Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования
статья (география) на тему

 

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»

 «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли».

Лев Николаевич Толстой

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Организация  деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования.

                 Стать выше себя не просто,                                                                                                            И всем по плечу едва ли,                                                                                                                                               Но все мы такого роста,                                                                                                                                   Какой потолок избрали

                                Т.Смирнова

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»

 «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли».

Лев Николаевич Толстой

  «Лилия Леонидовна, можно ли предсказать погоду на завтра? Какая погода ожидается в 2010-2011 году? Правда  ли, что аномально жаркая погода прошлого года, может повториться и в этом году?», – спросил у меня Тремаскин Илья  на уроке географии . Результатом этого вопроса явилась исследовательская работа: « О проявлении периодичности климатических постоянных на территории города Саранска».

     Так простой вопрос привел к успешной самообразовательной деятельности.  Правда ли, что спехи учеников – это результат усилий только  учителей? Прошли годы, и меня, учителя , учит пользоваться сотовым телефоном  мой теперешний одиннадцатилетний ученик. Учиться у ученика? Да, учусь. Может и в этом залог успеха совместной работы ученика и учителя? Успех учителя в сотрудничестве с учеником. Учитель перестает быть учителем, когда перестает учиться сам. Как делом ответить на слова Ушинского «развить в ученике желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания… Обладая такой умственной силой, человек будет учиться всю жизнь, что конечно и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения»?

Самообразование - так называется образование, которое получается, вне какой бы то ни было школы,путем самостоятельного изучения отдельных наук и чтения серьезных книг. Обучение в школе не исключает необходимости в  самообразовании: одна школа не может дать всего, что нужно знать образованному человеку и что такой человек хочет знать. Общее образование, сообщаемое средней школой, не может быть полным, и потому учащиеся должны почерпать свои знания не только из учебников и классного преподавания, но и из самостоятельного получения новых знаний из различных источников информации. Основной  путь повышения качества знаний учащихся в современных  условиях – это реализация модели «трех С»: самообразование, самовоспитание и саморазвитие.  

 «Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;

приобретение систематических знаний, необходимых для познания окружающей действительности.

        Успех  же самообразования  зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности ребенка, среди которых первостепенными являются:

1.Осознание   персональной  необходимости   в приобретении дополнительных знаний

2.Обладание необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа.

3.Умение отбирать  знания необходимые для решения вставшей проблемы;

 Потребность “во внешних впечатлениях” начинает проявляться у ребенка на первом месяце его жизни, а затем перерастает в собственно познавательную потребность, т. е. в стремление к познанию окружающего мира. Чтобы первичная потребность в “новых впечатлениях”, а затем  детская любознательность превратились в познавательную потребность, необходим ряд условий.

Во-первых, уже в раннем детстве необходимо интенсивное нарастание впечатлений от полученной информации.

Во-вторых, чтобы стремление овладеть знаниями превратилось в познавательную потребность, оно должно удовлетворять именно собственные мотивы, причем необходимо неоднократное повторение данной деятельности и закрепление ее в качестве привычной.

В-третьих, важно осознание ребенком действительной нужды в познании, разнообразие способов удовлетворения возникающей необходимости в знаниях и обеспечение положительного эмоционального переживания, как процесса, так и результата познавательной деятельности.

В формировании у учащихся стремления удовлетворить свои познавательные потребности и интересы путем самообразования основными движущими силами являются следующие внутренние противоречия в их различных сочетаниях:

  1. между возникшей у ученика необходимостью решения той или иной познавательной или практической задачи и имеющимися у него в данный момент знаниями (их недостаточностью);
  2. между стремлением удовлетворить появившийся познавательный интерес и ограниченными возможностями приобрести эти знания в условиях школьного обучения непосредственно на уроке;
  3. между достигнутым уровнем знаний и новыми (возникшими на этой основе) потребностями в более совершенных знаниях как предпосылке для более глубокого изучения данной дисциплины;

Познавательная потребность, побуждающая самообразование, формируется в активной общественно и личностно значимой самостоятельной деятельности учащихся. Необходимо, чтобы познавательная деятельность имела подкрепление в форме положительных эмоциональных переживаний, сначала от достигнутых успехов, а в дальнейшем и от самого познавательного процесса. Успешное решение познавательных задач, да еще снискавшее похвалу учителя и одобрение товарищей, вызывает положительные интеллектуальные чувства. Повторяющиеся переживания удовлетворения интеллектуальной деятельностью становится устойчивой потребностью в знании, имеющей внутренней характер  саморазвития.

Таким образом, в психологическом отношении подготовка учащихся к самообразованию состоит, прежде всего, в формировании у них действенной потребности в знаниях. При ее формировании необходимо учитывать и создавать соответствующие условия.

Во-первых, чтобы знания приобрели личностно значимый характер для учащегося, так как общественное мнение коллектива оказывает большое влияние на формирование взглядов, убеждений и стремлений учащихся. Важно, чтобы образцом для подражания, идеалом учащегося были умные, эрудированные, преданные делу люди, умеющие строить жизнь и управлять ею, чтобы интеллект, положительные качества ума высоко ценились, отмечались и поощрялись в детских коллективах.

Во-вторых, в процессе всего обучения у учащихся должна складываться устойчивая установка на необходимость овладения знаниями в течение всей жизни независимо от того, какой деятельностью в будущем они будут заняты.

В-третьих, потребность в знаниях и некоторые формы самообразовательной деятельности учащихся необходимо развивать на каждом этапе обучения с учетом их возрастных особенностей. Если познавательные потребности, характеризующиеся увлечением умственной деятельностью и бескорыстным стремлением к истине, учителю не удастся сформировать у школьников с их повышенной восприимчивостью, впечатлительностью и высокой обучаемостью, то в дальнейшем это часто приводит к неуспеваемости, пассивности, как в умственной работе, так и во многих других сферах жизни.

Самообразование – как одна из форм познавательной деятельности человека возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешний стимул должен вызвать адекватный внутренний побудитель – мотив.

Мотивы – это то, что является внутренней причиной той или иной деятельности, поведения или поступка, что непосредственно вызывает их и “оправдывает”. Мотив - это побудительная причина действия, повод к действию, движущая сила учения.

1) Мотивы непосредственно побуждающие:любовь к учителю, интересное ведение учителем уроков, новые наглядные пособия;

2) Мотивы перспективно побуждающие: желание заниматься каким-либо предметом; интерес к определенной деятельности; 3)Желание заслужить одобрение коллектива;

 4)Могут быть и отрицательные мотивы, такие как: страх перед строгим учителем, нежелание иметь плохие оценки;

5) Мотивы интеллектуального побуждения :стремление найти ответ на волнующий вопрос или поставленную проблему, чувство удовлетворения от процесса мыслительной деятельности;

6) Мотивы социальные:сознание долга ответственности, стремление выработать мировоззрение, миропонимание окружающей действительности.

Для возникновения стремления к самообразовательной деятельности необходимы:

-наличие общественного требования о необходимости самообразования;

-осознание необходимости самообразования;

 -наличие внутренних побуждений и добровольной, дополнительной самостоятельной, систематической познавательной деятельности;

- овладение системой умений самостоятельного поиска и использования различных источников знаний.

Развитие мотивов самообразования обусловлено как внешними стимулами, так и индивидуальными особенностями личности, возрастом учащихся. Стимулы, постоянно вносимые учителем в учебный процесс, успешно корректирует самообразование школьника: изменяют при необходимости мотивацию самообразования, его содержание и широту, повышают познавательную активность, способствуют выбору источников познания.

Стимулы, применяемые учителем, могут выходить за рамки самого учебного процесса. Таковыми являются подчеркивание важности самообразования в наши дни, его необходимости для человека; фиксация внимания на примере успехов людей, занимающихся самообразованием (в том числе и учащихся школы) в самом учебном процессе. Некоторые из них заложены в содержании материалов урока: привлечение новейших достижений науки, обзор литературы по теме, показ практической значимости материала, его перспективности для различных профессий и т.д. Некоторые методы и формы организации учебной деятельности школьников также могут содержать в себе стимулы к самообразованию. К ним относятся решение проблем, требующих широкой ориентировки в предмете; задавание вопросов на уроке; выполнение самостоятельных работ, в том числе и творческих (подбор рациональных способов решения задач, придумывание новых вариантов задач, сравнение материалов темы по нескольким источникам и т. д.); дополнение учащимися материала на уроке сведениями из прочитанной литературы и др. Например, разнообразие в проведении уроков обобщения в виде уроков-зачетов в игровой форме, уроков-праздников, школьных олимпиад и т. п. требует от ученика решение различных заданий, требующих широкой ориентировки в предмете, и в то же время, развивает интерес к предмету.

Стимулирование школьников к самообразованию, осуществляемое на уроке, продолжается во внеклассной работе, где значимыми являются мероприятия, которые подводят итог предыдущей длительной работы. К ним относятся: “предметные недели”, научно-практические конференции, презентации работ различных спец. курсов и т. п. Стимулирование самообразования должно опираться на формирующиеся познавательные интересы школьников, на профессиональные интересы в старших классах, на уровень притязаний учащихся. Причем следует стремиться к тому, чтобы влияние учителя гармонировало со сложившейся у каждого школьника структурой мотивов самообразования. Например, наказание не может являться эффективным стимулом самообразования, а поощрение за успехи в самообразовательной деятельности играет немалую роль, так как укрепляет у ученика мнение о пользе этой деятельности, фиксирует уровень его притязаний, влияет на эмоциональную сферу.

Внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие процесса самообразования

Таблица 1.

Внешние факторы

Внутренние факторы

  1. различные предметы и явления окружающей среды, вызывающие интерес и желание их познать;
  2. приемы, используемые учителем: домашний эксперимент, элементы развивающего и проблемного обучения, одобрение и др.;
  3. стимулы, применяемые учителем, выходящие за рамки учебного процесса: подчеркивание важности самообразования, пример людей, добившихся успеха с помощью самообразования и др.;
  4. стимулы, заключающиеся в самом учебном процессе: привлечение новейших достижений науки и техники, обзор литературы по теме, показ практической значимости материала, показ перспективности для различных профессий и т.д.;
  5. методы и формы организации учебной деятельности решение проблем, требующих широкой ориентировки в предмете.
  1. познавательней интерес к определенной области знаний;
  2. социально значимые мотивы (свое место в жизни, осознание значе-ния знаний, самоусовер-шенствование);
  3. профессиональный интерес – побудительная причина самообразования школьников;
  4. связь с жизнью.

Видный знаток искусства обхождения с людьми Даниель Карнеги утверждает: на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать, и заключается он в том, чтобы заставить захотеть это сделать. А известный американский философ и педагог Д.Дьюи утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является “желание быть значительным”.

В основе педагогического стимулирования лежат подтвержденные жизнью правила педагогической деятельности:

  1. опирайтесь на желания. Задача педагога – сменить направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями;
  2. используйте идентификацию. Подталкивайте ваших питомцев к нормальным человеческим желаниям, оформляйте их смутные стремления в прагматические потребности. Среди множества способов обратить “побочные” интересы в мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования есть один, опирающийся на склонность детей и подростков к яркому образу, красивой форме. В трудных случаях учитель будет идти от формы к содержанию, от эмоций к логике – тогда у него появится больше шансов заинтересовать учащихся своими целями. Драматизируйте свои идеи, советует Д.Карнеги, подавайте их эффектно, ярко:
  3. говорите о том, что интересует учащихся, ваша цель переориентировать интересы школьников на воспитание и дидактические цели;
  4. используйте намерения, которые возникают на основе потребности;
  5. поощряйте желание добиться признания;
  6. признавайте достоинства;
  7. одобряйте успехи;
  8. сделайте работу привлекательной;
  9. дайте обучаемому шанс;
  10. обращайтесь к самолюбию;
  11. показывайте достижения;
  12. хвалите.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования.

Слайд 2

« Плохой учитель преподносит истину , хороший учит ее находить » «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли». Лев Николаевич Толстой

Слайд 3

«Каждый учитель должен развить в ученике желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания… Обладая такой умственной силой, человек будет учиться всю жизнь, что конечно и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения»? К.Д.Ушинский

Слайд 4

«Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний, необходимых для познания окружающей действительности. Основной путь повышения качества знаний учащихся в современных условиях – это реализация модели «трех С»: самообразование, самовоспитание и саморазвитие.

Слайд 5

Успех же самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности ребенка, среди которых первостепенными являются: Осознание персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний; Обладание необходимым умственным развитием , способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа; Умение отбирать знания необходимые для решения вставшей проблемы;

Слайд 6

Условия самообразования: Во-первых, чтобы знания приобрели личностно значимый характер для учащегося, так как общественное мнение коллектива оказывает большое влияние на формирование взглядов, убеждений и стремлений учащихся. Во-вторых , в процессе всего обучения у учащихся должна складываться устойчивая установка на необходимость овладения знаниями в течение всей жизни независимо от того, какой деятельностью в будущем они будут заняты В-третьих , потребность в знаниях и некоторые формы самообразовательной деятельности учащихся необходимо развивать на каждом этапе обучения с учетом их возрастных особенностей.

Слайд 7

Мотивы непосредственно побуждающие : любовь к учителю, интересное ведение учителем уроков, новые наглядные пособия;

Слайд 8

Мотивы перспективно побуждающие: желание заниматься каким-либо предметом; интерес к определенной деятельности; Желание заслужить одобрение коллектива;

Слайд 9

Могут быть и отрицательные мотивы, такие как: страх перед строгим учителем, нежелание иметь плохие оценки;

Слайд 10

Мотивы интеллектуального побуждения: стремление найти ответ на волнующий вопрос или поставленную проблему, чувство удовлетворения от процесса мыслительной деятельности;

Слайд 11

Мотивы социальные : сознание долга ответственности, стремление выработать мировоззрение, миропонимание окружающей действительности.

Слайд 12

- наличие общественного требования о необходимости самообразования; -осознание необходимости самообразования; - наличие внутренних побуждений и добровольной, дополнительной самостоятельной, систематической познавательной деятельности; - овладение системой умений самостоятельного поиска и использования различных источников знаний.

Слайд 13

Внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие процесса самообразования Внешние факторы различные предметы и явления окружающей среды, вызывающие интерес и желание их познать; приемы, используемые учителем: домашний эксперимент, элементы развивающего и проблемного обучения, одобрение и др.; стимулы, применяемые учителем, выходящие за рамки учебного процесса: подчеркивание важности самообразования, пример людей, добившихся успеха с помощью самообразования и др.; стимулы, заключающиеся в самом учебном процессе: привлечение новейших достижений науки и техники, обзор литературы по теме, показ практической значимости материала, показ перспективности для различных профессий и т.д.; методы и формы организации учебной деятельности решение проблем, требующих широкой ориентировки в предмете. Внутренние факторы познавательней интерес к определенной области знаний; социально значимые мотивы (свое место в жизни, осознание значения знаний, самоусовершенствование ); профессиональный интерес – побудительная причина самообразования школьников; связь с жизнью.

Слайд 14

На свете есть только один способ побудить людей что-то сделать, и заключается он в том, чтобы заставить захотеть это сделать Дейл Корнеги .

Слайд 15

Глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является желание быть значительным. Д.Дьюи

Слайд 16

Правила педагогической деятельности: правила педагогической деятельности: опирайтесь на желания. Задача педагога – сменить направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями; используйте идентификацию. Подталкивайте ваших питомцев к нормальным человеческим желаниям, оформляйте их смутные стремления в прагматические потребности. Среди множества способов обратить “побочные” интересы в мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования есть один, опирающийся на склонность детей и подростков к яркому образу, красивой форме. В трудных случаях учитель будет идти от формы к содержанию, от эмоций к логике – тогда у него появится больше шансов заинтересовать учащихся своими целями. Драматизируйте свои идеи, советует Д.Карнеги, подавайте их эффектно, ярко: говорите о том, что интересует учащихся, ваша цель переориентировать интересы школьников на воспитание и дидактические цели; используйте намерения, которые возникают на основе потребности; поощряйте желание добиться признания; признавайте достоинства; одобряйте успехи; сделайте работу привлекательной; дайте обучаемому шанс; обращайтесь к самолюбию; показывайте достижения; хвалите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.

Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.В каждом классе нашей школы , как в любой школе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по...

Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования

Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования...

Организация внеурочной деятельности педагога как важнейший фактор повышения качества образования и обязательная составляющая ФГОС ОО

В докладе указана вся внеурочная деятельность учителя, которая призвана мотивировать учащихся к изучению биологии....

Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация и дифференциация как важнейший фактор повышения качества образования»

Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация и дифференциация  как важнейший фактор повышения  качества образования»...

Самообразование педагогов – как фактор повышения качества образования учащихся.

Самообразование педагогов – как фактор повышения качества образования учащихся. ¨Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д...

Сохранение психологического здоровья педагогов как важный фактор повышения качества образования

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение психологического здоровья педагогов...

Работа с одаренными детьми как важнейший фактор повышения качества образования

В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных является весьма актуальной. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность дос...