рабочая программа элективного курса для 11 класса "Основы предпринимательства"
календарно-тематическое планирование по обществознанию (11 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_predprinimatelstva.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

             Рабочая программа элективного курса «Основы предпринимательства»  для учащихся 11 класса  средней общеобразовательной школы составлена на основании следующих документов:

  - Стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию

  - Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень)

  - Авторской программы В.Д.Симоненко

Рабочая программа «Основы предпринимательства» составлена в соответствии с необходимостью развития предпринимательства как основы материального благополучия, профессионального роста и социальной адаптации молодежи и  на основе государственной «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

      Создание данной программы вытекает из объективной потребности в обновлении подхода к изучению материала на основе технологий, позволяющих развивать у учащихся способность мыслить на языке основных проблем, с которыми они сталкиваются в определенной сфере деятельности. А именно это проблемы созидания нового. Развитие государства и общества зависит сегодня от все ускоряющегося темпа инноваций. И важно для каждого человека, если он хочет стать лидером и состояться как личность, овладеть инновационным мышлением. Ведь выдающиеся инноваторы определяют облик цивилизации. В свете этой проблемы разработана «Государственная образовательная стратегия России 21 века», где «Наша новая школа» - это «Пространство творческого развития личности». Курс «Основы предпринимательства» направлен на решение образовательных задач расширения кругозора учащихся о современном мире и роли предпринимательства в нем. Изучение курса способствует воспитанию экономически грамотного гражданина страны.

Целью программы является формирование предпринимательского инновационного мышления у учащихся, практического применения своих способностей на основе базовых знаний по основам предпринимательства.

Реализация данной программы направлена на достижение следующих задач:

- развитие гражданского образования, предпринимательского инновационного образа мышления, потребности в получении знаний в области предпринимательства и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

- освоение системы знаний о предпринимательской деятельности и информированности об истории развития предпринимательства в России;

-развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний для эффективного поиска своей предпринимательской ниши и умений для будущей работы в качестве предпринимателя.

Требования к уровню подготовки учащихся.

 Программа предусматривает формирование  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Календарно – тематическое планирование элективного курса «Основы предпринимательства»

Тема

урока

Кол-во

часов

Требования

к уровню

подготовки

Домашнее задание

Дата

проведения

План

Фактич.

11а

11б

11в

11а

11б

11в

Тема1.Становление предпринимательства

6 часов

                             1.

Что такое предпринимательство

1

Знать и уметь объяснять условия осуществления предпринимательской деятельности

П.1 , отв. на вопросы к параграфу

2

История развития предпринимательства в России

1

Уметь характеризовать виды предпр. .деятельности в России

П.2 подг. сообще-ния

3

Выбор вида деятельности

1

Уметь классифицировать виды предпринимательской деятельности.

П.3 зад.2 стр.22

4

Организационно-правовые формы предпринимательства

1

Знать формы коммерческих и некоммерческих организаций; уметь характеризовать их

П.4 заполнить табл.6 стр.28

5

Индивидуальный предприниматель

1

Знать:

-особенности статуса ИП

- Уметь различать сферы деятельности ИП

П.5 отв. на вопросы теста «Каковы ваши шансы на успех»

6

Малое предпринимательство

1

Знать:

-виды и цели, факторы деятельности фирм;

-единый налог, совокупный доход

-преимущества и недостатки малого бизнеса

П.6 Подготовить информацию о  местных фирмах и их видах

Тема 2 «Производство товаров и услуг как основа предпринимательства» 5 часов

7

Предпринимательская идея

1

Знать, что такое предпринимательская идея; технология принятия решения

П. 7, отв. на вопр.

8

Что производить? Для кого производить? Как производить?

1

Знать, что такое бизнес-план, план маркетинга, организационный и финансовый план

П. 8, зад.2 стр.49

9

Проект создания собственного дела

1

Уметь характеризовать стратегию поведения нарынке

П.9. Разработать проект собственного дела

10

Я первооткрыватель (инновационное предпринимательство)

1

Знать:

-что такое инновация, причины инноваций

П.10, отв. на вопросы теста на стр.59.

11

Информационные технологии в предпринимательстве

1

Знать, что включает в себя понятие «информационные технологии»

П.11

Тема 3 «Барьеры в предпринимательской деятельности»  6 часов

12

Риски в работе предпринимателя

1

Знать методы управления рисками, способы снижения рисков

П.12, решить задачу 2 стр.70

13

Государственное регулирование предпринимательства

1

Знать: -что такое денежно-кредитное, социальное регулирование;

-уметь анализировать позитивное и негативное вмешательство в экономику

П.13

14

Конкуренты – враги или друзья

1

Знать, что такое конкуренция, монополия, олигополия;

-уметь давать характеристику рынков по степени монополизации

П.14, заполнить табл. на стр 82

15

Затраты предпринимателя

1

Знать, что такое издержки и себестоимость;

Уметь объяснять разницу между бухгалтерскими и экономическими издержками

П.15, задачи 4,5 на стр.86

Подг.сообщение «Бухучет на предприятии»

16

Цена товара. Подешевле или подороже.

 

1

Знать:  -что такое ценообразование, оптовые и розничные цены, факторы ценообразования

П.16, задача 2 стр.93

17

Бремя налогов или с государством надо делиться

1

Знать виды налогов по:

-субъекту налогообложения, механизму формирования, источникам налогообложения;

Уметь классифицировать налоги в зависимости от уровня налогообложения.

П.17, заполнить таблицу 17 стр.99

Тема 4. Прибыль как цель предпринимательства  5 часов

18

Образование прибыли предприятия

1

Уметь объяснять, что такое прибыль предприятия, балансовая, валовая и чистая прибыль

П.18, задачи 4,5 стр 105

19

Источники финансирования предприятия

1

Знать: источники финансирования предприятия, давать определения терминам «уставный капитал», «факторинг», «эмиссия ценных бумаг»

П.19, задача 3 стр.109

20

Основные показатели деятельности предприятия

1

Знать:

-показатели эффективности использова-ния ресурсов фирмы;

-давать определения следующих понятий: «металлоемкость», «трудоем-кость», «ликвидность», «общая рентабельность»

П.20, выучить формулы для расчета деятельности фирмы

21

Рост и развитие, или отчет и отчетность

1

Знать:

-формы финансовой отчетности предприятий

П.21, разработать формы основных отчетных докумен-тов предприятия (по выбору)

22

Основы бухгалтерского учета

1

Знать :

- что представляет собой бухгалтерский учет;

-бухгалтерская документация

Уметь: - отражать на счетах бухг. операции

П.22, работать с таблицей 21 стр.123

Тема 5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности.  4 часа

23

Менеджмент, или управляй эффективно

1

Знать:

-что такое менеджмент, основные типы и методы управления;

-какие составляющие входят в процесс управления.

П.23, тест на стр133

24

Маркетинг, или советуйся с покупателями

1

Знать: -что такое маркетинг, для чего на предприятии применяют маркетинг

Уметь составлять маркетинговый план

П. 24, отв на вопросы к параграфу

25

Личность предпринимателя

1

Знать:

-почему умение работать с людьми – важный фактор делового успеха;

-что значит «создать свою команду»;

Уметь: характеризовать деловые качества предпринимателя

П.25, выполнить тест на стр.146 «Оценка предпринимательских качеств»

26

Реклама

1

Знать:  -что такое реклама

-средства рекламы.

П.26, подготовить рекламу товара или услуги

Тема 6. Мотивация предпринимателей. 6 часов

27

Правовая грамотность предпринимателя

1

Знать:  -место предпринимательского права в системе права;

-виды ответственности предпринимателей

П.27, отв. на вопросы

28

Правовая грамотность предпринимателя

1

Уметь анализировать статьи Закона об ответственности предпринимателей

П.27, подготовить сообщение

29

Обучение предпринимательству в зарубежных странах

1

Знать:

-особенности обучения предпринима-тельству в разных странах (бизнес-школа, кейс-метод)

П.28, отв. на вопросы

30

Самоменеджмент в деятельности предпринимателя

1

Знать:

-структуру процесса самоуправления;

-правила поведения по Д.Карнеги

П.29, зад. на стр.166

31

Самоменеджмент в деятельности предпринимателя

1

Знать:

-какие качества могут мешать успешной самореализации в выбранной деятельности

П.29, отв. на вопросы

32

Мотивация в деятель-ности предпринимателя

1

Знать, что такое мотивация, виды мотивации.

П.30, выполнить зад. «Самооценка способностей к саморазвитию»

33

Защита проекта по курсу «Основы предпринимательства»

1

Оформить проект

34

Итоговый урок

1

Содержание программы.

Тема 1. Становление предпринимательства. Понятие и сущность предпринимательства. Физические и юридические лица как субъекты предпринимательства. История предпринимательства в России. Организационно-правовые формы предпринимательства. Государственная поддержка предпринимательства. Налогообложение малых предприятий.

Тема 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства. Понятие о предпринимательской идее. Технология принятия решений. Понятие о бизнес-плане. Проект создания собственного дела. Понятие об инновации и инновационной деятельности.. Технология выбора прибыльной идеи.. Понятие об информационных технологиях в предпринимательстве. Интернет-технологии в деятельности предпринимателя.

Тема 3. Барьеры в предпринимательской деятельности. Понятие о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков.  Методы управления рисками. Способы снижения рисков. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Формы государственного регулирования экономики. Позитивные и негативные условия вмешательства государства в экономику. Понятие о конкуренции. Формы рыночной конкуренции. Понятие об антимонопольном регулировании. Издержки производства и реализация продукции. Себестоимость продукции.. Калькуляция. Статьи расходов. Понятие о цене товара.  Основные факторы и стратегии ценообразования. Налоги: понятие, цели и принципы налогообложения. Классификация налогов РФ. Исчисление налогов на прибыль. НДС. Налог на доход физических лиц.

Тема 4. Прибыль как цель предпринимательства. Прибыль, функции прибыли, главные показатели прибыли на предприятии. Основные методы планирования прибыли. Понятие о финансовом менеджменте. Внутренние источники финансирования предприятия. Внешние источники финансирования: кредит, факторинг, эмиссия ценных бумаг. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов: производительность труда, норма времени, норма выработки. Показатели эффективности использования материальных ресурсов: материалоемкость, материалоотдача, коэффициент использования материалов. Рентабельность предприятия. Показатели финансового состояния предприятия: платежеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость. Анализ готовой продукции: качество продукции, технологичность, технологический эффект. Отчетность предприятия. Бухгалтерский отчет. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия. Отражение на счетах бухгалтерских операций.

Тема 5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности. Понятие о менеджменте. Объекты и субъекты управления, структура управления персоналом. Понятие о маркетинге. Основные функции и направления  маркетинговых исследований. Планирование ассортимента и организации сбыта. Послепродажный и послегарантийный сервис. Маркетинговое планирование. Личность предпринимателя. Понятие о рекламе. Виды и средства рекламы. Общие требования к рекламе.

Тема 6. Мотивация предпринимательской деятельности. Понятие о предпринимательском праве, правовая грамотность предпринимателя. Нормы и источники права. Ответственность предпринимателя: уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная. Обучение предпринимательству. Бизнес-школы в США, Англии, Франции. Самоменеджмент, основные цели и этапы. Мотивация в деятельности предпринимателя.

            Приемы организации деятельности:

           Активные – дебаты, семинар, практическая работа, ролевая игра, деловая игра, экскурсия, ситуация.

           Интерактивные – лекция, диспут, дискуссия, эссе.

Примерные варианты заданий можно использовать как для текущего опроса выборочно, так и в комплексе для подведения итогов.

                                                                                  Учебно - методические средства обучения.

1

Универсальный настольный компьютер

1

1

2.

Цифровой проектор

1

1

3.

Передвижной столик для мобильного цифрового проектора

1

-

4.

Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора

1

1

5.

Экран настенный

1

1

6.

Принтер лазерный формата А4

1

1

7.

Документ-сканер

1

-

8.

Сетевой фильтр-удлинитель

1

1

9.

Блок бесперебойного питания

1

1

10.

Учебно-методические комплекты по экономике

1

1

11.

Цифровые образовательные ресурсы по экономике

1

1

12.

Справочники по экономике

1

1

13.

Задачники, банки заданий ЕГЭ по обществознанию

1

1

 Литература:

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования // Официальные документы в образовании. – 2002. - № 6.
  2. Сборник нормативных документов. Экономика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Основы предпринимательства. Элективный курс. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.:Вита-Пресс, 2005 г
  4. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2008.
  5. Экономика  И.В. Липсиц. М.: Издательство «Вита-Пресс». – М.: Вита-Пресс, 2011

Критерии освоения элективного курса

«Основы предпринимательства»

Учет, контроль и оценка основ предпринимательских знаний и умений учащихся проводится на занятиях посредством опроса, выполнения практических заданий, решения задач.

Вид проверочной работы

Система оценивания

  1. тесты
  2. ответы на вопросы

правильный ответ – 1 балл

0-49% - «2»

50-69% - «3»

70-89% - «4»

90-100% - «5»


Примерные варианты заданий

  1. Знакомы ли вы с каким-нибудь предпринимателем? Расскажите о нем: какими человеческими и деловыми качествами он обладает; чем занимается; успешно ли у него идут дела?
  2. Почему мы называем предприимчивость четвертым фактором производства?
  3. Как связаны понятия «риск», «затраты» и «прибыль»?
  4. В чем разница между понятиями «доход» и «прибыль»?
  5. Что такое убытки? Ответ запишите в виде формулы.
  6. Составьте перечень затрат при открытии пункта проката велосипедов.
  7. Назовите пять фирм, известных во всем мире. Какие товары они выпускают?
  8. Кто принимает решения о регистрации новых фирм?
  9. Какие документы нужны для регистрации фирмы?
  10. Что такое расчетный счет фирмы и для чего он нужен?
  11. Что вы понимаете под выражением «ориентироваться на рынок»?
  12. Можно ли назвать юридическим лицом: акционерную компанию, производящую медицинское оборудование; директора банка; владельца автомобиля?
  13. Как вы думаете, что позволяет выжить маленьким магазинам рядом с большими супермаркетами?
  14. Какая форма собственности, на ваш взгляд, больше подходит для фирм, занимающихся: ремонтом обуви; строительством жилых домов; грузовыми авиаперевозками?
  15. Где лучше всего разместить следующие фирмы и почему: магазин детских игрушек; химический комбинат; санаторий; бензоколонку; хлебозавод; казино?
  16. Держателям акций выплатили дивиденды в размере 7% от номинала. Какую прибыль получил акционер, владеющий пакетом акций, номинальной стоимостью 350 тыс. руб., 600 тыс. руб., 20 тыс. руб.?
  17.  Фирма произвела за первый год 20 тыс. пар обуви, а за второй – 22 тыс. пар обуви. Затраты  на производство в первый год составили 40 тыс. руб., во втором – 41,8 тыс. руб. На сколько увеличилась прибыль фирмы от продажи одной пары обуви, если цена осталась неизменной?
  18. Две фирмы производят один и тот же продукт на одном и том же оборудовании. Какое производство эффективнее?

Фирма

1

2

Годовой доход

1 млн. руб.

1,5 млн. руб.

Затраты

0,75 млн. руб.

1 млн. руб.

19.В чем смысл явления «экономия на масштабе». Приведите собственный пример и проиллюстрируйте свое объяснение.

20. Как связаны скорость оборота фирмы и ее прибыль?

21. Заполните таблицу:

Признаки

Индивидуаль-

ное частное

предприятие

Товарищество      

Акционерное

общество

открытого

типа

Государст-

венное предприятие

Полное

На вере

Кто владелец

     

Кто несет ответственность

     

Откуда берется капитал

Как распределяется прибыль

Кто управляет

22. Рассчитайте прибыль от продажи 100 волейбольных мячей, если себестоимость одного мяча составляет 400 руб., а розничная цена – 550 руб.

23. Себестоимость единицы продукции равна 500 руб., ожидаемая прибыль составляет 10% от себестоимости. По какой цене производитель будет продавать свой товар?

24. Первоначальная стоимость станка – 100 тыс. руб. Годовой размер амортизационных отчислений 12 тыс. руб. Ликвидационная стоимость станка 4 тыс. руб. Каков срок его службы?

25. Индивидуальный предприниматель получил в банке кредит в размере  500 тыс. руб. под 30% годовых сроком на два года. Какую сумму он обязан вернуть банку по истечении этого срока?

26. Вы – главный управляющий в фирме. Составьте список вопросов, которые вы задали бы, нанимая на работу нового сотрудника?

27. Петров работает рабочим, его часовая ставка 120 рублей. В первую неделю месяца он проработал 40 часов, во вторую – 40 часов, в третью – 46 часов, в четвертую – 50 часов. Нормальная продолжительность рабочей недели 40 часов. За сверхурочную работу Петров получает 1,5 ставки за первые 10 переработанных часов, 2,0 ставки – сверх 10 часов. Рассчитайте величину общего месячного заработка Петрова (в месяце – 4 рабочие недели).

28. Вас приняли в фирму специалистом по маркетингу. Какие цели вы сформулируете для себя при изучении рынка, если вам предложат:

а) открыть газетный киоск; б) построить детское кафе; в) организовать теннисный клуб.

29. Придумайте свои товарные марки для следующих фирм: а) сеть Интернет-кафе;  б) авиакомпания; в) фирма, выпускающая снаряжение для альпинистов;

30. Подберите рекламу (телевизионную, плакатную или в периодической печати), которая вам не нравится. Объясните, почему и какую рекламу вы сами сделали бы для этого товара или услуги?

31. Напишите (или нарисуйте) рекламу свежим огурцам, удочке, грибам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».

  Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

Программа элективного курса по Основам предпринимательства и потребительских знаний

Удобная программа при использовании в работе учителя обществознания, экономики....

Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс

Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс, 34 часа...