Организация внеурочной деятельности педагога как важнейший фактор повышения качества образования и обязательная составляющая ФГОС ОО
статья по биологии на тему

В докладе указана вся внеурочная деятельность учителя, которая призвана мотивировать учащихся к изучению биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneur_deyatelnost.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация внеурочной деятельности педагога как важнейший фактор повышения качества образования и обязательная

составляющая ФГОС ОО»

         Федеральный государственный образовательный стандарт на законодательном уровне закрепил положения и особенности организации внеурочной деятельности. Теперь каждый ученик России является важным звеном во внеклассной работе. Пункт 13 раздела III ФГОС общего образования гласит, что «Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность». Внеурочная деятельность в рамках данного нормативно-правового акта должна организовываться «по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)».

Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. Формирование нравственного и социального здоровья является целью внеурочной деятельности.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

 «Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника основной школы складывается из следующих компонентов:

  • любовь к своему краю, его культуре и духовным традициям;
  • осознание и понимание ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • познание мира, осознание ценность труда, науки и творчества;
  • социальная  активность,
  • уважение других людей, умение  вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполнять правила здорового и безопасного образа жизни;
  • воспитание экологической культуры.

Личностные результаты

В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:

  • освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
  • сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового и безопасного образа жизни.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;
  • бережное отношение к природе.

Коммуникативные результаты

  •  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  •  аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  •  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  •  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные результаты

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • • основам ознакомительного, творческого, усваивающего чтения;

Принципы и особенности организации внеурочной деятельности

  • Принцип гуманистической направленности. В максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников.
  • Принцип вариативности. Культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
  • Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
  • Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
  • Принцип социального заказа
  • Принцип целостности
  • Принцип личностно-деятельностного подхода
  • Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
  • Принцип кадровой политики

Модель организации внеурочной деятельности школы – модель корпоративной школы, так как внеурочная деятельность реализуется силами образовательного учреждения, дети объединены по интересам и поставленным образовательным задачам.  

  1. Направления  реализации  программы

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности:

  • духовно-нравственное,
  • социально-психологическое
  • интеллектуальное,
  • общекультурное,
  • спортивно-оздоровительное

 Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.

Результаты и формы внеурочной деятельности по направлениям:

Духовно-нравственное направление.

Цель: формирование  у школьников ориентаций на общечеловеческие нравственные и эстетические ценности. Формирование у школьников социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, навыков общения со сверстниками, со взрослыми людьми, с окружающим миром.

Результаты: сформированное позитивное отношение школьников к общечеловеческим ценностям нашего общества. Формирование у школьников знаний о нормах поведения человека в обществе, положительного отношения к школе, селу, к общечеловеческим ценностям общества (отечество, труд, познание, жизнь, человек).

Формы работы: творческая мастерская, беседы, чтение художественных произведений, публикации на сайте школы, экскурсионная деятельность, выставки работ.

Интеллектуальное направление.

Цель: развитие интеллектуальных способностей каждого ребёнка через формирование познавательного и эмоционального интереса, интенсивное накопление знаний о мире математики.

Результаты: сформированность у школьников знаний о нормах поведения в совместной деятельности, о способах действий, позитивного отношения к математике, проектные работы, создание базы данных.

Формы работы: форумы, конкурсы, игры-путешествия, олимпиады, игры, практическая работа.

Художественно-эстетическое направление.

Цель: формирование у школьников эстетических знаний, развитие эстетического интереса к танцу как к искусству, изучение танцев народов мира

Результаты: сформированность у школьников позитивного отношения искусству, участие в школьном танцевальном клубе, развитие пластики и чувства ритмики

Спортивно-оздоровительное направление.

Цель: формирование здорового образа жизни школьников, способствующего познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Результаты: сформированные знания о здоровом образе жизни, жизненной активности, физической гибкости, участие в соревнованиях.

Формы работы: игровые занятия.    

Проектная деятельность.

Цель: формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов

Результаты: развитие творческих способностей, логического мышления, стремления самому открывать новые знания и умения проявлять их в современной действительности

Формы работы: групповая, индивидуальная работа над проектами с использованием сервисов интернета (Веб 2.0), участие в конкурсах проектов разного уровня.

  1. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации,  отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

Задача диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Объекты мониторинга:

 Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы; сохранность контингента всех направлений внеурочной работы; анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями)

 Личность самого воспитанника (вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ)

 Детский коллектив (развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений)

         Из опыта работы (презентация)

1.Участие в предметных и других олимпиадах:(Слайд1)

   Учащиеся систематически принимают участие в олимпиадах, занимая призовые места. В прошедшем учебном году в районной предметной олимпиаде Домашенко Ксения(11кл) заняла 2 место, так же призовое место занял ученик 8 класса Котлов Михаил.

  Ксюша была призером краевой олимпиады, проводимой Аграрным университетом и была награждена ценным подарком.

  Ежегодно учащиеся участвуют в районном конкурсе УПБ. В этом году Бербенцева Алена в конкурсе садоводов заняла 2 место, в конкурсе бригадиров Михайлов Данил занял так же 2 место.

  Учащиеся нашей школы участвовали так же в олимпиаде «Олимпус».

 2.Проведение экскурсий. (Слайд2)

   Интереснее и результативнее проходят экскурсии, связанные с туристическими поездками. Наиболее запоминающимися были экскурсии:

  -В ботанический сад(оранжерея) в г. Астрахани. С восторгом рассматривали пальмы, высаженные 150 лет назад местными купцами, находящиеся под огромным стеклянным куполом, там же произрастает много тропических растений (циссус ромбический и др.). Там же находились экзотические животные(крокодил, обезьяна, пираньи, попугай и др).По дороге к Астрахани видели лотосы.

  -Поездка в Теберду и Домбай сопровождалась посещением Тебердинского биосферного заповедника. Посетили вольеры с животными,музей, познакомились с экологическим состоянием флоры и фауны данного региона. Во время прогулок по лесу дети рассматривали накипные, кустистые (бородач)и листовые лишайники, многообразие хвойных, упавшие ели со слабой корневой системой.

  -Экскурсия в ботанический сад в г.Ставрополе. Большое разнообразие видов и сортов растений (140 сортов сирени), очень понравилась экскурсия по оранжерее.

 3Научные конференции. (Слайд3)

      Приняли участие в региональной научно-практической конференции, проводимой в нашем районе, организованной Федосовым В.Н. Одним из основных вопросов-экологическое состояние озера Маныч и прилегающих территорий. Познакомились с новыми интересными сведениями (сохранение генофонда на сайгачьих фермах, Карл Бэр исследовал Маныч, посещал Дивное).

  4Проектная деятельность. (Слайд4)

 Проекты используются на разных уровнях: классном,общешкольном, муниципальном. Наиболее интересны такие проекты как «Редкие и исчезающие растения Апанасенковья», «Птицы озера Маныч», «Влияние тяжелых металлов на активность фермента каталазы». В последнем проекте проведены лабораторные исследования и собраны интересные сведения об аккумулировании свинца в организме человека, его влиянии на нервную систему, психику и поведение человека, источники заражения.

 5.Классные часы. (Слайд5)

  На классных часах проводились беседы с просмотром видеофильмов о здоровом образе жизни, правильном питании, вреде алкоголя и курения

 6.Недели биологии, праздники, семинары, игры, конкурсы. (Слайд6)

    Во время проведения недели биологии ребята готовили фотовыставку, рисунки, плакаты, стихи по экологической тематике и здоровом образе жизни.

7.Работа на пришкольном участке повышает знания по многообразию растений (топинамбур, фенхель, спаржа, гибисскус, черноголовник и т.д.), формирует коммуникабельность, трудолюбие, экологическую культуру учащихся.(Слайд7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и утверждении рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности.

ПРИМЕРНОЕ  ПОЛОЖЕНИЕо  разработке и утверждении рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности....

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической д...

Профессиональный рост педагога, как фактор повышения качества образовательной деятельности.

      Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного ...

Сборник. Региональная научно-практическая конференция педагогических работников образовательных организаций СПО Воронежской области «Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной компетенции»

Сборник. Региональная научно-практическая конференция педагогических работников образовательных организаций СПО Воронежской области «Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной комп...

Статья на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА"

Коренные преобразования в социально-экономической жизни общества определили новые требования к качеству образовательного результата в нашей стране, изменили взгляды на ценности и цели образовательной ...

Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.

    Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....