ТБ в кабинете информатики. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Левщанова Татьяна Михайловна

 

Урок1. Техника безопасности в кабинете информатики. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx860.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №1. Техника безопасности в кабинете информатики. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители.

Цели урока:

  • помочь учащимся получить представление о технике безопасности в кабинете информатики, алгоритме и его формальном исполнении, свойствах алгоритма и его исполнителях;
  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
  • развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:

доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:

1. Орг. момент. (1 мин)

2. Проверка знаний. (5 мин)

3. Теоретическая часть. (15 мин)

4. Практическая часть. (15 мин)

5. Д/з (2 мин)

6. Вопросы учеников. (5 мин)

7. Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

1. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

2. Проверка знаний.

Опрос по теме , ответы на вопросы стр.

  1. 3.Теоретическая часть. ТБ

На предыдущих уроках мы изучали структуру и назначение устройств, из которых состоит компьютер, попытались выяснить, как представляется информация в ЭВМ. Но нами не был затронут самый важный вопрос: каким образом на ЭВМ удается решать различные сложные задачи, если она умеет выполнять лишь простейшие операции?

Главная особенность всех вычислений машины состоит в том, что в основе ее работы лежит программный принцип управления. Это означает, что для решения как самой простой, так и самой сложной задачи пользователю необходимо использовать перечень инструкций или команд, следуя которым шаг за шагом ЭВМ выдаст необходимый результат.

Таким образом, для того, чтобы решать задачу на ЭВМ, ее необходимо сначала, как говорят, алгоритмизировать. Именно алгоритмический принцип и лежит в основе работы всех ЭВМ.

Не нужно думать, что изучение и построение алгоритмов понадобится только тем, учащимся, которые изберут профессию программистов. Умение выделять алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы - очень важно для человека любой профессии.

Понятие алгоритма ценно не только практическим использованием, оно имеет также важное общеобразовательное и мировоззренческое значение. Навыки алгоритмического мышления способствуют: формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются: целеустремленность и сосредоточенность, объективность и точность, логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий, умение четко и лаконично выражать свои мысли, правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения, быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.

Понятие алгоритма не есть для нас что-то новое и необычное. Встречаются они в нашей повседневной жизни почти на каждом шагу. Так, утром мама перед вашим уходом в школу дает вам такую инструкцию: "Когда придешь со школы, сразу пообедай и не забудь вымыть посуду. После этого подмети пол, купи в магазине молоко и хлеб. Сделав покупки, погуляй часок и начинай выполнять домашнее задание".

Эта инструкция состоит из последовательности отдельных указаний, которые определяют ваше поведение. Это и есть - алгоритм.

Каждый из нас, не задумываясь, ежедневно использует сотни различных алгоритмов. Например, правила сложения, вычитания, деления, умножения чисел; правила преобразования алгебраических выражений; грамматические правила правописания слов и предложений, а также различные инструкции и правила, рецепты и указания - все это алгоритмы.

Для приготовления омлета с сыром можно руководствоваться следующей последовательностью действий:

50 г мякоти белого хлеба намочить в 3 столовых ложках молока и размять

разбить в эту смесь 3 яйца, и все это хорошо взбить лежкой;

всыпать сюда 50 г тертого сыра посолить, перемешать и вылит на горячую сковороду с 1 столовой лож кой масла жарить на сильном огне, слегка помешивая.

Приведенный рецепт тоже относится к алгоритмам.

Много примеров алгоритмов имеется в школьных предметах. Но боле всего таких примеров в школьном курсе математики. Это и понятно: ведь математика и занимается, по существу, изучением различных алгоритмов и созданием новых.

Название "алгоритм" произошло от латинской формы имени величайшего среднеазиатского математика Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (Alhorithmi), жившего в 783—850 гг. В своей книге "Об индийском счете" он изложил правила записи натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действий над ними "столбиком", знакомые теперь каждому школьнику. В XII веке эта книга была переведена на латынь и получила широкое распространение в Европе.

Алгоpитм — заранее заданное понятное и точное пpедписание возможному исполнителю совеpшить определенную последовательность действий для получения решения задачи за конечное число шагов

Исполнитель алгоритма — это некоторая абстрактная или реальная (техническая, биологическая или биотехническая) система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом.

Исполнителя хаpактеpизуют:

  • среда;
  • элементарные действия;
  • система команд;
  • отказы.

Сpеда (или обстановка) — это "место обитания" исполнителя.  

Система команд. Каждый исполнитель может выполнять команды только из некотоpого стpого заданного списка — системы команд исполнителя. Для каждой команды должны быть заданы условия пpименимости (в каких состояниях сpеды может быть выполнена команда) и описаны pезультаты выполнения команды.

После вызова команды исполнитель совершает соответствующее элементарное действие.

Отказы исполнителя возникают, если команда вызывается пpи недопустимом для нее состоянии сpеды.

Обычно исполнитель ничего не знает о цели алгоpитма. Он выполняет все полученные команды, не задавая вопросов "почему" и "зачем".

В информатике универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.

Примеры исполнителей.

  1. Исполнитель «Робот».

Среда обитания клетчатое поле со стенами. Система команд :вверх, вниз, вправо,влево, закрасить. Элементарные действия закрашивает клетки на поле.         

  1. Исполнитель «Чертежник».

Среда обитания бесконечное клетчатое поле . Система команд :поднять перо ,опустить перо, сместиться на вектор, сместиться в точку. Элементарные действия создает рисунки.         

  1. Исполнитель «Квадратор», «Утроитель»,  «Умножитель» и т.д.

Среда обитания экран монитора. Система команд :1.возвести в квадрат, 2.прибавить 1.() Элементарные действия -действия с числами.         

Основные свойства алгоритмов следующие:

1.   Понятность для исполнителя — исполнитель алгоритма должен понимать, как его выполнять. Иными словами, имея алгоритм и произвольный вариант исходных данных, исполнитель должен знать, как надо действовать для выполнения этого алгоритма.

2.   Дискpетность (прерывность, раздельность) — алгоpитм должен пpедставлять пpоцесс pешения задачи как последовательное выполнение пpостых (или pанее опpеделенных) шагов (этапов).

3.   Опpеделенность — каждое пpавило алгоpитма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для пpоизвола. Благодаpя этому свойству выполнение алгоpитма носит механический хаpактеp и не тpебует никаких дополнительных указаний или сведений о pешаемой задаче.

4.   Pезультативность (или конечность) состоит в том, что за конечное число шагов алгоpитм либо должен пpиводить к pешению задачи, либо после конечного числа шагов останавливаться из-за невозможности получить решение с выдачей соответствующего сообщения, либо неограниченно продолжаться в течение времени, отведенного для исполнения алгоритма, с выдачей промежуточных результатов.

5.   Массовость означает, что алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, т.е. он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными. Пpи этом исходные данные могут выбиваться из некоторой области, которая называется областью применимости алгоритма.

На практике наиболее распространены следующие формы представления алгоритмов:

  • словесная (запись на естественном языке);
  • графическая (изображения из графических символов);
  • псевдокоды (полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.);
  • программная (тексты на языках программирования).

  • Словесный способ записи алгоритмов представляет собой описание последовательных этапов обработки данных. Алгоритм задается в произвольном изложении на естественном языке.

При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой.

Псевдокод представляет собой систему обозначений и правил, предназначенную для единообразной записи алгоритмов. Примером псевдокода является школьный алгоритмический язык в русской нотации (школьный АЯ), описанный в учебнике А.Г. Кушниренко и др. "Основы информатики и вычислительной техники", 1991. Этот язык в дальнейшем мы будем называть просто "алгоритмический язык".

Основные служебные слова

алг (алгоритм)

сим (символьный)

дано

для

да

арг (аргумент)

лит (литерный)

надо

от

нет

рез (результат)

лог (логический)

если

до

при

нач (начало)

таб(таблица)

то

знач          

выбор

кон (конец)

нц (начало цикла)

иначе

и

ввод

цел (целый)

кц (конец цикла)

все

или

вывод

вещ (вещественный)

длин (длина)

пока          

не

утв

Общий вид алгоритма:

Паскаль

алг название алгоритма (аргументы и результаты)

   дано условия применимости алгоритма

   надо цель выполнения алгоритма

 нач описание промежуточных величин

 |   последовательность команд (тело алгоритма)

 кон

Program Name;{ название программы без пробелов }

  { разделы описаний  записываются по мере надобности }

   Uses- раздел объявления модулей;                

   label- раздел описания меток;

   const- раздел описания констант;

   type- раздел описания нестандартных типов;

   var        - раздел описания переменных (используется чаще всего);

   function        - раздел описания функций;

   procedure- раздел описания процедур;

{ основная программа }

Begin

   { тело основной программы }

   Readkey; или Readln;   - ожидание нажатия клавиши (Enter) для просмотра результата.

End.

4. Практическая часть.

Задание №1. Учебник А.Г. Кушнеренко, « Основы информатики  и ВТ»  стр.32-35.

Исполнитель « Чертежник».

Чертежник – предназначен для построения рисунков, чертежей, графиков и т.д. на бесконечном листе бумаги.

4 команды:

Поднять перо

Опустить перо

Сместится в точку ( арг вещ х, y)

Сместится на вектор ( арг вещ х, y)

Разбор примера буква М

Задание №2.

5. Домашнее задание:

1.Выучить конспект.

2. Угринович Н.Д. Информатика и ИТ. Учебник для 9класса.§4.1.1,Стр.105-108.

3.Ответить на вопросы стр.105-108

6.Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

7.Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм и его формальное исполнение

Алгоритм и его формальное исполнение...

Алгоритм и его формальное исполнение

Конспект для 9 класс, учебник Н.Д. Угринович....

Алгоритм и его формальное исполнение

Презентация расчитана для 9 класса. В данной презентации учащиеся познакомятся с понятием алгоритма и его свойствами....

Алгоритм и его формальное исполнение

Алгоритм – это предназначенное для конкретного исполнителя точное описание последовательности действий, направленных на решение поставленной задачи.Формальное исполнение алгоритма. Из приведённых выше...

урок на тему: Алгоритм и его формальное исполнение

урок на тему: Алгоритм и его формальное исполнение...

Конспект урока по информатике по теме "Алгоритм и его формальное исполнение"

ввести понятие «алгоритм», разобрать свойства алгоритма....