Разработка урока информатики по теме "Алгоритмы" (9 класс)
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Косенко Елена Викторовна

Урок-изучение нового материала "Алгоритмы и исполнители". Прилагается тест по усвоению нового материала, который рекомендуется провести в конце урока или в качестве проверки домашнего задания в начале следующего урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_.doc42.5 КБ
Microsoft Office document icon test.doc25.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya1.ppt205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока информатики по теме «Алгоритм. Исполнители алгоритма» (9 класс)

Цели: сформировать понятие алгоритма, исполнителя, изучить свойства алгоритмов; развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение составлять алгоритм и выполнять алгоритм по известным шагам.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих.

  1. Сообщение темы и целее урока

Сегодня мы приступаем к одной из сложных тем курса информатики «Основы алгоритмизации и программирования». А тему урока вы узнаете немного позже.

Начать урок я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»:

«Алиса спрашивает у кролика:

- Куда мне надо идти?

Мудрый кролик ей отвечает:

- Все зависит от того, куда Вам надо прийти».

Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать?

(Ученики: Нужно составить план.)

А детальный план действий – это и есть алгоритм. Вот мы и подошли к теме нашего урока, к понятию «Алгоритм».

  1. Изучение нового материала

Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Однако чтобы научить кого-нибудь открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения. То же потребуется и при указании маршрута поездки.

Сравним эти алгоритмы. На первый взгляд, между ними нет ничего общего. Одно дело – открывать дверь, другое – ехать в гости. Но если приглядеться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними.

  1. Что нужно сделать, чтобы открыть дверь?
  2. Что нужно сделать, чтобы проехать по определенному маршруту?

В чем сходство между этими алгоритмами?

Прежде всего, это строгий порядок выполнения действий.

Приведите примеры алгоритмов, которые вы выполняете в повседневной жизни.

А сейчас попробуем сформулировать определение алгоритма. Что же такое алгоритм?

 Алгоритм – это конечная последовательность строго определенных действий, приводящих к однозначному решению поставленной задачи.

Алгоритмы обладают свойствами. Для определения этих свойств попрошу вас разделиться на группы и выполнить задания.

Задание в группах.

(Раздать группам альбомные листы)

Составить подробную инструкцию для какого-либо действия.

  1. Решить задачу по математике.
  2. Найти информацию в сети Интернет.
  3. Посадить дерево.
  4. Приготовить яичницу.

(Группы читают составленные алгоритмы. Листы вывешиваются на доску)

- Что общего во всех инструкциях, алгоритмах?

(Пошаговое выполнение)

Итак, первое свойство алгоритма – это дискретность (последовательность отдельных шагов, действий).

- Что получается после выполнения алгоритма? (результат)

Второе свойство алгоритма – результативность.

- Можно ли один алгоритм, например решение задачи по математике, применить для выполнения аналогичного действия, например, решение задачи по физике?

Следующее свойство – массовость (возможность применения одного и того же алгоритма для решения аналогичных задач)

- Все ли команды четко описаны и находятся в правильной последовательности?

Это свойство – детерминированность (выполнение команд в строго определенной последовательности).

- Все ли инструкции вам понятны?

Это свойство – выполнимость и понятность.

Физминутка

Как вы думаете, что такое исполнитель?

А теперь подумайте приведенные вами примеры  алгоритмов сможет выполнить  любой человек? (Нет, алгоритм решения кв. уравнения не сможет выполнить млад. школьник.)

То есть, какой можно сделать вывод? (Алгоритм может выполнить тот, кто понимает все его команды и может их выполнить.)

Таким образом, мы видим, что алгоритм не имеет смысла, если неизвестны или не учитываются возможности того, кто будет исполнять этот алгоритм, то есть возможности исполнителя. Поэтому нам потребуется еще одно определение «Система Команд Исполнителя».

Что такое Система команд исполнителя? (Система команд исполнителя – совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнить.)

IV. Закрепление изученного

В заданиях ЕГЭ по информатике также есть задания по теме Алгоритмизация. Вот одно из них:

У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:

  1. вычти 2

   2. умножь на 3

Первая из них уменьшает число на экране на 2, вторая – увеличивает его в три раза. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 11 числа 13, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд.

 (Например, программа 21211 это программа
умножь на 3
вычти 1
умножь на 3
вычти 1
вычти 1
которая преобразует число 1 в 4.)

Еще одно задание для исполнителя Утроитель:

У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:

1. вычти 1

2. умножь на 3

Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая – увеличивает его в три раза.

Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 3 числа 16, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд.

  1. Проверка усвоения материала

Тестирование

  1. Подведение итогов

Что такое алгоритм?

Наверняка, у некоторых из вас возник вопрос: Для чего мы изучаем эту тему на уроке информатики? Ведь она вроде бы и не связана с компьютерами.

Как вы думаете, каким образом можно связать алгоритмы и компьютер?

Вам, конечно же, известна такая профессия как программист. Что делают программисты? (создают программы, с которыми работает компьютер). Профессия программиста - одна из самых престижных в мире. Программированию учатся всю жизнь. Нет такого пособия, прочитав которое можно было бы сразу стать программистом. Подготовка программиста начинается с изучения основных понятий, в том числе и понятия алгоритм. А любая программа - это есть алгоритм.

  1. Домашнее задание

§2.1 (с.50-55), записать алгоритм решения квадратного уравнения.



Предварительный просмотр:

Тест «Алгоритмы»

1.Которые из документов являются алгоритмами?

а) Правило правописания приставок, оканчивающихся на з,с

б) Программа телепередач

в) Кулинарный рецепт приготовления блюда

г) Инструкция по сборке проданного в разобранном виде шкафа

2. В каких случаях правильно заканчивается предложение: Алгоритм – это

а) конечная последовательность действий, приводящая к искомому результату при любых допустимых исходных данных

б) указание на выполнение действий

в) конечный набор понятных некоторому исполнителю команд, выполнение которых приводит к однозначному решению поставленной задачи

г) программа в машинных кодах

3. Разделение алгоритма на отдельные элементарные действия – это

а) Дискретность

б) результативность

в) Массовость

г) Детерминированность

4. Которые из документов являются алгоритмами?

а) Каталог книг в библиотеке

б) Порядок набора международного телефонного номера

в) Рецепт приготовления супа

г) Настенный календарь на текущий год

Тест «Алгоритмы»

1.Которые из документов являются алгоритмами?

а) Правило правописания приставок, оканчивающихся на з,с

б) Программа телепередач

в) Кулинарный рецепт приготовления блюда

г) Инструкция по сборке проданного в разобранном виде шкафа

2. В каких случаях правильно заканчивается предложение: Алгоритм – это

а) конечная последовательность действий, приводящая к искомому результату при любых допустимых исходных данных

б) указание на выполнение действий

в) конечный набор понятных некоторому исполнителю команд, выполнение которых приводит к однозначному решению поставленной задачи

г) программа в машинных кодах

3. Разделение алгоритма на отдельные элементарные действия – это

а) Дискретность

б) результативность

в) Массовость

г) Детерминированность

4. Которые из документов являются алгоритмами?

а) Каталог книг в библиотеке

б) Порядок набора международного телефонного номера

в) Рецепт приготовления супа

г) Настенный календарь на текущий год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Алгоритмы и исполнители

Слайд 3

Алгоритм – это конечная последовательность строго определенных действий, приводящих к однозначному решению поставленной задачи

Слайд 4

Работа в группах Решить задачу по математике. Найти информацию в сети Интернет. Посадить дерево. Приготовить яичницу.

Слайд 5

Свойства алгоритма Алгоритм Дискретность Процесс решения задачи разбивается на последовательность отдельно выполняемых шагов Детерминированность Команды выполняются в определенной последовательности Результативность Результат получается за конечное число шагов Понятность В алгоритме используются только команды из СКИ Массовость Алгоритм применяется для решения задач с различными исходными данными

Слайд 6

Разрабатывать алгоритмы может только человек. Исполняют алгоритмы люди и всевозможные устройства – компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника и даже детские игрушки. Разработчик алгоритма – человек . Исполнитель алгоритма – человек, животное, техническое устройство.

Слайд 7

Задание 1 У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера: 1. вычти 2 2. умножь на 3 Первая из них уменьшает число на экране на 2, вторая – увеличивает его в три раза. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 11 числа 13, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд. (Например, программа 21211 это программа умножь на 3 вычти 1 умножь на 3 вычти 1 вычти 1 которая преобразует число 1 в 4.)

Слайд 8

Задание 2 У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера: 1. вычти 1 2. умножь на 3 Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая – увеличивает его в три раза. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 3 числа 16, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд.

Слайд 9

Тест 1 .Которые из документов являются алгоритмами? а) Правило правописания приставок, оканчивающихся на з,с б) Программа телепередач в) Кулинарный рецепт приготовления блюда г) Инструкция по сборке проданного в разобранном виде шкафа 2. В каких случаях правильно заканчивается предложение: Алгоритм – это а) конечная последовательность действий, приводящая к искомому результату при любых допустимых исходных данных б) указание на выполнение действий в) конечный набор понятных некоторому исполнителю команд, выполнение которых приводит к однозначному решению поставленной задачи г) программа в машинных кодах 3. Разделение алгоритма на отдельные элементарные действия – это а) Дискретность б) результативность в) Массовость г) Детерминированность 4. Которые из документов являются алгоритмами? а) Каталог книг в библиотеке б) Порядок набора международного телефонного номера в) Рецепт приготовления супа г) Настенный календарь на текущий год

Слайд 10

Ключ к тесту в, г а, в а б, в

Слайд 11

Домашнее задание §2.1 (с.50-55), записать алгоритм решения квадратного уравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики в 11 классе "Вставка гиперссылок для управления презентацией PowerPoint"

Ресурс к уроку информатики в 11 классе по теме "Вставка гиперссылок для управления презентацией PowerPoint" представляет комплект методических материалов: 1. План урока. 2. Презентация, сопровождающ...

Методическая разработка урока информатики в 5 классе "Компьютерная помощница - мышь"

Методическая разработка урока информатики по УМК Макаровой Н.В. "Информатика. Учебник 5-6. Начальный курс", изд "Питер", 2007 представляет собой комплект, в состав которого входят:1. план урока;2. пре...

Методическая разработка урока информатики в 9 классе "Моделирование составных документов в среде текстового редактора MS Word"

Материал к уроку информатики в 9 классе по теме "Моделирование составных документов в среде текстового редактора MS Word" состоит из подробного конспекта урока, презентации, выполненной в среде MS Pow...

Методическая разработка урока информатики в 5 классе. Создание комбинированных документов« Семейное дерево».

Урок практикумПрактическая работа  предназначена для закрепления знаний и навыков работы с объектами в текстовом редакторе Word по следующим темам:1.  Панель инструментов Рисование, назначен...

Методическая разработка урока информатики в 5 классе по теме "проектирование орнамента в программе Paint

Тема урока: Проектирование орнамента.Раздел программы: работа с графическим редактором.Цели урока:Образовательная:отработка навыков работы с графическим редактором;повторение и закрепление навык...

Методическая разработка урока информатики в 4 классе "Графы. Знакомство с направленным ребром"

Урок "Графы. Знакомство с направленным ребром". 4 класс составлен по программе А.Горячева «Информатика в играх и задача в рамках дистанционного методического семинара  ДООМ 2007-2008  "Теори...

Разработка урока информатики для 6 класса

Форма проведения урока соответствует возрастным особенностям учащихся 6 класса. Игровая форма помогает заинтересовать учащихся, повысить мотивацию к изучению темы "Графическое оформление текстового до...