ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
учебно-методический материал по теме

Макурина Нина Викторовна

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической деятельности, создания в школе определенной инновационной сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ  ГРУПП ПЕДАГОГОВ
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Макурина  Нина Викторовна, заслуженный учитель Р.Ф., руководитель творческой группы по профильному обучению МОУ СОШ №103 г. Волгограда

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической деятельности, создания в школе определенной инновационной сферы.

Очевидно, что при новых целях образования необходимо по-новому относится к организации методической работы в школе. Обновление образования требует от педагогов уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, рефлексивных и прогностических способностей. Лишь педагоги, достигшие определенного уровня профессионального развития, могут осознанно и активно включиться в поиск или в процесс освоения и владения инноваций в практику. Создание имиджа современного педагога, повышение его педагогической компетентности являются  основным направлением методической работы МОУ СОШ №103 г Волгограда.

Инертный, неразвивающийся учитель никогда не воспитает творческую созидательную личность. Традиционная методическая работа  предполагает повышение качества профессионального уровня учителя посредством наращивания качества знаний о новых методиках, приёмах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка учителей как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной  самореализации, самоактуализации, самоорганизации. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в её процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества  современного учителя [1].

В Приоритетном национальном проекте «Образование» определенный аспект направлен, на реализацию идей компетентностного подхода.  В связи с объективно изменившимися условиями считаем, что главная миссия образовательного учреждения заключается в подготовке человека к осмыслению и реальному восприятию мира. Закономерен вопрос: может ли безуспешный и неконкурентоспособный педагог воспитать успешного и конкурентоспособного ученика? Однозначно – нет! На наш взгляд, именно компетентностный подход обеспечивает адекватное построение образовательной деятельности в соответствии с государственным заказом.

А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным  и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики. Професссионально-компетентным является труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании обучающихся. В соответствии с этими требованиями можно определить основные направления деятельности по развитию профессионализма  педагога.

Одной из практической формы научно-методической работы является работа временных творческих групп педагогов.

В течение последних трех лет в МОУ СОШ №103 г. Волгограда действуют  пять творческих групп:

  •  Творческая группа по профильному обучению;
  • Творческая группа по организации  работы с детьми, испытывающими трудности в обучении и воспитании;
  • Творческая группа  «Мульттерапия – технология успешной коммуникации и адаптации  школьников»;
  • Творческая группа учителей начальных классов, работающих по системе      Занкова;
  • Творческая группа  «Перспективная начальная школа».

 Целью работы творческих групп является, например составление, перечня  предметных компетенций, разработка модели оценки достижений обучающихся на основе компетентностного подхода. Для членов микрогрупп   характерно неформальное общение. Успешная работа групп зависит от следующих факторов: от количества творческих групп; качественного и количественного состава группы; лидера; руководителя проблемной группы, ведущего постоянную, рациональную  и результативную работу  c её членами [2].

Профессия учителя как никакая другая требует непрерывного самосовершенствования и пополнения знаний. Повышение  профессиональной компетентности учителя должно быть непрерывным процессом, при котором базовое образование служит лишь отправным пунктом. Особую роль в данном направлении играет творческая группа по профильному обучению.

    Участие педагогического коллектива нашей школы в реализации   профильного обучения, создание ресурсного центра на базе  школы способствовало  тому, что  годичная команда  педагогов,  работающая, в профильных классах  постепенно превратилась, в сплоченный коллектив  единомышленников  и созидателей. Первоначальная цель, которая была определена нашей группой  – это  изучение и внедрение актуального педагогического опыта по обеспечению предпрофильной  подготовки  и профильного обучения школьников.

Через год  творческая группа успешно включилась в работу федеральной площадки «Сетевое  взаимодействие как технология сотрудничества образовательных учреждений в условиях  организации профильного обучения». 

Творческая группа по профильному обучению работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы, и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на организацию методической помощи учителю в межкурсовой период.

        Результаты анкетирования членов творческой группы показывают, что  наиболее эффективными формами работы  были следующие методические приемы «Мозговой штурм» и «Мозаика».

        «Мозговой штурм» -   эффективный метод коллективного обсуждения, поиск  решения в котором определяется путем свободного выражения мнения всех участников. Особый интерес у педагогов вызывает обсуждение  организации  исследовательских и проектных работ школьников.

         Решая педагогические задачи теоретически, у педагогов появляется видение тех проблем, которые могут возникнуть при осуществлении образовательной деятельности. В результате под руководством учителей  были созданы качественные учебно-исследовательские  проекты и исследовательские работы по изучаемым предметам:

 «Влияние осанки на здоровье обучающихся»; «Определение частоты сердечных сокращений в покое и после физической нагрузки»; « Этот обычный и не обычный шум»; «Мы выбираем жизнь» и др.

 Дидактические  материалы данных проектов  были положены в основу  уроков, связанных  с изучением здоровья человека, и позволили школьникам выступить  в составе лекторской группы,  пропагандирующей здоровый образ жизни на районном, городском и областном уровне.

        Проект по химии «Металлы в нашей жизни», созданный школьниками сетевого элективного курса,  успешно апробирован  в школах Советского района в разделе  химии 9 класса по теме  «Металлы».

 Проект «Математика в нашей жизни», созданный обучающимися 10 класса был применен на уроках математики педагогами школы и представлен на курсах повышения квалификации при обобщении педагогического опыта работы.

 Опыт работы по этому направлению был применен и апробирован молодыми педагогами  школы.

Каждый участник  творческой группы является автором элективного курса для старшеклассников. Они апробированы как в нашей школе, так и других     общеобразовательных учреждениях  Советского района.   Это «Аналитическая химия – путь к познанию металлов»; «Я и мое здоровье». «Решение текстовых задач»; «Решаем задачи по планиметрии».

          Удачным решением в повышении профессиональной компетентности педагогов группы явилось применение приема «Мозаики». При, котором, осуществлялся просмотр видеозаписей фрагментов уроков с применением различных технологий, и выработкой  рекомендаций по их применению.

 Педагогами группы являются авторами методических разработок  уроков по профильным дисциплинам, статей  по инновационным подходам к образовательной деятельности различного уровня. В рамках работы ресурсного центра они проводят консультации для педагогов района  по вопросам использования авторских разработок  в образовательном процессе.

        Школьная практика ставит перед нами различные педагогические задачи, решение которых, помогает в повышении качества образования. Педагогами группы была обозначена  проблема: как быть с детьми, которые  имеют невысокий образовательный потенциал, но, тем не менее, приняли решение изучать предмет на профильном уровне? В решении данной проблемы на первый план выходит дифференциация и индивидуализация  в методах и содержании в соответствии с учетом психофизических и умственных способностей детей. Данная проблема является актуальной особенно в рамках обучения детей в сети. Она  стала темой круглого стола педагогов и была освещена в статьях  членов творческой группы.

Как администрация школы, так и учителя заинтересованы в адекватной оценке учебных достижений школьников, оценки учебной деятельности учителей. Члены творческой группы участвуют в работе исследований мониторингового  центра школы.

Нами был проведены исследования по следующим направлениям:

  • анализ уровня обученности и качества знаний;
  • анализ педагогической диагностики:

- по участию  педагогов в   экспериментальной работе;

-по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов к   реализации профильного обучения;

-по участию педагогов  в профильных достижениях обучающихся.

  • анализ поступления в высшие и средние профессиональные учебные заведения.

Анализ работы творческой группы показывает  достаточно высокую результативность её деятельности: членами группы создано более 60 методических продуктов: разработок  уроков и внеклассных мероприятий, программ элективных курсов, статей и выступлений, презентаций. Результаты работы группы  были представлены на различных уровнях от районного  до международного. Большинство из полученных наработок могут и уже находят применение и в преподавании учебных дисциплин на базовом уровне.

С начала текущего года в состав группы влились педагоги школ района: учителя математики, химии, биологии, русского языка и литературы  что позволило сформировать партнерский тип взаимодействия между субъектами образовательной сети, создавать образовательные продукты, имеющие коллективное авторство.

Проведя анализ работы группы за несколько лет можно сделать следующие выводы:

1. Научно-теоретические знания, необходимые педагогам для работы в системе профильного обучения, стали более глубокими и системными, педагоги их осознанно использовали в своей практической деятельности.

2. При реализации профильного обучения старшеклассников учителя вносили в выполняемые действия элементы своей авторской системы, самостоятельно разрабатывали собственные методические продукты.

3. Члены творческой  группы,  проявляя  заинтересованность в достижениях ребят, стали связывать их с качеством организации учебного процесса и своими профессиональными достижениями.

4.Рост профессионализма учителей группы позволяет на высоком качественном уровне осуществлять сетевое обучение школьников.

5.Участие в работе творческой группы способствует, создает условия для формирования сетевого учителя.

6.Трансляция опыта членов группы выходит далеко за пределы школы и школьного округа.

7.В процессе функционирования творческой группы отрабатывается одна из возможных моделей межшкольных профессиональных объединений педагогов, работающих над одной проблемой, формируется многообразие горизонтальных связей.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Галкина Т.И. Организация и содержание методической работы в современной школе: книга современного завуча. – Ростов - на - Дону, 2006. – С.5-8

2.Немова Н.В. Организация функционирования и развития школы. – М.,2001. – С.26-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...

"Профессиональная компетентность педагога - главный фактор повышения качества образования".

В статье кратко  рассматриваются новые компетенции педагога: информационная грамотность и информационная компетентность....

Профессиональный рост педагога, как фактор повышения качества образовательной деятельности.

      Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного ...

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения....

Сборник. Региональная научно-практическая конференция педагогических работников образовательных организаций СПО Воронежской области «Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной компетенции»

Сборник. Региональная научно-практическая конференция педагогических работников образовательных организаций СПО Воронежской области «Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной комп...

Презентация ТЕМА : Развитие профессионально-значимых компетенций педагогов как фактор повышения качества дополнительного образования детей в соревновательной деятельности, через представление и обобщение собственного педагогического опыта.

Цель темы: повышение компетентности педагогов при подготовке воспитанников  к соревновательной деятельности, в легкой атлетикеЗадачи :Обобщить и распространить опыт работы среди педагогов....