Главные вкладки

    рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 классы
    календарно-тематическое планирование по информатике и икт по теме

    Пояснительная записка

    Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

    Общая характеристика учебного предмета.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ

     «Атясевская основная общеобразовательная школа»

    Актанышского муниципального района Республики Татарстан

    Утверждаю

    Директор  МБОУ «Атясевская ООШ» :_______Фаттахов И.С.

    Приказ № _____

    от «___» ___________ 2012г.

    Согласовано

    на МС школы  Протокол № ___

    от «___» ____________ 2012г.

     Руководитель МС: _____________Нагимова Д.Р.

    Рассмотрено

     на МО учителей естественно -   математического цикла

     Протокол № ____

    от «___» ____________ 2012г.

    Руководитель МО:

    _____________Фатихова Д.А                  

    ___________________________

    Рабочая учебная программа по

    информатике и ИКТ


    (наименование учебного предмета)

    ______________8-9_________________

    (класс)

    Год разработки____2012__________

     

    Срок реализации  программы _на  2012-2013 учебный год________________

    Составлена на основе   Федерального  компонента  Государственного  стандарта  общего  образования,  составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312)

                                                                                 

     Программу составил (а) __Фатихова Дания Ахтямовна__________________

                                               (Ф.И.О. учителя)

    Пояснительная записка

    Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

    Общая характеристика учебного предмета.

    Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

    Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

    Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

    Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

    Цели:

    Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

    1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
    2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
    3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
    4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

    •        выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

    Основные задачи программы:

    1. систематизировать подходы к изучению предмета;
    2. сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
    3. научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
    4. показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
    5. сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

    Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

    Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

    Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

    Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.

    Содержание образовательной программы

    8 класс

    1. Человек и информация - 5 часов.

    Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

    Информация. Информационные объекты различных видов.

    Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

    Роль информации в жизни людей.

    Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

    2.  Первое знакомство с компьютером - 7 часов.

    Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

    Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

    Программный принцип работы компьютера.

    Программное обеспечение, его структура.

    Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

    Данные и программы. Файлы и файловая система.

    Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

    3. Обработка текстовой информации - 10 часов.

    Кодирование текстовой информации.

    Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

    Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.

    Параметры шрифта, параметры абзаца.

    Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.

    Компьютерные словари и системы перевода текстов.

    4.  Технология обработки графической информации - 5 часов.

    Области применения компьютерной графики.

    Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.

    Кодирование изображения.

    Растровая и векторная графика.

    Интерфейс графических редакторов.

    Форматы графических файлов.

    5.  Технология мультимедиа - 5 часов.

    Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.

    Технические средства мультимедиа.

    Компьютерные презентации.

    Дизайн презентации и макеты слайдов.

    Итоговое повторение и контроль – 3 часа

    9 класс

    6.  Передача информации в компьютерных сетях – 11 часов.

    Локальные и глобальные компьютерные сети.

    Что такое Интернет.

    Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

    Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

    Поиск информации.

    Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.

    Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.

    7.  Информационное моделирование – 5 часов.

    Модели натурные и информационные.

    Типы информационных моделей.

    Графические информационные модели.

    Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.

    Информационное моделирование на компьютере.

    Модели, управляемые компьютером.

    8.  Хранение и обработка информации в базах данных – 11 часов.

    Назначение информационных систем и баз данных (БД).

    Классификация БД.

    Структура реляционной базы данных.

    Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.

    Выборка информации из базы данных.

    Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

    Сортировка; ключи сортировки.

    9. Табличные вычисления на компьютере - 11 часов.

    Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.

    Назначение и структура ЭТ.

    Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.

    Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.

    Встроенные функции. Деловая графика.

    Математическое моделирование на ЭТ.

    Имитационное моделирование на ЭТ.

    10. Управление и алгоритмы - 9 часов.

    Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

    Алгоритм. Свойства алгоритма.

    Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

    Возможность автоматизации деятельности человека.

    Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).

    Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

    Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

    Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

    Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

    11. Программное управление работой компьютера – 11 часов.

    Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

    12. Информационные технологии в обществе - 4 часа.

    Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

    Организация групповой работы над документом.

    Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

    Этика и право при создании и использовании информации.

    Информационная безопасность.

    Правовая охрана информационных ресурсов.

    Итоговое повторение и контроль - 4 часа

    Практические занятия

    Тема

    Количество

    количество часов НРК

    Содержание НРК

    контрольных работ

    тестов

    практических работ

    8 класс

    2

    3

    10

    3

    1

    Человек и информация.

    -

    0,5

    1

    -

    2

    Первое знакомство с компьютером.

    -

    0,5

    1

    -

    3

    Обработка текстовой информации.

    1

    1

    2

    2

    Тексты произведений татарских писателей. История Казани и РТ.

    4

    Технология обработки графической информации.

    0,5

    -

    1

    0,5

    Рисование флага Республики Татарстан.

    5

    Технология мультимедиа.

    0,5

    -

    2

    0,5

    Создание презентации «Наш Актанышский район».

    Итоговый контроль

    -

    1

    -

    -

    9 класс

    2

    7

    21

    5

    6

    Передача информации в компьютерных сетях.

    1

    1

    5

    1

    Обзор Интернет ресурсов РТ и города.

    7

    Информационное моделирование.

    -

    1

    1

    1

    8

    Хранение и обработка информации в базах данных.

    -

    1

    4

    1

    БД «Деятели культуры РТ».

    9

    Табличные вычисления на компьютере.

    -

    1

    2

    1

    ЭТ «Природные ресурсы РТ» и «Города РТ».

    10

    Управление и алгоритмы.

    1

    -

    4

    -

    11

    Программное управление работой компьютера.

    -

    1

    4

    -

    12

    Информационные технологии в обществе.

    -

    1

    -

    1

    Обзор развития ЭВМ и ИКТ в РТ.

    Входной контроль.

    -

    1

    -

    -

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

    8        класс
    знать/понимать

    1. сущность понятия «информация», ее основные виды;
    2. вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
    3. особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
    4. единицы измерения количества и скорости передачи информации:
    5. программный принцип работы компьютера;
    6. основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
    7. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

    уметь

    •        определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

    • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:

    •        оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

    • создавать информационные объекты, в том числе:

    1. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;  проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
    2. создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
    3. создавать презентации на основе шаблонов;
    1. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
    2. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

    использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

    1. создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
    2. организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:

    9        класс

    знать/понимать

    1. сущность понятия «информация», её основные виды:
    2. виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
    3. особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
    4. единицы измерения количества и скорости передачи информации;
    5. программный принцип работы компьютера:
    6. основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
    7. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
    8. назначение и принципы работы компьютерных сетей;

    •        основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

    • программный принцип работы компьютера;

    • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:

    • назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;

    • области применения моделирования объектов и процессов;

    уметь

    • использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;

    • представлять числа в различных системах счисления;

    • выполнять и строить простые алгоритмы;

    •  использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

    • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

    • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;

    • создавать информационные объекты, в том числе:

    -   структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

    -   создавать и  использовать различные формы представления информации:  формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

    -   создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

    -  создавать записи в базе данных;

    -  создавать презентации на основе шаблонов;

    • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

    • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

    • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

    • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;

    • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

    • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.


    Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

            Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

            Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

            При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

    Процент выполнения задания

    Отметка

    95% и более

    отлично

    80-94%%

    хорошо

    66-79%%

    удовлетворительно

    менее 66%

    неудовлетворительно

    При выполнении практической работы и контрольной работы:

            Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

            Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

    1. грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
    2. погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
    3. недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
    4. мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

            Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

            Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

    1. «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
    2. «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
    3. «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
    4. «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
    5. «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

            Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

    Оценка устных ответов учащихся

    Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

    - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

    -  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

    -   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

    -  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

    -  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

    -  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

            Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

    Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

    -    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

    -   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

    Отметка «3» ставится в следующих случаях:

    - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

    Отметка «2» ставится в следующих случаях:

    -   не раскрыто основное содержание учебного материала;

    -  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

    -  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

    Отметка «1» ставится в следующих случаях:

    -   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

    -   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

    -   отказался отвечать на вопросы учителя.

    Источники информации и средства обучения

    I.  Учебно-методический комплект

    8 класс

    1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.

    9 класс

    1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. –2-е изд., испр. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009 .

    III.  Технические средства обучения.

    1. Компьютер
    2. Проектор
    3. Принтер
    4. Модем ASDL
    5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
    6. Сканер.
    7. Web-камера.
    8. Локальная вычислительная сеть.

    VI.  Программные средства.

    1. Операционная система Windows ХР.
    2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
    3. Программа-архиватор WinRar.
    4. Клавиатурный тренажер Аленка.
    5. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2010.
    6. Программа-переводчик.
    7. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
    8. Мультимедиа проигрыватель.
    9. Система программирования TurboPascal.

    МБОУ «Атясевская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан

     Календарно-тематическое планирование учебного материала

    курса «Информатика и ИКТ » в 8 классе на 2012-2013 учебный год

    Классы:                      8

    Учитель:                 Фатихова Дания Ахтямовна

    Количество часов на учебный год:

    Всего 35  часов, в неделю:   1   час.

    Плановых  контрольных работ  5 ,

    Практических работ 10

    Тематическое планирование составлено к УМК Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.на основе   рабочей учебной программы по предмету  информатика и ИКТ  (рабочая учебная программа рассмотрена на   заседании  МО Протокол № ___от «___» ___________ 2012г, подписана  руководителем  МО, согласована с  руководителем методического совета Протокол  № ___от «____» _______ 2012г., утверждена  директором школы  Приказ №      ____от «___» ___________ 20___г)

    Учебник:   Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008..

     (

    Изучаемый раздел,

    тема учебного материала

    Количество часов

    Календарные сроки

    Планируемые результаты

    дом. зад.

    примечание

    знания

    умения

    ОУУН

    и способы деятельности

    1. Человек и информация.

    5

    назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации;

    приводить примеры информационной деятельности человека;

    приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией;

    определять информационный объем текстового сообщения;

    организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда;

    владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;

    умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

    1

    Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

    1

    5-9 стр

    2

    Информация и знания.

    1

    § 1-§ 2

    3

    Информационные процессы.

    1

    § 3

    4

    Измерение информации. Единицы измерения информации.

    1

    § 4

    5

    Практическая работа «Измерение информации».

    1

    § 1-§ 4 повторить

    2. Первое знакомство с компьютером.

    7

    базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера;

    назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов

    объяснять отличие одного вида памяти от другого;

    ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода;

    соблюдать правила ТБ при работе с компьютером;

    умение готовить доклады, рефераты;

    владение устной речью;

    работа с учебником;

    создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК;

    6

    Назначение и устройство компьютера.

    1

    § 5-§ 6

    7

    Характеристики основных устройств компьютера.

    1

    § 7-§ 8

    8

    Контрольная работа  «Человек и  информация».

    1

    § 5-§ 7 повторить

    9

    Программное обеспечение и его типы.

    1

    памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач;

    свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола;

    планирование собственного информационного пространства;

    сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать;

    анализ, обобщение и систематизация информации;

    применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

    § 9-§ 10

    10

    Файлы и файловые структуры.

    1

    § 11

    11

    Пользовательский интерфейс.

    1

    § 12

    12

    Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС».

    1

    § 9-§ 12повторить

    3. Обработка текстовой информации.

    10

    понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв;

    основные объекты текстовых документов и их параметры;

    технология создания, редактирования и форматирования текстового документа;

    технология копирования, перемещения и удаления  фрагментов текста через буфер обмена;

    нахождение информационного объема текста;

    кодировать и декодировать текстовые сообщения;

    создание и редактирование текстового документа;

    владение операциями редактирования и форматирования текста;

    использование справочной литературы;

    создание текстов различных типов;

    владение разными формами изложения текста;

    выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора;

    составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

    подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ;

    13

    Представление текстов в памяти компьютера.

    1

    § 13

    14

    Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

    1

    § 14-§ 15

    15

    Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования».

    1

    16

    Контрольная работа «Файловая система. Представление текста».

    1

    17

    Практическая работа «Форматирование текста».

    1

    18

    Практическая работа «Работа с таблицами».

    1

    19

    Дополнительные возможности текстового редактора

    1

    § 16

    20

    Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов

    1

    § 17

    21

    Практическая работа «Возможности текстового редактора».

    1

    применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

    § 13-§ 17повторить

    22

    Контрольная работа «Обработка текстовой информации».

    1

    анализ, обобщение и систематизация информации;

    4. Технология обработки графической информации.

    5

    возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

    особенности растровой графики;

    технология создания и редактирования графических объектов;

    создание и редактирование графических объектов;

    осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;

    умение самостоятельно выполнять упражнения;

    создание информационных объектов для оформления учебной работы;

    действовать по инструкции, алгоритму;

    23

    Компьютерная графика и области ее применения.

    1

    § 18

    24

    Технические средства компьютерной графики .

    1

    § 19

    25

    Кодирование изображения.

    1

    § 20

    26

    Графические редакторы растрового типа.

    1

    § 21-§ 22

    27

    Практическая работа «Работа с векторным ГР».

    1

    § 18-§ 22 повторить

    5. Технология мультимедиа.

    5

    понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера;

    режимы создания и просмотра слайдов:

    использование спецэффектов;

    способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов;

    настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов;

    изменять порядок слайдов;

    настраивать анимацию;

    применять спецэффекты;

    создание информационных объектов для оформления учебной работы;

    самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера;

    умение готовить доклад с использованием средств ИКТ;

    владение культурой речи;

    28

    Понятие мультимедиа.

    1

    § 23

    29

    Представление звука в памяти компьютера

    1

    § 24-§ 25

    30

     Компьютерные презентации

    1

    § 26

    31

    Практическая работа «Создание презентации».

    1

    § 23-§ 26 повторить

    32

    Контрольная работа «Графика и мультимедиа».

    1

    основные моменты демонстрации слайдов;

    применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

    160-165 стр

    Повторение.

    3

    33

    Решение задач по теме «Измерение информации».

    1

    умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;

    умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

    анализ, обобщение и систематизация информации;

    148-153 стр

    34

    Итоговое тестирование

    1

    154-158 стр

    35

    Работа над ошибками, итоговой урок

    1


    МБОУ «Атясевская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан

     Календарно-тематическое планирование учебного материала

    курса «Информатика и ИКТ » в 9 классе на 2011-2012 учебный год

    Классы:                     9

    Учитель:                 Фатихова Дания Ахтямовна

    Количество часов на учебный год:

    Всего 70  часов, в неделю:   2   часа.

    Плановых  контрольных работ  9 ,

    Практических работ 21

    Тематическое планирование составлено к УМК Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009 . на основе   рабочей учебной программы по предмету  информатика и ИКТ  (рабочая учебная программа рассмотрена на   заседании  МО Протокол № ___от «___» ___________ 2011г, подписана  руководителем  МО, согласована с  руководителем методического совета Протокол  № ___от «____» _______ 2011г., утверждена  директором школы  Приказ №      ____от «___» ___________ 20___г)

    Учебник:   Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009..

    Изучаемый раздел,

    тема учебного материала

    Количество часов

    Календарные сроки

    Планируемые результаты

    дом.зад.

    примечание

    знания

    умения

    ОУУН

    и способы деятельности

    Повторение и входящий контроль.

    3

    1

    Вводное занятие. Правила техники безопасности.

    Кереш өлеш.Техника куркынычсызлыгы кагыйдәләре.

    1

    назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; измерение информации; структурная схема ПК; технология обработки текстов

    выполнение требований ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при рабо-те со средствами ИКТ; определение информационного объема текса;

    организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

    6-7 стр

    05.09

    2

    Повторение темы «Измерение и обработка текстовой информации».

    "Текстлы мәгълүматны үлчәү үлчәү һәм эшкәртү" темасын кабатлау.

    1

    Задания в карточках

    08.09

    3

    Входная контрольная работа.

    Белемнәрне искә төшерүгә язма эш

    1

    тест

    12.09

    6. Передача информации в компьютерных сетях.

    11

    4

    Компьютерные сети.

    Компьютер челтәре ничек төзелгән

    1

    понятие компьютерной сети;

    назначение и принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей;

    назначение и принципы работы электронной почты;

    работа в локальной сети кабинета информатики и ИКТ;

    работа в браузере;

    осуществлять поиск информации в сети Интернет; пользоваться электронной почтой и файловыми архивами;

    поиск информации в литературе и Интернете;

    самостоятельный отбор источников информации  для решения учебных и жизненных задач;

    § 1

    15.09

    5

    Практическая работа «Работа в локальной сети».

    Практик эш. "Компьютерларны локаль челтәргә ничек тоташтырырга

    1

    § 1

    19.09

    6

    Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.

    Электрон почта һәм компьютер челтәренең башка сервислары. Челтәрнең аппарат һәм программ тәэминаты.

    1

    § 2-§ 3

    22.09

    7

    Практическая работа «Работа с электронной почтой».

    Практик эш."Электрон почта белән эшләү

    1

    § 2-§ 3

    26.09

    8

    Интернет. Поиск информации в Интернет.

    Интернет һәм Бөтендөнья пәрәвезе. Интернетта эзләү ысуллары.

    1

    основные протоколы передачи данных;

    назначение программы-браузера и её управляющих элементов;

    технология поиска информации в сети Интернет;

    создание простейших Web-страниц;

    сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ;

    преобразование информации одного вида в другой;

    представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата;

    передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;

    § 4-§ 5

    29.09

    9

    Практическая работа «Работа с WWW».

    Практик эш."Интернет челтәрендә эш"

    1

    § 4-§ 5 повторить

    03.10

    10

    Практическая работа «Поиск информации в Интернет».

    Практик эш. Интернетта мәгълүмат эзләү"

    1

    Тест

    06.10

    11

    Создание Web-страницы с использованием Word.

    Практик эш.WORD та веб битләр ясау

    1

    Создать Web-страницуd

    10.10

    12

    Оформление web-страницы.

    Веб битләрне форматлау.

    1

    Оформить  web-страницу.

    13.10

    13

    Практическая работа «Создание простейшей Web-страницы».

    Практик эш. Гади веб битләр ясау.

    1

    § 1-§ 5 повторить

    17.10

    14

    Контрольная работа «Интернет».

    1

    применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации

    тест

    20.10

    7. Информационное моделирование.

    5

    15

    Понятие модели. Графические информационные модели.

    Нәрсә ул модельләштерү. График мәгълүмати модельләр

    1

    основные виды классификации моделей;

    основные типы информационных моделей;

    основные этапы моделирования и последовательность их выполнения;

    разработка схемы моделирования для любой задачи;

    построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере;

    выделение объекта управления и управляющего воздействия;

    умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

    качественное и количественное описание изучаемого объекта;

    проведение эксперимента; использование разных видов моделирования; выявление существенных признаков объекта;

    § 6-§ 7

    24.10

    16

    Табличные модели.

    Таблица рәвешендәге модельләр

    1

    § 8

    27.10

    17

    Информационное моделирование на компьютере.

    Компьютерда мәгълүмати модельләштерү

    1

    § 9

    31.10

    18

    Практическая работа «Проведение компьютерных экспериментов».

    Практик эш. Компьютер экспериментлары уздыру.

    1

    § 6-§ 9 повторить

    3.11

    19

    Контрольная работа «Информационное моделирование».

    1

    Решать задачи(58 стр)

    14.11

    8. Хранение и обработка информации в базах данных.

    11

    20

    Базы данных и информационные системы.

    1

    понятие базы данных и ее основных элементов;

    технология создание и редактирования баз данных;

    технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации;

    назначение и технология создания форм, отчетов, запросов;

    создание и редактирование базы данных;

    заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных;

    создание и редактирование формы;

    осуществление выборки, сортировки и просмотра данных в режиме списка и формы;

    реализация простых запросов на выборку данных в конструкторе запросов;

    реализация запросов со сложными условиями выборки;

    оперирование понятиями, суждениями;

    установление причинно-следственных связей;

    классификация информации;

    умение составлять таблицы, схемы, графики;

    умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

    качественное и количественное описание изучаемого объекта;

    § 10

    17.11

    21

    Назначение СУБД.

    1

    § 11

    21.11

    22

    Проектирование однотабличной базы данных.

    1

    § 12

    24.11

    23

    Практическая работа «Создание базы данных».

    1

    § 10-§ 12 повторить

    28.11

    24

    Условия поиска информации, логические выражения.

    1

    § 13 задание7 (79 стр)

    1.12

    25

    Практическая работа «Формирование простых запросов к БД».

    1

    Задания 8-9 (79 стр)

    5.12

    26

    Логические операции. Сложные условия поиска.

    1

    §14

    8.12

    27

    Практическая работа «Формирование сложных запросов к БД».

    1

    Задание 4 (86 стр)

    12.12

    28

    Сортировка записей, ключи сортировки.

    1

    § 15

    15.12

    29

    Практическая работа «Создание запросов на удаление и изменение».

    1

    Задание 5 (90 стр)

    19.12

    30

    Контрольная работа «Обработка информации в БД».

    1

    тест

    22.12

    9. Табличные вычисления на компьютере.

    11

    31

    Двоичная система счисления.

    1

    типы систем счисления;

    системы счисления, используемые в вычислительной технике; правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления используемые в компьютере, и наоборот; назначение табличного процессора, его команд и режимов; объекты электронной таблицы и их характеристики, типы данных электронной таблицы; правила записи, использования и копирования формул и функций; технология создания, редактирования и форматирования табличного документа; понятия относительной и абсолютной ссылки; технология создания и редактирования диаграмм;

    перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;

    перевод в двоичную систему счисления из десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления;

    создание структуры ЭТ и заполнение её данными;

    редактирование электронной таблицы;

    использование шрифтового оформления и других операций форматирования;

    запись формул и использование в них встроенных функций;

    создание и редактирование диаграммы;

    умение составлять таблицы, схемы, графики;

    умение читать таблицу, диаграмму;

    анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;

    составление на основе текста таблицы, графика;

    определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

    § 16

    26.12

    32

    Представление чисел в памяти компьютера.

    1

    § 17

    29.12

    33

    Электронные таблицы.

    1

    § 18

    16.01

    34

    Практическая работа «Работа с готовой ЭТ».

    1

    § 18

    19.01

    35

    Сортировка таблиц.

    § 19

    23.01

    36

    Работа с диапазонами..

    1

    § 20

    26.01

    37

    Деловая графика.

    1

    § 21

    30.01

    38

    Логические функции.

    1

    § 22

    2.02

    39

    Практическая работа «Построение диаграмм».

    1

    6.02

    40

    Математическое моделирование с использованием ЭТ.

    1

    § 23-§ 24

    9.02

    41

    Контрольная работа «Табличные вычисления».

    1

    Задание 3-4 (131стр)  

    13.02

    10. Управление и алгоритмы.

    10

    42

    Управление и кибернетика. Управление с обратной связью

    1

    понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи;

    структура замкнутой и разомкнутой систем управления;

    назначение алгоритма и его определение;

    структура основных алгоритмических конструкций;

    представление алгоритма в виде блок-схемы;

    основные стадии разработки алгоритма;

    использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритмов;

    работа в среде учебного исполнителя;

    действовать по инструкции, алгоритму;

    составлять алгоритмы;

    анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;

    использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;

    логичность мышления;

    умение работать в коллективе;

    сравнение полученных результатов с учебной задачей;

    владение компонентами доказательства;

    формулирование проблемы и определение способов ее решения;

     определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

    § 25-§ 26

    16.02

    43

    Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов.

    1

    § 27-§ 28

    20.02

    44

    Практическая работа «Построение линейных алгоритмов».

    Задание 7(159 стр)

    23.02

    45

    Вспомогательные алгоритмы

    1

    § 29

    27.02

    46

    Практическая работа «Использование вспомогательных алгоритмов».

    Задание 7(163 стр)

    02.03

    47

     Использование циклов.

    1

    § 30

    06.03

    48

    Практическая работа «Работа с циклами».

    1

    Задание 8(169 стр)

    09.03

    49

    Ветвления.

    § 31

    13.03

    50

    Практическая работа «Использование ветвлений».

    1

    Задание 5 (176 стр)

    16.03

    51

    Контрольная работа «Алгоритмизация».

    1

    20.03

    11. Программное управление работой компьютера.

    11

    52

    Что такое программирование.

    1

    назначение языков программирования;

    выполнение действий по инструкции, алгоритму;

    составление алгоритмов;

    анализ и синтез, обобщение и классификация,

    сравнение информации;

    § 32-§ 33

    23.03

    53

    Практическая работа «Разработка линейных программ».

    1

    § 34

    3.04

    54

    Язык Паскаль. Основные операторы.

    1

    алфавит языка программирования Pascal; объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.);

    основные типы данных и операторы языка Паскаль;

    определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива;

    разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов; владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде;

    использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;

    логичность мышления;

    умение работать в коллективе;

    сравнение полученных результатов с учебной задачей;

    владение компонентами доказательства;

    формулирование проблемы и определение способов ее решения;

    определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

    § 35

    6.04

    55

    Оператор ветвления.

    1

    § 36-§ 37

    10.04

    56

    Практическая работа «Разработка программ с ветвлением».

    1

    Задание 5,6 (207 стр)

    13.04

    57

    Программирование диалога с компьютером

    1

    § 38

    17.04

    58

    Циклы на языке Паскаль. Алгоритм Евклида.

    1

    § 39-§ 40

    20.04

    59

    Практическая работа «Циклы в Паскале».

    1

    Задание 3 (222 стр)

    24.04

    60

    Одномерные массивы в Паскале.

    1

    § 41-§ 42

    27.04

    61

    Практическая работа «Обработка одномерных массивов».

    1

    § 43

    2.05

    62

    Контрольная работа «Программное управление работой компьютера».

    1

    § 32-§ 43 повторить

    4.05

    12. Информационные технологии в обществе.

    4

    63

    Предыстория информационных технологий.

    1

    характерные черты информационного общества и информационной культуры человека;

    умение различать лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы;

    умение применять коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности;

    § 44-§ 45

    8.05

    64

    История ЭВМ и ИКТ.

    1

    § 46-§ 47

    11.05

    65

    Основы социальной информатики.

    1

    проблемы информационной безопасности;

    правовые аспекты охраны программ и данных;

    умение определять основные компоненты информационной культуры человека;

    § 48-§ 49

    15.05


    18.05

    66

    Контрольная работа «Информационные технологии в обществе».

    1

    Итоговое повторение.

    4

    67

    Повторение темы «Компьютерные сети».

    1

    определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

    тест

    22.05

    68

    Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование».

    1

    тест

    25.05

    69

    Итоговое тестирование

    1

    тест

    70

    Работа над ошибками. Итоговой урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

    Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

    Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л.

    Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л. Тематическое планирование расчитано  на 1 час в неделю для 5-8 классов, 2 часа в неделю в 9 классе....

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 класс по авторской программе Босовой Л.Л.

    Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике для 5-7 классов, разработанной мной в 2013-2014 учебном году....

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.

    Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....

    Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.

    Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....

    Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

    Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...