Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроке информатики
статья по информатике и икт на тему
Статья для конференции в КИНПО (ПК и ПП) СОО г. Курск 8 декабря 2011 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_raspopovoy_s.v._dlya_konferencii_8_dekabrya_2011_g._na_baze_kinpopkippss.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Распопова С.В.
МОУ «Мало-Каменская СОШ»
Большесолдатского района
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ
За последние годы кардинально изменилась политическая и социально-экономическая ситуация в стране, что вызвало необходимость выработки новых подходов к образованию. Рынок рабочей силы требует таких качеств личности, как профессиональная самостоятельность, способность к профессиональному росту, умения ставить цели, анализировать результаты, ответственность за качество труда.
Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности.
Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий. Это позволяет, помимо необходимых специалисту знаний, умений и навыков, вырабатывать и развивать так называемые ключевые компетенции, которые представляют собой сумму знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом образования, профессионально важных качеств и способностей, необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности.
Рассмотрим, каким образом можно строить учебный процесс так, чтобы каждая группа компетенций заняла свое место на уроке информатики. Видов компетентностей очень много, но чаще учителя-предметники используют типологию ключевых компетенций, предложенную А.В. Хуторским:
• ценностно-смысловые компетенции;
• общекультурные компетенции;
• учебно-познавательные компетенции;
• информационные компетенции;
• коммуникативные компетенции;
• социально-трудовые компетенции;
• компетенции личностного самосовершенствования (Хуторской А.В., 2003 г.).
Список компетенций может меняться со временем, но всегда должны оставаться такие важные моменты, как самоуправление, саморегуляция, самоконтроль, собственная активность обучающегося.
Целью работы школы должна стать подготовка конкурентоспособного выпускника через формирование ключевых компетенций.
Сферой моей профессиональной деятельности в школе является преподавание информатики и ИКТ. Считаю, что мне повезло с выбором предмета. Сейчас, когда появилось такое понятие, как «компьютерная грамотность», в век бурного развития технического прогресса компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, причём, как в профессиональную, так и в бытовую. Навыки работы с компьютером необходимы специалисту любой профессии. Это обусловливает специфику преподавания информационных технологий.
С одной стороны, преподавать этот предмет несколько легче, чем другие. Например, компьютерные игры, Интернет, on-line-общение, электронная почта, мультимедийные возможности компьютера привлекают обучающихся в кабинет информатики, вызывают повышенный интерес к предмету. Но, с другой стороны, именно в изучении информатики особенно остро проявляется недостаточность традиционного подхода к обучению с выработкой только определённого набора знаний, умений и навыков.
В своей работе я выделяю три основные ключевые компетенции: информационную, коммуникативную и самообразовательную. Компетентностный подход в данном случае заключается в формировании трех названных компетентностей и позволяет проверять не знания и умения, а умения ребенка применять знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, выражать мысли, работать с информацией, делать выводы.
Нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций.
Это – знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.),
владение способами работы с информацией (поиск в каталогах, поисковых системах и т.д.). Обучающиеся систематизируют, анализируют и отбирают информацию (разные виды сортировки, фильтры, запросы, проектирование баз данных и т.д.). На практике приобретают навыки сохранения, удаления, копирования информации. Работая за компьютером, преобразуют информацию из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую. Ученики овладевают навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.), учатся критически относиться к получаемой информации, вырабатывают умение выделять главное, оценивать степень достоверности, применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности, которые способствуют её формированию: владение формами устной речи; ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.); умение представить себя устно и письменно. Например, на уроке при открытии собственной Интернет-странички ребята по заданной форме заполняют анкету, помещают свою фотографию, рассказывают о себе. Также на практических занятиях овладевают приемами оформления текста при электронной переписке, формируют привычку соблюдать сетевой этикет. Учащиеся отрабатывают навыки создания текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации. Кроме того, овладевают телекоммуникациями для организации общения с удаленными пользователями; воспитывают толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов.
В составе самообразовательной компетенции можно выделить:
• умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.;
• владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.);
• умение работать со справочной литературой, инструкциями, знакомиться с новыми видами ПО, устройствами, анализировать ошибки в программе;
• создание целостной картины мира на основе собственного опыта (Скрипкина Ю. В., 2007 г.).
Для выработки вышеназванных ключевых компетенций в своей работе я применяю такие методики, как метод проектов, игровые и интегрированные технологии. Обучающиеся работают в небольших группах, а это позволяет создать благоприятную среду для формирования коммуникативных качеств, развития инициативы, так как в группе многим учащимся легче высказать своё мнение, чем наедине с преподавателем; любая из этих методик предполагает самоорганизацию, самостоятельную деятельность, самоконтроль обучаемых. Каждая из методик предполагает постановку задачи максимально приближенной к реальной производственной ситуации, что повышает мотивацию обучающихся, понимание ими целей обучения; работу от постановки задачи до анализа и оценки результатов работы.
Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно представить в виде конкретной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:
• коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…),
• информационной (выбор ключевых моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),
• учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО на основе предварительного плана),
• общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи…).
Формирование ключевых компетенций в своей работе предлагаю рассмотреть на примере повторительно-обобщающего урока «Час суда над Интернетом» по разделу «Коммуникативные технологии» в 10 классе. Вид урока – урок-ролевая игра, используется игровая технология.
Цели урока:
- повторить и обобщить знания о компьютерных сетях и Интернете, о правовых аспектах работы с информацией на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала для игры;
- развитие познавательного интереса, творческой активности обучающихся; умение излагать свои мысли, моделировать ситуацию;
- повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
- связать информатику с другими предметами;
- воспитывать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде (Распопова С.В., 2010 г.)
Для подготовки урока обучающимися была проделана большая работа по созданию проектов-презентаций, проведен социологический опрос и обработка статистических данных, интервью с администрацией школы. Обучающиеся класса максимально задействованы, оказывали помощь друг другу внутри микрогрупп.
Таким образом, можно увидеть, что при подготовке и во время урока применяются приёмы и организуются те виды деятельности учащихся, которые способствуют формированию ключевых компетенций.
Подводя общий итог, скажем, что предмет информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Скорректировать содержание может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно обучающегося с его индивидуальными целями. Тем самым, имея пока ещё небольшой педагогический опыт, я с уверенностью могу сказать, что использование педагогических технологий обучения служит достижению основной цели - формированию ключевых компетенций, призванных помочь ученику стать не только компетентным специалистом, профессионалом, но и личностью, способной адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Литература:
- Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября.
- Распопова С.В. «Разработка открытого урока по обобщению темы «Компьютерные сети» // Педагогический поиск .- 2010г.- №10-11с. 52- 56.
- Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование ИКТ-технологий как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики"
Работа была представлена на Областной научно-практической конференции "Развитие коммуникационных компетентностей обучающихся в условиях введения ...
Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления."
Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления"...
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского язы...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...
ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...