Выступление на методическом совете «О преемственности основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС ООО»
учебно-методический материал

Борзенкова Татьяна Алексеевна

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

         Преемственность – это двухсторонний процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_preemstvennosti.borzenkova_t.a.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

           Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнелюбажская школа-интернат»

Фатежского района Курской области

Выступление на методическом совете

«О преемственности основных направлений

деятельности учителей начальной и основной школы

в условиях реализации и освоения ФГОС ООО»

                                                                                                  Подготовила  

Борзенкова Т.А.,

учитель технологии

                                                                                                 

с. Верхний Любаж, 2021г.

   В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у обучающихся определенных учебных знаний, учебных действий. Любые переходные периоды сопровождаются проблемами, которые требуют особого внимания. Решение вопроса преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса: руководителей, учителей среднего и начального звена.

     Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

        Преемственность – это двухсторонний процесс.

              С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

   Переход из начального в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

  В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается конфликтами, взаимным недовольством друг другом.

   В 5-м классе количество предметов увеличивается, но и у каждого учителя свои требования.  Особое внимание следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность обучающимся оценивать свои ответы, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить над чем следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.

  Многим учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя, обучающихся. По многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники не всегда могут справиться с необычными для них способами обучения. И как следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс.

              Причины снижения успеваемости:

  • увеличение объёма учебной нагрузки;
  • новые учебные дисциплины: история, обществознание, география, биология;
  • большое количество учителей вместо одного;
  • совпадение с переходным возрастом;
  • ослабление внешнего контроля;
  • рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы;
  • рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой.

          Пятиклассники — существа совершенно особенные. Во многом — по духу своему, интересам, манере поведения - они близки ученикам начальной школы, а с другой стороны по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам.

         Первые полгода обучения в средней школе — время особенное. Дети решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с педагогами, привыкшими работать с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой. Очень важная задача — выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять. Новые учителя предлагают формы работы, доселе не освоенные, и на осмысление тоже нужно время.  Классным руководителям первые полгода большую часть времени следует уделить именно этим проблемам, а к целенаправленному формированию детского коллектива переходить позже, когда решены основные учебные проблемы.

    Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля – вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей.

   Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».

  Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

   Поддержка ребёнка в трудный адаптационный период способствует решению задач личностного роста и развивающего характера, а также профилактике и коррекции школьной дезадаптации.

        Считаю необходимым продолжать начатую в начальной школе работу по формированию контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей с требованиями, которые он предъявляет к ним по своему предмету.

        Ситуацию также может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2 – 3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока.

Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования. 

Одной из составляющих преемственности является структура урока – современного урока.

   Урок – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Мы, учителя, должны изменить схему урока: От объяснительно- иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) к взаимодействию обучающихся и учителя, а также взаимодействию самих обучающихся. Обучающийся - живой участник образовательного процесса.

  Считаю важным сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, способствовать формированию социальных навыков, способствующих формированию успешной адаптации. Необходимо помочь обучающимся в работе по самоорганизации, помочь принять новых учителей, развивать творческие способности, способствовать их самовыражению, создать атмосферу сотрудничества.

Для обеспечения преемственности в условиях перехода из начальной школы на уровень основного общего образования необходимо сосредоточить свое внимание на решении следующих ключевых задач:

  • установление систематических деловых контактов между учителями начальных классов и учителями-предметниками;
  • совещания по обмену опытом работы;
  • проведение заседаний, совместных мероприятий обучающихся начальных классов и пятиклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность при переходе из начальной в основную школу в связи с переходом к ФГОС

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характер...

Выступление на методическом совете на тему: «Система оценивания в условиях реализации ФГОС».

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.Школа, ориентированна...

Выступление на педагогическом совете по теме "Стратегия и тактика гимназии в условиях реализации и внедрения ФГОС общего образования"

Современная школа призвана обеспечить развитие у своих выпускников деятельностных способностей, которые позволяют им полноценно войти в следующий период своей жизни и быть ее субъектами. Чтобы найти с...

Основная образовательная программа начального общего образования (школа России) в соответствии с ФГОС

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.УМК «Школа ...

Классное руководство. Преемственность работы классных руководителей начальной и основной школы.

Всякий раз, когда новые пятиклассники переступают порог основной школы, нас волнует вопрос, как построить воспитательную работу, чтобы эти классы стали дружными, сплоченными, организованными. Чтобы ка...

доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся

Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история  и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...