Организация проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе.
методическая разработка по алгебре на тему

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Метод проектов – это определенная совокупность учебно-воспитательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в процессе самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Можно сказать, что метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. В ходе проектной деятельности учащиеся достигают цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом, обладающим субъективной и объективной новизной. Отсюда видно, что проектное обучение отличается от других форм деятельности: 
• наличием идеи, предлагающей новое решение существующей проблемы; 
•вещественной формой конечного результата; 
•необходимостью реализации проекта; 
• возможностью массового использования и результатами проектирования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной  деятельности учащихся в  общеобразовательной школе.

        Работа учителя математики

        Свердловской СОШ №2 ЩМР МО

         Сушковой Э.А.

 В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера. Оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:

  • постановку проблемы,
  • изучение теории, посвященной данной проблематике,
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
  • научный комментарий,
  • собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.

  Если в науке главной целью является производство новых знаний,  то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний  (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
        Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Метод проектов – это определенная совокупность учебно-воспитательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в процессе самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Можно сказать, что метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. В ходе проектной деятельности учащиеся достигают цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом, обладающим субъективной и объективной новизной. Отсюда видно, что проектное обучение отличается от других форм деятельности: 
• наличием идеи, предлагающей новое решение существующей проблемы; 
•вещественной формой конечного результата; 
•необходимостью реализации проекта; 
• возможностью массового использования и результатами проектирования. 

       До работы над проектом проводится мозговой штурм – стратегия, которая помогает ученикам выдвигать многообразие идей по учебной теме, не опасаясь упреков и критики. Вначале попросить учеников предложить как можно больше идей по данной теме, и поощрять их предлагать включать неожиданные идеи, новые необычные техники, идеи, которые следуют из предыдущих обсуждений. Дать проекту название. Разделиться на группы по интересам: теоретики, историки, исследователи, практики, творческая группа.

 В ходе работы учащиеся ведут записи о проделанной работе, личном вкладе в работу группы, оценивают работу, и пр. в личной карте участника проекта.

 Ученики решают и составляют задачи, тесты, кроссворды, участвуют в защите проекта, пишут контрольную работу.

Рефлексия. После окончания проекта ученики и учитель делятся впечатлениями о работе, планируют участие в других проектах, работают над ошибками.

В центре проектной деятельности находится ученик, у которого появляется возможность реализовать себя, проявить активность, ощутить успех. Ученик имеет возможность применить собственный опыт, соединить теоретические и практические знания, умения, навыки. 
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. 
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

 Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательской деятельности. 
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних - инициатором может являться учитель, тему проекта подсказывает учебная ситуация по предмету. Целью таких проектов является углубление и систематизация знаний учащихся по учебной теме. В других случаях - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Пример:

При защите проекта «Параллельные прямые- везде!».

Основополагающий вопрос Каким бы был мир, если бы в нем не было параллельности?             

Гипотеза:Без параллельных прямых  невозможна наша жизнь!

Проблемные вопросы учебной темы  Как повлияло на развитии человечества открытие параллельных прямых? Могут ли параллельные прямые пересекаться? Мир без параллельных прямых…это фантастика или реальность?

Учебные мероприятия

•        Определение названия проекта. Деление на группы по интересам.

•        Распределение обязанностей в каждой группе, обсуждение плана исследования, возможностей оформления результатов.

•        Самостоятельная исследовательская работа. Поиск информации в учебнике, энциклопедиях, Интернете. Заполнение личной карты участника проекта.

•        Оформление результатов деятельности. Ученики выбирают форму представления результатов, готовят буклет,  знакомятся с критериями оценки.

•        Решение задач, тестов и кроссвордов, подготовленных группами. Учитель так же может предложить свои тесты, задачи, кроссворды.

•        Защита проекта. Можно пригласить других учеников, родителей, учителей в качестве экспертов. Каждая гриппа представляет результаты своей деятельности. Оценка выступлений экспертами.

•        Контрольная работа.

•        Работа над ошибками. Анализ проделанной работы. Рефлексия.

Темы проектов должны относиться к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету. 
Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

Этапы работы над проектом 
1. Беседа учителя, где выдвигается проблемная ситуация. 

2. Постановка проблемы  (Самый важный и сложный момент.  Дети  школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут.  Здесь необходима помощь учителя - через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.). 
3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме и распределение по группам (может быть самостоятельный выбор темы проекта по поставленной проблеме и выполнение работы) .
4. Определение цели и задач проекта. (в группе или самостоятельно) 
На первых порах – цели и задачи ставятся вместе с учителем. 
5. Составление плана работы над проектом. 
На первых порах  – дети работают по готовому плану. На последующих этапах  - заполнение шаблона разработки проекта( маршрута исследования) выполняется самостоятельно (идея, тема, цель проекта, основополагающий и проблемные вопросы) .
6. Сбор информации: анализ предметной и дополнительной литературы; 
опрос; использование коммуникативных источников; посещение музеев, выставок, библиотек.
7. Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение. 
8. Подведение итогов, составление портфолио (папка документов). 
9. Защита проекта. 
10. Конечный этап работы над проектом – рефлексия. 

Рефлексия:

Ответь, пожалуйста, на вопросы:

- Зачем нам нужен был этот проект?

- Что удивило?

- Что понравилось больше всего?

- Чему новому ты научился?

- Работа, какой группы тебе особенно понравилась? Почему?

- Что бы ты хотел изменить, работая над следующими проектами? 

Закончи предложение:

- Своей работой над проектом я доволен (не доволен), так как…

- Мне понравилось (не понравилось) работать в своей группе, потому, что…


С помощью метода проектов возможно научить учащихся: 
• выявлять и формулировать проблемы; 
• проводить их анализ; 
• находить пути их решения; 
• находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации. 


После завершения проекта учащиеся смогут:

  • Находить информацию, ориентироваться в информационном пространстве
  • Делать обобщения, выводы из ситуаций
  • Самостоятельно конструировать свои знания
  • Решать задачи, демонстрировать знания
  • Ознакомиться с историей развития знаний   и сферах их применения .

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы."

работа прочитана на педагогических чтениях " Теория и практика деятельностного подхода в образовании"...

Научное общество учащихся как способ организации исследовательской деятельности в школе

Практически в любом образовательном учреждении создано научное общество. Основной целью деятельности НОУ  является выявление и развитие интеллектуальных способностей учащихся....

Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы

         Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально за...

статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"

статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе"...

Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли».Лев Николаевич Толстой...