Конспект урока по информатике по теме "Алгоритм и его формальное исполнение"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Кальченко Константин Викторович

 ввести понятие «алгоритм», разобрать свойства алгоритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_9_klass.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старокрымский учебно-воспитательный комплекс №3

«Школа-лицей»» Кировского района Республики Крым

ОГРН 1149102176211 ИНН 9108117219

297345,Республика Крым, Кировский район, г. Старый Крым, ул.П.Ларишкина,1

тел 5-10-53, 5-47-24, Е-mail: stkuvk3@ yandex.ru

Учителя информатики Кальченко К.В.

Конспект урока по информатике

Тема: Алгоритм и его формальное исполнение

Цели: ввести понятие «алгоритм», разобрать свойства алгоритма.

Требования к знаниям и умениям:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • основные свойства алгоритма;        
  • исполнители алгоритмов: формальные и неформальные;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя.

УУД:

Регулятивные УУД:

  • умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему.

Личностные УУД:

  • формирование навыков самоорганизации;
  • развитие логического мышления.

Познавательные  УУД:

  • развитие познавательной активности;
  • развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;
  • умение кратко формулировать мысль;
  • умение обрабатывать информацию и делать вывод.

Коммуникативные УУД: 

  • планирование учебного сотрудничества между учителем и сверстниками;
  •  учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Оборудование: доска, компьютер, инструкции по ТБ в компьютерном классе.

Тип урока: урок новых знаний.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка целей урока

Вы уже знаете множество областей применения компьютера. Это обработка текстов, графики, передача и получение информации, создание справочников, произведение расчетов. Еще одно из важнейших направлений применения компьютеров - управление. Управление объектами происходит по алгоритму. Изучению этого раздела мы и посвятим следующие уроки.

III. Объяснение нового материала

(С помощью демонстрации «Алгоритм» показать примеры алгоритмов, исполнителей алгоритмов: формальные и неформальные, свойства алгоритма, примеры для определения набора исходных данных алгоритма.)

В 1948 г. в США и Европе вышла книга Норберта Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». С этого момента начали говорить о новой науке — кибернетике. Кибернетика — это наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах. Управление — это целенаправленное воздействие одних объектов (управляющих) на другие объекты — управляемые. Все управляющие воздействия производятся в форме команд. Команды отдаются с определенной целью. Последовательность команд по управлению объектом, выполнение которых приводит к достижению заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления. Объект управления — исполнитель алгоритма.

Задание 1.

  1. Кто играет роль управляющего и исполнителя в следующих системах: школа, класс, самолет, стая волков, стадо коров? (Администрация — коллектив, учащиеся; учитель — ученики; пилот — самолетстюардессы — пассажиры; вожак — остальные волки; пастух — коровы.)
  2. Для этих систем назовите некоторые команды управления и скажите, в какой форме их отдают.

Слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося средневекового математика Мухаммеда ибн Мусы аль-Хорезми (787—850). Он предложил приемы вычисления с многозначными числами, в Европе их назвали алгоритмами. Позже понятие «алгоритм» значительно расширилось.

Исполнитель алгоритма. Это может быть человек или живое существо (неформальный исполнитель, т. е. он может отойти от заранее продуманного плана), или техническое устройство (формальный исполнитель не вносит элементов творчества в выполнение). Каждый исполнитель понимает свой набор команд — система команд исполнителя СКИ.

Задание 2. Назовите исполнителей следующих видов работы: уборка мусора во дворе; перевозка пассажиров; выдача заработной платы; прием экзамена; сдача экзамена; обучение детей в школе. Продумайте их СКИ.

Свойства алгоритма.

  1. Дискретность — процесс решения задачи разбит на последовательно выполняемые шаги.
  2. Понятность - алгоритм должен состоять из команд, понятных исполнителю, которые входят в его СКИ.
  3. Точность (выполнимость) — каждая команда определяет однозначно действия исполнителя.
  4. Конечность - исполнение алгоритма должно завершаться за конечное число шагов.
  5. Результативность — исполнение алгоритма должно приводить к конкретному результату.
  6. Массовость - один и тот же алгоритм можно применять к большому количеству исходных данных.
  7. Детерминированность - последовательность команд алгоритма должна выполняться строго в определенной последовательности.
  8. Понятность — команды в алгоритме должны быть написаны на понятном исполнителю языке.

Еще один важный момент в теории алгоритмов: для успешного решения задачи исполнитель должен иметь полный набор исходных данных. Если исходных данных не хватает, то задачу совсем нельзя решить, либо она решается неверно.

Язык программирования — это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных. Программа — алгоритм, записанный на языке программирования. Иначе: алгоритм и программа не отличаются по содержанию, но отличаются по форме.

СКИ алгоритмического языка:

  1. алг Название алгоритма (решение задачи должно начаться с этой команды);
  2. нач Начало тела алгоритма;
  3. тело алгоритма, последовательность команд из СКИ;
  4. кон Конец тела алгоритма.

IV.Первичное закрепление. Выполните задание

Определите полный набор данных для решения следующих задач:

  1. вычисления стоимости покупок в магазине;
  2. определения времени показа по телевизору интересующего вас фильма;
  3. вычисления площади треугольника;
  4. определения месячной платы за расход электроэнергии;
  5. алгоритм письменно можно оформить с помощью блок- схем (используя графические примитивы), алгоритмического языка или на одном из языков программирования.

V. Подведение итогов урока, рефлексия

  • Что такое алгоритм?
  • Что такое исполнитель алгоритма?
  • Что такое СКИ?
  • Назовите основные свойства алгоритма.

VI.Домашнее задание

Написать алгоритм нахождения гипотенузы прямоугольного
треугольника, если известны его катеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока по информатике и ИКТ по теме: «Алгоритмизация и программирование»

 Школьная информатика в России начиналась с алгоритмизации и программирования, как с основной темы курса. Изучение раздела «Алгоритмизация и программирование», бесспорно, начинается ...

Конспект урока по информатике в 5 классе и презентация "Информация. Информатика. Компьютер.Техника безопасности и организация рабочего места".

Цель данного урока:1.познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;2. дать представление о понятии "информация",её видах,  о предмете "Информатика"....

Конспект урока по информатике на тему "Процедуры. Циклическое исполнение алгоритма. Оператор "Делать пока...""

Конспект урока по информатике на тему "Процедуры. Циклическое исполнение алгоритма. Оператор "Делать пока...""...

План-конспект урока по информатике в 8 классе Урок 8. Работа с таблицами. Редактор формул.

План-конспект урока по информатике в 8 классеУрок 8. Работа с таблицами. Редактор формул....

Конспект урока по информатике 5 класс Тема урока : «О чем говорит рисунок»

Конспект урокапо информатике 5 класс Тема урока :  «О чем говорит рисунок» Цель урока: продолжать формировать у учащихся умения работать в графическом редакторе Paint,  создавать сложные гра...

Конспект урока по информатике по теме "Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе"

Цели урока:научить правильно и безопасно организовывать своё рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия информации в живой и неживой природе, информатике;воспитание информацио...

Конспект урока по информатике 8 класс Тема урока: «Системы счисления» (Л. Л. Босова, А. Ю. Босова)

Цель: обеспечить усвоение знаний о системах счисления; формировать умение определять основание и алфавит систем счисления.Задачи:Научится преобразовывать основание и алфавит систем счисления, переходи...