«Преемственность в обучении технологии учащихся 5-х классов при переходе из начальной в основную школу»
методическая разработка по технологии

«Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком" В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_preemstvennost.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей технологии, физической культуры и ОБЖ

по теме:

«Преемственность в обучении технологии учащихся 5-х классов при переходе из начальной в основную школу»

«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него, найдутся воля его выполнить и силы для этого».

Жюль Верн

Современное образование требует от педагога профессиональных навыков. На уроках технологии учитель может применять различные современные образовательные технологии: коллективный способ обучения, информационно-коммуникативную технологию, проектный метод обучения, проблемное и модульное обучение, игровая технология, здоровьесберегающие технологии. Применение данных технологий сделает урок интересным, развивающим, соответствующим требованиям ФГОС.

В данном случае очень важно учитывать психолого-педагогические особенности детей разного школьного возраста. Особенно важно это при переходе на разные ступени обучения в школе.

В начальной школе образовательная область  предмета «Технология» решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к труду, развитие чувства удовольствия от процесса участия в нем и удовлетворения его результатами, обеспечивает понимание роли труда в жизни людей, ознакомление с материалами и ручными инструментами, применяемыми в быту, и получение навыков ручной работы. Необходимо также привить учащимся навыки аккуратности, бережливости, трудолюбие. Результатом обучения должны стать общая положительная установка на труд, начальные знания о труде и элементарные трудовые навыки.

В первом и во втором классе основное внимание отводится базовым предметам технико-технологическим знаниям и навыкам, и воспитанию духовно-нравственных качеств. В программу включают задания на развитие основ творческой деятельности. Учитывая адаптационный момент, освоение материала впервые недели обучения осуществляется в ходе экскурсий, прогулок, и игр на воздухе.

В третьем и четвертом классе освоение программы происходит в ходе перехода известных данных в новые варианты ситуаций и развитие коммуникативных и социальных качеств ученика. Развитие творческой деятельности ученика высшей формой, которой является – проект.

Основная задача предмета – обучить учеников знаниям и их применению в повседневной жизни и пользоваться разными источниками информации. Нужно у ученика развивать рефлексивные способности и умению двигаться от незнания к знанию.

Работа учеников на уроке вначале должна носить индивидуальный подход к ученику с постепенным увеличением групповых и коллективных работ общего характера, в большей степени творческие. Тематику проектов предлагает учитель или сам ученик после изучения отдельных тем или целого блока. Исходя из сложности темы творческого проекта он может быть частным или совместным.

Одно из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша школа» является поддержка талантливых детей. В связи с этим учитель технологии предлагает обращать внимание на работе с одаренными детьми; оказывать методическую и содержательную помощь в подготовке учеников к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках, научно-технических конференциях и в других мероприятиях. Работа строится с учётом личностно-ориентированного обучения, основанного на научной, исследовательской и проектной деятельности учеников.

В среднем школьном звене должна быть продолжена работы по выработке взглядов, системы ценностей, психологических установок, качеств личности, которые необходимы для того, чтобы стать эффективным работником, и позволяют, с одной стороны, быть полезным обществу, а с другой - реализовать личные устремления. «Основа школы и источник ее успехов и усовершенствования есть саморазвитие человека, применение к школьному обучению тех начал и методов, которыми совершаются самовоспитание и самообразование»

В процессе обучения необходимо ознакомить с отраслями народного хозяйства, видами труда, распространенными профессиями, научить использовать наиболее часто применяемое оборудование и инструменты, вовлечь в общественно полезные труд, который является необходимым условием воспитания и становления гражданина и труженика. «Полученные знания, умения и навыки должны быть достаточными для оптимального выбора школьниками своей будущей карьеры».

Многолетняя практика обучения именно пятиклассников предмету Технология убедительно показала о том что всегда в этот период, а именно как его иногда называют адаптационным, когда происходит коренная перестройка установившейся системы образования дети, переходят от одного основного учителя к системе: классный руководитель - учителя-предметники, уроки, как правило проходят в разных кабинетах.

Возникают в связи с этим и многочисленные проблемы, в т.ч. и особенно при прохождении учебного курса технология.

В начале учебного года ребята попадают в другую образовательную среду, причем это особенно заметно, когда они обучались в отдельном учебном корпусе, где могли не только учиться, но и свободно поиграть в разные игры. Теперь они, проходя обучение в основном корпусе уже вливаются в коллектив учеников среднего и старшего звена, конечно, к сожалению, бывает в этот период не обходится без возникновения конфликтных ситуаций. Здесь главное администрации обеспечить активное взаимодействие всех учителей, классных руководителей, учащихся и их родителей по совместной координации действий.

Итогом обучения в старшей школе должны стать умения обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей; находить и обрабатывать необходимую информацию; сотрудничать в коллективе, объективно оценивать свои профессиональные возможности и уметь соотносить их с реальной обстановкой на рынке труда; получение профессиональной начальной подготовки, позволяющей включиться в трудовую деятельность или продолжить образование в специальных учебных заведениях.

Реализация этих целей, дополненная последовательной работой по профориентации, помогла грамотному формированию и исполнению личных планов школьников.

В процессе обучения педагог создает необходимые условия, вооружает школьников технологическими знаниями и практическими умениями, организует работу по их освоению и руководит ею. В результате этого процесса учащиеся проходят путь от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению». Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности.

А закончить свое выступление мне хотелось бы словами  В.А.Сухомлинского: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком". И пусть наши воспитанники будут всегда добрыми, настоящими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность при переходе из начальной в основную школу в связи с переходом к ФГОС

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характер...

«Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов, при переходе из начальной в основную школу».

Эта статья - доклад подготовлен для учителей математики, работающих или собирающихся работать в 5-х классах, а также для учителей, выпускающих 4-ый класс....

"Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу ".

Данный материал предназначен для обмена опытом с коллегами по теме "Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу"....

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...

Доклад «Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в основную»

Задачи развитияМладший подростковый возраст -- 10--11 лет. В это время дети в основном уравновешенны, спокойны, они доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей,...