Заседание педагогического совета школы по теме «Реализация требований ФГОС ООО. Достижение метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов»
методическая разработка на тему

Достижение метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie_pedsovet_po_udd.docx40.94 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание педагогического совета школы

по теме

«Реализация требований ФГОС ООО. Достижение метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов»

На протяжении некоторое отрезка времени мы вместе будем думать, говорить, размышлять о том, как нам, учителям, вести себя в условиях внедрения ФГОС. Эта тема очень обсуждаема и исследуема По данным независимых экспертных лабораторий, в условиях реализации ФГОС выделяются три группы педагогов.

Есть такие (и их больше других), которые, слыша упоминание о требованиях ФГОС, безапелляционно и даже порой агрессивно заявляют: они так «всю жизнь и делали», и ничего добавлять или менять в своей деятельности не надо, так как вообще поговаривают, что скоро в школу вернется старый добрый прошлой век…

Вторая группа - присматривающиеся, ожидающие. «Вот придут, - рассуждают они, - через год-два ко мне ученики, тогда я и возьмусь: все изучу, все прочитаю, все сделаю. А может, к тому времени в школу и вернется старый добрый прошлый век…»

Есть еще учителя... Они не игнорируют требований ФГОС, но подходят ко всему осознанно. Используют богатство своего опыта, чтобы новый век и стандарт стали простыми и понятными. Своей «профессионально-передовой» душой они принимают фразу «уча других - учусь и сам» как возможность обогатить не только свою практическую деятельность, но и повесить теоретическую профпригодность.

И все мы достаточно четко понимаем, что главная наша задача - научить детей идти по жизни самостоятельно. Но идти не с пустыми руками, а с солидным багажом умений, знаний и навыков к понятной и значимой дли них цели. И мы так же четко понимаем наши знания в области педагогики и психологии и осознание того, чего от нас хотят, могут значительно повысить эффективность дальнейшей деятельности, да и жизни.

Напомню факты о Федеральном Государственном образовательном стандарте.

С 2010 года он реализуется для начального общего образования.

С 2015-го - для основного общего образования.

С 2020 года будет реализовываться для среднего общего образования.

ФГОС - документ из требований к программе, условиям и результатам образовательною процесса. Важнейшая часть этих требований - результаты образования.

Результаты образования:

Личностные: какие ценности и идеалы в душе и действиях учеников (духовно-нравственная деятельность).

Предметные: какими ЗУНами (и их количеством) по разным предметам обладает ученик (учебная деятельность).

Метапредметные: какие действия умеет совершать ученик, чтобы решить учебные и жизненные проблемы (общеучебные действия).

Вот какие требования предъявляет ФГОС к метапредметным результатам (процитирую ФГОС):  «Метапредметные результаты освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования должны отражать:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. умение определять понятия, создавав обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. смысловое чтение;

9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных   технологий   (далее ИКТ-компетенции);

12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации».

Эти же требования, но в переводе на «наблюдаемые действия» наших учеников можно сгруппировать так: ученик...

  • умеет контролировать себя и окружающих;
  • проявляет познавательную активность;
  • обладает развитой речью;
  • способен к общению и налаживанию контактов по тем или иным вопросам;
  • обладает экологическим (добавлю: и толерантным) поведением.

Я не случайно выразила требования стандарта через действия учеников, так как решение проблемы «как достичь таких результатов?» достигается, как считает мировой педагогический опыт, через формирование УУД.

УУД представлены в четырех блоках:

1. Личностные: понимание между целью, мотивом и результатом своей работы (зачем? почему? что будет?).

2. Регулятивные: организация своей работы (что? как?).

3. Коммуникативные: организация общения в процессе работы (с кем?);

4. Познавательные: логические действия с понятиями.

Научиться таким действиям реально, только совершая их. Отсюда понятие «деятельностный подход».

Деятельность должна совершаться не время от времени на каких-то отдельных занятиях, а постоянно, везде, у всех, всегда. Отсюда понятие «системно-деятельностный подход».

Вопрос в зал: Как научить УУД?

(Выслушиваются ответы.)

Правильно! Создать особую атмосферу - развивающую среду.

В чем отличительные особенности развивающей среды? С ее характеристиками вы знакомились заранее в материалах на сервере, сейчас они перед вами в буклете.

Вопрос в зал: Как создать развивающую среду на уроке?

(Выслушиваются ответы.)

Правильно: учитель должен совершать действия. Одно удовольствие работать с такими коллегами!

Какие действий должен совершать учитель на уроке? Какие вопросы и задания задавать и предлагать. И, главное, на развитие каких навыков эти действия, вопросы и задания начнут работать? Ведь каждый из нас отлично понимает, что спросить у прохожего «как пройти к оперному театру» и поискать в справочнике «а сколько человек проживает в нпшем городе» означает в принципе одно и тоже - получить информацию о городе. Но, согласитесь, это будут разные действия, а значит, и неодинаковые навыки.

Попробуем протестировать свои знания по нашей профессии - детей обучать.

(Проводится практическая работа. Материалы для нее - в приложении 3.)

Проверяем.  Оцениваем.

 Можно делать вывод: нам есть еще над чем работать. Предлагаю собраться на весенних каникулах и поразмышлять над Конструктором урока, отвечающим требованиям ФГОС.

А наша встреча дальше будет иметь интерактивную форму. Мы с вами превращаемся в наших учеников, зачисленных в один универсальный У-класс с расписанием уроков, где нас уже ждет наш первый учитель.

Задача педагога - представить набор форм, приемов, действий, позволяющих ему работать с детьми над формированием УУД определенным предметным содержанием. При этом, как и в реальной педагогической деятельности, ему предстоит увлечь своим предметом. 15 минут - время, за которое можно и влюбиться в учителя и его предмет, и возненавидеть.

Задача нас, учеников, - заняться присвоением таких действий, прирастить новое знание, вычленить положительные моменты в заботе коллег и затем рассказать о них всему педсовету.

Итак, у нас три урока, переменами служит время перехода от одного учителя к другому. Опаздывать, естественно, нельзя. По окончании последнего урока встречаемся здесь для обсуждения.

Пожелаем друг другу хорошей работы!

Для самостоятельной работы учителей во время моделируемых уроков каждому выдается бланк «Заметки педагога» (приложение 4). В нем учителя фиксируют те действия, которые они наблюдают во время моделируемых уроков у своих коллег. Потом на основе этих записей будут формулироваться тезисы для выступления тьюторов групп.

Для работы группы тьютор получает дорожную карту, позволяющую определить основные шаги для каждой. Содержание дорожной карты варьируется в зависимости от того, над решением формирования каких УУД работает группа (познавательные, коммуникативные, регулятивные) (приложение 5).

Группы работают с бланком «Действия учителя по развитию развивающей среды на уроке» (приложение 6).

Подведение итогов проводится после завершения выступлений групп. Сопровождается выступлением и презентацией докладчика (замдиректора по УВР).

- Уважаемые коллеги! Итак, о чем мы вели речь на нашем совете?

(Беседа. Подводим к цепочке ФГОС → метапредметные результаты → УУД → развивающая среда → действия учителя.)

Убрав из этой цепи не совсем приятные многим из нас сокращения и определения, мы получаем такую взаимосвязь:  успех в жизни ← эффективные действия учеников ← развивающая среда ← действия учителя.

Очень хочется верить: действия учителя обеспечат успех в жизни и им самим.

Невозможно жить в изменяющемся  (да еще такими, как сейчас, темпами) мире, не меняясь самим и оставляя в прежнем виде систему образования и отдельно взятую образовательную организацию. И хотя нашу отрасль и называют одной из самых консервативных, придавая, конечно же, лучший смысл значению этого слова, тешить себя иллюзией, что мы - хранители традиций прошлого, нельзя. Сохранять традиции, причем помогающие нам развиваться, мы должны и обязаны. Но вместе с тем на передний план выходит важная миссия современного учителя, смысл которой заключается в умении видеть современное состояние, предвидеть будущую ситуацию и действовать в условиях изменений.

Спасибо вам за время, что мы провели сегодня вместе!

(В заключении педсовета, на этапе рефлексии, все участникам предлагается заполнить анкету – приложение 7.)

 Решение педсовета

Заслушав и обсудив опыт работы педагогов по достижению метапредметных результатов освоения образовательной программы, педсовет констатирует:

  • предметное содержание учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий и достижение метапредметных результатов освоения образовательной программы;
  • достижение метапредметных результатов освоения образовательной программы требует системной организации всего учебно-воспитательного процесса в школе;
  • у членов педагогического коллектива имеются проблемные вопросы в теоретических знаниях и практических навыках для формирование универсальных учебных действий у учащихся средствами учетного содержания преподаваемых предметов.

Педсовет постановляет:

1. Продолжить работу педагогов школы по ознакомлению с требованиями ФГОС (НОО, ООО, СОО), структурой и содержанием образовательной программы школы (ответственный – руководители МО, в течение учебного года).

2. Подготовить и провести практический семинар «Конструирование урока, соответствующего требованиям ФГОС» (март 2016 года, ответственный – замдиректора по УВР).

3. Разработать проект (положение, архитектура, наполнение) виртуального методического кабинета школы (ВМК) для размещения его на сервере (до 18 января 2016 года, замдиректора по УВР).

4. Педагогам школы представить не менее чем по одной разработке (урока, занятия, методической статьи и т.д.) из своего опыта для представления в виртуальном методическом кабинете школы (до 1 февраля 2016 года, ответственный – руководители МО).

Практическая работа

(примеры бланков даны с ответами)

Распределите задания в соответствии с УУД.

Изобразительное искусство:

1. Краски каких тонов следует использовать для наиболее выразительной передачи настроения в зимнем пейзаже?

2. Укажите последовательность выполнения портрета.

3. Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

4. Какой жанр искусства твой любимый и почему?

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

4

1

2

3

Химия:

1. Илья отнес вещества к одному классу, a Маша – к другому. А с чьим мнением согласен ты?

2. Соотнесите признаки физических и химических явлений.

3. Попробуй объяснить своей однокласснице, что такое индикаторы.

4. В начале XX века русский химик Н.Е. Семёнов был удостоен Нобелевской премии. Подумай, какие источники информации можно использовать для подготовки сообщения об его открытии.

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

1

4

2

3

Иностранный язык:

1. Какие из достопримечательностей Парижа особенно запомнились? С чем это связано?

2. Расскажи о праздниках в Англии. Какие традиции объединяют наши страны?

3. Составьте диалог, который поможет вам узнать о наличии свободных мест в гостинице.

4. Прочитай текст и найди описание домашних животных у Колиных друзей.

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

1

4

2

3

Окружающий мир:

1. Из упомянутых в тексте параграфа голосеменных растений выбери такие, которые не относятся к хвойным.

2. Обсудите в паре способы улучшения экологической ситуации в вашем городе.

3. Какой материк линия экватора пересекает почти посередине?  Подготовьте устный рассказ об этом континенте.

4. Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему.

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

4

3

1

2

Приложение 4

Заметки педагога на педагогическом совете

Действия учителя

На развитие каких УУД направлены

Урок 1 (учитель …)

Урок 2 (учитель …)

Урок 3 (учитель …)

Приложение 5

Дорожная карта для группы «Регулятивные УУД»

1. Ознакомьтесь с классификацией УУД.

2. Прослушайте краткую характеристику регулятивных УУД.

3. Поработайте с бланком «Действия учителя по развитию развивающей среды на уроке»:

  • Прочитайте о действиях, укажите для каждого действия то УУД, на развитие которого оно более всего направлено (буквами Р, П, К).
  • Выделите маркером те действия, которые более всего направлены па развитие регулятивных УУД.
  • Приведите примеры, иллюстрирующие такие действия (из урока, увиденного на педсовете; из личного опыта педагогов вашей группы), кратко запишите их в бланке.

4. Разделитесь на две микрогруппы. Выполните задания в микрогруппах.

1 группа. Составьте тезисы по плану (5 предложений), далее даны ориентировочные формулировки:

  • Формирование        УУД - составная часть достижения ________________ результатов при реализации _______________________.

•        УУД направлены на развитие у учащихся навыков        .

• Формированию ________________________ УУД способствует ___________________ среда на уроке, которую можно создать, если ________________.

  • Мы наблюдали сегодня во время педсовета на уроке у учителя ________________ следующие действия: _________________________.
  • Учитель иностранного языка _______________________ использует такие приемы, как: _____________________, ___________________________, _______________.
  • В личном опыте учителей нашей группы есть приемы для создания развивающей среды на уроке для формирования ____________________ УУД:   прием ____________________ (название) у учителя __________________, прием _________________ (название) у учителя ____________________, прием __________________ (название) у учителя ______________________.

1-я группа. Составьте синквейк "Регулятивные УУД» (группе выдаются правили его составления).

5. Выступите с тезисами и синквейном перед коллегами.

Приложение 6

Действия учителя, направленные на создание развивающей среды и формирование регулятивных УУД

Действия учителя

На развитие каких УУД работают

Примеры

1. Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

2. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

3. Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.

4. Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

5. Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

6. Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

7. Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

8. Делиться с учениками своими мыслями, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.

9. Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

10. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект по теме: "Формирование тестовой компетенции к достижению метапредметных результатов обучения".

  Введение метапредметного подхода в образование. Особенности оценки метапредметных результатов .  Тестовая форма - одна из актуальных в настоящее время форм контроля качества зн...

Виртуальная экскурсия как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС ООО

Актуальность этой работы состоит в том, что решаются проблемы достижения метапредметных результатов обучения через создание грамотно составленной и оформленной ВЭ....

Статья в журнале "Отечественная и зарубежная педагогика", №2(38), т.2, 2017 г. "Формирование метапредметных результатов обучения средствами учебного предмета «Русский язык»"

В статье рассматривается обучение педагогов деятельности по идентификации и конструированию заданий, позволяющих формировать не только предметные, но и метапредметные результаты освоения основных обра...

Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»

Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...

Протокол заседания педагогического совета МАОУ СОШ № 7 г. Когалыма ФГОС СОО «Анализ работы школы за 2019-2020 учебный год: итоги и перспект

Протокол заседания  педагогического совета МАОУ СОШ № 7 г. Когалыма №18 от 26.09.20 ФГОС СОО  «Анализ работы школы за 2019-2020 учебный год: итоги и перспективы. Принятие упр...