Организация проектной деятельности как необходимый компонент формирования ключевых компетенций школьника
статья на тему

Колесникова Ольга Михайловна

Компетентность – один из терминов, появившихся в педагогической науке и практике совсем недавно, но ставший едва ли не наиболее часто встречаемым в публикациях последнего времени. Именно компетентность сегодня рассматривают как своеобразную альтернативу традиционным знаниям, умениям и навыкам. 

При определении наиболее важных, обобщающих, ключевых компетенций акцент делается на следующем: ключевые компетентности формируются не только в рамках системы образования, но и в реальной жизни, в социальных взаимодействиях вне образовательных систем. Компетентности не ограничиваются академической или профессиональной успешностью, ключевые компетентности необходимы для успешности во всех сферах жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolesnikova_statya_belgorod.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности

как необходимый компонент формирования

ключевых компетенций школьника

Колесникова Ольга Михайловна,

учитель истории МБОУ СОШ № 21 г. Старый Оскол

Компетентность – один из терминов, появившихся в педагогической науке и практике совсем недавно, но ставший едва ли не наиболее часто встречаемым в публикациях последнего времени. Именно компетентность сегодня рассматривают как своеобразную альтернативу традиционным знаниям, умениям и навыкам.  

При определении наиболее важных, обобщающих, ключевых компетенций акцент делается на следующем: ключевые компетентности формируются не только в рамках системы образования, но и в реальной жизни, в социальных взаимодействиях вне образовательных систем. Компетентности не ограничиваются академической или профессиональной успешностью, ключевые компетентности необходимы для успешности во всех сферах жизни человека.

К ключевым компетентностям относят следующие:

1. Автономное (самостоятельное) действие.

2. Интерактивное использование средств.

3. Функционирование в социально-гетерогенных группах.

Совершенно ясно, что все эти компетентности прямо связаны с проектной деятельностью. Именно в ситуации достижения самостоятельно поставленной цели, при планировании результата человек учится действовать самостоятельно, на свой страх и риск пробует и отбирает наиболее приемлемые средства достижения цели, учится сотрудничать с соратниками.  

Проектная деятельность - ведущая деятельность в подростковом возрасте. Этот основополагающий тезис означает, что именно для подростков реализация проектов является развивающей образовательной ситуацией. Но учебная работа подростка не может исчерпываться только проектированием. Образовательная среда подростка предполагает одновременную возможность осуществления и проектной, и учебной деятельности.

Проектная деятельность может возникать стихийно, вне стен школы. В этом случае она, как правило, не реализуется полностью и не может обеспечить формирование основных новообразований. Подросток должен иметь возможность практиковать авторское действие - замысливание, анализ условий реализации, получение продукта. Как правило, стихийно складывающиеся формы проектирования не обеспечивают важнейшей составляющей проектирования - получения продукта. Условия для реализации замысла (получения продукта) создаются педагогом и всем дизайном образовательного пространства.

Проектирование тесно связано с проблемой целеполагания, одной из ключевых в образовании. Если в начальной школе ученик принимает цели, оставленные педагогом, то в подростковой школе эти цели возникают вследствие развития индивидуально-возрастных мотивов самого обучающегося.

Осуществление проектной деятельности в образовании является условием развития способности к моделированию исследуемых ситуаций. Это одна из способностей, необходимых для развития умения самостоятельно решать нестандартные задачи. В проектировании развивается также способность к групповой коммуникации и рефлексии. В целом формирование проектной деятельности обеспечивает развитие гипотетико-дедуктивного (формально-операционального) мышления, которое состоит в способности понять и оценить ситуацию, проверить гипотезы ее разрешения, т. е. формируется связь между действием и его последствиями (результатами).

Проектирование в образовании не может быть технологизировано. К сожалению, при всех попытках навязать проект извне проектирование исчезает. Причина этого явления состоит в том, что проектирование является таковым только при условии, что оно имеет внутреннюю мотивацию. Подросток по указанию педагога может осуществлять все необходимые в проектировании действия, но, если они неинтересны самому ребенку, эти действия не становятся проектом. Проект возникает как форма удовлетворения интереса самого ученика. А описать технологию создания, порождения интереса невозможно в силу индивидуальности и уникальности каждой отдельной личности. Однако появлению проектов в большой мере способствует создание и развитие традиций и ритуалов, связанных с проектированием, - оформление и удерживание истории проектов, выполненных в школе, участие младших учеников в презентациях проектов старшеклассников и т. д.

Педагогическая организация условий проектирования предполагает целостное планирование учебного процесса: от краткосрочных групповых проектов, осуществляемых под непосредственным контролем педагога, к длительным индивидуальным проектам, управляемым через установление точек учительского контроля в форме консультаций.

Наиболее естественно рождаются проекты школьников в рамках учебных курсов, открывающих широкую панораму изучаемой науки или сферы культуры, выявляющих их сложность и противоречивость. В этом случае учебный предмет становится отправной точкой появления ученического интереса, который при умелом управлении педагога далее становится побудителем проектирования.

Появление в школе проектной деятельности приводит к реорганизации образовательного пространства: возникают пространства групповой работы, причем желательно, чтобы группы могли работать изолированно и чтобы им не мешали другие группы. Расширяются требования к организации работы с информационными источниками - необходимы места индивидуальной работы в библиотеках, медиатеках, места свободного доступа в Интернет или интранет. Работа проектных групп почти обязательно потребует свободного доступа в лаборатории и мастерские.

Такие условия трудно создать в обычной школе. Эту трудность можно частично преодолеть за счет изменения расписания - предоставления школьникам возможности работать во второй половине дня и по субботам. Это же потребует и присутствия педагогов, следовательно, их расписание должно будет претерпеть изменения.

Проектная деятельность приводит к преобразованию типов коммуникаций в системах учитель - ученик и ученик - ученик (группа). Педагог объективно теряет позицию центра учебной ситуации и единственного источника информации. Но педагог становится соучастником проектной группы -  консультантом и подчас - генератором идей. Появляется возможность наладить новые, партнерские отношения с учениками и приобрести подлинный авторитет.

Поскольку, как правило, проектирование осуществляется в групповой работе, возникает новая педагогическая проблема - управление групповой динамикой и помощь школьникам в установлении деловых отношений в группе. Без такого управления в группе проектные позиции распределяются в соответствии с индивидуальными предпочтениями школьников и их академической успешностью. Это приводит к закреплению в группе позиций лидера или исполнителя. Такое развитие проектирования следует признать нежелательным, хотя оно в большей мере гарантирует успешность проекта. Необходимо особенно внимательно следить за развитием отношений в проектной группе, своевременно перераспределять учеников по группам и внутри группы, что дает возможность каждому школьнику реализовать разные проектные позиции.

Сегодня все большее распространение в организации образовательного процесса приобретают различные формы презентации итогов ученических проектов - конференции, конкурсы, фестивали. Все это концентрирует внимание педагогов на итоговой составляющей проектирования - презентации. И здесь есть большая опасность чрезмерного участия педагогов в проектах школьников и использования одних и тех же учеников, имеющих лидерские качества, в роли лидеров групп. Ясно, что такое развитие событий крайне нежелательно. Оно выхолащивает развивающий потенциал проектирования и превращает его в гонку за первыми местами. Подвижность и гибкость проекта, его креативность и живое содержание - все это уступает место подготовке к конкурсу. В этом случае развивающие возможности проектирования исчезают.

Современное состояние социума характеризуется разрывом между жизнью детей и взрослых. В частности, профессиональная жизнь взрослого человека не представлена ребенку. Одним из способов преодоления этого разрыва является развитие проектных форм работы учащихся, которое обеспечивает им возможность прикоснуться к взрослой жизни.

Но проектная деятельность школьников не является еще одной педагогической техникой, которая может быть просто добавлена к уже имеющимся в школе. Она кардинально меняет практически все стороны школьной жизни - систему оценивания, тип отношений между школьниками и между учениками и педагогами, отбор учебного содержания, тип образовательного целеполагания и т. д. Эти нововведения могут привести к размыванию школы как устойчивого социального института.

Расширение проектных форм работы учащихся требует существенного изменения профессиональной подготовки педагогов. Она должна быть организована в проектной форме с особым акцентом на рефлексию собственных профессиональных достижений и неудач, на выявление связей между педагогическими целями, методическими средствами и образовательными результатами учащихся. То же относится и к функционированию педагогического коллектива, который теперь может начать работать командой и также с элементами проектных форм деятельности. Все подобные изменения поначалу могут носить точечный характер, захватывая необязательные мероприятия - досуговые и элективные. Это позволит опробовать новые формы работы, чтобы далее применить их в рамках основных учебных предметов.

Таким образом, анализ педагогической литературы показал, что организация проектной деятельности является необходимым компонентом формирования ключевых компетенций школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций в условиях сельской школы"

Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и ...

Организация исследовательской деятельности уч-ся , как способ формирования ключевых компетенций школьников

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соотв...

Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся.

Статья "Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся" была опубликованна в Сборнике Бушелевских чтений....

формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.

В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....

Формирование ключевых компетенций школьников через проектно - исследовательскую деятельность

В основной части работы представлены разработки проектов, которые можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий. В основе данной  работы лежит компетентностный подход. Этот подход от...

Организация проектной деятельности учащихся как основы формирования ключевых компетентностей

В работе говорится об актуальности проектной методики в современной образовательной системе.Организация проектной деятельности школьников рассматривается как средство реализации новых образовательных ...

Методическая разработка "Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций".

Считаю целесообразным обращение учителей математики к научно-исследовательской и проектной деятельности. Она  способствует развитию математических способностей у учащихся, прививает интерес к пре...