Тематическое планирование для информатики 8 класса при 1часовом изучении и 9 класса при 2 часовом изучении.
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме

Тематическое планирование для информатики 8 класса при 1часовом изучении и 9 класса при 2 часовом изучении. При изучении информатики базового уровня автора Семакин Г.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_semakin_81ch9_2ch.rar14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса

Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.

        Содержание программы согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела из Примерной программы раскрываются в содержании других разделов курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.

        Вопросы, содержащиеся в разделе Примерной программы «Алгоритмы и исполнители», в настоящей программе включены в два раздела: «Управление и алгоритмы» и «Программное управление работой компьютера». Кроме того, в первом из этих двух разделов рассматривается кибернетическая модель управления, которая в Примерной программе включена в раздел «Формализация и моделирование». Примеры реализаций информационных моделей и задания на практическую работу с ними присутствуют в разделах 9, 10, 12 настоящей программы.

        Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере. Учитель может варьировать учебный план, используя предусмотренный резерв учебного времени.

Тематическое планирование

8 класс

Общее число часов – 31 час. Резерв учебного времени – 4 час.

Введение в предмет – 1 час.

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8–9 классах.

Человек и информация – 4 час.(3+1)

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны знать:

 связь между информацией и знаниями человека;

 что такое информационные процессы;

 какие существуют носители информации;

 функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

 как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

 что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

 приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

 определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

 приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

 измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

 пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

 пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

Первое знакомство с компьютером – 6 час.(3+3)

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Учащиеся должны знать:

 правила техники безопасности и при работе на компьютере;

 состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

 основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

 структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

 типы и свойства устройств внешней памяти;

 типы и назначение устройств ввода/вывода;

 сущность программного управления работой компьютера;

 принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

 назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

 включать и выключать компьютер;

 пользоваться клавиатурой;

 ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

 инициализировать выполнение программ из программных файлов;

 просматривать на экране каталог диска;

 выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

 использовать антивирусные программы.

Текстовая информация и компьютер – 9 час.(3+6)

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Учащиеся должны знать:

 способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

 назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

 основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

 набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

 выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

 сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

Графическая информация и компьютер – 5 час.(2+3)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Учащиеся должны знать:

 способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

 какие существуют области применения компьютерной графики;

 назначение графических редакторов;

 назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

 строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

 сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

Технология мультимедиа – 6 час.(2+4)

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

Учащиеся должны знать:

что такое мультимедиа;

принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

9 класс

Общее число часов – 63 ч. Резерв учебного времени – 7 ч

Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.(4+6)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Учащиеся должны знать:

 что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

 назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

 назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

 что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь:

 осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

 осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

 осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

 работать с одной из программ-архиваторов.

Информационное моделирование – 5 час.(4+1)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Учащиеся должны знать:

 что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

 какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры натурных и информационных моделей;

ориентироваться в таблично организованной информации;

описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.(6+6)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

 Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Учащиеся должны знать:

 что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

 что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

 структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

 что такое логическая величина, логическое выражение;

 что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

 открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

 организовывать поиск информации в БД;

 редактировать содержимое полей БД;

 сортировать записи в БД по ключу;

 добавлять и удалять записи в БД;

 создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

 Табличные вычисления на компьютере – 10 час.(5+5)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

 что такое электронная таблица и табличный процессор;

 основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

 какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

 основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

 графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

 открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

 редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

 выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

 получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

 создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

 Управление и алгоритмы – 10 час.(4+6)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

 что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

 сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

 что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

 в чем состоят основные свойства алгоритма;

 способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

 основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

 назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

 при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

 пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

 выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

 составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

 выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

 Программное управление работой компьютера – 12 час.(5+7)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

 основные виды и типы величин;

 назначение языков программирования;

 что такое трансляция;

 назначение систем программирования;

 правила оформления программы на Паскале;

 правила представления данных и операторов на Паскале;

 последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

 работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

 составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

 составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

 отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

 Информационные технологии и общество 4 час.(4+0)

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

 основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

 историю способов записи чисел (систем счисления);

 основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

 в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

 регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по Информатике и ИКТ для 8-9 классов

Примерное календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 8-9 классов...

тематическое планирование 7-8 класс,1 класс, 5-6 класс (вариативная часть плание , аэробика

планирование для 5-6 класса написано с учетом того , что проведение 3 часа физической культуры может быть в форме уроков плавания и аэробики....

Календарно-тематическое планирование для 2 класса с углубленным изучением английского языка по УМК В. Эванс "Starlight"

Данное календарно-тематическое планирование является адаптированной к российским условиям версией международного курса – в основе его создания лежат основополагающие документы современного российского...

Календарно-тематическое планирование для 2 класса с углубленным изучением английского языка по УМК В. Эванс "Starlight"

Данное календарно-тематическое планирование является адаптированной к российским условиям версией международного курса – в основе его создания лежат основополагающие документы современного российского...

Тематическое планирование курса информатики и ИКТ в 10 - 11 классах на профильном уровне по учебнику Н.Д.Угриновича

Тематическое планирование курса информатики в старшей школе  на профильном уровне в объеме 280 ч.  10  класс (136 часов + 4 часа резерв)№ п/пТемаВсего часовИз нихВид практического ...

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 6-7 класса по учебнику Босовой Л.Л

Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику Босовой Л.Л для 6-7 классов...

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 8-9 классов

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 8-9 классов (по Семакину И.Г.) рассчитано на 102 часа.В 8 классе 34 часа (1 раз в неделю).В 9 классе 68 часов (2 раза в неделю)....