Конспект урока "Кодирование информации" 5 класс
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

 

        Урок  «Кодирование информации»  проводился в рамках изучения в пятом классе  темы «Человек и информация».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kodirovanie_informacii.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Кодирование информации

Опорный конспект урока информатики

 

Урок разработан учителем информатики

ГОУ СОШ «Школа здоровья » № 440

Митасовой Т.С.


Урок  «Кодирование информации»  проводился в рамках изучения в пятом классе  темы «Человек и информация».

Тип урока: изучения нового материала

Цели:

  1. Образовательная
  1.  Показать учащимся многообразие кодов
  2. Отметить роль кодирования
  3. Сформировать систему знаний  по теме  и основные понятия «код», «кодирование» , «декодирование»
  4. Выработать умение пользоваться  таблицей
  5. Показать работу с таблицей в текстовом редакторе
  1. Развивающая
  1. Развивать внимание, наблюдательность, воображение,  
  2. Вырабатывать умение логически мыслить, сравнивать, соотносить.
  1. Воспитательная
  1. Воспитывать умение работать в коллективе

I этап. Организационный момент.

Приветствие, учащиеся занимают рабочие места, каждый получает карточку с заданиями для урока.

II этап. Повторение .

Проверка домашнего задания, актуализация знаний по ранее пройденным темам(используется компьютерная презентация). Тема «Информация» – слайд № 2, «Передача информации» - слайд № 3.

III этап. Объяснение нового материала (используется компьютерная презентация).

Для того, чтобы произошла передача информации от источника к приемнику, необходимо, чтобы приемник мог не только получить информацию, но и понять, расшифровать ее.

Передача информации происходит с помощью знаков самой разной природы. Сигнал может быть световым,  звуковым, в виде жеста, движения, условного знака. Одинаковые, на первый знак, сигналы могут носить разную информационную нагрузку.  Например, звонок будильника – пора вставать, звонок в дверь – кто-то пришел,  школьный звонок  - начало или конец урока.

Для того, чтобы не путаться, необходимо договариваться,  как понимать те или иные знаки или сигналы, т.е. разработать код. Любая информация всегда храниться в виде кодов. Когда ма пишем в тетради, мы кодируем информацию с помощью специальных знаков, символов. Эти символы всем знакомы, они называются буквами. И система кодирования всем известна, она называется азбукой.  Жители других стран имеют свою систему кодирования, у них своя азбука. Существует еще более сложный способ кодирования информации, когда каждый символ заменяет слово – иероглиф.

Можно кодировать и звуки. С одной из таких систем кодирования вы тоже хорошо знакомы: мелодию можно записать с помощью нот. Это не единственная система кодирования музыки. В древние времена на Руси музыку записывали с помощью так называемых крюков – это особая форма записи.

Хранить можно на только текстовую и звуковую информацию. Если посмотреть на рисунок с помощью увеличительного стекала, то видно, что он состоит из точек. Это так называемый  - растр.

С целью засекречивания информации применяется ее кодирование, с незапамятных времен появились коды в виде криптограмм (по гречески – тайнопись).

Самый известный код связан с именем изобретателя телеграфного аппарата Самюеля Морзе и известен как азбука Морзе. Каждой букве или цифре ставится в соответствие последовательность кратковременных(точка) и длительных(тире) звуковых сигналов.

Кодирование информации – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения.

Код-система знаков для представления информации.

Декодирование  – процесс обратный кодированию.

Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, шифровка(засекречивание) информации, удобство обработки и т.п.

Существуют три основных вида кодирования текста:

  1. Графический –с помощью специальных рисунков.
  2. Числовой –с помощью чисел
  3. Символьный – с помощью символов тогоже алфавита, что и исходный текст.

Полный набор символов, используемых для кодирования текста называют алфавитом или азбукой.

IV этап. Применение изученного.

Учащиеся переходят к работе на компьютере, загружают файл с заданием и выполняют его. Предварительно, можно объяснить ход выполнения задания используя презентацию.

  1. Дана простейшая кодовая таблица

 А-1

Б-2

В-3

Г-4

Д-5

Е-6

Ж-7

З-8

И-9

Й-10

К-11

Л-12

М-13

Н-14

О-15

П-16

Р-17

С-18

Е-19

У-20

Ф-21

Х-22

Ц-23

Ч-24

Ш-25

Щ-26

Ъ-27

Ы-28

Ь-29

Э-30

Ю-31

Я-32

ПРОБЕЛ-33

ТОЧКА-34

ЗАПЯТАЯ-35

Расшифруй фразу

13 28 33 9 20 24 1 6 13 33 9 14 21 15 17 13 1 19 9 11 20 34

Впиши полученную фразу:

  1. Известно, что кто-то расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее, декодируй сообщение

ФТМЬЩБМ ИБВЬМ

ФГЙЕЖМ ИБРПНОЙМ

ТЕЖМБМ РПОАМ

  1. Продолжи предложения

Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7

А чтобы полить огород 10,4,5,1,6

Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу

Самое колючее животное в лесу 12,13

Разгадай код и прочитай пословицу

1,2,3,4,5,1,6  7,8,9,10,11  9,4,7,13,12,4

 

Учащиеся вставляют расшифрованные фразы, поднимают руку. Для тех кто выполнил компьютерный практикум предлагается задания 18.1-18.3 на стр 22 рабочей тетради.

V этап. Разминка для глаз.

Выполняется с помощью презентации

VI этап. Подведение итогов

Обобщение и актуализация ранее полученной информации.

Должны знать

Основные понятия:

  1. Код
  2. Кодирование
  3. Декодирование
  4. Типы кодирования

Должны уметь

  1. Кодировать информацию
  2. Декодировать информацию
  3. Вносить информацию в компьютер

Оценивание учащихся, домашнее задание.

Стр.24 п.1.6, рт стр. 18 №№ 15,16,17

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...