Организация внеурочной деятельности как позитивный фактор формирования планетарного мышления школьников
статья по математике (10, 11 класс)

Виноградова Галина Владимировна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности как позитивный фактор формирования планетарного мышления школьников.

 

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно решение задач их воспитания.

Согласно новому базисному учебному плану общеобразовательных учреждений организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В образовательных учреждениях доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; трудовая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане нашей школы выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, игровая). Проектная деятельность может быть реализована в любом из видов внеурочной деятельности. Она представляет собой приоритеты при организации внеурочных занятий.

 При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Являясь учителем математики образовательной школы, стараюсь привлечь своих учеников к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских конференциях различного уровня. Мои ученики – активные участники городской открытой научной конференции молодых исследователей, открытого конкурса проектов и учебно-исследовательских работ , всероссийских дистанционных олимпиад проекта «Инфоурок», олимпиады по математике для 5–11 классов , дистанционной олимпиады РОСТконкурс, всероссийского открытого заочного конкурса «Интеллект-экспресс», международной олимпиады по основам наук по предмету «Математика», международной конкурс-игры по математике «Кенгуру», муниципальной конференции научно – исследовательских работ.

   Эффект – это последствия результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенные в процессе написания исследовательского проекта «Физика на кухне» знания, позволили ученице 6 класса усвоить некоторые вопросы физики, изучить которые ей предстоит только в 7 классе. А другой учащийся может рассказать о происхождении и видах иллюзий.

Результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его компетентности. Но развитие личности ребенка зависит и от его собственных усилий, от воспитательных «вкладов» в него и семьи, и друзей, и ближайшего окружения. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. И здесь большую роль играет понимание педагогом цели и смысла педагогической деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем. Именно учитель выступает в роли носителя положительного социального знания и повседневного опыта. В качестве примера можно привести  опыт работы учителя в качестве классного руководителя. С ним ребята отправляются в путешествие в такие замечательные города нашей страны, как Калуга, Санкт-Петербург, Москва и другие. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой среде ребенок впервые получает практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Одним из видов внеурочной деятельности нашего учебного заведения является туристско-краеведческая деятельность. В школе создан музей силами педагогов иучащихся. В этом году к празднованию столетия школы все классы работают над различными проектами. Ежегодно в нашем городе проводится городской турслет, в котором принимают активное участие ученики нашей школы.

 Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания детей. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности. Приемлемы такие формы, как: дебаты, тематический диспут, дискуссия с участием внешних экспертов. В нашем образовательном учреждении применяются следующие формы достижения результатов внеурочной деятельности: кружки, факультативы по предметам, олимпиады, марафоны, конференции, экскурсии, детские исследовательские проекты. Проводятся развлекательные игры: «КВН», деловые игры. Проводим трудовой десант по сбору макулатуры, День Здоровья, военно- спортивную игру «Зарница», экскурсии, походы выходного дня.

  Внеурочная работа сегодня понимается преимущественно как дея- тельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально – педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, учителем-предметником с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Только творческий саморазвивающийся учитель может быть образцом и стимулом для творческого саморазвития своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД при организации внеурочной деятельности школьников

Работа в 1 классе по органицазии внеурочной деятельности (кружковая работа)...

Организация проектной деятельности как необходимый компонент формирования ключевых компетенций школьника

Компетентность – один из терминов, появившихся в педагогической науке и практике совсем недавно, но ставший едва ли не наиболее часто встречаемым в публикациях последнего времени. Именно компетентност...

Формирование планетарного мышления на уроках Английского языка

Данная статья посвящена теме глобального образования,образования,формирующего планетарное мышление.Задача глобального образования - воспитание гражданина мира, человека, ответственного не только за св...

Формирование инженерного мышления школьников посредством курса внеурочной деятельности "Образовательная робототехника"

Стастья "Формирование инженерного мышления школьников посредством курса внеурочной деятельности "Образовательная робототехника" "...

статья «Синергийность художественного текста как условие формирования планетарного мышления средствами учебного предмета «Литература»

В статье рассказано о синергийности художественного текста как условии формирования планетарного мышления средствами учебного предмета «Литература"...

статья Художественный текст как фактор формирования планетарного мышления школьников

В статье предпринята попытка описания процесса самоорганизации литературно-художественного текста как нелинейной динамической системы....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Моя педагогическая деятельность направлена не только на обучение школьников на уроках, но и на создание условий по организации внеурочной деятельности. Таким образом, школьники не просто расширяют и у...