Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы
статья по английскому языку по теме

Токарева Наталья Николаевна

 

           Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально защищенными, добиться высокого качества жизни. Социальная гибкость, социальная мобильность станут результатом умений планирования, моделирования и проектирования своей жизни. Для достижения этой цели в современной педагогике существует множество инновационных методик. Одной из них является проектная технология.

          В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков обучающихся через умения самостоятельно конструировать свое знание.  А умения ориентироваться в информационном пространстве позволяют развивать критическое мышление. Творчество, самостоятельность, активность являются условиями проектной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Токарева Н.Н.

Особенности организации проектной деятельности обучающихся начальной школы

           Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально защищенными, добиться высокого качества жизни. Социальная гибкость, социальная мобильность станут результатом умений планирования, моделирования и проектирования своей жизни. Для достижения этой цели в современной педагогике существует множество инновационных методик. Одной из них является проектная технология.

          В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков обучающихся через умения самостоятельно конструировать свое знание.  А умения ориентироваться в информационном пространстве позволяют развивать критическое мышление. Творчество, самостоятельность, активность являются условиями проектной деятельности.

      Вкус к знаниям это не столько вкус к запоминанию, сколько радость, восторг от того, что нашел в себе силы, желание к преодолению, достижению, переходу от продуктивной деятельности к креативной – с одной стороны, и с другой – потребность не  просто решать задачи, но и научиться критически относиться к ним.

            Цель метода – индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому ребенку обучаться в наиболее удобном для него режиме.

        Образование рассматривалось Дж.Дьюи как органический процесс развития – полная реализация личностных потенций каждого индивида. И тогда интеллектуальное развитие происходит не как усвоение чужого знания, а как естественная модернизация своего собственного опыта. 

    В настоящее время считаю метод проектов приоритетным в своей педагогической деятельности. Я использую его на всех ступенях  обучения, начиная со второго класса. Хочу акцентировать ваше внимание на особенностях и трудностях реализации метода проектов в начальной школе.

Правила выбора темы

Тема должна быть интересна ребенку.

Тема должна быть выполнима, в ходе выполнения проекта ребенок должен реализоваться как исследователь.

Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.( в 1-2 классе продолжительность проекта до двух недель)

Тема должна быть доступной, соответствовать возрастным особенностям.

Сочетание желаний и возможностей - наличие исследовательской базы, ее отсутсвие приводят к поверхностному решению проблемы, порождают  «пустословие». Это мешает развитию критического мышления.

С выбором темы не стоит затягивать, так как интересы учащихся в этом возрасте ситуативны. Нужно действовать пока интерес не угас.

Структура проекта должна содержать 5-6 этапов, так как необходима более тщательная поддержка со стороны учителя.

         Судьба проекта зависит от того, насколько успешно произойдет погружение в проект. Ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали, потянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям на заключительном этапе. Поэтому    роль учителя велика на первом и последнем этапах.

                    Результаты  должны быть осязаемыми. Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат готовый к использованию в школе, дома.

                      Защита проекта может проходить в форме презентации, где учащиеся докладывают о проделанной работе.

                    Оценка  должна носит стимулирующий характер.  Лучше организовать соревнование с присуждением мест. Можно оформить каждому участнику поощрительные сертификаты за участие в проекте.

Первый этап – тренировочный

Для того, чтобы познакомить учащихся с техникой поведения проекта, понадобиться несколько тренировочных занятий. Уместно использовать карточки с символическим изложение этапов:

Выбрать тему

Подумать

Спросить у другого человека

Получить информацию из книг

Понаблюдать

Посмотреть по телевизору

Провести эксперимент

Обсудить в группе

Подведение итогов, оформление результатов

Представление результатов

Презентация проекта

Размеры карточек – половина альбомного листа. В такой же форме можно предложить темы проектов.

 Далее учитель организует вопросно-ответную работу таким образом, что ребята узнают о значении содержании  каждого этапа и выстраивают логическую цепочку из карточек.

                Основной трудностью организации проектной деятельности в начальной школе является степень самостоятельного участия  ребят в выполнении проекта.

    В УМК  М.З.Биболетовой по английскому языку предусмотрена проектная деятельность в конце каждого раздела. Но материала для выполнения недостаточно. Поэтому учитель предлагает учащимся использовать интернет ресурсы для обеспечения самостоятельного выполнения проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Организация проектной деятельности учащихся в коррекционной школе VIII вида"

опыт работы по выполнению творческих проектов  м оформлению предметных портфолио учащихся...

Особенности организации проектной деятельности в условиях МШДО (Муниципальной школы дистанционного обучения).

Дистанционная форма обучения позволяет в достаточной мере реализовать основные положения модульного обучения через самостоятельную, творческую деятельность учащихся, организацию самоконтроля. В статье...

Представление инновационного педагогического опыта по теме самообразования: "Организация групповой проектной деятельности в начальной школе в условиях группы продлённого дня в рамках реализации ФГОС НОО"

В данной статье приведено обобщение педагогическуого инновационного опыта по теме: "Организация групповой проектной деятельности в начальной школе в условиях группы продлённого дня в рамках реализации...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЭКОНОМИКИ)

Организация проектной деятельности учащихся в школе является одним из приоритетов современного образования. Широко применяется как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Развивающи...

Особенности организации проектной деятельности на уроке в средней школе (из опыта работы учителя математики)

В последнее время одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался, как организация  специальной исследовательской деятельности учащихс...