РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО АСПЕКТА ИНФОРМАТИКИ В ОБУЧЕНИИ ДРУГИХ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
статья по информатике и икт (5 класс) по теме
В работе рассматривается и реализуется метапредметный аспект школьного курса информатики в обучении других школьных предметов. В качестве примера, рассматривается применение метода моделирования на уроках литературы. Через моделирование устанавливается межпредметные связи курса информатики с литературой, обеспечивающие реализации метапредметного аспекта школьного курса информатики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО АСПЕКТА ИНФОРМАТИКИ В ОБУЧЕНИИ ДРУГИХ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Мирзоев М.С.
к.п.н., доцент каф. математической физики МПГУ, учитель информатики ГБОУ СОШ 863
В условиях реализации ФГОС в общеобразовательных школах помимо алгоритмических, технологических и естественнонаучных аспектов курса информатики особую актуальность приобретает ее метапредметний аспект [2]. Характер метапредметности курса напрямую завысить от реализации межпредметные связи учебных предметов. Наиболее успешно реализация межпредметных связей школьных учебных предметов происходит на уроках информатики. Доминирующая роль в реализации метапредметного аспекта курса информатики в изучении других школьных предметов играет метод моделирования.
В таких условиях важное место в освоении каждого учебного предмета занимает формирование и развитие универсальные учебные действий (УУД) [2], поскольку они являются ключом к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.
В школьном курсе информатики методам моделирования и формализации уделяется серьезное внимание. Представление и реализация содержания школьного курса информатики с позиции методологии информационного моделирования и информационного подхода обеспечивает реализацию метапредметного аспекта данного курса и требований ФГОС в подготовке учащихся.
Действительно, степень проникновения новейших информационных, цифровых, сетевых технологий в гуманитарную сферу напрямую связана с методами и средствами моделирования. Через моделирование происходит понимание, исследование и научное познание реального мира.
В данной работе рассматривается применение метода моделирования в школьном курсе литературы в 5 классе.
Одним из видов знакового моделирования является моделирование вербальное. Это представление информационной модели средствами естественного разговорного языка. Другими словами, мысленная модель, выраженная в разговорной форме, называется вербальной. Примерами являются литературные произведения, литературный жанр, как басня или притча, имеющие непосредственные отношение к понятию модели. Особенности этих жанров состоят в переносе реальных отношений между людьми на отношения между животными, на отношения между предметами, которые обладают человеческими качествами и пр.
Таким образом, любое литературное произведение можно рассматривать как вербальную знаковую модель и представить разными способами. Но можно и сам художественный текст принять за объект-оригинал и создать его модель.
В качестве примера попробуем представить известнейшую басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица» в виде модели. При этом в начале урока сам текст басни выводится на экран.
Учитель совместно с учащимся разложит басню на составляющие ее части сюжета по действиям героев и событий, происходящим с ними:
1. у вороны появился кусочек сыра;
2. ворона хочет позавтракать, взгромоздясь на ель;
3. ворона задумалась с сыром во рту;
4. мимо пробегает лиса;
5. лиса остановилась;
6. лиса увидела сыр;
7. лиса пленилась сыром;
8. лиса подходит к дереву;
9. лиса вертит хвостом;
10. лиса внимательно смотрит на ворону;
11. лиса говорит комплименты, восхищается «талантами» вороны, просит ворону спеть;
12. у вороны вскружилась голова ;
13. у вороны перехватило дыханье;
14. ворона каркнула;
15. сыр выпал;
16. лиса завладела сыром.
Теперь можно разделить данные составляющие на группы по принадлежности к композиционному строю басни:
а) 1-3 – завязка произведения,
б) 14-15 – кульминация,
в) 16 – развязка.
Вербальная модель басни:
В простом случае, можно показать через структуру «ветвление», т.е.
- алг.
- нач.
- лиса, ворона, сыр;
- ворона:=сыр;
{мимо пробегает лиса, просит спеть}
- если ворона каркает,
6. то лиса:=сыр;
7. кон.
В общем случае, применяем циклическую структуру, т.е.
- алг.
- нач.
- лиса, ворона, сыр;
- нц.
- ворона:=сыр;
{мимо пробегает лиса, просит спеть}
- если ворона каркает,
- то лиса:=сыр, иначе пункт 5.
- кц.
- кон.
Графическая модель - блок-схемы структура «Ветвление»:
лиса, ворона, сыр
ворона
каркает
да
лиса получает сыр
Графическая модель - блок-схемы структура «Цикл»:
Как мы видим, с помощью метода моделирования литературное произведение можно разложить на составляющие его сюжетные части, определить условно более значимые и менее значимые для композиции моменты, составить модель произведения в удобной форме для формирования ключевых компетенций метапредметного аспекта. Важно отметить, что метод моделирования позволяет рассмотреть одно и тоже литературное произведение в различных его аспектах.
Таким образом, в результате применения метода моделирования в изучении литературного произведения, учащиеся приобретают интегративные знания, умения, позволяющие им самостоятельно представить в виде математической модели другие литературные произведения и реализовать их с помощью компьютера.
Литература
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект /[РАО]; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 36 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019046-6.
- Мирзоев М.С. Три кита школьного курса информатики [Текст] /М.С. Мирзоев /XI Международная конференция //Информатика: проблемы, методология, технологии. – Воронеж: ВГУ, 2012. - С. 64 - 68. - 0,3 п.л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ИКТ - компетентности через интеграцию с другими школьными предметами
Статья "Формирование ИКТ - компетентностичерез интеграцию с другими школьными предметами"...
Заседание педагогического совета школы по теме «Реализация требований ФГОС ООО. Достижение метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов»
Достижение метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/15/picture-1045189-1542299316.jpg)
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
В докладе рассматриваются особенности интегрированных уроков, главная цель которых – создание у учащихся целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/06/picture-890055-1486374187.jpg)
Философско-мировоззренческие и метапредметные аспекты школьного курса информатики в условиях реализации ФГОС
Информация – одна из основных фундаментальных категорий бытия, а информационные процессы, среди которых одним из наиболее практически значимых является процесс управления, протекают во всех обла...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/19/picture-552239-1603128746.jpg)
Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС
Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-327038-1382797445.jpg)
Презентация "Интегрирование уроков физики с другими школьными предметами"
В данной презентации отражено обобщение опыта работы учителя по использованию интегрированного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-327038-1382797445.jpg)
Интеграция уроков естественнонаучного направления с другими школьными предметами
В статье доказана эффективность применения интеграции на уроках естественнонаучного цикла....
Комментарии
Удачи!
Удачи!
Удачи! Я проголосовала за
Удачи! Я проголосовала за вашу работу!
Достойная конкурсная работа,
Достойная конкурсная работа, удачи!