Урок "Табличное решение логических задач"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) по теме

Цели:

Образовательные:

  • закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, табличных информационных моделях;
  • изучить способы заполнения и построение таблиц;
  • систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  • развитие аналитико-синтезирующего мышления;
  • формирование умений наблюдать, делать выводы;
  • использовать полученные знания при решении задач;
  • развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к знаниям;
  • привитие интереса к информатике;
  • формирование навыков самоорганизации и самоконтроля;
  • развитие познавательного интереса;
  • воспитание информационной культуры.

Тип урока: изучения нового материала.

Формы работы на уроке: коллективная.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:  

Комплекс мультимедиа (ПК, проектор);

Презентация «Табличное решение логических задач ».

Основные понятия:

  • модель,
  • информационная модель,
  • табличная информационная модель,
  • сложная таблица,
  • класс,
  • объект,
  • взаимно однозначное соответствие.

План урока

  1. Оргмомент
  2. Повторение изученного материала
  3. Изучение нового материала
  4. Информация о домашнем задании
  5. Закрепление материала (практическая работа)
    1. Подготовка к практической работе
    2. Практическая работа
  1. Итог урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.rar853.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Табличное решение логических задач» 7 класс

Цели:

Образовательные:

  1. закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, табличных информационных моделях;
  2. изучить способы заполнения и построение таблиц;
  3. систематизация полученных знаний.

Развивающие:

  1. развитие аналитико-синтезирующего мышления;
  2. формирование умений наблюдать, делать выводы;
  3. использовать полученные знания при решении задач;
  4. развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

  1. воспитание положительного отношения к знаниям;
  2. привитие интереса к информатике;
  3. формирование навыков самоорганизации и самоконтроля;
  4. развитие познавательного интереса;
  5. воспитание информационной культуры.

Тип урока: изучения нового материала.

Формы работы на уроке: коллективная.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:  

Комплекс мультимедиа (ПК, проектор);

Презентация «Табличное решение логических задач ».

Основные понятия:

  1. модель,
  2. информационная модель,
  3. табличная информационная модель,
  4. сложная таблица,
  5. класс,
  6. объект,
  7. взаимно однозначное соответствие.

План урока

  1. Оргмомент
  2. Повторение изученного материала
  3. Изучение нового материала
  4. Информация о домашнем задании
  5. Закрепление материала (практическая работа)
  1. Подготовка к практической работе
  2. Практическая работа
  1. Итог урока

Ход урока

Повторение изученного материала

На прошлом уроке мы говорили о табличных информационных моделях. Обсуждаются вопросы:

  1. Что такое модель?
  2. Что такое моделирование?
  3. Какие модели называют натурными?
  4. Какие модели называют информационными?
  5. Какие типы таблиц вам известны? (слайд 3)

Задание: определите тип таблиц.. (слайд 4-7)

  1. Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниям? Приведите примеры.
  2. Можно ли с помощью таблиц решать задачи??

Изучение нового материала (Слайд 8)

Ученикам раздают текст задачи. (Слайд 9)

Однажды в Артике за круглым столом оказалось пятеро ребят родом из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Алёша, Коля и Витя. Москвич сидел между томичём и Витей, петербуржец – между Юрой и Толей, а напротив него сидели пермяк и Алеша. Коля  никогда не был в Санкт-Петербурге, а Юра не был в Москве и Томске, а томич с Толей регулярно переписываются.

Встречали ли вы похожие задачи раньше (например на олимпиадах по математики или информатики)? Как таблица может помочь ее решить за короткий промежуток времени? Какую таблицу мы можем создать, какого типа? (ОО) Какие группы объектов в условии задачи мы можем выделить? (Имена и города) (Слайд 10-11)

Мальчик

Города

Москва

Санкт-Петербург

Новгород

Пермь

Томск

Юра

Толя

Алёша

Коля

Витя

Какая связь  может быть между парами объектов разных классов? (проживает или не проживает). Будем обозначать связь «Не проживает» - «0», а «Проживает» - «1». Такая связь называется взаимно-однозначная (если Ваня не москвич, то в Москве Ваня не проживает)  

Давайте рассуждать! «Москвич сидел между томичём и Витей», значит Витя не живёт в Москве и в Томске

Мальчик

Города

Москва

Санкт-Петербург

Новгород

Пермь

Томск

Юра

Толя

Алёша

Коля

Витя

0

0

«петербуржец – между Юрой и Толей, а напротив него сидели пермяк и Алеша», значит Юра, Толя и Алёша не живут в Санкт-Петербурге и в Перми .

Мальчик

Города

Москва

Санкт-Петербург

Новгород

Пермь

Томск

Юра

0

0

Толя

0

0

Алёша

0

0

Коля

Витя

0

0

«Коля  никогда не был в Санкт-Петербурге», значит, Коля не живет в Санкт-Петербурге. Остаётся, только Витя может жить в  Санкт-Петербурге, а значит не может жить в других городах.

Мальчик

Города

Москва

Санкт-Петербург

Новгород

Пермь

Томск

Юра

0

0

Толя

0

0

Алёша

0

0

Коля

0

0

0

1

0

Витя

0

1

0

0

0

Получаем, что в Перми может жить только Коля

«Юра не был в Москве и Томске»

Мальчик

Города

Москва

Санкт-Петербург

Новгород

Пермь

Томск

Юра

0

0

0

0

Толя

0

0

Алёша

0

0

Коля

0

0

0

1

0

Витя

0

1

0

0

0

Значит, Юра живёт а Новгороде

Мальчик

Города

Москва

Санкт-Петербург

Новгород

Пермь

Томск

Юра

0

0

1

0

0

Толя

0

0

0

Алёша

0

0

0

Коля

0

0

0

1

0

Витя

0

1

0

0

0

«томич с Толей регулярно переписываются», значит в Томске толя не живёт.

Мальчик

Города

Москва

Санкт-Петербург

Новгород

Пермь

Томск

Юра

0

0

1

0

0

Толя

0

0

0

0

1

Алёша

1

0

0

0

0

Коля

0

0

0

1

0

Витя

0

1

0

0

0

Ответ Юра живёт в Новгороде, Толя в Томске, Алёша в Москве, Коля в Перми, а Витя в Санкт – Петербурге.

Сложно ли было вам решить ту задачу?

Информация о домашнем задании (слайд 12)

§ 2.6

В разделе «Вопросы и задания»

Задание 2 – (уровень «4»)

Задание 3 – (уровень «5»)

Практическая работа (слайд 13)

Работа 6, задание 7. Учащиеся открывают учебник с. 182. Необходимо, прежде чем приступить к практической работе, обсудить ход работы. (слайд14)

Итог урока

Подведение итога: Что вызвало затруднение? Чему научились? Всё ли было понятно?

Выставление оценок за урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления с помощью решения логических задач

Методическая   работа над "Развитие логического мышления с помощью решения логических задач"  . В работе описывается этапы решения задач, как научить ребят ставить цели, строить цепочку...

Решение логических задач с использованием логических квадратов.

Поэтапное решение логических задач для 1 класса, с использованием логических квадратов....

Методическая разработка занятия «Решение логических задач. Задачи на разминку» по внеурочной деятельности курса «Информационные технологии» 1 класс.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Занятие рассчитано на учащихся 1 класса и длительностью 35 минут. Это первое занятие в серии занятий «Решение логических задач» к методическому пособию «Логические за...

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...

Задачи по теме "Решение логических задач с помощью круго Эйлера"

Задания по теме "Решение логических задач с помощью круго Эйлера" могут быть  использованы 6 классе при изучении темы "Отношения между понятиями" по программе Босовой Л.Л...