Методическое пособие по теме "Коммуникационные технологии" 3-4 класс
учебно-методический материал по информатике и икт по теме

Букина Елена Юрьевна

Методическое пособие содержит дидактический материал: интерактивную  ролевую игру,  компьютерную сказку,  интересные занимательные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок путешествие54.5 КБ
Файл урок проект100.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1.

Урок – путешествие  «Путешествие в город Интернет»

3-4 класс  

Цель: изучить правила ответственного и безопасного поведения в сети Интернет, способы защиты  от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной связи.

Оборудование: проектор;  презентация.

План урока.

  1. Орг. момент.
  2. Проверка знаний устройства ПК.
  3. Повторение терминов.
  4. Выступления учащихся с презентациями.
  5. Сказка «О золотых правилах безопасной работы в городе Интернет»
  6. Правила безопасной работы в сети Интернет.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Ребята, сегодня мы продолжаем путешествие по стране «Информатика» и отправляемся в город «Интернет». Когда люди отправляются  в путешествие, они собирают  багаж. Нашим багажом в путешествии будет наш помощник при работе с информацией. Отгадайте ребята, что это? «Компьютер».

Давайте соберем компьютер в дорогу. Для этого разгадаем загадки.

1. Как правило, она содержит более 100 клавиш. (клавиатура)
2. Самая главная микросхема, мозг компьютера.
 (процессор)
3. Специальное устройство для управления курсором, манипулятор. (мышь)

4. Устройства для хранения, обработки информации находятся в (системном блоке)
5. Устройство для быстрого ввода изображений.
 (сканер)
6. Устройство для вывода информации на экран.
 (монитор)
7. Он бывает матричный, струйный и лазерный.
 (принтер)
8. Её делят на внешнею и внутреннею.
 (память)

Молодцы!  Ну, а теперь можно в путь.

2. Мы прибыли с вами в город «Интернет». А сейчас ребята  повторим основные  термины.

Интернет -  (англ. Internet, от лат. inter — между и англ. net — сеть), всемирная компьютерная сеть, соединяющая вместе тысячи сетей.

Всемирная паутина - World Wide Web (Всемирная Паутина, WWW) cделала путешествие по сети Интернет быстрым и понятным.

Гиперссылка - графическое изображение или текст на сайте, в письме электронной почты или в каком-либо электронном документе, выделяется, синим цветом и подчеркиванием.

Поисковые системы -  это сервисы, предназначенные для поиска информации в мировой сети Интернет. В базе данных поисковых систем находится информация, практически по любой теме.

Детские поисковые системы - www.kids.quintura.ru,  www.agakids.ru

Электронная почта - (англ. email, e-mail, от англ. electronic mail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма»).

Браузер – средство просмотра веб-страниц.

Детский браузер – Гогуль.

Сетевой этикет - нравственные правила поведения  в компьютерных сетях.

Компьютерный вирус - разновидность компьютерных программ или вредоносный код, отличительной особенностью которых является способность к размножению.

Антивирусная программа  (антивирус) - любая программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных  программ  и восстановления зараженных такими программами файлов.

3. У нас есть ученики в классе, которые уже не раз бывали в городе «Интернете». Они подготовили свои презентации по этой теме, которые сейчас предлагают вашему вниманию. Презентации учащихся (3-5  человек).

1. Детские поисковые системы.

2. Электронная почта.

3. Сервисы Интернета.

4. Общение в Интернете.

5. Антивирусные программы.

4. Ребята, мы с вами поговорили о том, что интересного и замечательного есть в Интернете. А сейчас давайте поговорим об опасностях, которые подстерегают нас в этом городе. Ребята вашему вниманию предлагаю посмотреть сказку  «О золотых правилах поведения в городе  Интернете».

Сказка  «О золотых правилах поведения в городе  Интернете». http://krasatatiana.blogspot.ru/2009/10/blog-post.html

   В некотором царстве, Интернет - государстве жил-был  Смайл-царевич-Тьютор-Королевич, который правил славным городом СоцОБРАЗом. И была у него невеста  – прекрасная  Смайл-царевна-Он-лайн-Королевна, день и ночь, проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал её царевич об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста. Не покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город СоцОБРАЗ, заботился об охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности жизнедеятельности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет-паутина всё-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал – да делать нечего: надо спасать невесту. Собрал он рать королевскую-СоцОбразову – дружину дистанционную и организовал "Регату" премудрую. Стали думать головы мудрые, как вызволить царевну из плена виртуального. И придумали они «Семь золотых правил безопасного поведения в Интернете», сложили их в котомку Смайл-царевичу, и отправился он невесту искать. Вышел на поисковую строку, кликнул по ссылкам поганым, а они тут как тут: порно-сообщества Змея-искусителя-Горыныча, стрелялки-убивалки Соловья-разбойника, товары заморские купцов шоповских, сети знакомств-зазывалок русалочьих… Как же найти-отыскать Смайл-царевну? Крепко задумался Тьютор-королевич, надел щит антивирусный, взял в руки меч-кладенец кодовый, сел на коня богатырского и ступил в трясину непролазную. Долго бродил он, отбиваясь от реклам шоповских зазывающих и спамов завлекающих. И остановился на распутье игрища молодецкого трёхуровнего, стал читать надпись на камне, мохом заросшим: на первый уровень попадёшь – времени счёт потеряешь, до второго уровня доберёшься – от родных-близких отвернёшься, а на третий пойдёшь - имя своё забудешь. И понял Смайл-царевич, что здесь надо искать невесту. Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного! Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл-царевна, осенила себя паролем честным и бросилась в обьятия своего суженого. Обнял он свою невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами поучительными: «Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!»

Всегда помни своё Интернет-королевское имя (E-mail, логин, пароли) и не кланяйся всем подряд (не регистрируйся везде без надобности)!

Не поддавайся ярким рекламам-указателям и не ходи тропками путанными на подозрительные сайты: утопнуть в трясине можно!

Если пришло письмо о крупном выигрыше – это «Лохотрон-грамота»: просто так выиграть невозможно, а если хочешь зарабатывать пиастры, нужно участвовать в полезных обучающих проектах – в «Регате…», например!

Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)!

Если хочешь дружить с другими царствами-государствами, изучай полезные социальные сервисы Web 2.0: они помогут тебе построить «Мой королевский мир», свой царский блог, форум для глашатаев важных – друзей званных!

Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой компьютер!

Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!

Залилась совестливыми слезами дева красная, дала своему наречённому слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет трудиться на благо народа города своего СоцОБРАЗа, сама начнёт обучаться и помогать будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой. И зажили они дружно и счастливо с мечтою расширить границы образовательные.

5. Правила безопасной работы в сети Интернет.

(Ребятам выдаются буклеты с правилами безопасной работы в сети Интернет)

Вы должны это знать:

  1. Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
  2. Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.
  3. Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.
  4. Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели фотографии Вас, Ваших друзей или Вашей семьи.
  5. Не встречайтесь без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
  6. Общаясь в Интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.
  7. Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.

Обсуждение правил безопасной работы в сети Интернет.

6. Ребята, сегодня мы побывали в городе « Интернете»,  узнали о нем много нового и интересного. Надеюсь на то, что вы не раз ещё захотите побывать в городе «Интернете».  Желаю вам успехов в дальнейшем изучении страны «Информатики»!

7. Домашнее задание. Выучить правила безопасной работы в сети Интернет.

Полезные Интернет-ресурсы для детей  до 10 лет:

http://www.tvidi.ru/ch/main/safe.aspx
Детский сайт Твиди. Онлайн игры о правилах безопасного поведения в сети Интернет.

http://www.smeshariki.ru/GameIndex.aspx 
Советы от Смешарика Пина: что нужно знать о безопасности, чтобы не попасть в плохую историю.

http://krasatatiana.blogspot.com/2009/10/blog-post.html 
Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет.

http://content-filtering.ru/children/preschool/
Подсказки и советы, которые помогут детям пользоваться Интернетом безопасно.

http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru 
Интерактивная игра «Джунгли Интернета» предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет и призвана научить не теряться при столкновении с угрожающим поведением других пользователей или с негативным содержанием сайтов.

Интерактивные онлайн-курсы по интернет-безопасности Корпорации Microsoft, созданные в рамках глобальных инициатив Microsoft «Безопасность детей в Интернете» и «Партнерство в образовании»:
Бесконечный лес – рассказ о девятилетнем Коле, который учится пользоваться компьютером и электронной почтой. Он также знакомит с опасностями Интернета, от которых необходимо защититься.
Новые друзья Ани – в рассказе описывается общественная сущность Интернета, этикет в Интернете, публикация изображений и авторское право.



Предварительный просмотр:

Урок 3.

Урок - проект «Безопасный Интернет»

3-4 класс  

План

 организации работы по проекту: «Мне не страшен Интернет».

Основная идея проекта – дать детям необходимые навыки и умения для творческой работы: сбор и обработка данных, систематизация материала, дизайн и композиция листа.

I этап. Выбор темы.

II этап. Составление эскиза. Распределение фрагментов рисунка. Элементы рисунка – геометрические фигуры.

III этап. Составление плана работы. Детализация рисунка. Какие инструменты понадобятся для создания фрагментов рисунка на ПК.

IV этап. Реализация проекта на ПК. Защита работы.

Цели: повторить темы интернет, компьютерная графика; проверить, как усвоены,  правила безопасной работы в сети интернет, закрепить умения работать с инструментами графического редактора: «Карандаш», «Кисть», «Линия», «Прямоугольник», «Окружность», «Ластик», «Лупа», «Заливка».

Развивать память, внимание, логическое мышление.

Воспитывать информационную культуру, интерес к  предмету, ответственность за выполненную работу, свое рабочие место.      

                        План урока.

  1. Организационный  момент.
  2. Актуализация знаний.

а) устный опрос - приём светофор;

б) разминка – задания на логическое мышление.

  1. Тест по теме «Безопасный Интернет».
  2. Физкультминутка.
  3. Повторение инструментов графического редактора (подготовка к проекту).
  4. Выполнение проекта  на ПК.
  5. Защита проекта.
  6. Рефлексия. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Ребята вы изучили тему Интернет, правила безопасного поведения в сети Интернет. Сегодня на уроке мы повторим эту тему, закрепим навыки работы в графическом редакторе Paint с такими инструментами как прямоугольник, кривая линия, вспомним  инструменты,  которые были изучены вами ранее.
  2. 1) А сейчас приготовьте «светофоры». Если вы согласны с утверждением, то поднимайте «светофор» зеленой стороной, если нет то красной.

1. Совокупность тематически объединенных гипертекстовых страниц – это сайт.

2. Гиперссылка выделяется, синим цветом.

3.Web-страница – это файл с расширением doc.

4. Приходящая корреспонденция помещается в папку Входящие.

 5. Страница, загружаемая при запуске браузера, является домашней страницей сайта.

 6. Рисунки из Интернета загружаются быстрее текста.

7. Организация, предоставляющая доступ к Интернету, называется провайдером.

8. Сайт состоит из Web-страниц.

9. Для работы компьютера в  сети необходим модем.

10. Браузер – программа-клиент для работы с World Wide Web.

Молодцы хорошо справились с вопросами.

2)  А теперь задание составить слова из перемешанных букв.

   Л И В Т К А А Р У А       М Н О Т О И Р         Р Н Е П И Т Р                                            

П О Р Е Ц С О С Р                           Ы Ш Ь М

Как связаны эти слова? ( Это составные части компьютера)

Для каждого слова на синей карточке найдите пару на белой карточке.

графический 

блок

системный 

редактор

внутренняя 

сеть

программное 

технологии

компьютерная 

обеспечение

информационные 

память

           

 Ребята сегодня на уроке нам в работе будет помогать компьютер.

3. Займите места за компьютерами,  проведем теоретический опрос   по теме «Безопасный  Интернет». Ребята вы находитесь на сайте  интерактивного курса  по Интернет-безопасности. (http://www.microsoft.com/eesti/education/veebivend/koomiksid/rus/html/etusivu.htm) Перейдите на ссылку  «вопросы для школьников 7-10 лет» и проходите тестирование.

Тест по теме: «Безопасный Интернет»

Нажмите на кнопку    проверьте свои ответы.

Поставьте себе оценку.

  «5» за 10 правильных ответов; «4» за 9-8 правильных ответов;  «3» за 7-6 правильных ответов.

   4.А сейчас  физкультминутка.

Разминка  для глаз.

5.Мы переходим к практической части нашего урока. Сегодня на уроке мы с вами будем работать над проектом «Мне не страшен Интернет!». С помощью графического редактора Paint  вы будете создавать рисунки, на которых покажете, с какими опасностями может столкнуться человек, впервые попавший в Интернет.

Давайте повторим, какие инструменты графического редактора Paint  нам будут нужны для реализации нашего проекта. Я буду показывать, а вы называть инструмент. Какие геометрические фигуры можно нарисовать, используя инструменты эллипс, прямоугольник, многоугольник?

6.Вы дома подготовили эскиз своего проекта на бумаге.  Попробуем реализовать ваш проект на ПК в графическом редакторе Paint.  

Занимайте свои рабочие места и приступайте к работе.

7.Защита проекта.

Каждый из вас выполнил рисунок на компьютере, а теперь расскажите о своей работе над проектом.

Выступления детей по группам:

1 группа. Проект «Мне не страшен Интернет» выполнили ученики 3 класса. Мы изобразили вирусы, которые могут проникать в компьютер из Интернета. В своей работе мы использовали такие геометрические фигуры как прямоугольник, квадрат, треугольник, окружность, прямая, поэтому нам понадобились такие инструменты как  линия, кривая линия, эллипс, прямоугольник, скругленный прямоугольник, многоугольник, также мы использовали палитру…

2 группа.

3 группа.

Ребята сегодня на уроке вы поработали хорошо: повторили теоретический материал, реализовали свои проекты на ПК. Мы соберем в папку ваши работы, а лучшие сохраним для создания выставки «Безопасный  Интернет!».

8.Рефлексия.  А теперь оцените свою работу на уроке, используя смайлики.

 : – )     – те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.

: – ?     – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему и поработал на уроке.

: – (     – те, кто считает, что ему ещё  нужно работать над данной темой.

 Итог урока.  Объявление оценок за урок.                

9.Домашнее задание. Повторить правила безопасной работы в сети Интернет. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Искусство. Методическое пособие для учащихся 9 класса"

Данный материал содержит вопросы и ответы к экзаменам по искусству за курс 8 - 9 класса основной общеобразовательной школы. Он включает следующие разделы и  темы: 1 раздел -  "Первобытное ис...

Учебно-методическое пособие по физике, 7 класс, тема "Атмосферное давление"

Содержание:АтмосфераСостав атмосферыСлои атмосферыПричины существования атмосферыПриборы для измерения атмосферного давленияЭванджелиста  ТорричеллиБарометр-анероидСхема барометра-анероидаТропосф...

Учебно-методическое пособие по литературе 9 класс.

Это учебно-методическое пособие призвано помочь учащимся девятых классов при подготовке к зачету по теме: "Древнерусская литература"....

Методическое пособие "Хоровое сольфеджио 1 класс"

В данном материале предлагается точный алгоритм и основные формы работы, необходимые для выработки у учащихся первоначальных вокально-хоровых навыков, развития чувства ритма и музыкальной граммотности...

Методическое пособие для учащихся 11 классов и учителей по теме "Химическая связь"

Методическое пособие по теме " Химическая связь" рассчитано  для учащихся 11 классов и учителей. В нем представленны все виды химической связи, механизм образования и рассмотренно геометрическое ...

"Технология изготовления рамки в технике торсион-папье" Методическое пособие по проведению мастер-класса

Методическое пособие предназначено педагогам, развивающим данное направление деятельности и детям, занимающимся техникой торсион-папье. В пособии предлагается подробная технологическая карта изготовле...

Методическое пособие для учителя 5 класса по балкарской литературе (к учебнику Гуртуевой М.Б. «Малкъар адабияты, 5 класс») Жанатаева А.М.//на балкарском языке// Нальчик, «Книга»,

Методическое пособие для учителя 5 класса по балкарской литературе (к учебнику Гуртуевой М.Б. «Малкъар адабияты, 5 класс») Жанатаева А.М.//на балкарском языке// Нальчик, «Книга», ...