Организация исследовательской деятельности уч-ся , как способ формирования ключевых компетенций школьников
статья по физике по теме

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.

       Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию, а значит необходимо увлечь учащихся исследовательской деятельностью. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_organizatsiya_isledovatelsko_deyatelnosti_.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация исследовательской деятельности уч-ся , как способ формирования ключевых компетенций школьников»

        

«Не существует сколько-нибудь достоверных 
тестов на одаренность, кроме тех, которые
 
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе».
 
А.Н. Колмогоров

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью исследовательской деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

- профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,

- формирование мотивации на исследовательскую  деятельность у учащихся и учителей,

- последовательное включение в исследовательскую деятельность системы элективных курсов учащихся (10 класс) и учащихся предпрофильной подготовки (9 класс) общеобразовательной школы

- системный подход к реализации программы Н.Ф.Виноградовой , предусматривающей исследовательскую деятельность учащихся;

- тьюторское сопровождение проектной деятельности;

- мониторинг формирования ключевых компетентностей.

Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция

7. Компетенция личностного самосовершенствования

Отношение системы ключевых компетентностей к системе ЗУН

Компетенции

Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

2. Участие в проектах.

3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Проведение экспериментов.

2. Конспектирование.

3. Работа с учебником.

4. Фотографирование объектов.

5. Работа над рефератом.

6. Участие в экскурсии.

7. Изготовление приборов.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

1. Поиск информации в библиотеке.

2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

3. Поиск информации в школьной медиатеке.

4. Использование информации из Интернета.

5. Создание презентации.

6. Создание буклета.

Коммуникативные компетенции.

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

3. Выступление с сообщением.

4. Взаимоконтроль

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

7. Собеседование.

Характеристика процесса организации проектной и исследовательской деятельности у учащихся

Параметры

Стадии организации

1. Мотивационно-ориентационная

Приоритетные цели

Создание положительного отношения к проектно-исследовательской деятельности .Формирование устойчивого интереса к проектированию в различных областях научного знания.

Содержание

Общие гуманитарные дисциплины и общие математические и естественнонаучные дисциплины

Методы и средства

Анкетирование, беседа с целью изучения познавательных предпочтений

Демонстрация достижений, успехов сверстников в проектной, исследовательской деятельности

Формы организации учебной деятельности

Лабораторно-практические занятия, самостоятельная и проектная работа

Планируемые изменения

Наличие устойчивого положительного интереса к проектной и исследовательской деятельности.

Сформированность не ниже, чем на среднем уровне общих компетенций

Наличие основных знаний о проектировании, его принципах, методах, этапах, инструментарии и т.п.

2. Формирующая

Приоритетная цель

Формирование готовности к участию в проектной, исследовательской деятельности

Содержание

Дисциплины элективных курсов

Изучение спецкурса «Юный исследователь»

Методы и средства

Адекватные цели

Проекты (тип)

Исследовательские и практико-ориентированные

Формы организации учебной деятельности

Проблемные лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная и проектная работа

Формы внеучебной деятельности

Кружковая работа

Работа в проблемных группах

Деятельность «Малой академии» 

Работа с тьюторами

Научно-практические конференции

Проектные недели

Планируемые изменения

Сформированность выше среднего уровня ключевых компетентностей;

Прочное владение системой знаний о проектировании;

Сформированность таких групп компетенций, как: компетенции проектирования развития и результатов развития объекта или процесса, проектировочные компетенции, связанные с решением теоретических и практических проблем, компетенции проектирования рационального использования исследовательского инструментария, материально-технической базы, ресурсов и т.п.;

Готовность к самостоятельной реализации проектной исследовательской деятельности на основе сформированных компетентностей

3. «Я-концепция»

Приоритетные цели

Формирование собственной позиции к проектно-исследовательской деятельности и осознание ее ценности в дальнейшем самоопределении и самореализации

Содержание

Дисциплины предпрофильного и профильного обучения и цикла факультативных дисциплин

Методы и средства

Активные методы обучения

Проекты (тип)

Исследовательские и творческие

Формы организации учебной деятельности

Интерактивные лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная и проектная работа, исследовательская работа

Формы организации внеучебной деятельности

Мастер-класс,

Тренинговые занятия: «Ступени самопознания» «Реализуй себя»

Клубы по интересам: «Интеллект», «Лидер», «Эстет», «Здоровье», «Пресс-Центр»

Планируемые изменения

Сформированность таких групп компетенций, как: проектирования на основе предметных знаний конкретных процессов и объектов, самоопределения, самосовершенствования,

Готовность к реализации проектно-исследовательской компетентности в самостоятельной деятельности и ее рефлексии

       Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.

       Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию, а значит необходимо увлечь учащихся исследовательской деятельностью. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. В результате у учащихся вырабатываются такие важные умения, как:

-  умение находить информацию;

-  изучение материала самостоятельно;

-  умение анализировать, сравнивать;

-  ставить и формулировать проблему;

-  осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку.

       Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. В результате чего решаются следующие задачи:

- развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;

-  развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

-  владение разными видами речевой деятельности;

-  развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

-  развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях;

-  воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;

- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

- привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Так, к примеру, исследовательская работа учащихся организуется как на   уроках, так и во внеурочное время.

На первом этапе даю самостоятельные мини-исследования, на  основе краеведческого компонента, для формирования умения использовать общие принципы научного мышления.

 Для освоения навыков исследовательской работы, например, на уроках физики основная нагрузка ложится на практикумы, которые являются сочетанием аналитической задачи, теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и социологических данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), готовлю ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности. В процессе работы над исследованием у учащихся формируются умение анализировать и обобщать, сравнивать, выбирать методы, наиболее приемлемые для работы, самостоятельно подбирать литературу, составлять библиографию, готовить тезисы, рефераты, овладевать основными приемами ведения дискуссии и т. п.

Уже не первый год исследовательская деятельность является одним из ключевых направлений в моей работе. 

Организацией проектной, исследовательской  деятельности занимаюсь 5 лет. Учащимися разрабатываются творческие, исследовательские, информационные проекты по физике.

Я  стараюсь поощрять пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться понимать свои ошибки.

 Моя задача как учителя - вселить в  ребенка  уверенность в собственные силы. Я считаю, что потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться.    У ребёнка должен отсутствовать страх перед учителем, перед моими знаниями. И наступит момент, когда  ученик почувствует уверенность  в себе,  интерес к  тому делу, которым занят.

В школе создано научное общество учащихся «Прометей», руководителем которого я являюсь. На заседаниях общества учащиеся знакомятся с предлагаемым перечнем тем, вносят коррективы, предлагают свои формулировки или очерчивают круг проблем, которые вызывают интерес. В НОУ разработаны основные критерии отбора тем для исследования:

теоретическая и практическая значимость темы;

 соответствие познавательным возможностям учащихся;

 дискуссионный, проблемный характер материала;

доступность материала, на базе которого организовано исследование.

Предлагаемые темы очень разнообразны. После обсуждения тем каждый ученик получает конкретное задание, если у учащихся возникает желание, они объединяются в  пары. Исследуя одну и ту же проблему, учащиеся не дублируют друг друга (каждый выполняет свою часть работы), но являются прекрасными рецензентами, владеющими полной информацией по теме.

В ходе работы с литературой составляется программа исследования, происходит регулярное обсуждение этапов работы, научный руководитель проводит консультации по возникающим вопросам, согласно следующим принципам:

 способы устранения проблемной ситуации;

пути поиска новой информации;

нахождение причин, затрудняющих реализацию замысла;

варианты воплощения замыслов.

После проведения исследования учащиеся переходят к подготовке представления своей работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии ее презентации. Завершающим этапом в разработке проекта, исследования является публичная защита результатов своей деятельности в виде доклада на школьной научно-практической  конференции, которые проходят в марте. Работа организуется по секциям.  В конференции участвуют все учащиеся в соответствии с их интересами, обсуждают, анализируют, дают рекомендации, задают возникшие у них вопросы. По окончании работы секций проводится общий сбор, где не только подводятся итоги, но и звучат отзывы об организации конференции и предложения по улучшению ее работы.

Такая форма работы позволяет пройти апробацию исследований, поднимает их на более качественный уровень. Общественное признание позволяет поверить в свои силы, сформировать умение показать незнакомой аудитории свои возможности и достижения, что становится важным и при выборе дальнейшего жизненного пути.
И как показывает практика, именно в этой деятельности подчас раскрываются новые грани способностей ребенка, открываются новые имена среди учеников. За последние годы было создано много учебных исследовательских проектов, в которых интегрированы такие предметы, как история, социология, право и обществознание.
 
Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции различного уровня, а тем более положительная оценка на них, для детей значит очень много. Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу.

 Со своими исследовательскими проектами мои ученики участвуют в школьных , краевых  конкурсах .

Таким образом, формирование ключевых компетенций учащихся создает в школе условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся. Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. Сегодня необходимо предоставить каждому учащемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению. Поэтому учить надо так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью и каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Подготовила учитель физики МБОУ «Гимназия №1» Сопина Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....

Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся.

Исследовательская деятельность учащихся, как метод проблемного обучения все прочнее внедряе...

Метод проектов как один из способов формирования ключевых компетенций школьников

В статье обобщается опыт по применению метода проектов, как способа формирования ключевых компетенций школьников....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Работа представлена на конкурс докладов на сайте "Педсовет"...

Исследовательская деятельность на уроке как технология формирования ключевых компетенций при работе с одарёнными детьми.

Мастер-класс знакомит  с технологией формирования ключевых компетенций в исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии. Основная задача - раскрыть особенности технологии фо...

Формирование ключевых компетенций школьников через проектно - исследовательскую деятельность

В основной части работы представлены разработки проектов, которые можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий. В основе данной  работы лежит компетентностный подход. Этот подход от...

Проектная технология на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету как способ формирования ключевых компетенций

Проектная технология на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету как способ формирования ключевых компетенций...