Главные вкладки

    Преемственность при переходе из начальной в основную школу в связи с переходом к ФГОС
    статья по алгебре на тему

    Хлыбова Наталья Александровна

    Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon preemstvennost_fgos_khlybova.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Преемственность в обучении при переходе из начальной в основную школу в рамках перехода к ФГОС

                                                                         Хлыбова  Наталья Александровна,

    учитель математики

    МАОУ - ООШ № 25, Армавир

    Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.[2]

    В нашей школе на данном этапе работают по ФГОСу  второго поколения пока только 1, 2 и 3 классы, поэтому одной из основных задач, поставленной школьным методическим советом,  является обеспечение деятельности ШМО учителей-предметников начального и основного звеньев при переходе к новым образовательным стандартам по организации образовательной среды, способствующей успешной адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основное  звено.

    Переход учащихся из начального в основное звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников,  но и для педагогов, и для родителей. Именно на 5 класс приходится резкое снижение успеваемости, дети теряют интерес к учебе, а родители жалуются на потерю прилежания. Что нужно сделать, чтобы этого не произошло? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся?

    Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и основной школы будут работать в тесном контакте друг с другом. Взаимопосещение уроков, совместные заседания ШМО учителей основного звена и учителей начальных классов, на которых обсуждаются  вопросы: - Как учить, чтобы не переучивать?

    - Каковы типичные ошибки и как их избежать?

    - По каким УМК продолжить обучение? 

    В нашей школе на практике также хорошо зарекомендовали себя педагогические советы по пятому классу, проходящие в конце октября. Педсоветы готовятся совместно учителями основной школы, учителем начальной школы всегда с привлечением психолога. Особое внимание в таком обсуждении уделяется согласованию требований разных педагогов к учащимся, к содержательным и организационным сторонам их работы, к поведению. 

    Чтобы адаптационный период не затянулся и прошел безболезненно, а последующее обучение было успешным, нужно добиться того, чтобы для детей была создана комфортная атмосфера на уроке, чтобы дети не боялись ходить на урок. [1]

    Этому способствует использование такой педагогической технологии, как создание ситуации успеха на уроке. Необходимо дать возможность детям проявить себя по возможности. На основе диагностики учитель определяет, кому какое задание дать, чтобы ребенок обязательно его выполнил и ушел с урока с чувством собственного достоинства.

    Нужен ли ребенку успех в учении? «Безусловно!» - скажем мы, и учителя, и родители, и сам ученик. «Интерес к учению, - писал Сухомлинский Василий Александрович,- появляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…» В этой фразе есть два главных  ключа, которые открывают дверь к успеху: интерес и вдохновение.

    Как создать ситуацию успеха?

    1.Важно, как можно быстрее, запомнить имена детей. Желательно за 2-3 дня. «Ничто не ласкает человеческих слух, как называние имени его», -считает американский психотерапевт Эрик  Берн.

    2. Опора на похвалу, на одобрение, на ласковый тон. «Умница», «Молодец». Ведь подростковый период – это переплетение детства и взрослости, обостренное чувство собственного достоинства.

    3. Созданию ситуации успеха помогают игровые технологии. Игровую форму можно использовать на любом этапе урока: на этапе повторения или закрепления изученного. Обычно она занимает не более 5-7 минут. Именно игра способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка. Игра позволяет снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз.

    Так, например, игра «Третий лишний». Пятиклассникам предлагается выбрать «Третий лишний»: 15, 4, 18. Кто-то выбирает «4», т.к. число не делится на 3. Кто-то считает, что лишнее «15», т. к. это число не делится на 2. Данная игра позволяет развивать общеучебные навыки (повторяем признаки делимости, таблицу умножения), коммуникативные, т.к. дети, рассуждая, учатся говорить, вести диалог, доказывать свою точку зрения. На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с рядом чисел  и в результате приходят к выводу.

    Нравятся детям математические диктанты с взаимопроверкой. К доске вызываются два ученика и пишут математический диктант, затем проверяют друг у друга, выставляют оценки (критерии оценивания учитель заранее пишет на доске), еще раз обращаемся к доске, сверяемся. Такие диктанты хорошо проводить перед контрольной работой, результаты бывают гораздо лучше.

    С удовольствием работают в 5 классе в парах: рассказывают друг другу правила, решают предложенные учителем задания. Сами оценивают, оценки учитель может поставить в журнал. Одного - двух учеников опрашиваем у доски,  проверяем: совпала оценка, поставленная учителем, с оценкой, поставленной соседом. Такое взаимообучение очень полезно. Кстати сказать, современная психология утверждает: эффективность обучения составляет 10% - если ученики только читают глазами; 26% - если слышат объяснение учителя; 30% - если видят наглядно представленный материал; 50% - если видят и слышат; 80% - если в работе опираются на личный опыт; 90% - если делают совместно; 95% - если обучают других. Согласитесь, информация не только интересная, но и полезная.

    При взаимообучении у детей возникает чувство раскованности в процессе учёбы, повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка; происходит обсуждение одной информации с несколькими детьми, тем самым обеспечивается более прочное усвоение знаний. В этой связи изменяется и моя роль, роль учителя, в учебном процессе. Моя задача состоит в том, чтобы организовать работу групп (пар) в нужном направлении, оказывая им помощь, если будет необходимость.

    Нельзя не отметить и другую сторону этой работы: умение общаться в процессе обучения переходит на общение детей в жизни, а радость успеха закрепляется в их сознании, становится источником проявления интереса к учебе. Такие виды работ формируют коммуникативные учебные действия: умение слушать и говорить, вступать в диалог, контактировать, корректировать действия партнера.

    Другим приемом, придающим эмоциональную привлекательность урокам, может стать необычное начало урока: небольшая викторина на уроке, разгадай ребус, заморочки из бочки, что зашифровано в этой записи и т.п.

    4. Учитель должен очень осторожно пользоваться таким инструментом, как оценка. Иногда можно завысить оценку, обязательно дать возможность исправить. В течение первого месяца обучения в 5 классе использую бездвоечная система оценивания.

    5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока,  его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.

    Помните правило:  домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

     Таким образом, все перечисленное позволяет ребенку чувствовать себя не зажатым «от сих до сих», а получать возможность проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения.

    Список литературы

    1.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы начального школьного образования. Утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655.

    2.Федеральный образовательный государственный стандарт начального общего образования. Приказ зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО.

    Заявка

    Фамилия, имя, отчество (полностью)

    Хлыбова Наталья Александровна

    Место работы, должность

    МАОУ-ООШ № 25 г. Армавир, учитель математики

    Индекс, домашний адрес для отправки сборника

    (включая почтовый индекс и область), телефон, e-mail

    352941 г. Армавир, ул. Ставропольская,     д. 84. Телефон:  8 918 130 51 49,

    arm_school25@mail.ru 

    Тема доклада

    Создание ситуации успеха как действенный мотив успешного обучения в рамках поэтапного перехода к ФГОС

    Секция

    Технологии преемственности   начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.

    Сертификат участника (перечислить ФИО участников, которым выслать сертификат)

    Хлыбова Наталья Александровна

    Форма участия (очная, заочная)

    заочная


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность между начальной и основной школами при введении ФГОС.

    Ведущие принципы ФГОС - преемственность и развитие, которые реализуются в требованиях к результатам  освоению.я основных образовательных программ.  Преемственность на этапе начальная школа -...

    «Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов, при переходе из начальной в основную школу».

    Эта статья - доклад подготовлен для учителей математики, работающих или собирающихся работать в 5-х классах, а также для учителей, выпускающих 4-ый класс....

    Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

    9 октября 2014 года в Московской области проводился диагностический срез достижений обучающихся 5 класса по русскому языку в рамках входного контроля....

    Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

    В статье рассматриваются вопросы преемственности обучения русскому языку между начальной и основной школой в рамках опережающего введения ФГОС ООО....

    Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой в условиях реализации ФГОС.

    Преемственность -  связь между различными этапами или ступенями           развития, сущность которой сост...

    "Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу ".

    Данный материал предназначен для обмена опытом с коллегами по теме "Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу"....