Формирование УУД на уроках информатики в 5 классе
статья по информатике и икт (5 класс) по теме

Выступление на семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в 5 классе

Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Умение учиться, т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.

У учащихся 5 классов должны быть сформированы следующие УУД:

  1. познавательные (включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы)
  2. регулятивные (обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности)
  3. коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.)
  4. личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.)

Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий, на уроках информатики, может быть перенесены на изучение и других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: это - наличие специальных технических средств; каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД); на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий.

Рассмотрим возможность развития УУД на примере урока по теме «Обработка текстовой информации». Это второй урок в разделе «Информационные технологии», предыдущий урок и домашнее задание связано с работой в программе Калькулятор.

На этапе актуализации ученикам необходимо перечислить правила ТБ (развитие коммуникативных УУД) и выполнить задание на вычисления в Калькуляторе (познавательные УУД). На основании полученных ответов ученики делятся на три группы для дальнейшей работы на уроке (регулятивные УУД).

На этапе изучения нового материала часть информации ученики добывают самостоятельно, работая с текстом. После прочтения ребята отвечают на вопросы и обобщают полученную информацию. Такого плана деятельность на уроке позволяет развивать познавательные и коммуникативные УУД.

Каждой из трех групп выдается конверт, содержащий список поговорок и набор слов. Перед группой стоит задание составить поговорки, используя имеющиеся карточки со словами (номера поговорок определены ранее в начале урока). Результаты групповой работы оформляются на отдельном листе и презентуются всему классу. При выполнении этого задания ученики развивают познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД.

Практическая часть урока посвящена оформлению результатов групповой работы в текстовом процессоре WordPad. При выполнении этого задания ученикам необходимо применить полученные на уроке теоретические знания на практике – загрузить необходимую программу и ввести текст, соблюдая правила (познавательные и личностные УУД).

В течение урока проводятся две физкультминутки, содержащие упражнения для двигательного аппарата и для глаз. При выполнении упражнений у учащихся развиваются умения слушать и слышать (коммуникативные УУД), самоорганизация (личностные УУД) и саморегуляция (регулятивные УУД).

На этапах рефлексии и подведения итогов ученики анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала, определяют свой рейтинг в общей массе  класса, внутренне ставят себе отметку, т.о. развивают регулятивные и личностные УУД.

Таким образом, все этапы урока направлены на развитие основных универсальных учебных действий, систематическая работа в данном направлении поможет учащимся стать более самостоятельными и более осознано подходить к процессу обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке информатике в 5 классе. (На примере темы: «Элементы»)

Формирование УУД на уроке информатике в 5 классе. (На примере темы: «Элементы»)...

Выступление на педсовете. Формирование УУД на уроках информатики.

Возможности  информационных технологий  обучения в процессе формирования  и  развития универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики и ИКТ....

Методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля

Статья содержит методические рекомендации  по формированию знаний, умений  и практических навыков учащихся на уроках информатики  в классах информационно-технологического профиля...

Формирование УУД на уроках информатики с помощью информационных технологий

Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий на уроках информатики может быть перенесена на ...

Статья "Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования УУД на уроках информатики"

С введением ФГОС работа учителя ориентирована не только на достижение предметных образовательных результатов, но, в первую очередь на формирование личности учащегося, овладение им универсальных учебны...

Приемы формирования УУД на уроках информатики

Приведены примеры использования приемов педагогической техники для формирования УУД на различных этапах урока Информатика (с примерами)....

Мастер - класс на тему " Педагогические приёмы формирования УУД на уроках информатики"

Мастер-класс для учителей информатики «Учить учиться»  «Педагогические приёмы формирования УУД на уроках информатики»     Выступлениеучителя информ...