ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЭКОНОМИКИ)
статья по экономике (10, 11 класс)

Нещадим Анастасия Алексеевна

Организация проектной деятельности учащихся в школе является одним из приоритетов современного образования. Широко применяется как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Развивающие приемы обучения, учебные проекты позволяют лучше узнать способности и интересы учеников, что способствует развитию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. 

Обращение к методу проектов на современном этапе внедрения ФГОС не является случайным, при грамотной разработанности методического сопровождения эта технология имеет неоспоримую ценность. Хорошо организованный проект, обеспеченный продуманным педагогическим руководством, позволяет ребёнку при его выполнении сочетать различные виды познавательной деятельности, повышать уровень компетентности и развивать функциональную грамотность в предметной области учебной дисциплины, в моем случае - в экономике.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нещадим Анастасия Алексеевна,

 учитель

ЧОУ «Немецкая гимназия «Петершуле»

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЭКОНОМИКИ)

Система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Современный выпускник: это всесторонне развитая личность, способная принимать нестандартные решения, умеющая анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию и использовать творчески полученные знания навыки работы, обладающий лидерскими качествами, IT-компетентностью, и что особенно важно, экономической грамотностью.

Методика школьного экономического образования – наука молодая. О необходимости формирования экономической грамотности в нашей стране задумываться стали только в 1990-е годы. Однако до сих пор преподавать экономику в российских школах достаточно трудно. Во многом это объясняется узким спектром методических пособий. Но при этом достаточно много школ, в том числе и наша Гимназия, преподает экономику с 10 класса. И учащиеся все чаще стали выбирать социально-экономический профиль. И это не удивительно, ведь экономика окружает нас повсюду: при получении профессии, устройстве на работу, планировании семейного бюджета, уплате налогов. Привить любовь к молодой науке, заинтересовать, развить творческий потенциал, побудить к самостоятельным исследованиям – вот главная моя цель в преподавании экономики.

Одной из форм проведения уроков я выбрала «Информационное сообщение». Такой метод подготовки к урокам позволяет изучить и  закрепить тему урока. В дополнительных источниках обучающиеся находят что-то интересное, познавательное, посвященное определенной теме. Например,  при изучении темы «Международный рынок предпринимательского капитала» один из обучающихся  провел исследовательскую работу и отыскал «Объем прямых иностранных инвестиций в Санкт-Петербург». Все выступления учащихся  составляют не более 3-5 минут, но их вклад в формирование активной учебно-познавательной деятельности и готовность к саморазвитию очень велик.  Такая  работа «подвигает» ребят на дальнейшую исследовательскую работу, которая проводится в  течение  всего периода обучения.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинноследственные связи.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. [14]

На первом занятии я подготовила список тем, которые могут заинтересовать учащихся с учетом определенных обстоятельств:

•        учитываю содержание школьной программы;

•        учитываю возраст и уровень подготовки обучающихся;

•        интересы у учащихся больше познавательные и прикладные;

•        учитываю особенности личности обучающихся;

•        учитываю практическую значимость ожидаемых результатов.

Формулировка темы должна быть краткой, понятной, проблемной, смыслосодержащей. Необходимо замотивировать учащихся, помочь с поиском информации, обсудить варианты оформления, ознакомить с проведением защиты проектных работ и с системой оцениванием.

Всегда вызывает большой интерес  для самостоятельного исследования тема «Изменение системы налогообложения на протяжении веков в России».  Обучающиеся  с интересом вступают в дискуссии при обсуждении, стоит ли смотреть на Запад и в дальнейшем вводить прогрессивное налогообложение.  Чаще всего старшеклассники сами предлагают темы проектов, которые им интересны.

На завершающем этапе демонстрации и представлении результата учащийся уже подготовил краткое, четкое и отрепетированное представление своей работы. Ученик заранее проинформирован о порядке выступления. Микроклимат во время защиты должен быть обязательно доброжелательным, поддерживающим ребенка в его выступлении.

При оценивании работы учитель делает акцент не только на освоении опорных знаний и умений, но и  на их использовании; на степень активности учащегося; грамотности предлагаемых решений, чёткости выводов; эстетическом оформлении работы; умении презентовать свой труд. Но все оценивание работы учителем однозначно позитивное, позволяющее ребёнку почувствовать произведённый «вклад», осознать личную значимость полученного результата.

 Таким образом,  организуя проектную деятельность старших  школьников, мы убеждаемся в правоте слов “Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания”.

Обращение к методу проектов на современном этапе внедрения ФГОС не является случайным, при грамотной разработанности методического сопровождения эта технология имеет неоспоримую ценность. Хорошо организованный проект, обеспеченный продуманным педагогическим руководством, позволяет ребёнку при его выполнении сочетать различные виды познавательной деятельности, повышать уровень компетентности и развивать функциональную грамотность в предметной области учебной дисциплины.

Действительно, тема проектных работ является актуальной, животрепещущей и очень перспективной. Именно поэтому я выбрала этот механизм формирования общеучебных умений и навыков, а при глубокой проработки этой технологии, при внедрении в учебный процесс даст ребенку не только новый опыт работы, но и решит серьезную учебную задачу, поможет развить функциональную грамотность.

Литература:

  1. Гершунский Б.С. Образование как результат: грамотность – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет // Философия образования : учеб. Пособие для высш. И сред. Пед. Учеб. Завдений. М.: МПСИ: Флинта, 1998.
  2. Никольская И.Л. О единой линии воспитания логической грамотности при обучении математике // Преемственность в обучении математике. Пособие для учителей: Сб. статей. / Сост. A.M. Пышкало.- М.: Просвещение, 1974.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп.— М.:АРКТИ, 2008. — 80 с. (Метод, биб-ка). ISBN 5-89415-400-6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации проектной деятельности на уроке английского языка

При реализации стратегий личностно-ориенгарованного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он становится организатором самостоятельной работы уч...

Методическое выступление: "Бизнес-план на уроках экономики в школе (из опыта работы).

Чтобы приблизить уроки экономики в школе к реальной жизни можно использовать метод создания ученических бизнес-планов. а чтобы учащимся было интереснее работать над материалом - приглашать представите...

Организация проектной деятельности учащихся при изучении курса химии. Из опыта работы.

Организация проектной деятельности на уроках химии и во внеурочное время....

Особенности организации проектной деятельности в условиях МШДО (Муниципальной школы дистанционного обучения).

Дистанционная форма обучения позволяет в достаточной мере реализовать основные положения модульного обучения через самостоятельную, творческую деятельность учащихся, организацию самоконтроля. В статье...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...

Особенности организации проектной деятельности на уроке в средней школе (из опыта работы учителя математики)

В последнее время одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался, как организация  специальной исследовательской деятельности учащихс...

Особенности организации проектной деятельности на уроке английского языка.

   В обучении иностранному языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают мето...