рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 классы
календарно-тематическое планирование по информатике и икт по теме

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Общая характеристика учебного предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ

 «Атясевская основная общеобразовательная школа»

Актанышского муниципального района Республики Татарстан

Утверждаю

Директор  МБОУ «Атясевская ООШ» :_______Фаттахов И.С.

Приказ № _____

от «___» ___________ 2012г.

Согласовано

на МС школы  Протокол № ___

от «___» ____________ 2012г.

 Руководитель МС: _____________Нагимова Д.Р.

Рассмотрено

 на МО учителей естественно -   математического цикла

 Протокол № ____

от «___» ____________ 2012г.

Руководитель МО:

_____________Фатихова Д.А                  

___________________________

Рабочая учебная программа по

информатике и ИКТ


(наименование учебного предмета)

______________8-9_________________

(класс)

Год разработки____2012__________

 

Срок реализации  программы _на  2012-2013 учебный год________________

Составлена на основе   Федерального  компонента  Государственного  стандарта  общего  образования,  составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312)

                                                                             

 Программу составил (а) __Фатихова Дания Ахтямовна__________________

                                           (Ф.И.О. учителя)

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•        выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  1. систематизировать подходы к изучению предмета;
  2. сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  3. научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  4. показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  5. сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.

Содержание образовательной программы

8 класс

1. Человек и информация - 5 часов.

Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

2.  Первое знакомство с компьютером - 7 часов.

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера.

Программное обеспечение, его структура.

Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

3. Обработка текстовой информации - 10 часов.

Кодирование текстовой информации.

Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

4.  Технология обработки графической информации - 5 часов.

Области применения компьютерной графики.

Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.

Кодирование изображения.

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Форматы графических файлов.

5.  Технология мультимедиа - 5 часов.

Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.

Технические средства мультимедиа.

Компьютерные презентации.

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Итоговое повторение и контроль – 3 часа

9 класс

6.  Передача информации в компьютерных сетях – 11 часов.

Локальные и глобальные компьютерные сети.

Что такое Интернет.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Поиск информации.

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.

Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.

7.  Информационное моделирование – 5 часов.

Модели натурные и информационные.

Типы информационных моделей.

Графические информационные модели.

Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.

Информационное моделирование на компьютере.

Модели, управляемые компьютером.

8.  Хранение и обработка информации в базах данных – 11 часов.

Назначение информационных систем и баз данных (БД).

Классификация БД.

Структура реляционной базы данных.

Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.

Выборка информации из базы данных.

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

Сортировка; ключи сортировки.

9. Табличные вычисления на компьютере - 11 часов.

Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.

Назначение и структура ЭТ.

Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.

Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции. Деловая графика.

Математическое моделирование на ЭТ.

Имитационное моделирование на ЭТ.

10. Управление и алгоритмы - 9 часов.

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Алгоритм. Свойства алгоритма.

Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).

Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

11. Программное управление работой компьютера – 11 часов.

Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

12. Информационные технологии в обществе - 4 часа.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Организация групповой работы над документом.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.

Правовая охрана информационных ресурсов.

Итоговое повторение и контроль - 4 часа

Практические занятия

Тема

Количество

количество часов НРК

Содержание НРК

контрольных работ

тестов

практических работ

8 класс

2

3

10

3

1

Человек и информация.

-

0,5

1

-

2

Первое знакомство с компьютером.

-

0,5

1

-

3

Обработка текстовой информации.

1

1

2

2

Тексты произведений татарских писателей. История Казани и РТ.

4

Технология обработки графической информации.

0,5

-

1

0,5

Рисование флага Республики Татарстан.

5

Технология мультимедиа.

0,5

-

2

0,5

Создание презентации «Наш Актанышский район».

Итоговый контроль

-

1

-

-

9 класс

2

7

21

5

6

Передача информации в компьютерных сетях.

1

1

5

1

Обзор Интернет ресурсов РТ и города.

7

Информационное моделирование.

-

1

1

1

8

Хранение и обработка информации в базах данных.

-

1

4

1

БД «Деятели культуры РТ».

9

Табличные вычисления на компьютере.

-

1

2

1

ЭТ «Природные ресурсы РТ» и «Города РТ».

10

Управление и алгоритмы.

1

-

4

-

11

Программное управление работой компьютера.

-

1

4

-

12

Информационные технологии в обществе.

-

1

-

1

Обзор развития ЭВМ и ИКТ в РТ.

Входной контроль.

-

1

-

-

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

8        класс
знать/понимать

  1. сущность понятия «информация», ее основные виды;
  2. вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
  3. особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  4. единицы измерения количества и скорости передачи информации:
  5. программный принцип работы компьютера;
  6. основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  7. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

•        определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:

•        оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

  1. структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;  проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
  2. создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  3. создавать презентации на основе шаблонов;
  1. пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  2. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  1. создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  2. организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:

9        класс

знать/понимать

  1. сущность понятия «информация», её основные виды:
  2. виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  3. особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  4. единицы измерения количества и скорости передачи информации;
  5. программный принцип работы компьютера:
  6. основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  7. назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
  8. назначение и принципы работы компьютерных сетей;

•        основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

• программный принцип работы компьютера;

• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:

• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;

• области применения моделирования объектов и процессов;

уметь

• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;

• представлять числа в различных системах счисления;

• выполнять и строить простые алгоритмы;

•  использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

-   структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-   создавать и  использовать различные формы представления информации:  формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-   создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-  создавать записи в базе данных;

-  создавать презентации на основе шаблонов;

• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  1. грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  2. погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  3. недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  4. мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  1. «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  2. «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  3. «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  4. «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  5. «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

        Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

-  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-   правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

-  показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-    допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

-   допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-   не раскрыто основное содержание учебного материала;

-  обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-  допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

-   ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

-   не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

-   отказался отвечать на вопросы учителя.

Источники информации и средства обучения

I.  Учебно-методический комплект

8 класс

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.

9 класс

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. –2-е изд., испр. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009 .

III.  Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Модем ASDL
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
  6. Сканер.
  7. Web-камера.
  8. Локальная вычислительная сеть.

VI.  Программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
  3. Программа-архиватор WinRar.
  4. Клавиатурный тренажер Аленка.
  5. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2010.
  6. Программа-переводчик.
  7. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
  8. Мультимедиа проигрыватель.
  9. Система программирования TurboPascal.

МБОУ «Атясевская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан

 Календарно-тематическое планирование учебного материала

курса «Информатика и ИКТ » в 8 классе на 2012-2013 учебный год

Классы:                      8

Учитель:                 Фатихова Дания Ахтямовна

Количество часов на учебный год:

Всего 35  часов, в неделю:   1   час.

Плановых  контрольных работ  5 ,

Практических работ 10

Тематическое планирование составлено к УМК Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.на основе   рабочей учебной программы по предмету  информатика и ИКТ  (рабочая учебная программа рассмотрена на   заседании  МО Протокол № ___от «___» ___________ 2012г, подписана  руководителем  МО, согласована с  руководителем методического совета Протокол  № ___от «____» _______ 2012г., утверждена  директором школы  Приказ №      ____от «___» ___________ 20___г)

Учебник:   Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008..

 (

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Количество часов

Календарные сроки

Планируемые результаты

дом. зад.

примечание

знания

умения

ОУУН

и способы деятельности

1. Человек и информация.

5

назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации;

приводить примеры информационной деятельности человека;

приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией;

определять информационный объем текстового сообщения;

организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда;

владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;

умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

1

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

1

5-9 стр

2

Информация и знания.

1

§ 1-§ 2

3

Информационные процессы.

1

§ 3

4

Измерение информации. Единицы измерения информации.

1

§ 4

5

Практическая работа «Измерение информации».

1

§ 1-§ 4 повторить

2. Первое знакомство с компьютером.

7

базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера;

назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов

объяснять отличие одного вида памяти от другого;

ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода;

соблюдать правила ТБ при работе с компьютером;

умение готовить доклады, рефераты;

владение устной речью;

работа с учебником;

создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК;

6

Назначение и устройство компьютера.

1

§ 5-§ 6

7

Характеристики основных устройств компьютера.

1

§ 7-§ 8

8

Контрольная работа  «Человек и  информация».

1

§ 5-§ 7 повторить

9

Программное обеспечение и его типы.

1

памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач;

свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола;

планирование собственного информационного пространства;

сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать;

анализ, обобщение и систематизация информации;

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

§ 9-§ 10

10

Файлы и файловые структуры.

1

§ 11

11

Пользовательский интерфейс.

1

§ 12

12

Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС».

1

§ 9-§ 12повторить

3. Обработка текстовой информации.

10

понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв;

основные объекты текстовых документов и их параметры;

технология создания, редактирования и форматирования текстового документа;

технология копирования, перемещения и удаления  фрагментов текста через буфер обмена;

нахождение информационного объема текста;

кодировать и декодировать текстовые сообщения;

создание и редактирование текстового документа;

владение операциями редактирования и форматирования текста;

использование справочной литературы;

создание текстов различных типов;

владение разными формами изложения текста;

выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора;

составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ;

13

Представление текстов в памяти компьютера.

1

§ 13

14

Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

1

§ 14-§ 15

15

Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования».

1

16

Контрольная работа «Файловая система. Представление текста».

1

17

Практическая работа «Форматирование текста».

1

18

Практическая работа «Работа с таблицами».

1

19

Дополнительные возможности текстового редактора

1

§ 16

20

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов

1

§ 17

21

Практическая работа «Возможности текстового редактора».

1

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

§ 13-§ 17повторить

22

Контрольная работа «Обработка текстовой информации».

1

анализ, обобщение и систематизация информации;

4. Технология обработки графической информации.

5

возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

особенности растровой графики;

технология создания и редактирования графических объектов;

создание и редактирование графических объектов;

осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;

умение самостоятельно выполнять упражнения;

создание информационных объектов для оформления учебной работы;

действовать по инструкции, алгоритму;

23

Компьютерная графика и области ее применения.

1

§ 18

24

Технические средства компьютерной графики .

1

§ 19

25

Кодирование изображения.

1

§ 20

26

Графические редакторы растрового типа.

1

§ 21-§ 22

27

Практическая работа «Работа с векторным ГР».

1

§ 18-§ 22 повторить

5. Технология мультимедиа.

5

понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера;

режимы создания и просмотра слайдов:

использование спецэффектов;

способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов;

настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов;

изменять порядок слайдов;

настраивать анимацию;

применять спецэффекты;

создание информационных объектов для оформления учебной работы;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера;

умение готовить доклад с использованием средств ИКТ;

владение культурой речи;

28

Понятие мультимедиа.

1

§ 23

29

Представление звука в памяти компьютера

1

§ 24-§ 25

30

 Компьютерные презентации

1

§ 26

31

Практическая работа «Создание презентации».

1

§ 23-§ 26 повторить

32

Контрольная работа «Графика и мультимедиа».

1

основные моменты демонстрации слайдов;

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

160-165 стр

Повторение.

3

33

Решение задач по теме «Измерение информации».

1

умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;

умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

анализ, обобщение и систематизация информации;

148-153 стр

34

Итоговое тестирование

1

154-158 стр

35

Работа над ошибками, итоговой урок

1


МБОУ «Атясевская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан

 Календарно-тематическое планирование учебного материала

курса «Информатика и ИКТ » в 9 классе на 2011-2012 учебный год

Классы:                     9

Учитель:                 Фатихова Дания Ахтямовна

Количество часов на учебный год:

Всего 70  часов, в неделю:   2   часа.

Плановых  контрольных работ  9 ,

Практических работ 21

Тематическое планирование составлено к УМК Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009 . на основе   рабочей учебной программы по предмету  информатика и ИКТ  (рабочая учебная программа рассмотрена на   заседании  МО Протокол № ___от «___» ___________ 2011г, подписана  руководителем  МО, согласована с  руководителем методического совета Протокол  № ___от «____» _______ 2011г., утверждена  директором школы  Приказ №      ____от «___» ___________ 20___г)

Учебник:   Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009..

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Количество часов

Календарные сроки

Планируемые результаты

дом.зад.

примечание

знания

умения

ОУУН

и способы деятельности

Повторение и входящий контроль.

3

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Кереш өлеш.Техника куркынычсызлыгы кагыйдәләре.

1

назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; измерение информации; структурная схема ПК; технология обработки текстов

выполнение требований ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при рабо-те со средствами ИКТ; определение информационного объема текса;

организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

6-7 стр

05.09

2

Повторение темы «Измерение и обработка текстовой информации».

"Текстлы мәгълүматны үлчәү үлчәү һәм эшкәртү" темасын кабатлау.

1

Задания в карточках

08.09

3

Входная контрольная работа.

Белемнәрне искә төшерүгә язма эш

1

тест

12.09

6. Передача информации в компьютерных сетях.

11

4

Компьютерные сети.

Компьютер челтәре ничек төзелгән

1

понятие компьютерной сети;

назначение и принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей;

назначение и принципы работы электронной почты;

работа в локальной сети кабинета информатики и ИКТ;

работа в браузере;

осуществлять поиск информации в сети Интернет; пользоваться электронной почтой и файловыми архивами;

поиск информации в литературе и Интернете;

самостоятельный отбор источников информации  для решения учебных и жизненных задач;

§ 1

15.09

5

Практическая работа «Работа в локальной сети».

Практик эш. "Компьютерларны локаль челтәргә ничек тоташтырырга

1

§ 1

19.09

6

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.

Электрон почта һәм компьютер челтәренең башка сервислары. Челтәрнең аппарат һәм программ тәэминаты.

1

§ 2-§ 3

22.09

7

Практическая работа «Работа с электронной почтой».

Практик эш."Электрон почта белән эшләү

1

§ 2-§ 3

26.09

8

Интернет. Поиск информации в Интернет.

Интернет һәм Бөтендөнья пәрәвезе. Интернетта эзләү ысуллары.

1

основные протоколы передачи данных;

назначение программы-браузера и её управляющих элементов;

технология поиска информации в сети Интернет;

создание простейших Web-страниц;

сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ;

преобразование информации одного вида в другой;

представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата;

передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;

§ 4-§ 5

29.09

9

Практическая работа «Работа с WWW».

Практик эш."Интернет челтәрендә эш"

1

§ 4-§ 5 повторить

03.10

10

Практическая работа «Поиск информации в Интернет».

Практик эш. Интернетта мәгълүмат эзләү"

1

Тест

06.10

11

Создание Web-страницы с использованием Word.

Практик эш.WORD та веб битләр ясау

1

Создать Web-страницуd

10.10

12

Оформление web-страницы.

Веб битләрне форматлау.

1

Оформить  web-страницу.

13.10

13

Практическая работа «Создание простейшей Web-страницы».

Практик эш. Гади веб битләр ясау.

1

§ 1-§ 5 повторить

17.10

14

Контрольная работа «Интернет».

1

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации

тест

20.10

7. Информационное моделирование.

5

15

Понятие модели. Графические информационные модели.

Нәрсә ул модельләштерү. График мәгълүмати модельләр

1

основные виды классификации моделей;

основные типы информационных моделей;

основные этапы моделирования и последовательность их выполнения;

разработка схемы моделирования для любой задачи;

построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере;

выделение объекта управления и управляющего воздействия;

умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

качественное и количественное описание изучаемого объекта;

проведение эксперимента; использование разных видов моделирования; выявление существенных признаков объекта;

§ 6-§ 7

24.10

16

Табличные модели.

Таблица рәвешендәге модельләр

1

§ 8

27.10

17

Информационное моделирование на компьютере.

Компьютерда мәгълүмати модельләштерү

1

§ 9

31.10

18

Практическая работа «Проведение компьютерных экспериментов».

Практик эш. Компьютер экспериментлары уздыру.

1

§ 6-§ 9 повторить

3.11

19

Контрольная работа «Информационное моделирование».

1

Решать задачи(58 стр)

14.11

8. Хранение и обработка информации в базах данных.

11

20

Базы данных и информационные системы.

1

понятие базы данных и ее основных элементов;

технология создание и редактирования баз данных;

технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации;

назначение и технология создания форм, отчетов, запросов;

создание и редактирование базы данных;

заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных;

создание и редактирование формы;

осуществление выборки, сортировки и просмотра данных в режиме списка и формы;

реализация простых запросов на выборку данных в конструкторе запросов;

реализация запросов со сложными условиями выборки;

оперирование понятиями, суждениями;

установление причинно-следственных связей;

классификация информации;

умение составлять таблицы, схемы, графики;

умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

качественное и количественное описание изучаемого объекта;

§ 10

17.11

21

Назначение СУБД.

1

§ 11

21.11

22

Проектирование однотабличной базы данных.

1

§ 12

24.11

23

Практическая работа «Создание базы данных».

1

§ 10-§ 12 повторить

28.11

24

Условия поиска информации, логические выражения.

1

§ 13 задание7 (79 стр)

1.12

25

Практическая работа «Формирование простых запросов к БД».

1

Задания 8-9 (79 стр)

5.12

26

Логические операции. Сложные условия поиска.

1

§14

8.12

27

Практическая работа «Формирование сложных запросов к БД».

1

Задание 4 (86 стр)

12.12

28

Сортировка записей, ключи сортировки.

1

§ 15

15.12

29

Практическая работа «Создание запросов на удаление и изменение».

1

Задание 5 (90 стр)

19.12

30

Контрольная работа «Обработка информации в БД».

1

тест

22.12

9. Табличные вычисления на компьютере.

11

31

Двоичная система счисления.

1

типы систем счисления;

системы счисления, используемые в вычислительной технике; правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления используемые в компьютере, и наоборот; назначение табличного процессора, его команд и режимов; объекты электронной таблицы и их характеристики, типы данных электронной таблицы; правила записи, использования и копирования формул и функций; технология создания, редактирования и форматирования табличного документа; понятия относительной и абсолютной ссылки; технология создания и редактирования диаграмм;

перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;

перевод в двоичную систему счисления из десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления;

создание структуры ЭТ и заполнение её данными;

редактирование электронной таблицы;

использование шрифтового оформления и других операций форматирования;

запись формул и использование в них встроенных функций;

создание и редактирование диаграммы;

умение составлять таблицы, схемы, графики;

умение читать таблицу, диаграмму;

анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;

составление на основе текста таблицы, графика;

определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

§ 16

26.12

32

Представление чисел в памяти компьютера.

1

§ 17

29.12

33

Электронные таблицы.

1

§ 18

16.01

34

Практическая работа «Работа с готовой ЭТ».

1

§ 18

19.01

35

Сортировка таблиц.

§ 19

23.01

36

Работа с диапазонами..

1

§ 20

26.01

37

Деловая графика.

1

§ 21

30.01

38

Логические функции.

1

§ 22

2.02

39

Практическая работа «Построение диаграмм».

1

6.02

40

Математическое моделирование с использованием ЭТ.

1

§ 23-§ 24

9.02

41

Контрольная работа «Табличные вычисления».

1

Задание 3-4 (131стр)  

13.02

10. Управление и алгоритмы.

10

42

Управление и кибернетика. Управление с обратной связью

1

понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи;

структура замкнутой и разомкнутой систем управления;

назначение алгоритма и его определение;

структура основных алгоритмических конструкций;

представление алгоритма в виде блок-схемы;

основные стадии разработки алгоритма;

использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритмов;

работа в среде учебного исполнителя;

действовать по инструкции, алгоритму;

составлять алгоритмы;

анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;

использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;

логичность мышления;

умение работать в коллективе;

сравнение полученных результатов с учебной задачей;

владение компонентами доказательства;

формулирование проблемы и определение способов ее решения;

 определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

§ 25-§ 26

16.02

43

Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов.

1

§ 27-§ 28

20.02

44

Практическая работа «Построение линейных алгоритмов».

Задание 7(159 стр)

23.02

45

Вспомогательные алгоритмы

1

§ 29

27.02

46

Практическая работа «Использование вспомогательных алгоритмов».

Задание 7(163 стр)

02.03

47

 Использование циклов.

1

§ 30

06.03

48

Практическая работа «Работа с циклами».

1

Задание 8(169 стр)

09.03

49

Ветвления.

§ 31

13.03

50

Практическая работа «Использование ветвлений».

1

Задание 5 (176 стр)

16.03

51

Контрольная работа «Алгоритмизация».

1

20.03

11. Программное управление работой компьютера.

11

52

Что такое программирование.

1

назначение языков программирования;

выполнение действий по инструкции, алгоритму;

составление алгоритмов;

анализ и синтез, обобщение и классификация,

сравнение информации;

§ 32-§ 33

23.03

53

Практическая работа «Разработка линейных программ».

1

§ 34

3.04

54

Язык Паскаль. Основные операторы.

1

алфавит языка программирования Pascal; объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.);

основные типы данных и операторы языка Паскаль;

определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива;

разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов; владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде;

использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;

логичность мышления;

умение работать в коллективе;

сравнение полученных результатов с учебной задачей;

владение компонентами доказательства;

формулирование проблемы и определение способов ее решения;

определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

§ 35

6.04

55

Оператор ветвления.

1

§ 36-§ 37

10.04

56

Практическая работа «Разработка программ с ветвлением».

1

Задание 5,6 (207 стр)

13.04

57

Программирование диалога с компьютером

1

§ 38

17.04

58

Циклы на языке Паскаль. Алгоритм Евклида.

1

§ 39-§ 40

20.04

59

Практическая работа «Циклы в Паскале».

1

Задание 3 (222 стр)

24.04

60

Одномерные массивы в Паскале.

1

§ 41-§ 42

27.04

61

Практическая работа «Обработка одномерных массивов».

1

§ 43

2.05

62

Контрольная работа «Программное управление работой компьютера».

1

§ 32-§ 43 повторить

4.05

12. Информационные технологии в обществе.

4

63

Предыстория информационных технологий.

1

характерные черты информационного общества и информационной культуры человека;

умение различать лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы;

умение применять коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности;

§ 44-§ 45

8.05

64

История ЭВМ и ИКТ.

1

§ 46-§ 47

11.05

65

Основы социальной информатики.

1

проблемы информационной безопасности;

правовые аспекты охраны программ и данных;

умение определять основные компоненты информационной культуры человека;

§ 48-§ 49

15.05


18.05

66

Контрольная работа «Информационные технологии в обществе».

1

Итоговое повторение.

4

67

Повторение темы «Компьютерные сети».

1

определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

тест

22.05

68

Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование».

1

тест

25.05

69

Итоговое тестирование

1

тест

70

Работа над ошибками. Итоговой урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л.

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л. Тематическое планирование расчитано  на 1 час в неделю для 5-8 классов, 2 часа в неделю в 9 классе....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 класс по авторской программе Босовой Л.Л.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике для 5-7 классов, разработанной мной в 2013-2014 учебном году....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...