Тематическое планирование курса информатики 8-9 класса
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) на тему

Аракчеева Татьяна Александровна

Планирование курса информатики для 8 -9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prim_plan_inf_8_-_9.rar39.97 КБ

Предварительный просмотр:

Одобрено на МО учителей школы

«Утверждаю»
директор школы
/Талипова Л.В.

Тематическое планирование по информатике в 8 -9 классах

Учитель
Аракчеева Т.А.

р.п. Новоспасское

2009 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников;

Учебно-тематический план изучения курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для 8-9 классов составлен на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Соответствует утвержденному Министерством образования РФ Стандарту среднего  общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» в основной школе.

Изучение курса «Информатика и ИКТ» рассчитано на 105 учебных часа. Курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год, 9 класс - 2 часа в неделю, 70  часов в год.

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника [1], [2]. Для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся используется задачник-практикум [3].

Количество часов:

8 класс: 35 часов, по 1 часу в неделю
9 класс: 70 часов, 2 часа в неделю

Программа:

Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8 – 9 классы). Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А. и др., 2007 г.

Учебники:

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2008 г.
  2.  Семакин И.Г., Залогова Л.А. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2008 г.
  3. Задачник – практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/ под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2006 г.

Литература для учителя:

  1. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8 – 9 классы). Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А. и др., 2007 г.
  2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
  3. Семакин И.Г., Залогова Л.А. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2008 г.
  4.  Семакин И.Г., Залогова Л.А. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2008 г.
  5. Задачник – практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/ под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2006 г.
  6. Семакин И.Г., Вараксин Г. С. Структуированный конспект базового курса. – М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2004 г.
  7. Семакин И.Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2005 г.
  8. Журнал «Информатика и образование».

Литература для учащихся:

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2008 г.

2. Семакин И.Г., Залогова Л.А. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2008 г.

  1. Задачник – практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/ под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2006 г.

График контрольных работ для 8 класса

Четверть

Примерные сроки

Тема

I

01.09-30.10

Тестирование по теме: «Человек и информация».

II

09.11-29.12

Тестирование по теме: «Первое знакомство с компьютером».

III

11.01-23.03

Тестирование по теме: «Текстовая информация и компьютер».

IV

01.04-25.05

Тестирование по теме: «Графическая информация. Мультимедиа»

IV

01.04-25.05

Итоговая работа  за курс 8 класса

Итого

с 01.09 по 25.05

5 к/р

График контрольных работ для 9 класса

Четверть

Примерные сроки

Тема

I

01.09-30.10

Тестирование по теме: «Сети»

I

01.09-30.10

Тестирование по теме: «Моделирование».

II

09.11-29.12

Тестирование по теме: «БД».

III

11.01-23.03

Тестирование по теме: «ЭТ».

III

11.01-23.03

Тестирование по теме: «Алгоритмы»

IV

01.04-25.05

Тестирование по теме: «Программирование»

IV

01.04-25.05

Итоговая работа

Итого

с 01.09 по 25.05

7 к/р

 

Примерное планирование курса информатики

8 класс (35 часов)

№ Ур. в теме

Тема занятия

Содержание

ЗУН

Методы обучения

Форма организации занятия

Форма организации познавательной деятельности

Контроль

Д/З

Доп. литература

Введение в предмет (1 час)

1

1

Введение в предмет. Техника безопасности.

Что изучает информатика. Понятие информации. Примеры. Вводный инструктаж по ТБ и правила поведения учащихся в компьютерном классе.

Знать: понятие информатики, информации, правила по технике безопасности.

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения нового материала.

Фронтальная

Введение

Стр.7-8

Человек и информация (4 ч. (3+1)

2

1

Информация и знания. Восприятие и представление информации.

Информация как знания человека. Информативность сообщения. Виды информации. Восприятие информации

Знать: связь между информацией и знаниями человека. функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки.

Уметь: приводить примеры информативных и неинформативных сообщений.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

Самоконтроль.

П. 1-2

3

2

Информационные процессы. Практическая работа «Знакомство с клавиатурой»

Сущность информационных процессов в живой природе, в деятельности человека, в технике.

Знать что такое инф. процессы, носители информации;

Уметь: приводить примеры инф. процессов из живой природы, техники, деятельности человека. Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал.

Уметь: пользоваться клавиатурой для ввода информации в ПК.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

Самоконтроль.

П.3

4

3

Предыстория информатики. Практическая работа «Приемы редактирования. Набор текста по образцу»

Историческое развитие процессов передачи, хранения и обработки информации.

Знать: как развивались исторически инф. процессы. Уметь: пользоваться клавиатурой для ввода текста; вводить заданный текст, редактировать его.

Знать: приемы редактирования текста

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала.

Фронтальная,  групповая

Конспект

5

4

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации.

Алфавитный подход к измерению информации, понятие байта, бита, и других единиц,  связь между ними.

Знать: определение информации в соответствии с алфавитным подходом, как определяется бит. Что такое байт, килобайт и т.д.

Уметь: измерять информационный объем текста в байтах; пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб).

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная

 Учитель

П.4

Первое знакомство с компьютером (6ч. (3+3)

6

1

Тестирование по теме: «Человек и информация».

Назначение и устройство ПК.

Практическая работа «Знакомство с комплектацией ПК»

Основные устройства компьютера, их назначение и взаимосвязь в процессе работы. Принципы фон Неймана.

Знать: Функцион. схему ЭВМ,

Назначение и принцип работы ЭВМ.

Уметь: включать и выключать ПК.

Объяснительно-иллюстративный.

Комбинированный

Индивидуаль-
ная, фронтальная.

Учитель

П. 5,7

7

2

Виды памяти ПК.

Основные характеристики ПК.

Структура памяти компьютера. Виды памяти. ОЗУ. Внешняя память компьютера. Основные носители информации. Свойства памяти.

Знать: структуру внутренней памяти, понятие адреса памяти, типы и свойства  памяти компьютера,  их важнейшие характеристики; характеристики ПК.

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная.

П. 6,8

8

3

Состав ПО. Функции ОС.

Понятие ПО. Классификация и назначение ПО. Правовая защита ПО и данных.

Операционная система, функции, назначения и состав ОС.  

Знать: основные виды ПО, назначения ОС; ее состав и основные функции.

Объяснительно-иллюстративный.

Комбинированный

Индивидуаль-
ная, фронтальная.

Взаимоконтроль

П. 9-10

9

4

Файлы и файловая структура. Практическая работа «Работа с файлами и папками»

Понятие файла (имя, тип). Файловая структура. Понятие каталога (папки). Иерархическая структура каталога. Путь к файлу.

Основные операции с файлами.  Копирование, переименование и удаление.

Знать:  понятия: файл, папка, каталог. Принципы организации информации на внешних носителях.

Уметь:  работать с папками (открыть, закрыть,  переименовать)  и файлами (открыть, закрыть, сохранить).

Знать:  понятия файл, папка, каталог, ОС

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный.

Урок изучения нового материала


Урок – практикум.

Фронтальная, индивидуальная

П. 11

10

5

Интерфейс ОС Windows. Практическая работа «Работа с окнами»

Интерфейс ОС.

Навыки включения и выключения ПК,   структурные элементы окна, работа с окнами ОС Windows

Уметь:  работать с «окнами» в ОС Windows.

Знать:  основные принципы работы в ОС.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала

Фронтальная, в группах.

Учитель.

П 11 стр.62-63

11

6

Состав и назначение основных устройств ПК. Практическая работа «Работа с дисками»

Устройство ввода: мышь, трекбол, световое перо, клавиатура и т.д.  Устройства вывода: монитор, принтер, графопостроитель,  колонки, сканер….

Работа с дискетой (поиск файлов на диске, проверка антивирусной программой и т.д.)

Знать:  типы и назначение устройств ввода - вывода назначение, характеристики и принцип действия.

Уметь: работать с носителями информации (находить файлы, проверять антивирусной программой)

Объяснительно-иллюстративный. Частично поисковый.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальна, в парах.

Учитель

Конспект

Текстовая информация и компьютер (9 ч. (3+6))

12

1

Тестирование по теме: «Первое знакомство с компьютером».

Тексты в памяти ПК

Способы представления символьной информации в памяти ПК Таблица кодировки.

Знать: способы представления символьной информации в памяти ПК (таблицы кодировки, текстовые файлы).

Уметь: кодировать и раскодировать информацию с помощью кодировочной таблицы.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная

П. 13

13

2

Текстовые редакторы.

Практическая работа «Ввод и редактирование текста»

Текстовый файл, состав; документ. Текстовые редакторы. Интерфейс текстового редактора Word.

Знать: понятия текстового файла, документа.

Назначение текстового редактора и его основные функции. Основные режимы работы ТР.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

Самоконтроль

П. 14, 15 (1)

14

3

Практическая работа «Работа со строками. Орфографический контроль».

Работа со строками. Орфографический контроль.

Уметь: выполнять операции со строками, орфографический контроль текста

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок – практикум.

Фронтальная, в группах.

Учитель.

П. 15, записи

15

4

Фрагмент текста. Практическая работа «Работа с фрагментами».

Фрагмент текста(абзац, предложение, слово). Работа с фрагментами (выделение, перенос, копирование удаление и  т. д.)

Знать:  фрагмент текста(абзац, предложение, слово). Работа с фрагментами (выделение, перенос, копирование удаление и  т. д.)

Уметь:  работать с элементами текста (выделение, перенос, копирование и т. д.)

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок – практикум

Фронтальная, в группах.

Учитель.

П. 15 (4), записи

16

5

Шрифты. Практическая работа «Работа со шрифтами. Оформление текста.

Требования к оформлению текста.

Шрифты и размеры, цвет, заполнение,  обрамление и т. д.)

Знать: основные требования к оформлению текста.

Уметь: оформлять текст в соответствии с требованиями к составлению текстовой документации.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок – практикум

Фронтальная, в группах.

Учитель.

П. 15 (2), записи

17

6

Абзац. Практическая работа «Операции

 с абзацем».

Абзац. Операции с абзацем (форматирование, интервалы и т. д.)

Знать: понятие абзаца и правила работы с абзацем.

Уметь:  выполнять основные операции с абзацем (форматирование, интервалы и т. д.)

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок – практикум

Фронтальная, в группах.

Учитель.

П. 15, записи

18

7

Таблицы. Практическая работа «Работа с таблицами»

Способы создания таблиц в среде ТР. Операции с таблицами.

Уметь: создавать таблицу в среде ТР.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок – практикум

Фронтальная, в группах.

Учитель.

П. 16

19

8

Графика и текстовые эффекты. Практическая работа «Создание открытки»

Графика и текстовые эффекты (вставка в документ рисунков, красивых надписей, автофигур и т.д.)

Уметь: добавлять в документ графику и текстовые эффекты.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок – практикум

Фронтальная, в группах.

Учитель.

20

9

Перевод и распознавание текста. Практическая работа «Сканирование и распознавание текста.  Печать документа»

Программы переводчики и программы распознавания печатного и рукописного текста.

Уметь: сканировать и распознавать текст. Осуществлять перевод. Печатать документ.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок – практикум

Фронтальная, в группах.

Учитель.

П. 17

Графическая информация и компьютер (5ч. (2+3)

21

1

Тестирование по теме: «Текстовая информация и компьютер». Компьютерная графика

История развития комп. графики; области ее применения. Графические пакеты.

Знать: области применения комп. графики; назначение графических пакетов; понятия анимации и мультимедиа.

Объяснительно-иллюстративный.

Урок изучения нового материала.

Фронтальная

П. 18

22

2

Технические средства комп. графики. Кодирование изображения.

Графическая информация и ее кодирование. Графический дисплей и видеоадаптер. Типы графических редакторов и форматы гр. файлов

Знать: отличие между текстовой и графической информацией. Основные элементы и параметры графического дисплея. Типы графических редакторов. Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятие о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

Самоконтроль.

П. 19 - 20

23

3

Интерфейс ГР. Практическая работа «Построение изображения с использованием графических Примитивов».

Графический редактор PAINT. Интерфейс редактора. Основные функции. Графические примитивы.

Уметь: начинать и заканчивать работу с редактором PAINT. Выбирать графические примитивы и пользоваться ими при  работе, знать их назначение.  Строить несложные изображения с помощью ГР. Сохранять рисунок на диск и загружать с него.

Знать: назначение гр. ред- ра, его функции и основные правила при работе с ним.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуаль-ная, групповая

Учитель.

П. 22

24

4

Поворот и отображение рисунка.

Основные операции с рисунком (поворот, отображение и др.)

Уметь выполнять операции с рисунком.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала.

Фронтальная,  групповая

Учитель.

Записи

25

5

Растровая и векторная графика.

Создание творческого проекта

Растровая и векторная графика (отличие, достоинства и недостатки).

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок – практикум

Фронтальная, в группах.

Технология мультимедиа (6 ч. (2+4)

26

1

Мультимедиа. Представление звука в ПК. Технические средства мультимедиа.

Мультимедиа, области ее использования. Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа.

Знать: что такое мультимедиа, области применения, принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти ПК.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала.

Фронтальная, индивидуальная

П. 23-25

27

2

Компьютерные презентации.

Что такое презентация, виды презентаций, этапы создания, области применения.

Знать: основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

П. 26

28

3

Практическая работа «Создание презентации»

Уметь: создавать несложную презентацию в среде ПП.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок – практикум

Фронтальная, в группах.

Самоконтроль

29

4

Гиперссылка. Практическая работа «Настройка переходов слайдов»

Гиперссылки. Переход слайдов

Уметь: осуществлять переходы слайдов через гиперссылки.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок – практикум

Фронтальная, в группах.

Учитель.

30

5

Анимация. Практическая работа «Настройка анимации объектов»

Анимация и ее настройка

Уметь: применять анимацию к объектам презентации.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок – практикум

Фронтальная, в группах.

Учитель.

31

6

Практическая работа «Использование записанного изображения и звука в презентации»

Тестирование по теме: «Графическая информация. Мультимедиа»

Вставка звука и изображения в презентацию

Уметь: вставлять звук и изображение в презентацию

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная в группах.

Учитель.

32

1

Повторение

Репродуктивный. Творческий.

Урок повторения и обобщения знаний.

Фронтальная, индивидуаль-ная.

Взаимоконтроль.

33

2

Итоговая работа

Репродуктивный.

Урок контроля ЗУН.

Индивидуаль-ная.

Учитель

34-35 резерв времени (2 ч.)

Примерное планирование курса информатики

9 класс (70 ч.)

№ урока в теме

Тема занятия

Содержание

ЗУН

Методы обучения

Форма организации занятия

Форма организации познавательной деятельности

Контроль

Д/З

1. Передача информации в компьютерных сетях (10 ч.(4+6))

1.

1

Техника безопасности.

Компьютерные сети

Устройство компьютерных сетей, виды (ЛВС, ГВС), принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Знать: что такое компьютерная сеть; в чем различия между локальными и глобальными сетями;

Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  1. Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;
  2. Что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW;

Уметь: 

  1. Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или рабочими станциями одноранговой сети;
  2. Осуществлять прием-передачу электронной почты с помощь. Почтовой клиент-программы;
  3. Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  4. Работать с одной из программ-архиваторов.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала.

Фронтальная, индивидуальная

П. 1, 3

2.

2

Практическая работа «Работа в ЛВС»

Обмен файлами по ЛВС.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок – практикум.

В парах.

Учит.

Повт. П. 1, 3

3.

3

Услуги компьютерных сетей.

Электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Назначение данных услуг.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала.

Фронтальная, индивидуальная

П. 2

4.

4

Практическая работа «Работа с почтовой программой»

Прием и передача электронной почты с помощью почтовой клиент – программы.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок – практикум.

В парах.

Самопр.

Повт. П. 2

5.

5

Интернет

Интернет. Возможности.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала.

Фронтальная, индивидуальная

П. 4

6.

6

Практическая работа «Работа с браузером»

Просмотр и сохранение страниц с помощью браузера.

Репродуктивный

Урок – практикум.

В парах.

Самопр.

Повт. П. 4

7.

7

Поиск информации в Интернет.

Способы поиска (адрес страницы, гиперссылки, поисковый сервер). Язык запросов.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала.

Фронтальная, индивидуальная

П. 5

8

8

Практическая работа «Работа с поисковыми программами»

Освоение приемов работы с поисковыми системами Интернета, поиск информации с помощью поискового каталога и поискового указателя

Репродуктивный, частично поисковый

Урок – практикум.

В парах.

Самопр.

Повт. П. 5

9

9

Практическая работа «Работа с архиваторами»

Архивирование и разархивирование файлов.

Репродуктивный

Урок – практикум.

В парах.

Учит.

Записи в тетр.

10

10

Практическая работа «Создание Web- страницы с помощью ТР»

Освоение приемов создания Web- страниц с помощью ТР. Оформление дизайна страницы

Репродуктивный

Урок – практикум.

В парах.

Учит.

Записи в тетр.

2. Информационное моделирование (5 ч.(4+1))

11

1

Тестирование по теме: «Сети»

Моделирование

Моделирование. Виды моделей. Этапы моделирования.

Знать: что такое модель; в чем разница между натуральной и информационной моделью;

  1. Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

Учит.

П. 6

12

2

Графические модели

Графические модели: карты, чертежи, схемы

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

П. 7

13

3

Табличные модели

Таблицы типа «объект – свойство», «объект – объект», двоичные матрицы

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

П. 8

14

4

Моделирование на ПК.

Вычислительные возможности ПК. Математические модели. Вычислительный эксперимент. Имитационное моделирование.

Уметь: 

Приводить примеры натуральных и информационных моделей;

  1. Ориентироваться в таблично-организованной информации;
  2. Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

П. 9

15

5

Практическая работа «Работа с демонстрационными компьютерными моделями»

Репродуктивный

Урок – практикум.

В парах.

Учит.

Повт. П. 6-9

3. Хранение и обработка информации в базах данных (12 ч. (6+6))

16

1

Тестирование по теме: «Моделирование».

База данных.

Понятие БД и ее виды. Структура БД (поле, запись), типы полей.

Знать:

  1. Что такое БД, СУБД, информационная система;
  2. Что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  3. Структуру команд поиска и сортировки информации в БД;
  4. Что такое логическая величина, логическое выражение;
  5. Что такое логическая операция, как они выполняются;

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

П. 10

17

2

СУБД.

Назначение СУБД. Команды открытия БД, команда выборки.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

Взаим.

П. 11

18

3

Практическая работа «Работа с готовой БД»

Открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки.

Репродуктивный.

Урок – практикум.

В парах.

Повт. П. 10-11

19

4

Создание и заполнение БД.

Типы и форматы полей БД. Создание новой БД. Заполнение БД информацией.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала.

Фронтальная, индивидуальная

Учит.

П. 12

20

5

Практическая работа «Создание однотабличной БД»

Создание БД. Ввод, удаление и добавление записей.

Репродуктивный.

Урок – практикум.

В парах.

Повт. П. 12

21

6

Условия поиска информации, простые логические выражения.

Понятие логического выражения. Операции отношения. Запрос на выборку и простые логические выражения.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала.

Фронтальная, индивидуальная

П. 13

22

7

Практическая работа «Формирование простых запросов»

Освоение приемов реализации запросов на выборку с помощью конструктора запросов

Уметь: 

  1. Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  2. Организовывать поиск информации в БД;
  3. Редактировать содержимое полей БД;
  4. Сортировать записи в БД по ключу;
  5. Добавлять и удалять записи в БД;
  6. Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Репродуктивный.

Урок – практикум.

В парах

Учит.

Повт. П. 13

23

8

Условия выбора  и сложные логические выражения.

Примеры сложных логических выражений. Логические операции: и, или, не. Приоритеты логических операций. Запрос на выборку и сложные логические выражения.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Фронтальная, индивидуальная

П. 14

24

9

Практическая работа «Формирование сложных запросов»

Отработка приемов реализации сложных запросов на выборку.

Репродуктивный.

Урок – практикум.

В парах.

Учит.

Повт. П. 14

25

10

Сортировка, удаление и добавление записей.

Команда выборки с параметром сортировки, ключ сортировки, сортировка по нескольким ключам. Команды удаления и добавления записей.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала.

Фронтальная, индивидуальная

П. 15

26

11

Практическая работа «Сортировка таблицы по одному и нескольким ключам»

Отработка приемов сортировки таблицы БД по одному или нескольким ключам

Репродуктивный.

Урок – практикум.

В парах.

Повт. П. 15

27

12

Практическая работа «Знакомство с геоинформационной системой».

Тестирование по теме: «БД».

Освоение приемов поиска информации в геоинформационной системе.

Репродуктивный.

Комбинированный

В парах.

Повт. П. 10 -15

4. Табличные вычисления на компьютере (10 ч. (5+5))

28

1

Двоичная СС.

Десятичная и ДСС. Развернутая форма записи числа. Перевод двоичных чисел в десятичную СС и обратно. Арифметика двоичных чисел.

Знать:

  1. Что такое электронная таблица и табличный процессор;
  2. Основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  3. Какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  4. Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
  5. Графические возможности табличного процессора;

Уметь: 

  1. Открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров;
  2. Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой ЭТ;
  3. Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ; копирование, удаление, вставка, сортировка;
  4. Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  5. Создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала.

Фронтальная, индивидуальная

П. 16

29

2

Числа в памяти ПК

Представление целых чисел, размер ячейки и диапазон значений чисел. Особенности работы ПК с целыми числами. Представление вещественных чисел. Особенности работы ПК с вещественными числами.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

П. 17

30

3

Решение задач по теме: «Представление чисел в памяти ПК, СС»

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

Самопр.

Учит.

Повт. П. 16 -17

31

4

ЭТ и правила ее заполнения.

Практическая работа «Редактирование и расчеты в ЭТ»

Открытие готовой ЭТ, редактирование содержимого ячеек, расчет по готовой ЭТ.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала.

В парах.

П. 18 -19

32

5

Диапазон. Относительная и абсолютная адресация.

Диапазон (блок). Функции обработки диапазона. Принцип относительной и абсолютной адресации. Сортировка.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

П. 20, 22

33

6

Практическая работа «Работа с фрагментами в ЭТ»

Копирование, удаление, вставка, сортировка.

Репродуктивный.

Урок – практикум.

В парах.

Повт. 20, 22

34

7

Деловая графика. Практическая работа «Построение диаграмм в ЭТ»

Графические возможности ЭТ. Типы диаграмм. Условная функция.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала.

Фронтальная, индивидуальная

Учит.

П. 21

35

8

Практическая работа «Создание ЭТ»

Репродуктивный, творческий

Урок – практикум.

В парах.

Учит.

Повт. П. 18 -19

36

9

Практическая работа

Репродуктивный.

Урок – практикум.

В парах.

Повт. П. 20 -22

37

10

Моделирование в ЭТ.

Математическое моделирование, его этапы, примеры в ЭТ. Имитационное моделирование, примеры в ЭТ.

Урок изучения нового материала.

Фронтальная, индивидуальная

П. 23-24

5. Управление и алгоритмы (10 ч. (4+6))

38

1

Тестирование по теме: «ЭТ».

Управление и кибернетика.

Возникновение кибернетики, управление. Управление с обратной связью.

Знать: 

  1. Что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  2. Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  3. Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  4. В чём состоят основные свойства алгоритма;
  5. Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  6. Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
  7. Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;

Репродуктивный.

Объяснительно-иллюстративный.

Комбинированный

Индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Учит.

П. 25-26

39

2

Определение и свойства алгоритма 

Понятие алгоритма, исполнитель алгоритма, алгоритмический язык. Свойство алгоритма. Формальное исполнение алгоритма, программа.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

П. 27

40

3

Исполнитель алгоритмов

Назначение, среда исполнителя, система команд, режим работы.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

П. 28

41

4

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

Определение вспомогательного алгоритма. Обращение  и описание к вспомогательному алгоритму. Метод последовательной детализации, сборочный метод.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

П. 29

42

5

Практическая работа «Знакомство с учебным исполнителем      

                                 

Репродуктивный.

Урок – практикум.

В парах.

Повт. П. 28 -29

43

6

Практическая работа «Работа в среде исполнителя

Уметь: 

  1. При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  2. Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  3. Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  4. Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
  5. Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Репродуктивный.

Урок – практикум.

В парах.

Повт. П. 28 -29

44

7

Практическая работа «Составление линейных алгоритмов»

Составление  линейных алгоритмов управления в одном из учебных исполнителей

Репродуктивный.

Урок – практикум.

В парах.

Повт. П. 27

45

8

Практическая работа «Составление разветвляющихся алгоритмов»

Составление разветвляющихся алгоритмов управления в одном из учебных исполнителей

Репродуктивный.

Урок – практикум.

В парах.

П. 31

46

9

Практическая работа «Составление циклических алгоритмов»

Составление циклических алгоритмов управления в одном из учебных исполнителей

Репродуктивный.

Урок – практикум.

В парах.

П. 30

47

10

Практическая работа «Составление вспомогательных алгоритмов»

Составление вспомогательных алгоритмов управления в одном из учебных исполнителей

Репродуктивный.

Урок – практикум.

В парах.

Повт. П. 29

6. Программное управление работой компьютера (12 ч. (5+7))

48

1

Тестирование по теме: «Алгоритмы»

Программирование

Назначение программирования, язык, система программирования.

Знать: 

  1. Основные виды и типы величин;
  2. Назначение языков программирования;
  3. Что такое трансляция;
  4. Назначение систем программирования;
  5. Правила оформления программы в «Паскаль»;
  6. Правила представления данных и операторов на Паскале;
  7. Последовательность выполнения программы в системе программирования.

Репродуктивный.

Объяснительно-иллюстративный.

Комбинированный

Индивидуальная

Учит.

П. 32

49

2

Величины

Константы, переменные, понятие типов данных.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

П. 33

50

3

Языки программирования. Бейсик.

Язык Бейсик, алфавит, данные. Структура программы на Бейсике. Правила записи арифметических выражений.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

51

4

Основные операторы языка Бейсик.

Оператор присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

52

5

Практическая работа «Организация диалога  с ПК»

Что такое диалог с компьютером, организация  программирования диалога.

Уметь: 

  1. Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  2. Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  3. Составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  4. Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Репродуктивный, творческий

Урок – практикум.

В парах.

Самопр.

П. 38

53

6

Практическая работа «Составление линейных программ»

Программирование линейных алгоритмов.

Репродуктивный.

Урок – практикум.

В парах.

Учит.

Повт. П. 33

54

7

Практическая работа «Составление разветвляющихся программ»

Ветвления в Бейсике. Программирование полного и неполного ветвления. Логические операции.

Репродуктивный.

Урок – практикум.

В парах.

Учит.

П. 36 -37

55

8

Практическая работа «Составление циклических программ»

Программирование цикла на ПК. Отладка и тестирование программ.

Репродуктивный.

Урок – практикум.

В парах.

Учит.

П. 39

56

9

Операторы графики

Операторы графики: линия, окружность, точка и др.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала.

Фронтальная, индивидуальная

57

10

Практическая работа «Создание рисунка»

Создание рисунка с помощью операторов графики языка Бейсик

Творческий

В парах.

Взаим.

Повт.

58

11

Массивы.

Понятие массива данных. Виды массивов: одномерные, двумерные. Задание массива.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала.

Фронтальная, индивидуальная

П. 41

59

12

Практическая работа «Обработка массивов»

Репродуктивный.

В парах.

Повт. П. 41

7. Информационные технологии и общество (4 ч. (4+0))

60

1

Тестирование по теме: «Программирование»

Предыстория информатики

История средств хранения, передачи, обработки информации.

Знать: 

  1. Основные тапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  2. Историю способов записи чисел (систем счисления);
  3. Основные тапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  4. В чём состоит проблема безопасности информации;
  5. Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов;

Уметь: 

  1. Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Индивидуальная

П. 44

61

2

История чисел и СС.

Непозиционные и позиционные СС.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

П. 45

62

3

История ЭВМ и ПО.

Счетно – перфорационные и релейные машины. Начало эпохи ЭВМ. Поколения ЭВМ. Перспективы пятого поколения.

История ПО.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

П. 46 -47

63

4

Информационное общество.

Информационные ресурсы и их виды. Информационное общество. Информатизация. Информационная безопасность.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная

П. 48 - 49

8. Повторение

64

1

Повторение материала за курс 9 класса.

Репродуктивный. Творческий.

Фронтальная, индивидуальная

             

65

2

Повторение материала за курс 9 класса.

Репродуктивный. Творческий.

Фронтальная, индивидуальная

66

3

Итоговая работа

Репродуктивный.

Фронтальная, индивидуальная

индивидуальная

Резерв – 4 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по информатике для 5 класса по УМК Л.Л.Босовой

Здесь показана расчасовка учебного материала на один час в неделю...

Тематическое планирование по информатике для 8 класса

Календарно- тематическое планированиекурса информатики для 8 класса (базовый уровень)Гудкова М.И.  1.Цель - освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование ...

Календарно-тематическое планирование по информатике для 8 класса

КТП для 8 класса по учебнику Угриновича Н.Д....

Календарно-тематическое планирование по информатике для 9 класса

Календарно-тематическое планирование по информатике для 9 класса...

Тематическое планирование курса информатики для 10 - 11 класса

Планирование курса информатики для 10 - 11 класса...

Тематическое планирование курса информатики и ИКТ в 10 - 11 классах на профильном уровне по учебнику Н.Д.Угриновича

Тематическое планирование курса информатики в старшей школе  на профильном уровне в объеме 280 ч.  10  класс (136 часов + 4 часа резерв)№ п/пТемаВсего часовИз нихВид практического ...