рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 классы
календарно-тематическое планирование по информатике и икт по теме
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Общая характеристика учебного предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа - информатика 8-9 класс | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ
«Атясевская основная общеобразовательная школа»
Актанышского муниципального района Республики Татарстан
Утверждаю Директор МБОУ «Атясевская ООШ» :_______Фаттахов И.С. Приказ № _____ от «___» ___________ 2012г. | Согласовано на МС школы Протокол № ___ от «___» ____________ 2012г. Руководитель МС: _____________Нагимова Д.Р. | Рассмотрено на МО учителей естественно - математического цикла Протокол № ____ от «___» ____________ 2012г. Руководитель МО: _____________Фатихова Д.А ___________________________ |
Рабочая учебная программа по
информатике и ИКТ
(наименование учебного предмета)
______________8-9_________________
(класс)
Год разработки____2012__________
Срок реализации программы _на 2012-2013 учебный год________________
Составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312)
Программу составил (а) __Фатихова Дания Ахтямовна__________________
(Ф.И.О. учителя)
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Содержание образовательной программы
8 класс
1. Человек и информация - 5 часов.
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
2. Первое знакомство с компьютером - 7 часов.
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
3. Обработка текстовой информации - 10 часов.
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
4. Технология обработки графической информации - 5 часов.
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
5. Технология мультимедиа - 5 часов.
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
Итоговое повторение и контроль – 3 часа
9 класс
6. Передача информации в компьютерных сетях – 11 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Что такое Интернет.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
7. Информационное моделирование – 5 часов.
Модели натурные и информационные.
Типы информационных моделей.
Графические информационные модели.
Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.
Информационное моделирование на компьютере.
Модели, управляемые компьютером.
8. Хранение и обработка информации в базах данных – 11 часов.
Назначение информационных систем и баз данных (БД).
Классификация БД.
Структура реляционной базы данных.
Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.
Выборка информации из базы данных.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Сортировка; ключи сортировки.
9. Табличные вычисления на компьютере - 11 часов.
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.
Назначение и структура ЭТ.
Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции. Деловая графика.
Математическое моделирование на ЭТ.
Имитационное моделирование на ЭТ.
10. Управление и алгоритмы - 9 часов.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
11. Программное управление работой компьютера – 11 часов.
Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
12. Информационные технологии в обществе - 4 часа.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
Итоговое повторение и контроль - 4 часа
Практические занятия
№ | Тема | Количество | количество часов НРК | Содержание НРК | ||
контрольных работ | тестов | практических работ | ||||
8 класс | 2 | 3 | 10 | 3 | ||
1 | Человек и информация. | - | 0,5 | 1 | - | |
2 | Первое знакомство с компьютером. | - | 0,5 | 1 | - | |
3 | Обработка текстовой информации. | 1 | 1 | 2 | 2 | Тексты произведений татарских писателей. История Казани и РТ. |
4 | Технология обработки графической информации. | 0,5 | - | 1 | 0,5 | Рисование флага Республики Татарстан. |
5 | Технология мультимедиа. | 0,5 | - | 2 | 0,5 | Создание презентации «Наш Актанышский район». |
Итоговый контроль | - | 1 | - | - | ||
9 класс | 2 | 7 | 21 | 5 | ||
6 | Передача информации в компьютерных сетях. | 1 | 1 | 5 | 1 | Обзор Интернет ресурсов РТ и города. |
7 | Информационное моделирование. | - | 1 | 1 | 1 | |
8 | Хранение и обработка информации в базах данных. | - | 1 | 4 | 1 | БД «Деятели культуры РТ». |
9 | Табличные вычисления на компьютере. | - | 1 | 2 | 1 | ЭТ «Природные ресурсы РТ» и «Города РТ». |
10 | Управление и алгоритмы. | 1 | - | 4 | - | |
11 | Программное управление работой компьютера. | - | 1 | 4 | - | |
12 | Информационные технологии в обществе. | - | 1 | - | 1 | Обзор развития ЭВМ и ИКТ в РТ. |
Входной контроль. | - | 1 | - | - |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
8 класс
знать/понимать
- сущность понятия «информация», ее основные виды;
- вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации:
- программный принцип работы компьютера;
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
9 класс
знать/понимать
- сущность понятия «информация», её основные виды:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации;
- программный принцип работы компьютера:
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
95% и более | отлично |
80-94%% | хорошо |
66-79%% | удовлетворительно |
менее 66% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Источники информации и средства обучения
I. Учебно-методический комплект
8 класс
- Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.
9 класс
- Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. –2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009 .
III. Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем ASDL
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
- Сканер.
- Web-камера.
- Локальная вычислительная сеть.
VI. Программные средства.
- Операционная система Windows ХР.
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
- Программа-архиватор WinRar.
- Клавиатурный тренажер Аленка.
- Интегрированное офисное приложение Мs Office 2010.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
- Мультимедиа проигрыватель.
- Система программирования TurboPascal.
МБОУ «Атясевская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан
Календарно-тематическое планирование учебного материала
курса «Информатика и ИКТ » в 8 классе на 2012-2013 учебный год
Классы: 8
Учитель: Фатихова Дания Ахтямовна
Количество часов на учебный год:
Всего 35 часов, в неделю: 1 час.
Плановых контрольных работ 5 ,
Практических работ 10
Тематическое планирование составлено к УМК Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.на основе рабочей учебной программы по предмету информатика и ИКТ (рабочая учебная программа рассмотрена на заседании МО Протокол № ___от «___» ___________ 2012г, подписана руководителем МО, согласована с руководителем методического совета Протокол № ___от «____» _______ 2012г., утверждена директором школы Приказ № ____от «___» ___________ 20___г)
Учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008..
(№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | Календарные сроки | Планируемые результаты | дом. зад. | примечание | ||
знания | умения | ОУУН и способы деятельности | ||||||
1. Человек и информация. | 5 | назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации; | приводить примеры информационной деятельности человека; приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией; определять информационный объем текстового сообщения; | организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда; владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности; | ||||
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. | 1 | 5-9 стр | |||||
2 | Информация и знания. | 1 | § 1-§ 2 | |||||
3 | Информационные процессы. | 1 | § 3 | |||||
4 | Измерение информации. Единицы измерения информации. | 1 | § 4 | |||||
5 | Практическая работа «Измерение информации». | 1 | § 1-§ 4 повторить | |||||
2. Первое знакомство с компьютером. | 7 | базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера; назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов | объяснять отличие одного вида памяти от другого; ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода; соблюдать правила ТБ при работе с компьютером; | умение готовить доклады, рефераты; владение устной речью; работа с учебником; создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК; | ||||
6 | Назначение и устройство компьютера. | 1 | § 5-§ 6 | |||||
7 | Характеристики основных устройств компьютера. | 1 | § 7-§ 8 | |||||
8 | Контрольная работа «Человек и информация». | 1 | § 5-§ 7 повторить | |||||
9 | Программное обеспечение и его типы. | 1 | памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач; | свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола; | планирование собственного информационного пространства; сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать; анализ, обобщение и систематизация информации; применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации; | § 9-§ 10 | ||
10 | Файлы и файловые структуры. | 1 | § 11 | |||||
11 | Пользовательский интерфейс. | 1 | § 12 | |||||
12 | Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС». | 1 | § 9-§ 12повторить | |||||
3. Обработка текстовой информации. | 10 | понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв; основные объекты текстовых документов и их параметры; технология создания, редактирования и форматирования текстового документа; технология копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена; | нахождение информационного объема текста; кодировать и декодировать текстовые сообщения; создание и редактирование текстового документа; владение операциями редактирования и форматирования текста; | использование справочной литературы; создание текстов различных типов; владение разными формами изложения текста; выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора; составление на основе текста таблицы, схемы, графика; подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ; | ||||
13 | Представление текстов в памяти компьютера. | 1 | § 13 | |||||
14 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. | 1 | § 14-§ 15 | |||||
15 | Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования». | 1 | ||||||
16 | Контрольная работа «Файловая система. Представление текста». | 1 | ||||||
17 | Практическая работа «Форматирование текста». | 1 | ||||||
18 | Практическая работа «Работа с таблицами». | 1 | ||||||
19 | Дополнительные возможности текстового редактора | 1 | § 16 | |||||
20 | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов | 1 | § 17 | |||||
21 | Практическая работа «Возможности текстового редактора». | 1 | применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации; | § 13-§ 17повторить | ||||
22 | Контрольная работа «Обработка текстовой информации». | 1 | анализ, обобщение и систематизация информации; | |||||
4. Технология обработки графической информации. | 5 | возможности графического редактора и назначение управляющих элементов; особенности растровой графики; технология создания и редактирования графических объектов; | создание и редактирование графических объектов; осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом; | умение самостоятельно выполнять упражнения; создание информационных объектов для оформления учебной работы; действовать по инструкции, алгоритму; | ||||
23 | Компьютерная графика и области ее применения. | 1 | § 18 | |||||
24 | Технические средства компьютерной графики . | 1 | § 19 | |||||
25 | Кодирование изображения. | 1 | § 20 | |||||
26 | Графические редакторы растрового типа. | 1 | § 21-§ 22 | |||||
27 | Практическая работа «Работа с векторным ГР». | 1 | § 18-§ 22 повторить | |||||
5. Технология мультимедиа. | 5 | понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера; режимы создания и просмотра слайдов: использование спецэффектов; способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов; | настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов; изменять порядок слайдов; настраивать анимацию; применять спецэффекты; | создание информационных объектов для оформления учебной работы; самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера; умение готовить доклад с использованием средств ИКТ; владение культурой речи; | ||||
28 | Понятие мультимедиа. | 1 | § 23 | |||||
29 | Представление звука в памяти компьютера | 1 | § 24-§ 25 | |||||
30 | Компьютерные презентации | 1 | § 26 | |||||
31 | Практическая работа «Создание презентации». | 1 | § 23-§ 26 повторить | |||||
32 | Контрольная работа «Графика и мультимедиа». | 1 | основные моменты демонстрации слайдов; | применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации; | 160-165 стр | |||
Повторение. | 3 | |||||||
33 | Решение задач по теме «Измерение информации». | 1 | умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности; анализ, обобщение и систематизация информации; | 148-153 стр | ||||
34 | Итоговое тестирование | 1 | 154-158 стр | |||||
35 | Работа над ошибками, итоговой урок | 1 |
МБОУ «Атясевская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан
Календарно-тематическое планирование учебного материала
курса «Информатика и ИКТ » в 9 классе на 2011-2012 учебный год
Классы: 9
Учитель: Фатихова Дания Ахтямовна
Количество часов на учебный год:
Всего 70 часов, в неделю: 2 часа.
Плановых контрольных работ 9 ,
Практических работ 21
Тематическое планирование составлено к УМК Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009 . на основе рабочей учебной программы по предмету информатика и ИКТ (рабочая учебная программа рассмотрена на заседании МО Протокол № ___от «___» ___________ 2011г, подписана руководителем МО, согласована с руководителем методического совета Протокол № ___от «____» _______ 2011г., утверждена директором школы Приказ № ____от «___» ___________ 20___г)
Учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009..
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | Календарные сроки | Планируемые результаты | дом.зад. | примечание | ||
знания | умения | ОУУН и способы деятельности | ||||||
Повторение и входящий контроль. | 3 | |||||||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Кереш өлеш.Техника куркынычсызлыгы кагыйдәләре. | 1 | назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; измерение информации; структурная схема ПК; технология обработки текстов | выполнение требований ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при рабо-те со средствами ИКТ; определение информационного объема текса; | организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности; | 6-7 стр | 05.09 | |
2 | Повторение темы «Измерение и обработка текстовой информации». "Текстлы мәгълүматны үлчәү үлчәү һәм эшкәртү" темасын кабатлау. | 1 | Задания в карточках | 08.09 | ||||
3 | Входная контрольная работа. Белемнәрне искә төшерүгә язма эш | 1 | тест | 12.09 | ||||
6. Передача информации в компьютерных сетях. | 11 | |||||||
4 | Компьютерные сети. Компьютер челтәре ничек төзелгән | 1 | понятие компьютерной сети; назначение и принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей; назначение и принципы работы электронной почты; | работа в локальной сети кабинета информатики и ИКТ; работа в браузере; осуществлять поиск информации в сети Интернет; пользоваться электронной почтой и файловыми архивами; | поиск информации в литературе и Интернете; самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач; | § 1 | 15.09 | |
5 | Практическая работа «Работа в локальной сети». Практик эш. "Компьютерларны локаль челтәргә ничек тоташтырырга | 1 | § 1 | 19.09 | ||||
6 | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. Электрон почта һәм компьютер челтәренең башка сервислары. Челтәрнең аппарат һәм программ тәэминаты. | 1 | § 2-§ 3 | 22.09 | ||||
7 | Практическая работа «Работа с электронной почтой». Практик эш."Электрон почта белән эшләү | 1 | § 2-§ 3 | 26.09 | ||||
8 | Интернет. Поиск информации в Интернет. Интернет һәм Бөтендөнья пәрәвезе. Интернетта эзләү ысуллары. | 1 | основные протоколы передачи данных; назначение программы-браузера и её управляющих элементов; технология поиска информации в сети Интернет; | создание простейших Web-страниц; | сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ; преобразование информации одного вида в другой; представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата; передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке; | § 4-§ 5 | 29.09 | |
9 | Практическая работа «Работа с WWW». Практик эш."Интернет челтәрендә эш" | 1 | § 4-§ 5 повторить | 03.10 | ||||
10 | Практическая работа «Поиск информации в Интернет». Практик эш. Интернетта мәгълүмат эзләү" | 1 | Тест | 06.10 | ||||
11 | Создание Web-страницы с использованием Word. Практик эш.WORD та веб битләр ясау | 1 | Создать Web-страницуd | 10.10 | ||||
12 | Оформление web-страницы. Веб битләрне форматлау. | 1 | Оформить web-страницу. | 13.10 | ||||
13 | Практическая работа «Создание простейшей Web-страницы». Практик эш. Гади веб битләр ясау. | 1 | § 1-§ 5 повторить | 17.10 | ||||
14 | Контрольная работа «Интернет». | 1 | применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации | тест | 20.10 | |||
7. Информационное моделирование. | 5 | |||||||
15 | Понятие модели. Графические информационные модели. Нәрсә ул модельләштерү. График мәгълүмати модельләр | 1 | основные виды классификации моделей; основные типы информационных моделей; основные этапы моделирования и последовательность их выполнения; | разработка схемы моделирования для любой задачи; построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере; выделение объекта управления и управляющего воздействия; | умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; качественное и количественное описание изучаемого объекта; проведение эксперимента; использование разных видов моделирования; выявление существенных признаков объекта; | § 6-§ 7 | 24.10 | |
16 | Табличные модели. Таблица рәвешендәге модельләр | 1 | § 8 | 27.10 | ||||
17 | Информационное моделирование на компьютере. Компьютерда мәгълүмати модельләштерү | 1 | § 9 | 31.10 | ||||
18 | Практическая работа «Проведение компьютерных экспериментов». Практик эш. Компьютер экспериментлары уздыру. | 1 | § 6-§ 9 повторить | 3.11 | ||||
19 | Контрольная работа «Информационное моделирование». | 1 | Решать задачи(58 стр) | 14.11 | ||||
8. Хранение и обработка информации в базах данных. | 11 | |||||||
20 | Базы данных и информационные системы. | 1 | понятие базы данных и ее основных элементов; технология создание и редактирования баз данных; технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации; назначение и технология создания форм, отчетов, запросов; | создание и редактирование базы данных; заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных; создание и редактирование формы; осуществление выборки, сортировки и просмотра данных в режиме списка и формы; реализация простых запросов на выборку данных в конструкторе запросов; реализация запросов со сложными условиями выборки; | оперирование понятиями, суждениями; установление причинно-следственных связей; классификация информации; умение составлять таблицы, схемы, графики; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; качественное и количественное описание изучаемого объекта; | § 10 | 17.11 | |
21 | Назначение СУБД. | 1 | § 11 | 21.11 | ||||
22 | Проектирование однотабличной базы данных. | 1 | § 12 | 24.11 | ||||
23 | Практическая работа «Создание базы данных». | 1 | § 10-§ 12 повторить | 28.11 | ||||
24 | Условия поиска информации, логические выражения. | 1 | § 13 задание7 (79 стр) | 1.12 | ||||
25 | Практическая работа «Формирование простых запросов к БД». | 1 | Задания 8-9 (79 стр) | 5.12 | ||||
26 | Логические операции. Сложные условия поиска. | 1 | §14 | 8.12 | ||||
27 | Практическая работа «Формирование сложных запросов к БД». | 1 | Задание 4 (86 стр) | 12.12 | ||||
28 | Сортировка записей, ключи сортировки. | 1 | § 15 | 15.12 | ||||
29 | Практическая работа «Создание запросов на удаление и изменение». | 1 | Задание 5 (90 стр) | 19.12 | ||||
30 | Контрольная работа «Обработка информации в БД». | 1 | тест | 22.12 | ||||
9. Табличные вычисления на компьютере. | 11 | |||||||
31 | Двоичная система счисления. | 1 | типы систем счисления; системы счисления, используемые в вычислительной технике; правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления используемые в компьютере, и наоборот; назначение табличного процессора, его команд и режимов; объекты электронной таблицы и их характеристики, типы данных электронной таблицы; правила записи, использования и копирования формул и функций; технология создания, редактирования и форматирования табличного документа; понятия относительной и абсолютной ссылки; технология создания и редактирования диаграмм; | перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления; перевод в двоичную систему счисления из десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления; создание структуры ЭТ и заполнение её данными; редактирование электронной таблицы; использование шрифтового оформления и других операций форматирования; запись формул и использование в них встроенных функций; создание и редактирование диаграммы; | умение составлять таблицы, схемы, графики; умение читать таблицу, диаграмму; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; составление на основе текста таблицы, графика; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; | § 16 | 26.12 | |
32 | Представление чисел в памяти компьютера. | 1 | § 17 | 29.12 | ||||
33 | Электронные таблицы. | 1 | § 18 | 16.01 | ||||
34 | Практическая работа «Работа с готовой ЭТ». | 1 | § 18 | 19.01 | ||||
35 | Сортировка таблиц. | § 19 | 23.01 | |||||
36 | Работа с диапазонами.. | 1 | § 20 | 26.01 | ||||
37 | Деловая графика. | 1 | § 21 | 30.01 | ||||
38 | Логические функции. | 1 | § 22 | 2.02 | ||||
39 | Практическая работа «Построение диаграмм». | 1 | 6.02 | |||||
40 | Математическое моделирование с использованием ЭТ. | 1 | § 23-§ 24 | 9.02 | ||||
41 | Контрольная работа «Табличные вычисления». | 1 | Задание 3-4 (131стр) | 13.02 | ||||
10. Управление и алгоритмы. | 10 | |||||||
42 | Управление и кибернетика. Управление с обратной связью | 1 | понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи; структура замкнутой и разомкнутой систем управления; назначение алгоритма и его определение; структура основных алгоритмических конструкций; представление алгоритма в виде блок-схемы; основные стадии разработки алгоритма; | использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритмов; работа в среде учебного исполнителя; | действовать по инструкции, алгоритму; составлять алгоритмы; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации; логичность мышления; умение работать в коллективе; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; | § 25-§ 26 | 16.02 | |
43 | Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов. | 1 | § 27-§ 28 | 20.02 | ||||
44 | Практическая работа «Построение линейных алгоритмов». | Задание 7(159 стр) | 23.02 | |||||
45 | Вспомогательные алгоритмы | 1 | § 29 | 27.02 | ||||
46 | Практическая работа «Использование вспомогательных алгоритмов». | Задание 7(163 стр) | 02.03 | |||||
47 | Использование циклов. | 1 | § 30 | 06.03 | ||||
48 | Практическая работа «Работа с циклами». | 1 | Задание 8(169 стр) | 09.03 | ||||
49 | Ветвления. | § 31 | 13.03 | |||||
50 | Практическая работа «Использование ветвлений». | 1 | Задание 5 (176 стр) | 16.03 | ||||
51 | Контрольная работа «Алгоритмизация». | 1 | 20.03 | |||||
11. Программное управление работой компьютера. | 11 | |||||||
52 | Что такое программирование. | 1 | назначение языков программирования; | выполнение действий по инструкции, алгоритму; составление алгоритмов; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; | § 32-§ 33 | 23.03 | ||
53 | Практическая работа «Разработка линейных программ». | 1 | § 34 | 3.04 | ||||
54 | Язык Паскаль. Основные операторы. | 1 | алфавит языка программирования Pascal; объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.); основные типы данных и операторы языка Паскаль; определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива; | разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов; владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде; | использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации; логичность мышления; умение работать в коллективе; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее решения; определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; | § 35 | 6.04 | |
55 | Оператор ветвления. | 1 | § 36-§ 37 | 10.04 | ||||
56 | Практическая работа «Разработка программ с ветвлением». | 1 | Задание 5,6 (207 стр) | 13.04 | ||||
57 | Программирование диалога с компьютером | 1 | § 38 | 17.04 | ||||
58 | Циклы на языке Паскаль. Алгоритм Евклида. | 1 | § 39-§ 40 | 20.04 | ||||
59 | Практическая работа «Циклы в Паскале». | 1 | Задание 3 (222 стр) | 24.04 | ||||
60 | Одномерные массивы в Паскале. | 1 | § 41-§ 42 | 27.04 | ||||
61 | Практическая работа «Обработка одномерных массивов». | 1 | § 43 | 2.05 | ||||
62 | Контрольная работа «Программное управление работой компьютера». | 1 | § 32-§ 43 повторить | 4.05 | ||||
12. Информационные технологии в обществе. | 4 | |||||||
63 | Предыстория информационных технологий. | 1 | характерные черты информационного общества и информационной культуры человека; | умение различать лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы; | умение применять коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности; | § 44-§ 45 | 8.05 | |
64 | История ЭВМ и ИКТ. | 1 | § 46-§ 47 | 11.05 | ||||
65 | Основы социальной информатики. | 1 | проблемы информационной безопасности; правовые аспекты охраны программ и данных; | умение определять основные компоненты информационной культуры человека; | § 48-§ 49 | 15.05 18.05 | ||
66 | Контрольная работа «Информационные технологии в обществе». | 1 | ||||||
Итоговое повторение. | 4 | |||||||
67 | Повторение темы «Компьютерные сети». | 1 | определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины; | тест | 22.05 | |||
68 | Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование». | 1 | тест | 25.05 | ||||
69 | Итоговое тестирование | 1 | тест | |||||
70 | Работа над ошибками. Итоговой урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л.
Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л. Тематическое планирование расчитано на 1 час в неделю для 5-8 классов, 2 часа в неделю в 9 классе....
Рабочая программа по «Информатике и ИКТ» для 3 класса разработана на БУП ОУ, РФ ФГОС второго поколения, примерной программы по «Технологии» раздел «Практика работы на компьютере»
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 класс по авторской программе Босовой Л.Л.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике для 5-7 классов, разработанной мной в 2013-2014 учебном году....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...