Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики", 11 класс
    рабочая программа по информатике и икт (11 класс) на тему

    Коржова Ольга Александровна

    Данна рабочая програма элективного курса «Математические основы информатики» разработана для учащихся старшей школы 10, 11 классов на основе авторской программы  элективного курса Е.В. Андреевой, Л. Л. Босовой, И. Н. Фалиной «Математические основы информатики». Курс ориентирован на учащихся информационно-технологического, физико-математического и естественно-научного профилей старших классов общеобразовательной  школы, желающих расширить свои представления о математике в информатике и информатики в математике. В учебном плане школьного компонета ему отводится 1 час в неделю. Программа расчитана на 35 учебных часов. Курс имеет блочно-модульную структуру.  В программу курса вошли такие темы, как "Системы счисления", "Представление информации в компьютере", "Введение в алгебру логики".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Квитокская средняя общеобразовательная школа №1

    «РАССМОТРЕНО»

    Руководитель  МО

    ________/О. А. Наседкина

    «____»___________20__г.

    протокол № ___________

    «СОГЛАСОВАНО»

    Заместитель директора

    _________/О.Б. Мельник

    «____»___________20___г.

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Директор школы

    ________/О. В. Маслий

    «____»___________20___г.

    Рабочая программа

    учителя ____Коржовой _Ольги Александровны, первой кв. категории

       элективный курс ___  «Математические  основы информатики»__________ 

    образовательная область _____________математика_________________

    класс _______________________11_______________________________

    учебный год  __________2012-2013_______________________________

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Курс «Математические основы информатики» разработан для учащихся старшей школы 10, 11 классов на основе авторской программы  элективного курса Е.В. Андреевой, Л. Л. Босовой, И. Н. Фалиной «Математические основы информатики» (Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы, Составитель М.Н. Бородин – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008). Данный курс носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.

            Курс ориентирован на учащихся информационно-технологического, физико-математического и естественно-научного профилей старших классов общеобразовательной  школы, желающих расширить свои представления о математике в информатике и информатики в математике.

            Курс рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике; может изучаться как при наличии компьютерной поддержки, так и в безмашинном варианте.

            Основные цели курса:

    1. формирование у выпускников школы основ научного мировоззрения;
    2. обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием за счет более эффективной  подготовки выпускников школы к освоению программ  высшего профессионального образования;
    3. создание условий для саморазвития и самовоспитания личности.

    Основные задачи курса:

    1. сформировать у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий;
    2. показать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики;
    3. привить учащимся навыки, требуемые большинством видов современной деятельности (налаживание контактов с другими членами коллектива, планирование и организация совместной  деятельности и т. д.)
    4. сформировать умения решения исследовательских задач;
    5. сформировать умения решения практических задач, требующих получения законченного продукта;
    6. развить способность к самообучению.

    Место предмета в учебном плане.

    Курсу отводится 1 час в неделю в течение одного года обучения 10 (11) класс, всего 35 учебных часов.

            Курс «Математические основы информатики»  имеет блочно-модульную структуру, учебное пособие состоит из отдельных глав, которые можно  изучать в произвольном порядке.

    Требования к уровню подготовки учащихся:

    По окончании изучения данного курса учащиеся должны

    знать:

    1. свойства позиционных систем счисления;
    2. алгоритм перевода целых чисел, конечных и периодических дробей из произвольной Р-ичной системы счисления в десятичную;
    3. особенности целочисленной арифметики в ограниченном числе разрядов;
    4. особенности вещественной компьютерной арифметики в ограниченном числе разрядов;
    5. подходы к компьютерному представлению графической и видеоинформации;
    6. основные теоретические аспекты, связанные с вопросами сжатия информации;
    7. законы алгебры логики;
    8. понятие булевой функции.

    уметь:

    1. применять правила арифметических операций в Р-ичных системах счисления;
    2. переводить целые числа, конечные и периодические дроби из десятичной системы счисления в произвольную Р-ичную систему счисления;
    3. представлять  вещественные числа в формате с плавающей запятой;
    4. создавать  архивы с помощью архиватора WinRAR;
    5. формализовать сложные высказывания, т. е. записывать их с помощью математического аппарата алгебры логики;
    6. строить таблицы истинности для сложных логических  формул;
    7. использовать законы алгебры логики  при тождественных преобразованиях;
    8. решать логические задачи с использованием алгебры высказываний;
    9. восстанавливать аналитический вид булевой функции по таблице истинности.

    Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

    1. Математические основы информатики. Элективный курс: учебное пособие/ Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина – 2-е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 328с.

    2. Математические основы информатики. Элективный курс: методическое  пособие/ Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007- 312 с. .

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    Название темы

    Количество часов

    1

    Системы счисления

    10

    2

    Представление информации в компьютере

    11

    3

    Введение в алгебру логики

    14

    Всего

    35

    ПРОГРАММА КУРСА

    МОДУЛЬ 1. Системы счисления.

            Тема «Системы счисления»  обычно изучается в базовом курсе информатики, поэтому школьники обладают определенными знаниями и навыками, в основном, перевода целых десятичных чисел  в двоичную систему и обратно.

            Цели изучения темы:

    1. раскрыть принципы построения систем счисления и в первую очередь позиционных систем;
    2. изучить свойства позиционных систем счисления;
    3. показать связь между системой счисления, используемой для кодирования информации в компьютере, и архитектурой компьютера;
    4. познакомить с основными недостатками использования двоичной системы в компьютере.

    МОДУЛЬ 2.  Представление информации в компьютере.

            Разработка современных способов оцифровки  информации — один из ярких примеров сотрудничества специалистов разных профилей: математиков, биологов, физиков, инженеров, ИТ-специалистов, программистов. Широко распространенные форматы  форматы естественной информации (MP3,  JPEG, MPEG и др.) используют в процессе сжатия информации  сложные  математические методы. Вопросы, рассматриваемые в данном модуле, практически не представлены в базовом курсе информатики.

    Цели изучения темы:

    1. достаточно подробно показать учащимся способы компьютерного представления целых и вещественных чисел;
    2. выявить  общие  инварианты представления текстовой, графической и звуковой информации;
    3. познакомить с основными теоретическими подходами к решению проблемы сжатия информации.

    МОДУЛЬ 3. Введение в алгебру логики.

    Цели изучения темы:

    1. строго изложить основные понятия алгебры логики, используемые в информатике;
    2. показать взаимосвязь изложенной теории с практическими потребностями информатики и математики;
    3. систематизировать знания, ранее полученные по этой теме.

    Контроль знаний осуществляется через практические, самостоятельные и контрольные работы

    Виды контроля

    I

    II

    Год

    Контрольная работа

    1

    3

    Практическая  работа

    3

    3

    Самостоятельная  работа

    2

    2

    Календарно-тематическое планирование

    № п/п

    Тема занятия

    Количество часов по теме

    Дата проведения

    МОДУЛЬ 1. Системы счисления

    10

    Основные определения, связанные с позиционными системами  счисления.

    06.09.12

    Единственность представления чисел в Р-ичных системах счисления.

    13.09.12

    Развернутая и свернутая формы записи чисел.

    20.09.12

    С/р №1. Арифметические операции в Р-ичных системах счисления

    27.09.12

    Перевод чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную.

    04.10.12

    Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую.

    11.10.12

    С/р №2. Взаимосвязь между системами счисления.

    18.10.12

    Системы счисления и архитектура компьютера.

    25.10.12

    К/р №1 «Системы счисления»

    01.11.12

    Анализ контрольной работы «Системы счисления»

    15.11.12

    МОДУЛЬ 2. Представление информации в компьютере.

    11

    11

    Представление целых чисел. Прямой код.

    22.11.12

    12

    Целочисленная арифметика.

    29.11.12

    13

    Нормализованная запись вещественных чисел.

    06.12.12

    14

    Особенности реализации вещественной компьютерной арифметики.

    13.12.12

    15

    Представление текстовой информации.

    20.12.12

    16

    Представление графической информации.

    27.12.12

    17

    Пр/р №1  «Представление графической информации»

    10.01.13

    18

    Представление звуковой информации

    17.01.13

    19

    Пр/р №2. «Методы сжатия цифровой информации».

    24.01.13

    20

    К/р №2. «Представление информации в компьютере»

    31.01.13

    21

    Анализ контрольной работы «Представление информации в компьютере»

    07.02.13

    МОДУЛЬ 3. Введение а алгебру логики.

    14

    14.02.13

    22

     Алгебра логики. Понятие высказывания.

    21.02.13

    23

    Логические операции

    28.02.13

    24

    Логические  формулы, таблицы истинности.

    07.03.13

    25

    Законы алгебры логики.

    14.03.13

    26

    Применение алгебры логики.

    21.03.13

    27

    Решение  текстовых логических задач

    04.04.13

    28

    Булевы функции

    11.04.13

    28

    Канонические формы логических формул.

    18.04.13

    30

    Минимизация булевых функций

    25.04.13

    31

    Пр/р №3 Построение СНДФ и её минимизации.

    02.05.13

    32

    Полные схемы булевых функций.

    08.05.13

    33

    Элементы схемотехники

    16.05.13

    34

    К/р №3 «Алгебра логики»

    23.05.13

    35

    Анализ контрольной работы

    30.05.13

    Всего часов

    35


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"

    Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащих­ся физико-математического, частично естественно-научного и тех­нико-технологичес...

    Рабочая программа элективного курса «Основы химических, методов исследования вещества» для 10 класса

    Элективный курс « Основы химических, методов исследования вещества» рассчитан на 34 часа: одно занятие в неделю в течение года. Элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, проявляющих повыше...

    Рабочая программа элективного курса по информатике (на основе собственых лабораторных работ)

    Цель данного курса:Образовательная: формировать общее представление о языке HTML через возможность понять важность HTML-стандартов для создания гипертекстовых документов, идентификацию тегов HTM...

    Рабочая программа элективного предмета по информатике «Основы программирования»

    Рабочая пргграмма элективного предмета для учеников интересующихся программированием на ЯПВУ "Паскаль"...


     

    Комментарии

    Здравствуйте, а вы еще ведете данный элективный курс? Не могу найти методическое пособие к нему в продаже. Может у вас его можно выкупить.