Тематическое планирование курса информатики для 10 - 11 класса
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (10 класс) по теме

Аракчеева Татьяна Александровна

Планирование курса информатики для 10 - 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_inf_10-11.rar52.51 КБ

Предварительный просмотр:

Одобрено на МО учителей школы

«Утверждаю»
директор школы
/Талипова Л.В.

Тематическое планирование по информатике в 10 -11 классах

Учитель
Аракчеева Т.А.

р.п. Новоспасское

2009 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, по 1 часу в 10 и 11 классе; согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися  после изучения   базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8 - 9 классах).

Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт  среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень),  рекомендованная Минобрнауки РФ.

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2007.
  2. Семакин И. Г. , Хеннер Е.К. , Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Практикум для 10-11 классов - 3 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2008.
  3. Семакин И. Г. , Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2007.

Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической  и практической  составляющих: освоение системы базовых знаний,  овладение умениями информационной деятельности,  развитие и  воспитание учащихся,  применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

Основные содержательные линии  общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие   содержательные линии  курса информатики в основной школе:

  1. Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации  в информационных системах;  информационные основы процессов управления);
  2. Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей;  исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
  3. Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
  4. Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).
  5. Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

по первой части курса (10 класс)

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика

(номер работы)

1. Введение.  Структура информатики.

1

1

2. Информация. Представление информации (§§1-2)

3

2

1 (задания из раздела 1)

3. Измерение информации (§§3-4)

3

2

1 (№2.1)

4. Введение в  теорию систем (§§5-6)

2

1

1 (задания из раздела 1)

5. Процессы хранения и передачи информации (§§7-8)

3

2

1 (задания из раздела 1)

6. Обработка информации (§§9-10)

3

2

1 (№2.2)

7. Поиск  данных (§§11)  

1

1

8. Защита информации  (§§12)    

2

1

1 (№2.3)

9. Информационные модели и структуры данных (§§13-15)

4

2

2 (№2.4,  №2.5)

10. Алгоритм – модель деятельности  (§§16)

2

1

1 (№2.6)

11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (§§17-18)

4

2

2 (№2.7, №2.8)

12. Дискретные модели данных в компьютере (§§19-20)

5

2

3 (№2.9, №2.10, №2.11)

13. Многопроцессорные системы и сети (§§21-23)

2

1

1 (№2.12)

График контрольных работ для 10 класса

Четверть

Примерные сроки

Тема

I

01.09-30.10

К/р по теме: «Информация»

II

09.11-29.12

Тестирование по теме: «Информационные процессы в системах»

III

11.01-23.03

Тестирование по теме: «Информационные модели»

IV

01.04-25.05

Тестирование по теме: «Программно – технические системы»

IV

01.04-25.05

К/р по теме: «Дискретные модели данных в ПК»

Итого

с 01.09 по 25.05

4 контрольные работы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

по второй части курса (11 класс)

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика

(номер работы)

1. Информационные системы (§24)

1

1

2. Гипертекст  (§25)

2

1

1 (№3.1)

3. Интернет как информационная система (§§26-28)

6

3

3 (№3.2, №3.3, №3.4, №3.5)

4. Web-сайт (§29)

3

1

2 (№3.6, №3.7*)

5. ГИС   (§30)

2

1

1 (№3.8)

6. Базы данных и СУБД   (§§31-33)

5

3

2 (№3.9,  3.10)

7. Запросы к базе данных  (§§34-35)

5

2

3 (№№3.11, 3.12, 3.13, 3.14*, 3.15*)

8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование  (§§36-37)

4

2

2 (№№ 3.16, 3.17)

9. Корреляционное моделирование (§38)

2

1

1 (№3.18)

10. Оптимальное планирование (§39)

2

1

1 (№3.19)

11. Социальная информатика (§§40-43)

3

2

1 (Реферат-презентация)

График контрольных работ для 11 класса

Четверть

Примерные сроки

Тема

II

09.11-29.12

Тестирование по теме: «Информационные системы».

III

11.01-23.03

Тестирование по теме: «БД»

IV

11.01-23.03

Тестирование по теме: «Моделирование».

IV

11.01-23.03

Тестирование по теме: «Социальная информатика»

Итого

с 01.09 по 25.05

4 контрольные работы

Литература для учителя:

  1.  Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2007.
  2.  Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень.   Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2007.
  3.  Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.

Литература для учащихся:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2007.
  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень.   Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2007.
  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.

Дидактические материалы:

1.  Ефимова О.В., Шафрин Ю.А. Практическое руководство по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. Методическое пособие. – М.: ABS, 1997 г.

КИМ:

  1. Кузнецов А., Пугач В. и др. Информатика. Тестовые задания. – М.: ЛБЗ, 2002 г.
  2. Якушкин П.А., Крылов С.С. ЕГЭ 2008 г. – М.: Эксмо, 2008 г.
  3. Самылкина Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике. – М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2003 г.

Тематическое планирование базового изучения учебного материала по информатике в 10 классе

(1 учебный час в неделю, всего 35 ч)

№ п/п

Тема урока

Содержание

Метод обучения

Форма организации учебного занятия

Форма познавательной деятельности

Требования к базовому уровню подготовки

Д/З

Контроль

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Введение.  Структура информатики (1ч)

1

1

Введение.  Структура информатики. Техника безопасности.

Информатика как научная и практическая  область. Содержание и структура информатики.

Правила техники безопасности в кабинете информатики и правила работы за компьютером.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики

Уметь: соблюдать  правила ТБ.

Стр. 5- 7.

Учитель.

2. Информация. Представление информации (§§1-2) (3 ч.: 2+1)

2

1

Понятие информации в науке

Информация. Философские концепции информации.  Информация в частных науках.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».

§1.

Учитель.

3

2

Представление информации, языки, кодирование

Кодирование и декодирование информации. Язык представления информации, виды. Примеры технических систем кодирования информации

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

§2.

4

3

Пр/раб. «Работа в среде ОС Windows»

Рабочий стол, окно, меню, панель задач, корзина, мой компьютер

Репродуктивный.

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учитель.

3. Измерение информации (§§3-4) (3ч.: 2+1)

5

1

Измерение информации. Объемный подход

Сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации. Определение бита с алфавитной т.з

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)


§3

6

2

Измерение информации. Содержательный подход

Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации. Определение бита с позиции содержания сообщения

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

-связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

§4

7

3

Пр/раб. «Измерение информации»

Сущность объемного (алфавитного) и содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации.

Репродуктивный. Объяснительно – иллюстративный.

 

Урок - практикум

Фронтальная,  индивидуальная

Учащиеся должны уметь:

- решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

Учитель.

4. Введение в  теорию систем (§§5-6) (2ч.: 1+1)

8

1

К/р по теме: «Информация»

Что такое «система»

Система, структура, системный эффект, подсистема. Основные свойства систем. Системный подход.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

§5

9

2

Информационные процессы в естественных и искусственных системах.

Пр/раб. «Тестовый процессор Mr. Word: ввод, редактирование и форматирование текста»

Естественные и искусственные системы. Системы управления.

Ввод, редактирование и форматирование текста в ТР.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, в паре

§6

Учитель.

5. Процессы хранения и передачи информации (§§7-8) (3 ч.: 2+1)

10

1

Хранение информации

Носители информации, качество, основные характеристики.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

§7.

11

2

Передача информации

Передача информации в технических системах связи. Защита информации от потерь при воздействии шума.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

§8.

12

3

Пр/раб. «Тестовый процессор Mr. Word: шрифты, размер символов, начертания»

Шрифты, размер символов, начертания в ТР.

Репродуктивный.

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,  при известной скорости передачи

Учитель.

6. Обработка информации (§§9-10) (3 ч.: 2+1)

13

1

Обработка информации и алгоритмы

Обработка информации. Алгоритм: определение, исполнитель, система команд исполнителя, свойства алгоритма.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

§9.

14

2

Автоматическая обработка информации

Программа. Машина Поста.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

§10.

15

3

Пр/раб. «Автоматическая обработка данных»

Программа. Машина Поста.

Продуктивный

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учитель.

7. Поиск  данных (§11) (1 ч.)

16

1

Поиск информации

Поиск данных: атрибуты, организация набора данных, алгоритм поиска

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- что такое «структура данных»; какие бывают структуры

- алгоритм последовательного поиска

- алгоритм поиска половинным делением

- что такое блочный поиск

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

§11.

8. Защита информации  (§12) (2 ч.: 1+1)

17

1

Тестирование по теме: «Информационные процессы в системах»

Защита данных

Цифровая информация. Угрозы информации и способы защиты.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

  1. какая информация требует защиты
  2. виды угроз для числовой информации
  3. физические способы защиты информации
  4. программные средства защиты информации
  5. что такое криптография
  6. что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

§12.

18

2

Пр/раб. «Шифрование данных»

Приемы шифрования и дешифрования текстовой информации.

Репродуктивный и продуктивный.

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учащиеся должны уметь:

- применять меры защиты личной информации на ПК

- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

Учитель.

9. Информационные модели и структуры данных (§§13-15) (4 ч.: 2+2)






19

1

Компьютерное информационное моделирование. Структуры данных

Модель, виды моделей. Этапы моделирования. Информационные модели: графы, иерархические структуры и таблицы.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

§13-14.

20

2

Пример структуры данных – модели предметной области

Построение структурной модели.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

§15.

21

3

Пр/раб. «Структуры данных: графы»

Информационные модели: графы.

Репродуктивный, продуктивный, творческий.

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф - моделях

- строить граф - модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

Учитель.

22

4

Пр/раб. «Структуры данных: таблицы»

Информационные модели: таблицы.

Репродуктивный, продуктивный

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учитель.

10. Алгоритм – модель деятельности  (§16) (2 ч.: 1+1)

23

1

Алгоритм как модель деятельности

Алгоритмическая модель. Формы представления алгоритмов. Трассировка алгоритма.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

§16.

24

2

Пр/раб. «Управление алгоритмическим исполнителем»

Исполнители алгоритмов.

Продуктивный

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (§§17-18) (4 ч.: 2+2)

25

1

Тестирование по теме: «Информационные модели»

Компьютер – универсальная техническая система работы с информацией

Архитектура ПК. Системная плата, порты ввода-вывода. Контроллер внешнего устройства ПК, назначение шины.

Виды памяти. Перспективы развития ПК.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- архитектуру персонального компьютера

- что такое контроллер внешнего устройства ПК

- назначение шины

- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

- основные виды памяти ПК

§17.

Учитель.

26

2

Программное обеспечение компьютера

Определение ПО. Структура ПО, назначение видов ПО.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

- что такое системная плата, порты ввода-вывода

- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

- что такое программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

§18.

27

3

Пр/раб. «Настройка BIOS»

Загрузка ПК, тестирование ПК, назначение и знакомство с BIOS.

Репродуктивный.

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

- системное ПО; функции операционной системы

- что такое системы программирования

Учащиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

Учитель.

28

4

Пр/раб. «Выбор конфигурации компьютера».

Тестирование по теме: «Программно – технические системы»

Основные технические характеристики ПК, номенклатура и символика; принципы комплектации ПК.

Творческий.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

Учитель.

12. Дискретные модели данных в компьютере (§§19-20) (5 ч.: 2+3)

29

1

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел.

Представление данных в ПК: представление целых и вещественных чисел.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

§19.

30

2

Пр/раб. «Представление чисел»

Представление данных в ПК: представление целых и вещественных чисел. СС.

Репродуктивный, продуктивный

Урок - практикум

Фронтальная, индивидуальная.

- принципы представления вещественных чисел

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

§20.

31

3

Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики,  звука

Представление текста, графики и звука в ПК.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная,  групповая

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

Учитель.

32

4

Пр/раб. «Представление текстов. Сжатие текстов»

Представление текста  в ПК

Репродуктивный.

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

33

5

Пр/раб. «Представление изображения и звука»

К/р по теме: «Дискретные модели данных в ПК»

Представление  графики и звука в ПК

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная,  групповая

Учитель.

13. Многопроцессорные системы и сети (§§21-23) (2 ч.: 1+1)

34

1

Современные архитектуры  вычислительных систем. Организация локальных сетей

Развитие архитектуры ПК: многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации.

Назначение и топологии локальных сетей. Технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

- что такое Интернет

- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- способы организации связи в Интернете

- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

§21-22.

35

2

Организация глобальных сетей.

Пр/раб. «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»».

История ГВС, аппаратные средства, ПО, адресация, протоколы.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.



Творческий.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

§23.

Тематическое планирование базового изучения учебного материала по информатике в 11 классе

(2  часа в неделю, всего 70 ч)

№ п/п

Тема урока

Содержание

Метод обучения

Форма организации учебного занятия

Форма познавательной деятельности

Требования к базовому уровню подготовки

Д/З

Контроль

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Информационные системы (§24) (1 час)

1

1

Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Правила по т/б.

Правила техники безопасности в кабинете информатики и правила работы за компьютером.

Назначение информационных систем, состав, классификация.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- назначение информационных систем

- состав информационных систем

- разновидности информационных систем


Уметь: соблюдать  правила ТБ.

§24.

Учитель.

2. Гипертекст  (§25) (2 ч.: 1+1)

2

1

Компьютерный  текстовый документ как структура  данных

Гипертекст. Оглавление и указатели, закладки и ссылки, внешние гиперссылки.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- что такое гипертекст, гиперссылка

- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)

Учащиеся должны уметь:

- автоматически создавать оглавление документа

- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.

§25.

3

2

Пр/раб. «Гипертекстовые структуры»

Гипертекст.

Репродуктивный

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

§2.

Учитель.

3. Интернет как информационная система (§§26-28) (6ч.: 3+3)

4

1

Интернет как глобальная информационная система

Службы Интернета.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- назначение  коммуникационных служб Интернета

- назначение информационных служб Интернета

- что такое прикладные протоколы

- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

§26.

5

2

Пр/раб. «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями»

Услуги сети Интернет: почта, телеконференции и т.д.

Репродуктивный.

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

- что такое  поисковый каталог: организация, назначение

- что такое поисковый указатель: организация, назначение

Учащиеся должны уметь:

Учитель.

6

3

World Wide Web – Всемирная паутина

Всемирная паутина. Web – страница, сервер, сайт, браузер.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

- работать с электронной почтой

- извлекать данные из файловых архивов

- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

§27.

7

4

Пр/раб. «Интернет: просмотр и сохранение Web – страниц».

Всемирная паутина. Web – страница, адресация страниц.

Репродуктивный.

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учитель.

8

5

Средства поиска данных в Интернете

Поисковая служба Интернета: каталоги, указатели.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

§28.

9

6

Пр/раб. «Интернет: работа с поисковыми системами»

Поисковая служба Интернета: каталоги, указатели.

Продуктивный

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учитель.

4. Web-сайт (§29) (3 ч.: 1+2)

10

1

Web-сайт -  гиперструктура данных

Web – дизайн, проектирование Web – страниц, размещение сайта на сервере.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- какие существуют средства для создания web-страниц

- в чем состоит проектирование web-сайта

- что значит опубликовать web-сайт

- возможности текстового процессора по созданию web-страниц

§29.

11

2

Пр/раб. «Интернет: создание Web – сайта с помощью Mr. Word»

Web-сайт -  гиперструктура данных

Репродуктивный, творческий.

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учащиеся должны уметь:

- создать несложный web-сайт с помощью MS Word

- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)

Учитель.

1

3

Пр/раб. «Интернет: создание Web – сайта на языке HTML»

Элементы и структура HTML документа

Творческий

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учитель.

5. ГИС   (§30) (2 ч.: 1+1)

13

1

Геоинформационные системы

Назначение ГИС, устройство, области приложения, приемы навигации.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- что такое ГИС

- области приложения ГИС

- как устроена ГИС

- приемы навигации в ГИС

§30.

14

2

Пр/раб. «Поиск информации в геоинформационных системах»

Назначение ГИС, устройство, области приложения, приемы навигации.

Частично поисковый

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС

Учитель.

6. Базы данных и СУБД   (§§31-33) (5 ч.: 3+2)

15

1

Тестирование по теме: «Информационные системы».

База данных – основа информационной системы

Определение БД, назначение, виды, СУБД. Основные понятия реляционной БД.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- что такое база данных (БД)

- какие модели данных используются в БД

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

- определение и назначение СУБД

§31.

Учитель.

16

2

Проектирование  многотабличной базы данных.

Создание базы данных

Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД (анализ предметной области, построение модели данных).

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

- основы организации многотабличной БД

- что такое схема БД

- что такое целостность данных

- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

§32-33

17

3

Пр/раб. «Знакомство с СУБД Mr. Access»

Конструктор, таблица, форма

Репродуктивный.

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учащиеся должны уметь:

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)

Учитель.

18

4

Пр/раб. «Создание базы данных «Приемная комиссия»»

Конструктор, таблица, форма

Репродуктивный.

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учитель.

19

5

Пр/ра. «Разработка информационной системы»

Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

Творческий

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учитель.

7. Запросы к базе данных  (§§34-35) (5 ч.: 2+3)

20

1

Запросы  как приложения информационной системы

Запрос, средства формирования запросов (язык запросов, конструктор запросов). Структура запроса на выборку.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- структуру команды запроса на выборку данных из БД

- организацию запроса на выборку в многотабличной БД

- основные логические операции, используемые в запросах

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

§34.

21

2

Пр/раб. «Реализация простых запросов с помощью конструктора»

Запрос, средства формирования запросов (язык запросов, конструктор запросов).

Репродуктивный

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учащиеся должны уметь:

- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

- реализовывать запросы со сложными условиями выборки

- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)

- создавать отчеты (углубленный уровень)



Учитель.

22

3

Пр/раб. «Расширение БД «Приемная комиссия»»

Работа с формой.

Репродуктивный

Фронтальная, индивидуальная.

§35.

23

4

Логические условия выбора данных.

Пр/раб. «Реализация сложных запросов к БД «Приемная комиссия»»

Условия выбора данных, основные логические операции, используемые в запросах.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная,  групповая

Учитель.

24

5

Пр/раб. «Создание отчета»

Приемы формирования отчетов в БД.

Репродуктивный

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учитель.

8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование  (§§36-37) (4 ч.: 2+2)

25

1

Тестирование по теме: «БД»

Моделирование зависимостей между величинами

Величина, характеристики величины, виды зависимостей (функциональные, иные)  и способы их отображения (математическая модель, табличная, графическая).

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

- что такое математическая модель

- формы представления зависимостей между величинами

§36

26

2

Пр/раб. «Получение регрессионных моделей в Mr. Excel»

Репродуктивный

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

  1. для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели

Учитель.

27

3

Модели статистического прогнозирования

Статистика, применение и назначение статистики. Регрессионная модель,  как происходит прогнозирование по регрессионной модели.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны уметь:

- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

§37.

28

4

Пр/раб. «Прогнозирование в Mr. Excel»

Репродуктивный

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учитель.

9. Корреляционное моделирование (§38) (2 ч.: 1+1)

29

1

Моделирование корреляционных зависимостей

Корреляционная зависимость, коэффициент корреляции.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- что такое корреляционная зависимость

- что такое коэффициент корреляции

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

§38.

30

2

Пр/раб. «Расчет корреляционных зависимостей в Mr. Excel»

Корреляционная зависимость, коэффициент корреляции.

Частично поисковый

Урок - практикум

Фронтальная,  групповая

Учащиеся должны уметь:

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)

Учитель.

10. Оптимальное планирование (§39) (2 ч.: 1+1)

31

1

Модели оптимального планирования

Оптимальное планирование, ресурсы, ограниченность ресурсов.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- что такое оптимальное планирование

- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены

- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования

Учащиеся должны уметь:

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)

§39.

32

2

Пр/раб. «Решение задачи оптимального планирования в Mr. Excel»

Тестирование по теме: «Моделирование».

Оптимальное планирование

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

Учитель.

11. Социальная информатика (§§40-43) (3 ч.: 2+1)

33

1

Информационные ресурсы. Информационное общество

Информационные ресурсы общества. Национальные информационные ресурсы, рынок информационных ресурсов и услуг. Информационное общество, его черты. Информационный кризис и способы его преодоления. Информационная культура.

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны знать:

- что такое информационные ресурсы общества

- из чего складывается рынок информационных ресурсов

- что относится к информационным услугам

- в чем состоят основные черты информационного общества

- причины информационного кризиса и пути его преодоления

§40-41.

34

2

Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.

Основные законодательные акты в информационной сфере. Проблема информационной безопасности

Объяснительно – иллюстративный.

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества

- основные законодательные акты в информационной сфере

- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

§42-43.

35

3

Пр/раб. «Разработка реферата – презентации»

Тестирование по теме: «Социальная информатика»

Репродуктивный.

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная.

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

№ урока

Тема урока

Содержание

Требования к базовому уровню подготовки  (ЗУН)

Методы обучения

Форма организации учебного занятия

Форма познавательной деятельности

Контроль

Домашнее задание

Дополнительная литература

Продолжение темы: «Алгоритмы и исполнители» (16 часов).

36

1

Алгоритм. Способы записи алгоритмов. Исполнители алгоритмов

Сущность понятия алгоритма. Свойства алгоритма. Алгоритмические задачи. Способы описания алгоритмов:  словесная, блок-схемы, алгоритмический язык. Основные принципы составления алгоритмов: исходные данные, выбор метода решения задач и т. д. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя, среда исполнителя. Примеры исполнителей («Робот», «Чертежник» и др., «Вычислитель», «Автомат», «Компьютер»).

Знать: алгоритм. Свойства алгоритма. Основные способы описания алгоритма. Принципы составления алгоритма.

Понятия «Исполнитель» и его система команд.

Уметь: приводить примеры алгоритмов в жизни, обучении, производстве и т. д. Пояснять свойства алгоритма. Записывать простейшие алгоритмы одним из способов.

Приводить примеры различных исполнителей и их СК. Составлять простейшие алгоритмы для одного из исполнителей

Репродуктивный, творческий.

Урок - игра

Фронтальная, индивидуальная

37-38

2-3

Повторение основных алгоритмических структур.

Решение упражнений

Алгоритмы и основные алгоритмические структуры: линейная, ветвление, цикл. Способы записи алгоритма: ЕАЯ, блок – схема.

Решение упражнений по составлению алгоритмов

Знать: понятие алгоритма. Основные виды алгоритмических структур и способы их записи.

Уметь: составлять простейшие алгоритмы и записывать их.

Фронтальная, индивидуальная

Учитель.

39-40

1-2

Язык программирования Бейсик. Основные операторы и команды.

Понятие машинно – ориентированного языка. Компиляторы и интерпретаторы. Интерпретатор языка Бейсик: алфавит и величины языка.

Понятие программы. Правила записи программ на Бейсике: строка, ее номер и содержимое. Оператор и операнд.

Знать: Назначение машинно – ориентированного языка. Алфавит и величины языка Бейсик. Понятие программы,  строки программы и  содержимое строки. Понятие оператора и операнда. Основные команды и операторы работы с программой на Бейсике

Уметь: Приводить примеры машинно – ориентированных языков. Правильно записывать операторы и команды, составлять простейшие программы на Бейсике и работать с ними на ПК

Фронтальная, индивидуальная

41-42

5-6

Программы линейной, разветвлённой, циклической структуры

Составление алгоритмов и программ для задач с ветвлением, циклом (соблюдая этапы решения задач).  Средства языка программирования для записи  разветвляющихся и циклических алгоритмов.

Уметь:  составлять несложные программы на Бейсике с использованием ветвлений, циклов, редактировать их, анализировать полученный результат.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Комбинированный

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Домашняя контрольная работа

43-44

7-8

Практическая работа «Составление линейных программ, программ с условием, с циклом»

Разработка и составление линейных, программ, программ с ветвлением, с циклом. Работа на ПК

Уметь:  составлять несложные программы на Бейсике с использованием ветвлений, циклов, редактировать их, анализировать полученный результат.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

45-46

9-10

Текстовые величины.

Практическая работа «Обработка текстовой информации».

Текстовая величина. Основные операции над текстовыми величинами в Бейсике.

Знать: понятие текстовой величины, постоянная и переменная текстовая величина. Операции над текстовыми величинами: слияние, выделение части, размер.

Уметь: выполнять простейшие операции над текстовыми величинами. Составлять простые программы обработки текстовой величины.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

47-48

11-12

Массивы

Массив.  Одномерный, двумерный числовой массив. Способы заполнения массива. Вывод заданного массива на экран.

Знать понятия одномерного, двумерного массива и способы их задания.

Уметь задавать одномерные и двумерные массивы и определять их размер.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала.

Фронтальная, индивидуальная

Записи в тетради, задачи

Лях. стр.31

49-50

13-14

Проверочная работа. Программы с массивами

Типовые задачи на обработку числовых массивов (поиск заданного элемента в массиве,  нахождение максимального элемента массива и т.п.) Определение результата выполнения алгоритма по работе с массивом по его блок-схеме или программе.

Уметь работать с массивами символьного типа

Урок контроля ЗУН. Урок изучения нового материала.

Задачи в тетради

51-52

15-16

Сортировка массивов. Практическая работа «Сортировка массивов».

Сортировка. Виды сортировки

Знать: Понятие и назначение сортировки. Основные виды сортировки и их особенности. Уметь: Выбирать метод «пузырька» или минимаксной сортировки при решении  конкретной задачи.

53-54

17-18

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

Вспомогательный алгоритм. Подпрограмма.

Знать понятие подпрограммы, уметь составлять простые программы с использованием подпрограмм

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала

Фронтальная, групповая

Задачи в тетради

Лях. стр.139

55-56

19-20

Графика языка BASIC.


Практическая работа «Составление графических программ»

Знакомство с графическими операторами.

Знать основные операторы графики языка BASIC. Понятие графического режима, его отличие от текстового. Разрешение экрана. Понятие пикселя.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

Урок изучения нового материала

Фронтальная, индивидуальная

Проект

Лях. стр.191-200

57-58

21-22

Создание творческого проекта

Составление простейших линейных программ с использованием операторов графики.

Уметь применять операторы графики при создании  простейших графических программ на ПК.

Творческий

Урок - практикум

Фронтальная, групповая

Учитель

Повторить пройденный материал

59-60

23-24

Повторение. К/р по теме: «Алгоритмы и исполнители»

Репродуктивный.

Урок повторения и обобщения ЗУН, контроля.

Фронтальная, индивидуальная.

Учитель

Повторение материала за курс полной школы (10 часов)

61-62

1-2

Повторение и систематизация материала по теме: «Информационные процессы и системы». Практикум по ЕГЭ.

Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях; использовать приобретенные знания и умения для подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; уметь обосновывать высказываемое мнение,

уважительно относиться к мнению оппонента и сотрудничать в процессе совместного выполнения задач

Репродуктивный

Урок повторения и обобщения ЗУН

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Повторить п. 1-12

63-64

3-4

Повторение и систематизация материала по теме: «Системы счисления». Практикум по ЕГЭ.

Репродуктивный

Урок повторения и обобщения ЗУН

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Повторить п. 13-23

65-66

5-6

Повторение и систематизация материала по теме: «Основы логики». Практикум по ЕГЭ.

Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях; использовать приобретенные знания и умения для подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; уметь обосновывать высказываемое мнение,

уважительно относиться к мнению оппонента и сотрудничать в процессе совместного выполнения задач

Репродуктивный

Урок повторения и обобщения ЗУН

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Повторить п. 24-35

67-68

7-8

Повторение и систематизация материала по теме: «Информационные и коммуникационные технологии». Практикум по ЕГЭ.

Репродуктивный

Урок повторения и обобщения ЗУН

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Повторить п. 36-43

69-70

9-10

Практикум по ЕГЭ.

Итоговое тестирование.

Репродуктивный

Урок повторения и обобщения ЗУН, контроля.

Фронтальная, индивидуальная, групповая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по информатике 10 класс

Тематическое планирование по информатике и ИКТ для специализированных 10 классов...

Тематическое планирование по информатике 5 класс по учебнику Бос

Данный курс расчитан  на учащихся 5 класса обучающихся по учебнику Босовой....

Развернутое тематическое планирование по информатике 7 класс

Развернутое тематическое планирование по информатике 7 класс. УМК Макаровой Н.В. (2 часа в неделю)...

Тематическое планирование для информатики 8 класса при 1часовом изучении и 9 класса при 2 часовом изучении.

Тематическое планирование для информатики 8 класса при 1часовом изучении и 9 класса при 2 часовом изучении. При изучении информатики базового уровня автора Семакин Г.И....

Тематическое планирование курса информатики 8-9 класса

Планирование курса информатики для 8 -9 класса...

Тематическое планирование курса информатики и ИКТ в 10 - 11 классах на профильном уровне по учебнику Н.Д.Угриновича

Тематическое планирование курса информатики в старшей школе  на профильном уровне в объеме 280 ч.  10  класс (136 часов + 4 часа резерв)№ п/пТемаВсего часовИз нихВид практического ...

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс для рабочей программы 5-9 классы (Босова Л.Л.)

Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс является дополнением  к рабочей программе для 5-9 классов, учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса....