Тема. Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М. А. Шолохова. Использование анимации в мультимедийных презентациях.
методическая разработка (информатика и икт) на тему

Коробова Наталья Матвеевна

Интегрированный урок литературы и информатики. Авторы: учитель русского языка и литературы Филиппова Л.В., учитель информатики Коробова Н.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_literatury_i_informatiki.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Интегрированный урок литературы и информатики

Тема. Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М. А. Шолохова.  Использование анимации в мультимедийных презентациях.

Цели:

  1. выявить шолоховскую концепцию гражданской войны в «Донских рассказах»;
  2. вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;
  3. развивать умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения.
  4. Формировать информационную культуру учащихся, дисциплинированность, усидчивость, культуру труда, положительную мотивацию учебного труда;
  5. развивать общие учебные навыки, алгоритмическое мышление на примерах работы с аналогичными интерфейсами;
  6. формировать:
  1. знания по использованию анимации в презентации;
  2. умение решать информационные задачи с использованием компьютера;
  3. навыки работы с нужными элементами интерфейса программы.

(Сопровождается презентацией)

Оборудование:

Компьютеры; проектор; набор файлов к итоговым заданиям; презентации, подготовленные по теме урока; раздаточный материал.

Ход урока.

I  Актуализация темы урока

Учитель литературы.

А.А Блок дал абсолютно точное определение своему поколению: «Мы – дети  страшных лет России» Россия… В этом слове заключено очень многое. Любовь, смысл жизни, родной дом. Но это еще и наше прошлое, наша трагедия.

Гражданская война для М.А. Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи, брат идет на брата, сын – на отца.

Наша задача - на примере рассказов М. А. Шолохова осознать и прочувствовать общечеловеческий смысл трагедии, потрясающей душу бессмысленностью и греховностью братоубийства, трагедии разрушения традиций и евангельских заповедей.

  1. Где происходят события? Что представляет собой этот уголок великой страны, куда когда-то приехали выходцы из купечества Шолоховы? Как сложилась творческая судьба М.А. Шолохова? В чем трагедия гражданской войны?

Учитель информатики

Ответы, на поставленные вопросы, можно сделать  более яркими, красочными, наглядными, привлекающими внимание, сопроводив их презентацией. Сделать это можно с помощью специальных программ, предназначенных для создания презентаций. Одной из таких программ является программа Power Point, о которой мы уже говорили на предыдущих уроках информатики.

 Рассмотрим поставленные вопросы, проиллюстрировав их возможностями презентаций (беседа сопровождается презентациями)

«Донское казачество (историческая справка )»,

«Жизнь и судьба М.Шолохова», 

«Творческое наследие М.Шолохова».

«Гражданская война»,

II Анализ «Донских рассказов» М.Шолохова

Учитель литературы (сопровождается презентацией)

По плану подготовить сообщение «Художественные особенности «Донских рассказов» («Родинка», «Шибалково семя», «Чужая кровь») 

План анализа рассказа.

  1. Смысл названия.
  2. Главная тема.
  3. Информация о героях.
  4. Сокровенные мысли героев.
  5. Авторская оценка героев.
  6. Речь героев.
  7. Художественные приемы.

Смысл названия.

Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.

Главная тема.

Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.

Информация о героях.

Николка – командир эскадрона в 18 лет, прекрасный боец, который должен стать коммунистом.

Атаман.

Ложное чувство свободы и власти, высокое самомнение и уверенность в правоте казацкой, жестокость.

Сокровенные мысли героев.

Николка.

«Учиться бы поехать куда-нибудь…

Опять кровь, а я уж уморился так жить… Опостылело все…»

Атаман.

Тоска по утраченному. Пейзаж плодородной земли, увиденный глазами землепашца, ставшего атаманом банды.

Авторская оценка героев

Николка.

«Плечист Николка, не по летам выглядит. Смотрят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая»

Атаман.

«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной».

Речь героев.

  1. Использование просторечных грубых выражений: брешешь, издохла, старый хрен;
  2. диалектных слов: тутошний, заробел, музга;
  3. слов с морфемами, имеющими экспрессивно-эмоциональное значение: неух, сосун, мертвяк, сынок, Николушка, кровинушка, жалкенький.

Художественные приемы.

  1. Метафоры: «зачерствела душа», «сумерки густо измазали дедову хатенку, в молочных лоскутьях тумана застряла мельница», «степь глазами излапывает»;
  2. эпитеты: «хрупкая тишина», «янтарными брызгами», «золотистое зерно»;
  3. сравнения: «налетел коршуном», «как набедившийся волк»

Смысл названия.

Выполняя революционный долг, продкомиссар расстреливает отца.

Главная тема.

Тема страшного выбора, жестокости.

Информация о героях.

Игнат Бодягин – 20-летний продкомиссар. Измученный переездами и сбором зерна, он только около дома почувствовал, как «перехватило дыхание».

Отец – зажиточный казак, выгнал сына за непослушание из дому.

Сокровенные мысли героев.

Отец.

«Стежки нам выпали разные. Меня за мое ж добро расстрелять надо…»

Игнат Бодягин.

«Не серчай, батя…»

«Я – сирота   по миру хожу…»

Авторская оценка героев

Через поступки,  действия – с помощью глаголов: «ударом кулака сшиб с ног», «ты первый батраков всю жизнь  сосал», «пойдешь на распыл», «своими руками из тебя душу выну», «каруселит по округу»

Речь героев.

  1. Использование просторечных грубых выражений: «сволочь ты,  батя», «дарма хлеб давать», «повыбухали ямищи», «не шатался», «на распыл пойдешь», «чертячье отродье»;
  2. диалектных слов: «не пущаю», «энтот»;
  3. слов с морфемами, имеющими экспрессивно-эмоциональное значение: «малюсенький», «пацаненок», Игнашка.

Художественные приемы.

  1. Сравнение: «бросил, будто звонкий обруч на кадушку набил»;
  2. метафоры: «борода заковылилась сединой», «пришагала буря»;
  3. фразеологизмы: «бисов сын», «из тебя душу выну», «по миру хожу»;
  4. эпитеты: «разлапистый бугор», «надтреснутый крик колоколов», «ясным огнем», «черноусый ячмень».

Особенности сюжета.

Сюжет напоминает библейскую притчу о блудном сыне. Несовпадение с библейским сюжетом свидетельствует о том, насколько далеки принципы взаимоотношений людей.

Герои Шолохова встречаются как заклятые враги.

Смысл названия.

«Мой это сынишка, мое семя…»

Главная тема.

Утрата христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни.

Информация о героях.

Яков Шибалок оказался в «эпицентре» классовой борьбы, считая главным делом истребление банды Игнатьева.

Дарья в родовых муках кается «любушке» в том, что она «засланная» из банды, сообщала сведения о сотне и должна бала «всех перевести».

Сокровенные мысли героев.

«У вас жены и дети есть, а у меня, окромя его, никого не оказывается…»

Авторская оценка героев

  1. Через поступки, действия – с помощью глаголов:»вдарил ее сапогом», «людей доводилось убивать – не робел…»;
  2. через обращения: «братцы», добрая гражданка, братушки, сукин сын;
  3. через оценку другими героями: «Мотри, Шибалок, кучер твой с харча казенного какой гладкий стал», «за хвост ее курву, да под ветер спиной».

Речь героев.

  1. Нарушение грамматических и орфографических норм: «верстов сорок», «заведывающая», «посередь путя»;
  2. грубые бранные слова: морда, «запаливает хреновину»;
  3. грубость уравновешивается обилием уменьшительно-ласкательных форм: постреленок, сынок, горюшко;
  4. использование диалектных слов: «порепалась», «двошит», «лохуны», «ажник»;
  5. звучит фразеология революционной эпохи: «ты есть контра…».

Художественные приемы.

Герой наделен даром меткого слова, о чем свидетельствуют встречающиеся в рассказе выразительные метафоры («стоном гудет земля», «смертынька в головах у меня стоит»);

сравнения («верещит, как зайчонок в зубах у лисицы», «как волчиха, листьев нагребла»;

перифразы («довелось-таки мерять по бугру, чья коняка быстрее»)

Учитель информатики  

Попытаемся выразить свое отношение к теме сегодняшнего занятия с помощью презентации «Гражданская война – это…». Для этого в программе PowerPoint  создадим файл, который содержит набор слайдов.

Очень часто на одном слайде размещают несколько объектов (текстовые поля, автофигуры, рисунки, картинки, объемный текст и другие объекты), и они занимают весь слайд, а иногда даже перекрывают друг друга. В этом случае применяют способ постепенного появления и исчезновения выбранных объектов. Для применения этого способа используют эффекты анимации.

Для применения эффектов анимации нужно выбрать пункт меню показ слайдов – Эффекты анимации. Очень важно, что для одного объекта можно применить несколько эффектов анимации: для появления объекта (входа), для исчезновения объекта (выхода), для произвольного перемещения объекта, при выделении объекта.

Рассмотрим пример создания презентаций.        (Сопровождается презентацией)

Для раскрытия темы возможно использование информационных слайдов – в каждом слайде отражается отдельная мысль повествования.

     

Возможно использование приема изложения чувств и мыслей – синквейн.

В подготовленных слайдах используются эффекты анимации, усиливающие передачу и восприятие информации.

III   Выполнение упражнения.    (Сопровождается презентацией)

Создадим в программе PowerPoint  несколько слайдов презентации на  тему «Гражданская война – это…», при этом можно использовать файлы, подготовленные к уроку (папка «Материалы для урока»).

Презентация выглядит красочнее и динамичнее, если «оживить» вставленные в нее объекты. Давайте с вами научимся это делать.  Выбираем команду меню Показ слайдов - Настройка анимации. Обратите внимание, в правой части окна появилось окно Настройка анимации. Теперь выберем объект для добавления анимации, для этого щелкнем мышкой по нему.

Для вставки эффекта анимации нужно в окне настройка анимации щелкнуть по полю со списком Добавить эффект-Вход-Увеличение. Изменим скорость выполнения эффекта. Для этого щелкнем мышкой по полю со списком Скорость и выберем Средне. Обратите внимание, что немного ниже в окне появился добавленный эффект. Он имеет номер 1. Этот же номер стоит рядом с объектом, к которому добавлен этот эффект.

Теперь добавим эффект к автофигуре. Щелкнем мышкой по автофигуре и выберем поле со списком Добавить эффект-Вход-Спираль. Изменим скорость выполнения эффекта. Щелкнем мышкой по полю со списком Скорость и выберем Средне. Посмотрите, ниже в поле появился эффект с номером 2. Этот же номер стоит рядом с автофигурой.

Теперь добавим эффект к рисунку. Щелкнем мышкой по рисунку и выберем поле со списком Добавить эффект-Вход-Часовая стрелка. Ниже в поле уже появился эффект с номером 3. Это эффект рисунка. Чтобы рисунок появлялся на слайде после заголовка, но перед автофигурой, переместим его выше. Для этого щелкнем мышкой в поле порядок по стрелке вверх. Обратите внимание, нумерация изменилась и в списке и возле самих объектов.

Таким образом добавляем эффекты анимации ко всем объектам  слайдов вашей презентации.

Раздаточный материал

IV   Подведение итогов.

Просмотр презентаций,  созданных учащимися на уроке.

Заключительное слово учителя литературы.

Гражданская война представляет в раннем творчестве Шолохова как трагедия, как путь расчеловечения человека. И хотя, справедливости ради, следует отметить политическую тенденцию (белогвардейцы у Шолохова совершают жестокие поступки с особым изуверством; жестокость красноармейцев у него, как правило, вынужденная или искупается добрыми делами впоследствии), в целом позиция Шолохова гораздо шире позиции обеих противоборствующих сторон. За изображением обоюдной жестокости нам открывается авторский идеал незлобивости и всепрощения.

Заключительное слово учителя информатики.

В программе PowerPoint  можно создать файл презентации, который имеет расширение имени РРТ и содержит набор слайдов. В поле слайда мы можем вставить свой текст, графику, а также таблицу и диаграмму.  Кроме того, мы можем изменить художественное оформление  слайда, выбрав дизайн по своему вкусу; добавить эффекты анимации, которые помогут сделать  более ярким, красочным, наглядным, привлекающим внимание ваше выступление.

Домашнее задание. 

Написать сочинение - миниатюру  «Гражданская война - это…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе:Концепция Гражданской войны в "Донских рассказах" М.Шолохова.

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княж...

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному… Образ гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова

Статья посвящена разработке урока по "Донским рассказам" М.А. Шолохова в 11 классе...

Концепция Гражданской войны в « Донских рассказах» М.Шолохова

Интегрированный урок (литература+история+музыка) по теме:  «Концепция Гражданской войны в « Донских рассказах» М.Шолохова(11-й класс)...

Концепция Гражданской войны в « Донских рассказах» М.Шолохова

Презентация к уроку литературы концепция Гражданской войны в « Донских рассказах» М.Шолохова...

Конспект урока по теме "Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова". 11 класс

Конспект урока по литературе  11 класс .     Рассказы "Родинка," "Чужая кровь" из "Донских рассказов " М. Шолохова...

"Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова"

Презентация к уроку "Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова"...