Урок в 10 классе на тему: «Растровая и векторная графика»
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Касимова Ольга Алексеевна

Данный урок по теме: "Растровая и векторная графика" проводится по плану в соответствии с тематическим планированием 10 класса. На урок поставлены следующие цели:

  • организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению материала на уроке и первичному запоминанию основных понятий: растровые  и векторные изображения, пиксель, палитра, масштабирование, графические примитивы.
  • помочь учащимся получить представление о видах графических изображений, форматах, программах для создания и редактирования изображений, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере.
  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
  • развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.
  • познакомить со сферами применения компьютерной графики;
  • дать представление о типах компьютерных изображений;
  • познакомить с принципами формирования растровых и  векторных изображений.

При планировании данного занятия я ставила цель повторить, закрепить и обобщить знания, полученные при изучении тем: «Кодирование графической информации». Учащиеся четко должны знать, что такое пространственная дискретизация, из каких цветов формируется изображение на экране монитора.

Место урока в разделе заключается в систематизации и обобщении знаний, полученных ранее. Далее запланированы уроки, где необходимы знания растровой и векторной графики.

Материал содержит конспект урока и презентацию к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc64 КБ
Office presentation icon rastrovaya_i_vektornaya_grafika.ppt2.33 МБ

Предварительный просмотр:

10 класс                                                                                         Учитель: Касимова Ольга Алексеевна

Урок «Растровая и векторная графика»

  1. Тип урока: изучение и первичное закрепление 
  2. Цели урока:
  1. познакомить со сферами применения компьютерной графики;
  2. дать представление о типах компьютерных изображений;
  3. познакомить с принципами формирования растровых и  векторных изображений;
  4. организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению материала на уроке и первичному запоминанию основных понятий: растровые  и векторные изображения, пиксель, палитра, пространственное разрешение, масштабирование;
  5. помочь учащимся получить представление о видах графических изображений, форматах, программах для создания и редактирования изображений, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере;
  6. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
  7. развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование и наглядности: Учебник информатики под редакцией Н. Угриновича 10 класс базовый курс; интерактивная доска; перо; компьютер, компьютерная презентация.

Ход урока:

  1. Орг. момент.(3 мин.)

Приветствие, фиксация отсутствующих, раскрытие общей цели урока и плана его проведения

II. Актуализация знаний(5 мин).

  1. Как формируется палитра цветов в системе цветопередачи RGB?
  2. В системе цветопередачи SMYK?
  3. В системе цветопередачи HSB?
  4. Что такое непрерывная форма представления информации?
  5. Что такое дискретная форма представления информации?
  6. Для чего нужна временная дискретизация?

III. Теоретическая часть(25).

Одним из первых умений, которое приобретает человек в своей жизни, порой ещё даже не научившись говорить, является умение рисовать. Мы рисуем на бумаге, на асфальте, на холсте, на доске. Но в последнее время желающих рисовать всё больше привлекает компьютер.

Как вы думаете, почему?

Конечно. Мир компьютерной графики необъятен. Это и несколько миллионов цветов в палитре, это и возможность “оживить” картинку, это и различные эффекты, применить которые на обычной бумаге достаточно сложно или невозможно вообще. На компьютере можно дополнить понравившуюся картину великого художника своими персонажами, да ещё и заставить их двигаться. И всё это можно сделать, не имея специального образования!..

Мы с вами уже немного говорили о графической информации. В каких программах вы уже работали и создавали рисунки? (Paint, MS WORD)

Как вы думаете, делятся ли компьютерные изображения на различные типы или все они формируются одинаково? (Ответы детей)

Все компьютерные изображения разделяют на два типа: растровые и векторные.

В течении урока мы с вами рассмотрим растровую и векторную графику и попробуем заполнить таблицу.

 

Растровая графика

Векторная графика

Как формируется изображение? (Основной элемент)

 

 

Как изменяется в процессе масштабирования?

 

 

Область применения

 

 

Примеры графических редакторов

 

 

Форматы

Растровая графика. Растровое изображение хранится с помощью точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Каждый пиксель имеет определенное положение и цвет. Хранение каждого пикселя требует определенного количества битов информации, которое зависит от количества цветов в изображении.

Пиксель - минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом.

Качество растрового изображения зависит от размера изображения – пространственного разрешения (количества пикселей по горизонтали и вертикали) и количества цветов, которые можно задать для каждого пикселя.

Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.

Векторное изображение

Если в растровой графике базовым элементом изображения является точка, то в векторной графике – линия. Линия описывается математически как единый объект, и потому объем данных для отображения объекта средствами векторной графики существенно меньше, чем в растровой графике. Линия – элементарный объект векторной графики.

Компьютер хранит элементы изображения (линии, кривые, фигуры) в виде математических формул. При открытии файла программа прорисовывает элементы изображения по их математическим формулам (уравнениям).

Векторное изображение масштабируется без потери качества: масштабирование изображения происходит при помощи математических операций: параметры примитивов просто умножаются на коэффициент масштабирования.

Изображение может быть преобразовано в любой размер  
(от логотипа на визитной карточке до стенда на улице) и при этом его качество не изменится.

Векторные файлы имеют сравнительно небольшой размер, т.к. компьютер запоминает только начальные и конечные координаты элементов изображения -этого достаточно для описания элементов в виде математических формул. Размер файла как правило не зависит от размера изображаемых объектов, но зависит от сложности изображения: количества объектов на одном рисунке  Понятие «разрешение» не применимо к векторным изображениям.

    Векторные файлы имеют сравнительно небольшой размер, чем растровые изображения, «не фотографичны». 

Для обработки изображений на компьютере используются специальные программы — графические редакторы.

Графический редактор — это программа создания, редактирования и просмотра графических изображений.

Графические редакторы также можно разделить на две категории: растровые и векторные.

Растровые графические редакторы являются наилучшим средством обработки фотографий и рисунков, поскольку растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи градаций цветов и полутонов.

Среди растровых графических редакторов есть простые, например стандартное приложение Paint, и мощные профессиональные графические системы, например Adobe Photoshop.

К векторным графическим редакторам относятся графический редактор, встроенный в текстовый редактор Word. Среди профессиональных векторных графических систем наиболее распространена CorelDRAW. Сюда также можно добавить Macromedia Flash MX.

Программы для работы с векторной графикой:

Corel Draw

Adobe Illustrator

Fractal Design Expression

Macromedia Freehand

Применение:

  1. для создания вывесок, этикеток, логотипов, эмблем и пр. символьных изображений;
  2. для построения чертежей, диаграмм, графиков, схем;
  3. для рисованных изображений с четкими контурами, не обладающих большим спектром оттенков цветов;
  4. для моделирования объектов изображения;
  5. для создания 3-х мерных изображений;

Форматы графических файлов
Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (растровый или векторный).

Bit MaP image (BMP) — универсальный формат растровых графических файлов, поддерживается многими графическими редакторами.

Graphics Interchange Format (GIF) — формат растровых графических файлов. Рекомендуется для хранения изображений, создаваемых программным путем (диаграмм, графиков и так далее). Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.

Joint Photographic Expert Group (JPEG) — формат растровых графических файлов для отсканированных фотографий и иллюстраций.

Windows MetaFile (WMF) — универсальный формат векторных графических файлов для Windows-приложений. Используется для хранения коллекции графических изображений Microsoft Clip Gallery.

CorelDRaw files (CDR) — оригинальный формат векторных графических файлов, используемый в системе обработки векторной графики CorelDraw.

Записи в рабочих тетрадях:

IV. Закрепление изученного материала

Выполнение теста за компьютером. (10 мин) (Если остается время, просмотр видеоролика по мете: «Графическое кодирование»)

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок (2 мин)

VI. Домашнее задание: Информатика 10 класс, Угринович Н. Д., §1.2.2-1.2.3, вопросы в конце параграфа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине ИНФОРМАТИКА, по теме: "Растровая и векторная графика"

При изучении раздела «Прикладные программные средства» теме графические редакторы отводится 6 часов. Хотелось бы за эти шесть занятий дать студентам более полное представление о том, как  средств...

Открытый урок по теме "Растровая и векторная графика"

Предмет:  Информатика.Класс:  9.Образовательное учреждение: МОУ Красненская СОШ.Номер урока: № 3Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.Т...

Открытый урок информатики и ИКТ в 8-м классе по теме "Растровая и векторная графика"

Открытый урок информатики и ИКТ в 8-м классе по теме "Растровая и векторная графика". Рекомендуется использовать презентацию 3.2 из дидактических материалов, размещенных в творческой мастерской Л.Л.Бо...

Презентация к уроку по теме "Растровая и векторная графика"

Данная презентация используется для изучения этой темы в курсе информатики в 9 классе по учебнику Н.Д. Угриновича, также эта работа может использоваться учителями и в 7 классе по учебнику Семакина....

Урок информатики в 9 классе на тему: «Растровая и векторная графика»

Урок обобщения и систематизации полученных знаний...

Презентация к уроку по теме "Растровая и векторная графика" по предмету "Информатика" для 9 класса

Презентация к уроку по теме "Растровая и векторная графика" по предмету "Информатика" для учащихся 9 класса....