Классное руководство. Преемственность работы классных руководителей начальной и основной школы.
материал (5 класс)

Татаренко Оксана Юрьевна

Всякий раз, когда новые пятиклассники переступают порог основной школы, нас волнует вопрос, как построить воспитательную работу, чтобы эти классы стали дружными, сплоченными, организованными. Чтобы каждому ребенку было комфортно на уроках и во внеурочное время, где они смогли бы раскрыть свои способности и найти им применение, обрести себе друзей и самим стать хорошим другом.

      В жизни любого человека   переходные периоды всегда связаны с проблемами. А переход учеников из начальной школы  в основную — это сложный и ответственный период; и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. 

    И педагогическая задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать школьникам.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_raboty_klassnyh_rukovoditeley.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме:

Преемственность работы классных руководителей

начальной и основной школы

Татаренко Оксана Юрьевна,

классный руководитель 5 «а» класса,

МБОУ СОШ № 117 г. Снежинска

       Всякий раз, когда новые пятиклассники переступают порог основной школы, нас волнует вопрос, как построить воспитательную работу, чтобы эти классы стали дружными, сплоченными, организованными. Чтобы каждому ребенку было комфортно на уроках и во внеурочное время, где они смогли бы раскрыть свои способности и найти им применение, обрести себе друзей и самим стать хорошим другом.

      В жизни любого человека   переходные периоды всегда связаны с проблемами. А переход учеников из начальной школы  в основную — это сложный и ответственный период; и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. 

    И педагогическая задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать школьникам.
   
Ведь переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения.

    Учителю и одновременно классному руководителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в среднем звене и вооружил их всеми необходимыми общеучебными знаниями, умениями, навыками.

     Классному руководителю  5 класса необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся; быть их проводником и наставником. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их воспитанию и обучению нужно строить в соответствие с этим возрастным периодом.

   В пятом классе ребёнка ждёт новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах; новые требования со стороны учителей-предметников, смена социальной обстановки; увеличение учебной нагрузки; изменение режима дня.

    Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

    Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

     Предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов – всё это снижает работоспособность, интерес к учению и успеваемости,  повышает тревожность учащихся, приводит к возникновению неадекватных поведенческих реакций  на замечания и реплики учителя, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это в свою очередь ведёт к ослаблению защитных сил организма, отражается на физическом и психическом здоровье ребёнка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения. Всё это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.

Чаще всего возникают следующие проблемы:  снижение успеваемости, возникновение негативного психического состояния, чреватого соматическими и психическими заболеваниями и негативными последствиями в поведении обучающихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Причины возникновения проблем:

- Изменение условий обучения

Вместо одного учителя, который выполнял практически роль второй мамы, которая и подскажет, и направит, появляется много учителей. Каждый предмет изучается в своём кабинете, и таких кабинетов  много. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу. Надо выучить всех новых учителей, расположение кабинетов, со многими учителями выстроить свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься, а в итоге повышается тревожность.

- Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.

Учась в начальной школе, ребёнок был ориентирован на одного учителя, требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. Большое количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, отстаивают свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам, требуют ответа только с поднятой рукой, никаких споров и шума. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. По одному предмету учитель требует завести отдельную тетрадь – справочник, на другом уроке все термины записываются в конце обычной рабочей тетради. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать. Как выстроить модель своего поведения? Пока ребёнок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

- Учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические и личностные различия между пятиклассниками и более старшими учащимися и предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту.

- Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностей и реальных учебных результатах.

-Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход в сравнении с начальной школой к новым методам обучения.

-Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, и так далее.
Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Отрицание всего, что было наработано, не принесёт позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.

-Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя время урока, педагоги иногда забывают о создании доброжелательной рабочей атмосферы на уроке в целях ликвидации негативных эмоций, преодоления волнения, тревоги, раздражения.

-Отсутствие ситуации успеха для школьников.

Ошибочным является мнение педагогов среднего звена в том, что создание ситуации успеха, игровые моменты – это удел начальной школы, а в 5-ом классе нужно приучать к нелёгкому учебному труду. Для пятиклассников ситуация успеха и эмоциональные переживания продолжают оставаться  действенными мотивами для успешного обучения.

-Отсутствие сочетания коллективных форм обучения с групповыми и индивидуальными. 

В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителя перемещаются к сверстникам. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, в парах. Кроме того, позитивные отношения к сверстникам они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

-Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных курсов в 5-ом классе

-Неспособность ученика справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашнего задания.

-Ослабление внешнего контроля над выполнением домашних заданий.

Нередко с переходом учащихся  в 5-ый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроке, записей с номерами домашних заданий,  отсутствие самих домашних работ. Родители к 5-му классу устают от проверки тетрадей своих детей, полагаются на навык ребёнка всегда выполнять домашнее задание в полном объёме. Учителя сетуют на объёмы работ и обилие классов. Пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома.

-Появляются пропуски и пробелы в знаниях.

В начальной школе пробелы и «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторным объяснением сразу, как только было замечено не усвоение ребёнком учебного материала (класс один, можно успевать контролировать всех). В 5-ом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему, ребёнок рискует не понять и следующую. Материал усложняется от урока к уроку, затягивается узел незнаний, появляются двойки.

-Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.

Пятиклассники – народ эмоциональный. Во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, нравится и предмет. Это в старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера – позволяет  преемственность работы классных руководителей начальной и основной школы.

Преемственность – понятие Преемственности в педагогике трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию)

На слайде вы можете увидеть примерный план работы по реализации преемственности в начальной и основной школе:

Содержание работы

Время проведения

Ответственные

Предварительная расстановка кадров в будущем пятом классе

Январь

Администрация

Знакомство учащихся начальных классов с учебным процессом в среднем звене

Январь-май

Классный руководитель

4 класса

Анализ программ, методических рекомендаций по преемственности преподавания основных предметов, с целью выработки единых требований

Январь - март

предметников

Взаимопосещения уроков учителями-предметниками.

Цель: ознакомление со стилем, темпом, формами работы учителей будущих выпускников начальной школы

Январь-

март

Зам. директора по УР

Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено

Апрель

Классные руководители

Знакомство классных руководителей, учителей – предметников средней школы с учащимися выпускных классов начальной школы (посещения уроков в 4-х классах учителями средней школы, участие преподавателей средней школы и будущих классных руководителей в работе родительских собраний 4-х классов)

январь-май

Администрация, классные

руководители

Итоговые контрольные работы в 4-х классах по русскому языку, математике и литературному чтению. Совместный анализ работ.

Апрель

Руководители МО

Подготовка и проведение выпускного праздника в выпускных классах.

Май

Классные руководители 4-5 классов, учителя- предметники

Совместное итоговое родительское собрание.

Цель: “Особенности адаптации пятиклассников”

Май

Администрация, классные руководители

Основные условия преемственности в учебно-воспитательной работе классных руководителей начальной и основной школы:


1. Как можно раньше (за полгода) определить классных руководителей и учителей-предметников будущих пятиклассников.
2. Посещение уроков и внеклассных мероприятий в 4-х классах классными руководителями и учителями-предметниками. Изучение системы работы учителя, выпускающего детей, его затруднений в работе с классом, особенностей детского коллектива и отдельных учащихся.
3. Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
4. Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения успеваемости, учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2»,  так называемый «мораторий на двойки».
5. Итоговые контрольные работы в 4-х классах, совместный анализ проведенных работ.

6. Участие преподавателей средней школы и будущих классных руководителей в работе родительских собраний 4-х классов. Ознакомление с характеристикой классного коллектива, уровнем воспитанности и возрастными особенностями школьников, выявление участия родителей в жизни класса.
7. Проведение школьным психологом семинара «Ознакомление  с возрастными особенностями младших школьников и будущих 5-классников. Вопросы адаптации 5-классников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе» для классных руководителей 5 классов и учителей-предметников.
8. Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки).
9. Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.
10.  Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников и др.

11. Создание программы воспитательной деятельности с учётом специфики класса, особенностей родительского коллектива, которая должна логично быть продолжена с 1- 4 классов - в старшем звене 5 - 9 и 10 – 11 классов.      

12. Продолжение оформления портфолио ученика, с предоставлением всех форм деятельности школьника и его успехов в виде грамот и дипломов.

13. Привлечение учащихся 8-10-х классов к процессу воспитания в организации и проведении классных часов, конкурсов, викторин, динамических пауз, игр на больших переменах и после уроков, что позволит пятиклассникам легче преодолеть трудности адаптационного периода, одной из которых может быть страх перед старшеклассниками.

Чтобы наладить процесс преемственности, необходимо создание единого образовательного пространства в школе; создание условий для сотрудничества между педагогами на всех ступенях данного образовательного учреждения, а также между образовательными учреждениями города.

Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Целенаправленная система педагогических мер и действий с учетом конкретных условий школы обеспечивает преемственную деятельность классного руководителя 5-го класса и способствует успешному вхождению детей в новую ситуацию образования.

Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном сотрудничестве.

Давайте укреплять мосты партнёрства,

Содружества, взаимопонимания.

Без лишней суеты или актёрства

Проявим и заботу и старание.

Давайте помогать в пути друг другу,

Ведь наша цель, по сути, благородна:

Растить детей. Не уповать на чудо,

А действовать и мудро и свободно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное руководство. Бланки для классных руководителей 9 и 11 классов для ГИА.

Бланки  для проведения родительского собрания перед итоговой аттестацией. Согласно Положению  о ГИА и ЕГЭ их необходимо заполнять и родителям, и выпускникам....

Классное руководство. Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"

Ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля» ....

Анализ работы классного руководства в 10 б классе

Анализ составлен по основным разделам работы классного руководителя...

Методическое руководство к практическим и лабораторным занятиям по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя ПМ. 03 Классное руководство для студентов 3 курса специальности 050146 Преподавание в начальных класса

Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса междисциплинарного курса 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» ПМ. 03 Классное руково...

Классное руководство и работа и сродителями

Система работы с классом была выстроена по нескольким направлениям: нравственно-эстетическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни и предпрофильная подг...

Из опыта работы (классное руководство) Разработка классного часа 15 февраля - День Воинов - интернационалистов

Из опыта работы (классное руководство) Разработка классного часа 15 февраля...

Из опыта работы (классное руководство) Сценарий праздника Новый год

Из опыта работы (классное руководство) Сценарий праздника Новый год...