Формирование УУД на уроках информатики в 5 классе
статья по информатике и икт (5 класс) по теме

Выступление на семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в 5 классе

Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Умение учиться, т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.

У учащихся 5 классов должны быть сформированы следующие УУД:

  1. познавательные (включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы)
  2. регулятивные (обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности)
  3. коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.)
  4. личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.)

Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий, на уроках информатики, может быть перенесены на изучение и других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: это - наличие специальных технических средств; каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД); на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий.

Рассмотрим возможность развития УУД на примере урока по теме «Обработка текстовой информации». Это второй урок в разделе «Информационные технологии», предыдущий урок и домашнее задание связано с работой в программе Калькулятор.

На этапе актуализации ученикам необходимо перечислить правила ТБ (развитие коммуникативных УУД) и выполнить задание на вычисления в Калькуляторе (познавательные УУД). На основании полученных ответов ученики делятся на три группы для дальнейшей работы на уроке (регулятивные УУД).

На этапе изучения нового материала часть информации ученики добывают самостоятельно, работая с текстом. После прочтения ребята отвечают на вопросы и обобщают полученную информацию. Такого плана деятельность на уроке позволяет развивать познавательные и коммуникативные УУД.

Каждой из трех групп выдается конверт, содержащий список поговорок и набор слов. Перед группой стоит задание составить поговорки, используя имеющиеся карточки со словами (номера поговорок определены ранее в начале урока). Результаты групповой работы оформляются на отдельном листе и презентуются всему классу. При выполнении этого задания ученики развивают познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД.

Практическая часть урока посвящена оформлению результатов групповой работы в текстовом процессоре WordPad. При выполнении этого задания ученикам необходимо применить полученные на уроке теоретические знания на практике – загрузить необходимую программу и ввести текст, соблюдая правила (познавательные и личностные УУД).

В течение урока проводятся две физкультминутки, содержащие упражнения для двигательного аппарата и для глаз. При выполнении упражнений у учащихся развиваются умения слушать и слышать (коммуникативные УУД), самоорганизация (личностные УУД) и саморегуляция (регулятивные УУД).

На этапах рефлексии и подведения итогов ученики анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала, определяют свой рейтинг в общей массе  класса, внутренне ставят себе отметку, т.о. развивают регулятивные и личностные УУД.

Таким образом, все этапы урока направлены на развитие основных универсальных учебных действий, систематическая работа в данном направлении поможет учащимся стать более самостоятельными и более осознано подходить к процессу обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке информатике в 5 классе. (На примере темы: «Элементы»)

Формирование УУД на уроке информатике в 5 классе. (На примере темы: «Элементы»)...

Выступление на педсовете. Формирование УУД на уроках информатики.

Возможности  информационных технологий  обучения в процессе формирования  и  развития универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики и ИКТ....

Методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля

Статья содержит методические рекомендации  по формированию знаний, умений  и практических навыков учащихся на уроках информатики  в классах информационно-технологического профиля...

Формирование УУД на уроках информатики с помощью информационных технологий

Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий на уроках информатики может быть перенесена на ...

Статья "Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования УУД на уроках информатики"

С введением ФГОС работа учителя ориентирована не только на достижение предметных образовательных результатов, но, в первую очередь на формирование личности учащегося, овладение им универсальных учебны...

Мастер - класс на тему " Педагогические приёмы формирования УУД на уроках информатики"

Мастер-класс для учителей информатики «Учить учиться»  «Педагогические приёмы формирования УУД на уроках информатики»     Выступлениеучителя информ...