счетную группу.


Счетная группа заносит баллы в протокол.




Болельщики разгадывают кроссворд.

Жюри подсчитывает правильные ответы


10-20 мин

IV этап.  

« Залог успеха - скорость».

В приложении Клавиатурный тренажер – клавиатурном тренажере  выполнить задание по отработке клавиатурных навыков.

Оценка: 1 балл за лучшее время + 1 балл за командную победу.

Конкурс болельщиков «Закодированное послание».

Оценка: 1 балл – 1 число.

Предлагаю 5 участникам от команды в приложении Ktouch  выполнить задание по отработке клавиатурных навыков: напечатать упражнение Успех, расположенное в папке Турнир на Рабочем столе

Болельщикам предлагаю конкурс «Закодированное послание»: расшифровать в тексте двоичные числа, переводя их в десятичную систему счисления.

Участники на рабочих местах запускают  приложение Ktouch, открывают упражнение Успех,  выполняют задание на скорость печати.




Болельщики расшифровывают текст.

Судьи следят за ходом этапа, фиксируют результат


5 мин

Физкультминутка.

Домашнее задание 1-ой  и 2-ой команды.

Гимнастика для  усталых глаз

Говорю о соблюдении режима работы за компьютером.

Предлагаю командам провести гимнастику для глаз и снятия мышечной усталости.

Члены команд проводят для всех участников турнира физкульминутку.

Счетная группа выводит на экран протокол конкурса

3 мин

V этап.

«Весеннее настроение»

Конкурс поэтов и художников.


Максимальная оценка: 

5 баллов.

Представителям команд – «поэтам» (2 чел) даю задание сочинить стихи, используя предложенные рифмы (буриме) и оформить их в тестовом редакторе OpenOffice.org Writer

Результат сохранить

Команды разбиваются на группы – «художники» и «поэты».

Сочиняют стихи, записывают их в текстовом редакторе OpenOffice.org Writer, сохраняют в user/Мои документы/Стихи/ Турнир

10 мин





Максимальная оценка: 5 баллов.

Представителям команд – «художникам» (1 чел) даю задание создать иллюстрацию в графическом редакторе KPaint к стихам, сочиненным поэтами.

Результат сохранить

«Художники» создают иллюстрацию в графическом редакторе KPaint, сохраняют в home/student/Desktop/ Турнир

Судьи проверяют правильность сохранения.


III. Подведение итогов вводного инструктажа


Подведение итогов конкурса.

Награждение победителей.


Заключительная мотивация

  1. Предлагаю жюри огласить результаты команд;
  2. объявляю и поздравляю победителей;
  3. благодарю за помощь в подготовке и проведении конкурса членов экспертной и счетной группы

Жюри оглашает результаты конкурса.


Счетная группа выводит на экран протокол конкурса


3 мин

Конспект урока.

По традиции нашей школы у нас проходят предметные недели. В рамках  недели информатики в классах проводятся конкурсы  и деловые игры.  На таких уроках у учащихся есть возможность показать навыки, которые они освоили за время обучения. Сегодня такой конкурс проводится  у нас в 10 – 11 классах. Вы за время обучения в нашей школе усвоили достаточно профессиональных навыков: работа с ОС в командной оболочке, с приложениями графическим редактором, текстовым процессором, операции с файлами и каталогами,  получили первоначальные навыки программирования. На уроке вы сможете проявить свои умения и навыки в нестандартных ситуациях, в режиме соревнования, игры.

Участвуют команды от двух бригад.

  1. Капитаны:         1 команды –
  2.                           2 команды –

Судьи конкурса: - учащиеся    класса

Секретарь: - .

        Болельщики, у вас тоже будет возможность потрудиться для победы своих команд. Будьте готовы.

         

          Конкурс называется «Компьютерный турнир». На турнирах от средних веков до наших дней участники отстаивали право называться лучшими в своем деле. На нашем турнире вы должны показать свои умения и навыки работы на компьютере в различных программах, доказать, что вы – лучшие.

        Таблица результатов конкурса будет проецироваться на экран

Желаю вам успеха!

I этап «Смотр команд»(5 мин.)

Приобретая ПК и впервые знакомясь с ним, мы стараемся прочитать его технический паспорт, узнать о его составляющих и основных характеристиках.

И конкурс начинаем со знакомства с командами.

Максимальная оценка-3 балла.

Команды по очереди представляются:

Название первой  команды.

Девиз команды:

Название второй команды  

Девиз команды

Судьи передайте протоколы в счетную группу.

   

II  этап «Тестирование команд »(10 мин.)

Мы впервые включаем компьютер, и видим на темном экране, мелькают какие-то надписи. Сейчас мы знаем, что идет тестирование системы, дисков, стартуют определенные сервисы.  Проверяется готовность устройств ПК к работе.

      И мы сейчас проведем тестирование  команд:

«Дальше, дальше» - за 2 мин. Нужно ответить на большее количество вопросов (1 балл за ответ);

III этап Эстафета «С компьютером на ты!» (10 мин.)

Выходя на поединок средневековые рыцари говорили своим противникам – Иду на ВЫ! Этот этап называется «С компьютером на ты!»

От каждой команды нужно 2 человека. Первые подходят к столу с системными блоками, вторые садятся за рабочие места. Задача первых собрать безошибочно системный блок. Учитывается время и правильность сборки. Результат оценивается по нескольким критериям. В процессе сборки требуется правильно указать название элементов, из которых состоит системный блок. Задача вторых установить ПРАВИЛЬНО операционную систему на ноутбук. Учитывается время и правильность установки.

Оценка: 5 баллов + 1 балл за лучшее время – 1 балл за ошибку.

  Пока команды работают, болельщики должны разгадать кроссворд «Компьютерные ассоциации». Вы можете принести своим командам максимум 21 балл (1 балл – 1 слово).

Желаю успеха!

IV этап «Залог успеха  - скорость» ( 5 мин.)

Для того чтобы правильно  и быстро общаться  с ПК, отдавая ему команды, или грамотно и быстро напечатать нужный текст, заполнить документ, пользователю необходимо  знать клавиатуру  ПК и владеть навыками  скоростной печати. Командам предлагается выполнить задание на владение навыками  клавиатурной  - печати  «вслепую». Запустите клавиатурный тренажер Ktouch. Откройте из папки Турнир на Рабочем столе файл успех. По моей команде приступайте к набору предложенного текста. Время засекается по последнему завершившему задание.

Оценка: 1 бал  за лучшее время + 1 бал за командную победу.

Пока команда  готовится к конкурсу, задание для болельщиков: «Человек  учится считать с помощью 10  пальцев. ЭВМ  считает  с помощью  0 и 1» Конкурс болельщиков посвящен  двоичной системе  счисления. Эпиграфом к нему  послужат слова  немецкого  математика  Лейбница «Чтобы  вывести из  ничтожества все, достаточно  единицы». Вам  необходимо расшифровать  текст, заменив  в нем  двоичные числа  десятичными.

Оценка: 1 балл – 1 число       

Команды готовы начать соревнование.

На старт. Внимание. Марш.

Команды завершают задание. Судьи подводят итог конкурса

Физкультминутка (5 мин)

Работа на компьютере требует соблюдения правил охраны труда и техники безопасности, правильного чередования труда и отдыха.

Физкультминутку для снятия усталости и напряжения глаз проводят представители 1-ой команды  и 2- ой команды по очереди.Все участники выполняют упражнения.

Жюри и счетная комиссия объявите, пожалуйста, текущие итоги прошедших этапов. (На экран проецируется Протокол конкурса)

Следующие этапы нашего конкурса будут проходить одновременно. Сейчас послушайте задания каждого из этапов.

V этап. Весеннее настроение (20 мин.)

Далее мы знакомимся с различными  возможностями ПК. С удивлением  узнаем, что  он не только считает, но можно в нем создать  любой   текст, нарисовать  с его помощью  картину, сочинить музыку, сделать мультфильм  и даже  художественный  фильм.

        Я предлагаю командам с помощью ПК создать стихи и иллюстрацию к ним. Тема «Весеннее настроение». Оформить ваши «произведения» в текстовом процессоре   и графическом редакторе Paint. 

Максимальная оценка: 5 баллов «поэтам»+ 5 баллов «художникам».

        Для болельщиков задание связано тоже со словотворчеством: из слова КОМПЬЮТЕР составить как можно больше новых слов.

 Оценка: число букв в самом длинном слове + 1 балл за большее количество слов.

Подведение итогов.

         Судьи закончили свою работу. Пока счетная группа подводит окончательный итог, я хочу отметить сегодняшнюю работу участников: капитанов команд ….., самого быстрого «печатника»…, художников…,

поэтов…, активных болельщиков….

 Главный судья объявит итог Турнира. На экран проецируется протокол с выставленными и подсчитанными баллами.

Награждение победителей.

         Хочу поблагодарить за оказанную помощь в подготовке, оформлении и проведении конкурса членов экспертной и счетной групп.

    Вы все сегодня показали свои знания, умения и навыки работы на ПК, получили право называться лучшими.

 Приложения.

II этап.

Вопросы 1:

1.Гибкий магнитный диск?

2.Устройство ввода информации и мелкий грызун?

3.Устройство вывода информации на бумагу?

4.Способ и средства общения пользователя и ПК?

5.Общее название принтера и монитора?

6.Физическое представление информации в ЭВМ?

7.Эталонная единица измерения информации?

8.Именованная область памяти на физическом носителе для хранения информации?

9.Графическое изображение файловой структуры?

10. Логотип ОС Linux.

11.Графическая среда ОС Linux?

12.Единица информации равная 1024 байтом?

13.Символ, заменяющий в шаблоне имени файла любое количество символов?

14.Метка на экране, показывающая место для следующего символа?

15.Фамилия французского физика и языка программирования?

16.Сетка из пикселей, характеризующая возможности графического экрана?

17.Простейшие фигуры графического редактора?

18.Программы, обеспечивающие подключение и работу оборудования ПК?

19.Страница в Интернете, место в информационном пространстве?

20.Микросхема и герой мультфильма Диснея?

Ответы:

1.Дискета

2.Мышь

3.Принтер

4.Интерфейс

5.Устройства вывода

6.Электрические сигналы

7.Бит

8.Файл

9.Дерево

10.Пингвин

11.KDE

12.Килобайт

13.*- звездочка

14.Курсор

15.Паскаль

16.Растр

17.Графические примитивы

18.Драйверы

19.Сайт

20.Чип

ВОПРОСЫ 2:

  1. Начинающий пользователь и кухонная посуда?
  2. Устройство ввода информации и часть музыкального инструмента?
  3. Устройство ввода изображения с бумаги?
  4. Базовая система ввода-вывода?
  5. Экран монитора.
  6. Представление информации в виде последовательности 0 и 1?
  7. Единица информации равная 8 битам?
  8. Элемент файлов структуры, содержащий файлы?
  9. Дерево, которое растет в памяти ПК?
  10. Имя Гейтса?
  11. Программа-переводчик с языка программирования в машинный код?
  12. Нота и язык программирования?
  13. Символ, заменяющий  в шаблоне имена файлов один символ?
  14. Минимальный элемент графического изображения, светящаяся точка?
  15. Имя первой женщины-программиста и язык программирования?
  16. Название свободной операционной системы.
  17. Из каких цветов состоит пиксель на цветном дисплее?
  18. Внешние команды ОС, выполняющие сервисные функции?
  19. Всемирная компьютерная сеть?
  20. Знак  электронной почты и домашнее животное-друг человека?

ОТВЕТЫ:

  1. Чайник
  2. Клавиатура
  3. Сканер
  4. Bios
  5. Дисплей
  6. Двоичный код
  7. Байт
  8. Каталог
  9. Дерево папок или каталогов
  10. Билл
  11. Транслятор
  12. СИ
  13. ?- знак вопроса
  14. Пиксель
  15. Ада
  16. Linux
  17. Красный, зеленый, синий
  18. Утилиты
  19. Интернет
  20. Собака

III этап.

Эстафета

«С  компьютером  на  ты!»

IV этап

 «Залог успеха – скорость»

Задание

Запустить клавиатурный тренажер Ktouch. Открыть из папки home/student/Desktop/Турнир текстовый файл «успех».  Набрать предложенный текст.

Во времена Пушкина писали гусиными перьями.

Во времена Ильфа и Петрова авторучками.

Новое поколение выбирает компьютер.

V этап.

«Весеннее настроение»

Поэтам: Сложить стихи, используя предложенные рифмы.

ЭВМ…проблем;                                    Ручьи … лучи;

Интернет…свет;                        Человек ... XXI век

Солнце … оконце                                Игра…пора.

Записать стихи в текстовом процессоре OpenOffice.org Writer

Сохранить документ в папке  home/student/Desktop/Турнир под именем Стихи1(2).

Художникам: в графическом редакторе Paint создать иллюстрацию к стихам, сочиненным поэтами.

Сохранить документ в папке  home/student/Desktop/Турнир под именем Рисунок1(2).

Образец выполненного задания.

Я оператор ЭВМ, и нету у меня проблем!!

Я включаю комп и солнца свет: о, боже,  это Интернет!!!!

Сейчас я буду там играть и всё ручьями заливать=)))

Вот это  21 век, я современный человек !!!

Конкурс  болельщиков

«Закодированное послание»

Расшифруйте  текст, заменив  двоичные  числа  десятичными:

«Ещё  в  младших  классах  он  проявлял  себя  весьма   смышленым мальчиком.  С  задачами, которые  сверстники  решали  полчаса,  он справлялся  за  какие-то  101-110 (….) минут. Одаренный  недюжинным  умом  и  неиссякаемой  энергией,  этот  счастливец  закончил  ВУЗ  на  1 (…) год  раньше  срока,  за  11  лет  (…),  и  в  возрасте  10100 (…) лет  возглавил  компьютерный  центр  института»

Конкурс болельщиков «Закодированное послание»

Эталон

Расшифруйте  текст, заменив  двоичные  числа  десятичными:

«Ещё  в  младших  классах  он  проявлял  себя  весьма   смышленым мальчиком.  С  задачами, которые  сверстники  решали  полчаса,  он справлялся  за  какие-то  101-110 (5-6) минут. Одаренный  недюжинным  умом  и  неиссякаемой  энергией,  этот  счастливец  закончил  ВУЗ  на  1 (1) год  раньше  срока,  за  11  лет  (3 года),  и  в  возрасте  10100 (20) лет  возглавил  компьютерный  центр  института» Кроссворд «Компьютерные ассоциации»

Для того чтобы отгадать кроссворд, вы должны закончить предложенные фразы.

По горизонтали:


  1. Системный…
  2. Десятичная система…
  3. Манипулятор…
  4. Операционная…
  5. Компьютерная…
  6. Персональный…
  7. Оперативная…
  8. Командный…
  9. Текстовый…
  10. Оператор…
  11. Материнская...

По вертикали:


     3.Контекстное…

     12.Программное…

     13.Компьютерный…

     14.Жесткий…

  1. Клавиатурный…
  2. Графический…
  3. Стандартное…
  4. Звуковая…
  5. Рабочий…
  6. Двоичный…

Эталон кроссворда «Компьютерные ассоциации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Турнир смекалистых"

Для успешного изучения любого школьного предмета необходимо, чтобы у учащихся был интерес к нему, а интерес создается в процессе совместного труда учителя в ходе урока и во внеурочное время. Одним из ...

Сценарий праздника "Рыцарский турнир" (к 23 февраля)

Сценарий праздника к 23 февраля для учащихся 4-5 классов....

Рыцарский турнир

Рыцарский турнир...

Турнир знатоков английской литературы

Задания для турнира знатоков английской литературы в 5-7 классах...

Турнир богатырей

Турнир богатырей посвящен 23 февраля...

Учебный фильм "Рыцарский турнир короля Рене" и "Виртуальный музей средневековой книги. Король Рене. Книга турниров"

Сноска на фильм - "Рыцарский турнир короля Рене"(Примечания - я монтировал фильм в моло распространенной программе Serif, как выяснилось в процессе монтажа, программа практически не работает с к...

"Турнир смекалистых" математический турнир для 5-6 классов

турнир для любителей математике, можно проводить на неделе математики, внеклассное мероприятие по математике...


 

Комментарии

Комкова Алёна Игоревна

Урок к неделе информатики