Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память.
материал по информатике и икт (7 класс) по теме

Митрофанова Людмила

 

ЦЕЛИ: Обучающая: изучить основные устройства компьютера, функциональные возможности компьютера, виды компьютерной памяти, принципы взаимодействия устройств ПК, основные характеристики ПК.

             Воспитательная: формирование системного мышления, восприятия компьютера как инструмента информационной деятельности человека.

             Развивающая: развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, операционального мышления.

Тип урока: изучение нового материала;

Форма урока: лекция с элементами обсуждения, практика.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

  1. Организационный момент. Работа над ошибками.
  2. Актуализация знаний. Теоретический материал урока. 

Основные устройства компьютера.  Основные составляющие информационной деятельности человека: прием (ввод) информации; запоминание информации; процесс мышления и передача информации. Компьютер включает в себя устройства, выполняющие аналогичные функции: устройства ввода; устройства запоминания – память; устройство обработки – процессор; устройства вывода. 

Важнейшее отличие состоит в том, что компьютер работает по программе, а человек сам управляет своими действиями.

В памяти компьютера хранятся данные и программы.

У компьютера тоже есть два вида памяти: внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная) память. Внутренняя память состоит из двух частей ОЗУ и ПЗУ.

3. Домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл информатика 7 класс147.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память.

Цели: Обучающая: изучить основные устройства компьютера, функциональные возможности компьютера, виды компьютерной памяти, принципы взаимодействия устройств ПК, основные характеристики ПК.

             Воспитательная: формирование системного мышления, восприятия компьютера как инструмента информационной деятельности человека.

             Развивающая: развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: лекция с элементами обсуждения.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Теоретический материал урока.

      Слайд 1. Основные устройства компьютера.

Слайд 2. Для информатики компьютер – это не только инструмент для работы с информацией, но и объект изучения. Люди стремились облегчить свой труд и для этого создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер же был изобретен в середине 20 века для усиления возможностей умственной работы человека. Прототипом компьютера в природе является человек, его интеллектуальные возможности.

По своему назначению компьютер – универсальное техническое средство для работы человека с информацией.

Существует четыре основные составляющие информационной деятельности человека: прием (ввод) информации; запоминание информации; процесс мышления и передача информации. Компьютер включает в себя устройства, выполняющие аналогичные функции: устройства ввода; устройства запоминания – память; устройство обработки – процессор; устройства вывода.

Ребята,  какие устройства ввода и вывода информации вы знаете? (клавиатура, мышь, джойстик, сканер; монитор, принтер, динамики).

Слад 3 и Слайд 4.

Слайд 5. И всё-таки нельзя отождествлять «ум компьютера» с умом человека. Важнейшее отличие состоит в том, что компьютер работает по программе, а человек сам управляет своими действиями.

В памяти компьютера хранятся данные и программы.

Данные – это обрабатываемая информация, представленная в памяти компьютера в специальной форме.

Программа – это описание последовательности действий, которые должен выполнить компьютер для решения поставленной задачи обработки данных.

Слайд 6, 7.  В 1946 году Джоном фон Нейманом были сформулированы основные принципы устройства и работы ЭВМ.

Для неймановской архитектуры характерно наличие одного процессора, который управляет работой всех остальных устройств.

Слайд 8.  Мы с Вами уже изучали то, что человек может хранить информацию в собственной памяти и на внешних носителях. У компьютера тоже есть два вида памяти: внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная) память. Внутренняя память состоит из двух частей ОЗУ и ПЗУ. Они располагаются в материнской плате. ОЗУ для временного хранения данных, работает в режимах записи, считывания. Основной характеристикой является ее объем, влияющий на скорость работы компьютера. Информация в ПЗУ «зашивается» в процессе создания компьютера. Включает в себя программы запуска, остановки компьютера, тестирования устройств, управления работой процессора и др. устройств.

Внешняя память – это устройства хранения информации на различных носителях. Важнейшими устройствами внешней памяти являются накопители на магнитных дисках (НМД), или дисководы, которые действуют аналогично магнитофону, во время работы которых диск с информацией вращается. (учитель показывает расположение дисководов на системном блоке и примеры дисков, дискет). Другой вид внешних носителей – лазерные диски. Отличие магнитных и лазерных дисков в способе записи и чтения информации. Сначала появились лазерные диски, на которые можно было только один раз сделать запись (CD-ROM), позже изобрели перезаписываемые диски (СD-RW). Теперь существуют и двухсторонние лазерные диски.

Слайд 9. Устройства компьютера производят определённую работу с информацией (данными и программами). Давайте разберемся как происходит информационный обмен в компьютере: информация через устройства ввода попадает в память, процессор извлекает из памяти обрабатываемую информацию, работает с ней и помещает результаты обработки в память, полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку.

Слайд 10. Структуру внутренней памяти компьютера можно условно изобразить так. Наименьший элемент памяти – бит. У этого слова два значения: единица измерения количества информации и частица памяти компьютера. В каждом бите может храниться только нуль или единица. Использование двух знаков для представления информации называется двоичной кодировкой. Первое свойство внутренней памяти – дискретность (из отдельных частиц). Второе свойство – адресуемость (все байты пронумерованы, начиная с 0). Запись и чтение информации в памяти производится по адресам.

Слайд 11. Несколько последовательно расположенных байтов памяти образуют ячейку памяти, адресом которой является адрес младшего байта, т.е. байта с наименьшим номером.

В таблице показан принцип адресации на примере 4-байтовых ячеек памяти.

Одна ячейка памяти может хранить одну команду программы или элемент данных, обрабатываемых программой (например, число).

Машинная программа – это множество команд, расположенных в последовательных ячейках памяти.

Команда программы состоит из операционной части – кода операции и адресной части – адресов размещения в памяти обрабатываемых данных. Код операции определяет действие, выполняемое процессором по команде. Работа процессора заключается в автоматическом выполнении последовательности команд программы до её завершения (команды остановки).

Слайд 12. Устройства внешней памяти (магнитные, лазерные дисководы, флэш-память) также имеют свои характеристики.

В системном блоке встроенные магнитные диски называются жесткими дисками или винчестерами, на которых хранятся все необходимые для работы ПК программы, чем больше объем жесткого диска, тем лучше. На современных ПК устанавливают винчестеры объемом в десятки и сотни гигабайтов. Все остальные носители – сменные (дискеты, оптические диски CD, DVD). В производстве современных моделей уже не используется дисковод для дискет, т.к. объем этого носителя очень мал (1,4 Мб) и многие пользователи перестали пользоваться дискетами. Все чаще и доступнее становится другой современный носитель – флэш-память. Это электронное устройство, энергозависимое, обладает большим информационным объемом (десятки Гб). Скорость работы с флэш-памятью приближается к скорости работы с жестким диском. Остается обязательной составляющей ПК дисководы для CD-ROM, CD-DVD. Оптические дисководы позволяют производить запись и перезапись информации на CD-RW, DVD-RW.

Слайд 13.  Домашнее задание.

  1. § 5, 6;
  2. РТ стр.32 № 71, стр. 34 № 75;
  3. Продолжите сказку: «Жили-были клавиатура, монитор, память и процессор. Жили они дружно, пока не возник спор, кто из них главнее…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Назначение и устройство компьютера"

План-конспект урока "Назначение и устройство компьютера"...

Конспект урока Назначение и устройство компьютера

Конспект урока "Назначение и устройство компьютера". Урок разработан с интерактивными заданиями для учащихся....

Урок по информатике по теме "Назначение и устройство компьютера", 8 класс

Разработка урока по информатике по теме "Назначение и устройство компьютера", 8 класс, учебник Семакина...

Назначение и устройство компьютера

Презентация создана на основании параграфа 5 учебника "Информатика" 7 класс И.Г.Семакин, ФГОС....

Назначение и устройство компьютера.

Назначение и устройство компьютера....

Презентация на тему "Назначение и устройство компьютера" (7 класс)

Презентация на тему "Назначение и устройство компьютера" по учебнику Семакина И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / И. Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. &nda...