Статья "Преемственность в организации проектной деятельности учащихся начальной и основной школы"
статья

статья о проектной деятельности в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность в организации проектной деятельности учащихся начальной и основной школы.

Основная задача современного отечественного образования – развитие ребенка. И этот процесс начинается с раннего детства. Ключевым средством развития может выступать проектная деятельность как система планируемых и реализуемых действий, средство достижения поставленных целей и задач, пробуждающее и развивающее творческий потенциал.

Проектная деятельность интегративна – она соединяет в себе игровую, познавательную, творческую и созидательную деятельность. Это делает её привлекательной для педагогической практики. Включая детей в проектную деятельность, педагоги решают ещё одну важную задачу, поставленную новым ФГОС, - формирование УУД.

Данная методика в настоящее время активно применяется и в дошкольных учреждениях, а в начальной и основной школе проектная деятельность выступает средством выполнения требований ФГОС.

Но основные задачи проектного обучения на различных ступенях образования (в дошкольном учреждении, начальной и основной школе) различны.

Цель  проектного обучения в дошкольном учреждении – пропедевтика проектных умений. Непосредственная образовательная деятельность в детском  саду  формирует представления у детей о понятиях проектной деятельности (план, проблема, цель, результат и т.д.) и представление о проектных умениях.

В начальной школе дети готовятся к самостоятельному проектированию. Они  учатся сначала с помощью учителя, а потом  самостоятельно формулировать проблему, цель  проектирования и  ожидаемый результат, планировать свою работу, представлять ход и результат своей деятельности. В групповом проекте учащиеся взаимодействуют друг с другом, договариваются, распределяют работу.

Уже с первой ступени образования развиваются умения разрабатывать замысел и  пути реализации проекта, воплощать этот замысел в продукте, который впоследствии презентуется. Проектная деятельность обеспечивает развитие метапредметных умений, активизацию учебной деятельности, передачу учащимся инициативы в познании, в развитии умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач.

Благодаря использованию проектной методики у  детей развиваются умения наблюдения, измерения, сравнения, моделирования, экспериментирования, умение устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и работать с источниками информации. Кроме того учащиеся проявляют инициативу и  самостоятельность в обучении, критически и творчески работают в сотрудничестве, умеют защищать свои убеждения, оценивать и понимать сильные и слабые стороны аргументов.

В средней школе развитие проектных умений продолжается на предметных проектных уроках и во внеурочной проектной деятельности.

Однако возможности  детей разных возрастных групп, обучающихся на второй школьной ступени,  неодинаковы. В связи с чем можно выделить два этапа возрастного развития в средней школе.

Первый этап – этап «пробно-поисковый» (проб и испытаний) 5-6 классы. Это образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный, без стрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую. 

Второй этап – этап «опыт действия» 7-9 классы. Этап активного приобретения «опыта». Это этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможный видений в учебном предмете.

Цепочка выполненных учащимся проектов  строится по принципу от простого к сложному. Первые проекты такие как «Письмо Деду Морозу» (при изучении темы «Обращение» по русскому языку в 5 классе) или «Моя любимая сказка А.С.Пушкина» (при изучении творчества А.С.Пушкина по литературе в 5 классе) очень просты и индивидуальны. Здесь  учащиеся 5 класса приобретают свой первый опыт от постановки задачи до самостоятельной ее реализации.

Для создания наиболее сложных проектов используется работа в группах, позволяющая наиболее глубоко и разносторонне работать над проектом. Разнообразны и интересны темы проектов: «Готовлюсь к экзамену: как писать изложение», «Русские народные сказки», «Трансформация образа русского богатыря в искусстве», «Что в имени тебе моем…», «По шерсти собаке кличка», «Кто скрывается за ником?», «Когда слова становятся крылатыми?». Законченные работы используются не только как наглядный материал, но и в дальнейшем как источник информации на уроках и во внеурочной деятельности. А  учащиеся, получив и осознав результат первого опыта своей самостоятельной работы,  подготовлены для решения наиболее значимых исследовательских задач  в следующих классах.

Так я осуществляю подготовку учащихся к самостоятельному выполнению индивидуального проекта в средней школе, что является обязательным требованием Федерального государственного образовательного стандарта.

Поэтому необходимо неразрывно и системно формировать и развивать проектные умения детей, обеспечивая опыт проектной деятельности. Это возможно лишь тогда, когда между ДОУ, начальной и средней школой существует преемственность. Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, переход от одной ступени образования  к другой. Необходимо организовать в школе единый развивающий мир  начального и среднего образования. Важно также учитывать физическое развитие детей, познавательную активность, умственные способности, творческое воображение, коммуникативные умения на каждой ступени обучения и развития.  

Задача учителя — обеспечить условия для проявления всех способов познания окружающего мира, людей, природы и самого себя. Создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании общения с ребенком. Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы

         Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально за...

презентация "Организация проектной деятельности учащихся в коррекционной школе VIII вида"

опыт работы по выполнению творческих проектов  м оформлению предметных портфолио учащихся...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Организация проектной деятельности учащихся в коррекционной школе VIII вида.

Организация проектной деятельности учащихся в коррекционной школе VIII вида...

"Краеведение - основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся"

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Сегодня существует множество технологий, которые можно использовать в урочной и...

Организация проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Метод проектов – это определенна...