Доклад Преемственность в достижении метапредметных результатов обучения в начальной и основной школе на уроках музыки в рамках ФГОС"
статья по музыке

Особенности работы в начальном и среднем звене.Основы приемственности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Преемственность в достижении метапредметных результатов

обучения в начальной и основной школе на уроках музыки в рамках ФГОС.


Школа сегодня меняется. Ускоряются темпы жизни. В Федеральном

государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин – метапредметный.

Сам того не подозревая в 19 веке К.Д.Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки федеральных государственных стандартов второго поколения.

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?Тут есть и еще одна проблема - если нет жизненной необходимости - значит - нет интереса и тогда...в голове ученика - ветер, но...

 Если ветер, если ветер В голове ученика,

 Что ни утро, что ни вечер –

Он взлетает в облака.

Вот была б такая скрепка

Или специальный клей,

Чтоб они держали крепко Улетающих детей!

Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение метапредметности в процесс преподавания.

Что же это такое? Метапредметность? Метапредметный подход - подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса. «Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику мы произносим эту фразу… Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?» Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного. Итак, я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?

В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:

что я делаю? (предмет деятельности);

для чего я это делаю? (какова цель);

как я это делаю? (формы, методы);

какой это дает результат?

за счет чего этот результат достигнут?

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. Таким образом, формируются новые требования к профессиональной успешности. Немалая роль в проблеме всестороннего развития и формирования личности отводится искусству и музыке.

В содержании  Федеральных  Государственных стандартов общего образования «второго поколения» подчёркивается направленность на стратегию организации и планомерного формирования учебной деятельности, в т.ч. и музыкальной, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Личностное развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Именно такая целевая установка наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала  подрастающего поколения.. Такой подход, как было сказано выше, помогает избежать опасностей  узкопредметной специализации, но не позволяет отказ от предметной формы, напротив, предполагает развитие её на рефлексивных основаниях. Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая есть основной показатель качества образовательной работы, что определяет специфику метапредметной интеграции.  Значение метапредметной концепции в образовании состоит в том, что он позволяет  сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного  мировоззрения, следовательно, данный подход является средством достижения метапредметных результатов.

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характер

- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
 - планирование собственных учебных действий, умение их корректировать;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, распределение функций и ролей.


  Данный подход актуален и в области музыки. Освоение музыкального материала формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях жизни. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании, что позволяет использовать метапредметный подход. Следовательно, постижение одного и того же  музыкального произведения  подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. При слушании произведений  подбираются слова-синонимы, соответствующие характеру музыки. Рассказ о содержании произведения позволяет провести параллели с историей и летиратурой 
(М.Глинка «Руслан и Людмила» (опера), М. Мусоргский «Борис Годунов», (опера), Н. Римский - Корсаков «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок». Иван Сусанин опера  М. И. Глинка , балет  «Спящая красавица» Чайковского. «Щелкунчик» - балет Петра Чайковского, балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, «Князь Игорь» — опера А. П. Бородина.)

В сферу исполнительской деятельности учащихся   добавляется  пластическое интонирование и музыкально - двигательные упражнения, где речь идёт о ритмическом рисунке, что позволяет увидеть связь с математическими представлениями.    Обучение игры на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики рук, что улучшает навык письма. Введение терминов позволяет увидеть связь с иностранными языками. При инсценировании (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного материала   развивается устная речь учащихся, что проявляется в творческих размышлениях о музыке. Освоение элементов музыкальной грамоты происходит за счёт фиксации музыкальной речи, которое позволяет совершенствовать навыки устного изложения программного материала на уроках музыки. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью.

В обучении под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому. Это процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта.

Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предмета, что наиболее проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.

При переходе на среднюю ступень обучения в связи с усложнением учебного материала, интерес учеников к изучению предметов снижается. Специфика предметов требует от детей напряжённой умственной деятельности, внимания, способности мыслить абстрактно, умения обобщать. Можно выделить следующие причины снижения познавательной активности:

  • Возрастание обязательной нагрузки, увеличение объемов и  сложности учебных программ подчас приводит к сильной перегрузке учащихся.
  • Одной из причин снижения успеваемости является неспособность учеников справиться с возросшим  по сравнению с начальной школой объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.

Как можно сделать этот переход более мягким и безболезненным?

  • Необходимо с начала учебного года в 5 классе поддерживать интерес в детях.     Для этого используются на уроках музыки игровые упражнения, проектные и творческие работы, ролевые игры, наглядность.
  • Преподавание нужно вести с учетом тех знаний, которые они получили, и с использованием тех методических приемов, которые характерны для начальной школы.  
  • Чаще оценивать ответы учащихся.
  • Важное значение в решении проблемы преемственности играет личность учителя .
  • Для исключения перегрузки необходимо вводится дифференцированные домашние задания для учеников с разным уровнем способностей. Одним из возможных путей решения может быть разноуровневое обучение, при котором на любом из уровней ученик может быть оценен высокой оценкой в зависимости от усилий, которые он приложил. Такой подход учит детей ценить не столько отметки, сколько знания.

Основой развития преемственности музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок. Постижение музыкального искусства учащимися от простого концерта к сложной опере или балету подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В начальной школе зараждается умение слышать музыкальное произведение, почувствовать его характер и увидеть образы нарисованные композиторами. А в основной школе к концу 6-7 класса учащиеся умеют анализировать музыкальные линии и образы главных героев.

В сферу исполнительской деятельности учащихся идет накопление и развитие приемственности заложенных в начальной школе: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях , в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Педагогическая работа с ребенком с ОВЗ и умственной отсталостью направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира,

сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных

жанровых произведений.

Таким образом, преемственность в достижении метапредметных результатов обучения в начальной и основной школе на уроках музыки помогает установить связи всего и со всем и вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности.

Плюсом является и то, что учащиеся могут не только сформировать свои впечатления и отношение к музыкальному произведению, но и грамотно проанализировать любое другое художественное произведение, что поможет ему и в дальнейшей учебе и в жизни.

Метапредметный подход помогает достичь хороших результатов. Так как метапредметный подход подразумевает сочетание различных научных дисциплин, поэтому урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС

Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе....

Преемственность при переходе из начальной в основную школу в связи с переходом к ФГОС

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характер...

Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

9 октября 2014 года в Московской области проводился диагностический срез достижений обучающихся 5 класса по русскому языку в рамках входного контроля....

Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

В статье рассматриваются вопросы преемственности обучения русскому языку между начальной и основной школой в рамках опережающего введения ФГОС ООО....

Выступление на методическом совете «О преемственности основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС ООО»

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....