СОЗДАНИЕ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКЕ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ЭФФЕКТИВНОМУ МЕЖЭТНИЧЕСКОМУ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ КАК ЭЛЕМЕНТА В ТОЛЕРАНТНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ.
статья по информатике и икт по теме

Демидова Людмила Альбертовна

 

Реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без формирования межэтнической толерантности. Только диалог культур, их взаимодействие способствует ослаблению межнациональных конфликтов, взаимопониманию между различными нациями и народами, формированию межэтнической толерантности.

Основная цель - содействовать распространению идей толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей младшего школьного возраста, способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_informatiki.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКЕ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ЭФФЕКТИВНОМУ МЕЖЭТНИЧЕСКОМУ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ КАК ЭЛЕМЕНТА В ТОЛЕРАНТНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ.

Демидова Л.А., учитель информатики и основ проектной деятельности

г. Тольятти, МБУ школа №40

e-mail: zvon68@mail.ru, тел.: 89023229096

Реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без формирования межэтнической толерантности. Только диалог культур, их взаимодействие способствует ослаблению межнациональных конфликтов, взаимопониманию между различными нациями и народами, формированию межэтнической толерантности.

Основная цель - содействовать распространению идей толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей младшего школьного возраста, способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям.

"Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям [1]) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

При встрече с представителем другой культуры у человека появляется, как правило, несколько типов реакций: неприятие; защита идеи собственного культурного превосходства; признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения; наконец, адаптация к новой культуре. Первая реакция сугубо негативная, но возможна интеграция человека в иную культуру. Отсюда задача — помочь принять непривычное, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена. Такое усвоение может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения, мировому искусству и литературе.

Однако в современных условиях социально-экономической дестабилизации стремление сохранить оригинальность той или иной нации, народности характеризуется иногда негативными проявлениями особенно у подростков.

Это одна из тех сложных проблем, с которыми сталкиваются педагоги. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и  не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств – через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор.

Функции толерантности, задействованные на рассмотренном ниже уроке:

  1. Креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; создает условия для творческого самоутверждения.
  2. Регулирующая - позволяет сдержать неприязнь, либо заменить ее на позитивное отношение; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
  3.  Воспитательная - обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является примером организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию; развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
  4. Культурная - обеспечивает сохранение и передачи культурного опыта группы, этноса, общества.
  5. Психологическая - служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, (атмосферы доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает элементы этнического самосознания; обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; поддерживает и развивает самооценку личности, группы; снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам и ситуациям.
  6. Коммуникативная - развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

Этнический расизм, этническая интолерантность, невежество и нежелание узнать культуру другого народа, неуважение к этнокультурным различиям увеличивают пропасть или, говоря языком социологов, “культурную дистанцию” не только среди школьников, но и между самими учителями, между школьниками и учителями. Все это приводит к снижению самооценки тех ребят, которые подавляются доминирующей труппой, отрицательно сказывается на учебе тех, кто составляет этническое меньшинство в классе и другим отрицательным последствиям.

Этнический стиль поведения определяется единством противоречий этнического и социально-экономического, политического, природного и многих других факторов. В свою очередь, эти факторы обусловливаются особенностями трудовой деятельности, характером фольклора, быта и других форм жизнедеятельности людей. Специфика этнического поведения также тесно связана с религиозными нормами, находит свое отражение в обычном праве.

Условия, при которых система формирования толерантности будет эффективна, включают в себя:

  1. развитие в учениках гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, сказания, песни и т.д.);
  2. включение мультикультурного материала во все аспекты обучения и воспитания;
  3. развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;
  4. создание в классе атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других учеников;
  5.  проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одних из этносов.

Рассмотрим некоторые  педагогические методы и приемы, применимые на уроках информатики в 3 классе. Тема урока: Копирование и перенос элементов рисунка. 2 часа. Теоретическая часть.

Значимость многообразия мира.

Используя беседу как диалогический метод обучения, преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала.  Вопросы ставятся перед всей группой, и после небольшой паузы (8–10 секунд) называется фамилия учащегося. Это имеет большое психологическое значение — вся группа готовится к ответу. Если ребенок затрудняется ответить, не следует «вытягивать» из него ответ — лучше вызвать другого. Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль учащегося. Можно ставить подсказывающие вопросы или наталкивающие на предугадывание ответа. Уделяется внимание разнообразию культур и отражение этого разнообразия в национальных орнаментах. При этом следует учитывать, что у детей слабые понятия о традициях и обычаях народов, а для создания достоверного элемента этнического орнамента нужно знать и культурные особенности народа, и принципы зонирования и оформления пространства, и каноны размещения в нём предметов. Вопросы, требующие установления сходства и различия стимулируют самостоятельную индивидуальную деятельность каждого учащегося. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить. Учащиеся знакомятся с понятием этнического рисунка, его элементами. Применяя методы демонстрации и иллюстрации необходимо, чтобы применяемая наглядность соответствовала возрасту учащихся. Необходимо четко выделить главное, существенное при показе иллюстраций. Учитель поясняет, что цветовая гамма и расположение элементов этнического рисунка  напрямую зависит от конкретной национальной культуры. Например, в орнаменте, выполненном в африканском стиле, будут использованы терракотовые, огненно-красные, жёлтые, тёмно-коричневые цвета. Японский орнамент наполнен мягкими, светлыми, «природными» красками: песочными, молочными, жемчужно-серыми, с небольшим использованием красных и позолоченных. Для арабской традиции подойдут оттенки голубого в сочетании с белым, красным или малиновым. Фольклорные мотивы рисунка у каждого народа свои: Африка – изображения животных, пятна, полосы, сцены охоты; Япония и Китай – иероглифическое письмо, изображения драконов и природы (в жанрах «цветы-птицы» и «горы-воды»). Бута  - азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. В грузинском орнаменте есть линия, которая напоминает нам изгибы виноградной лозы. Такие линии переплетены друг с другом, как виноградная лоза вокруг своей подпорки. Для татарского орнамента характерно многоцветие, начинающееся с основы. Предпочтение отдавалось ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветной фон является обязательным в многоцветной вышивке.

С 12 века в древнерусский орнамент стали проникать элементы, характерные для итальянских, персидских, индийских, а во время татаро-монгольского нашествия и монгольских орнаментов. Смешение всех этих стилей в 16-17 веках породило особенный, характерный только для русского народа орнаментальный стиль. В нем присутствуют как геометрические формы, так и разнообразные растительные узоры, изображения животных, существующих и мифических, фантазийные узоры из переплетающихся лент, веток, листьев, вьющихся растений, образующих, несмотря на всю свою запутанность, различные фигуры животных, птиц и людей.

С помощью презентации учащиеся знакомятся с многообразием этнических стилей и видов прикладного творчества.

Практическая часть урока состоит в создании учащимися этнического орнамента путем копирования, переноса и поворота отдельных элементов. Рассматриваются технологии создания элементов орнамента из готовых фигур программы Paint – прямоугольника, овала, треугольника и др. Так же рассматриваем возможность получения элемента орнамента путем объединения простых форм. Используется познавательное проблемное изложение. Суть данного метода состоит в том, что преподаватель ставит конкретные учебно-познавательные проблемы и сам в процессе изложения материала осуществляет показательное решение поставленных проблем. Здесь на личном примере преподаватель показывает учащимся, какими приемами и в какой последовательности следует решать проблемы, добываясь желаемого. Усваивая последовательность приемов, которыми пользуется преподаватель в процессе создания орнамента, учащиеся производят действия по образцу, и знакомятся со способами построения.

Демонстрируются приемов построения орнамента (учитель поэтапно показывает выполнение различных видов орнамента):

  1. ритмическое повторение (ленточная композиция);
  2. зеркальное отражение;
  3. прием вращения (центрально-лучевая композиция);
  4. круговые орнаменты

Учащимся предлагается создать в программе Paint собственный этнический орнамент. Выполнение творческих работ является важным средством развития творческих способностей учащихся, формирования навыков целенаправленной самостоятельной работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их при выполнении конкретных задач.

Учитель осуществляет текущий контроль. Контроль должен быть:

  1. Индивидуальным, т.е. учитывать психолого-физиологические особенности учащихся. Требования предъявлять ко всем одинаковые, но принимать во внимание индивидуальные качества каждого (природной медлительности, робость, застенчивость, измененную самоуверенность, физические недостатки).
  2. Педагогически тактичным, т.е. осуществляться в спокойной деловой обстановке. Все замечания, указания и оценки необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.

На втором уроке учащиеся представляют свои работы, объясняя приемы и способы, которые использовали для создания рисунка. Используя в работе принцип сознательности и активности, учитель старается  вызвать у учащихся желание работать самостоятельно, творчески; включение группы в самостоятельный анализ наблюдаемых объектов [2]. Группа оценивает работу, вносятся предложения и корректировки, если это необходимо. Оговаривается возможное использование каждого конкретного орнамента в повседневной жизни. Например: украшение текстиля, отделочных материалов (потолочной или напольной плитки, панелей), аксессуаров и предметов быта. Учитель делает краткие устные зарисовки особенностей национальной культуры, представленной в работах учащихся.

Принципы воспитывающего и развивающего обучения,  применяемые на уроке, способствуют воспитанию чувств патриотизма, гражданственности, гуманности, интеллигентности, формирование навыков культурного поведения, дисциплинированности [2]. Еще раз затрагивает понятие толерантности: толерантность – это необходимое качество личности современного человека. Это качество проявляется, когда взаимодействуют несколько человек, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.

После выставления итоговой рейтинговой оценки работ, формируется виртуальная выставка на страницах школьного сайта. Работы распечатываются и вкладываются в портфолио учащихся.

Список литературы:

  1. Каталог электронных словарей и энциклопедий АКАДЕМИК, dic.academic.ru, ttp://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3483
  2. Библиотекарь.Ру, Орнаменты. Стили. Мотивы., Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова, http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/index.htm
  3. DIO Центр современных методик преподавания, http://www.dioo.ru/printsipyi-obucheniya.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические находки по теме «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся»

Одной из функции классного руководителя является обеспечение связи общеобразовательного учреждения (школы) с семьей. Тема, над которой я работаю как классный руководитель- это «Взаимодействие семьи и ...

План-конспект урока информатики 10 класс на тему: "Приемы работы с графическими элементами текстового редактора"

План-конспект урока информатики 10 класс на тему: "Приемы работы с графическими элементами текстового редактора"...

Внеклассная работа по русскому языку и литературе как путь создания в школе культурной среды, способствующей целостному гуманистическому развитию личности обучающихся

Информация об индивидуальной, кружковой внеклассной работе. Объединяющие формы работы и формы массовой работы в школе....

Возможности использования ИКТ при проведении уроков информатики среди учащихся с ТНР.

Статья ракрывает возможности применения ИКТ на уроках информатикидля учащихся с ТНР в соответствии с особенностями здоровья учащихся....

Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся на основе отечественных духовно-нравственных традиций.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для сам...

Создание мотивирующей практико-ориентированной среды, способствующей развитию научно-технического творчества обучающихся в системе дополнительного образования

В современном мире большое внимание уделяется повышению мотивации детей к занятию техническим творчеством через создание особых пространств и форм интеллектуального развития детей и молодежи. Приорите...