Главные вкладки

    Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация и дифференциация как важнейший фактор повышения качества образования»
    материал на тему

    Наталья Александровна Ильина

    Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация и дифференциация  как важнейший фактор повышения  качества образования»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл individualizatsiya_rmo_avgust_2014.docx24.77 КБ
    Файл individualizatsiya_rmo_avgust_2014.pptx521.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

    ГОРОДА ТАТАРСКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

    «Индивидуализация и дифференциация

    как важнейший фактор повышения

    качества образования»

    Выполнила:

    учитель технологии

    МБОУ СОШ №9

    Ильина Наталья Александровна

    ТАТАРСК

    2014

    (слайд 1)  Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее важны.

    Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т. д. В каждом классе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по своему отношению к предмету. Есть ученики, которые отстают в умственном развитии от своих сверстников, которые отличаются внимательностью на уроках, кто пропускает большое количество уроков по болезни, а есть и те, которые мгновенно схватывают материал. Многим обучение нужно только для того, чтобы окончить школу, и потому такие ученики ограничиваются обязательным уровнем подготовки, так называемым «стандартом». Другие, в соответствии со своими склонностями и способностями, достигают более высоких результатов.

     (слайд 2)Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося

     Дифференцированный подход в обучении и воспитании - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся.

     (слайд 3) Виды дифференциации определяются в соответствии с основаниями дифференциации:

     1. Дифференциация по психологическим особенностям личности. Это учет особенностей познавательных процессов учащихся: мышления, памяти, внимания, который может проявляться в специальных заданиях на развитие сосредоточенности, переключаемости внимания для отдельных групп учащихся, заданий на развитие логической памяти и т.д.

     2. Дифференциация по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях. После изучения темы и сдачи зачета ученики делятся на две группы: усвоившие и не усвоившие материал. Дальнейшая работа с этими группами, естественно, строится по-разному. Ученики, усвоившие материал, получают возможность углублять и расширять свои знания. С учениками другой группы организуется работа по отработке, коррекции изученного содержания.

     3. Дифференциация по специальным способностям.

     4. Дифференциация по познавательным способностям. Это задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя ученикам. К этому виду дифференциации может быть отнесена и уровневая дифференциация.

     5. Дифференциация по интересам и склонностям учащихся. Этот вид дифференциации проявляется в выполнении учениками творческих, исследовательских заданий в соответствии со своими интересами и склонностями.

     6. Дифференциация самих форм дифференциации. Устанавливая соотношение с возрастом и степенью обучения, можно выявить формы дифференциации на соответствующем этапе обучения или принадлежащие только той или иной ступени образования.

    (слайд 4) Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося. Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формирует прогрессивные педагогические мышления.

    (слайд 5) Индивидуальный подход, во-первых, обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, даёт возможность максимального проявления всех имеющихся у ребёнка способностей. Во-вторых, без учёта индивидуальных особенностей ребёнка любое педагогическое воздействие может оказать на него не то влияние, на которое оно было рассчитано, так как характер и эффективность воздействия определяется не только его объективными составляющими, но и тем, как оно воспринимается ребёнком.

     (слайд 6) Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

    (слайд 7) Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:

    -уровень обученности и обучаемости;

    -уровень общих умственных способностей;

    -скорость усвоения;

    -индивидуальный стиль умственной деятельности;

    -психофизические особенности учащихся.

    (слайд 8) Главными целями, результатами и критериями эффективности дифференциации и индивидуализации обучения являются:

     1) повышение эффективности школьного образования, создание наиболее выгодной и целесообразной для страны системы образования молодого поколения, обеспечивающей каждому максимальное развитие своих возможностей, способностей;

     (слайд 9) 2) демократизация учебно-воспитательного процесса, ликвидация единообразия школы, предоставление учащимся свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса;

     3) создание условий для обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития детей — умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового;

     (слайд 10) 4) формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности, максимальное развитие одаренных детей, обеспечение обоснованного выбора профессии с учетом способностей и результатов образования;

     5) защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с аномалиями развития и асоциальным поведением.

    (слайд 11) Основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:

     - построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;

     - обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;

     - только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.

    Таким образом, дифференцированное обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности учеников, создает ситуацию успеха. Каждая группа учащихся работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным, возможностям. В ритмичной работе у учащихся повышается работоспособность, формируется трудолюбие. Поэтому такую организацию урока нужно чаще и эффективнее применять на уроках, чтобы ученики вместе с учителем могли переживать радость от своей работы, достигать определенных успехов.

    Литература:

    Кадужина Е.Ф. Тематический педсовет «Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов»//Завуч для администрации школ. – 2005 - № 3.

    С.Д. Аюпова, Н.В. Лишик «Использование дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса как фактор повышения качества образования». Материалы педагогического совета / Усть–Илимск, Издательский Центр «Ката», 2008 г. (слайд 12).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Индивидуализация и дифференциация как важнейший фактор повышения качества образования» Учитель технологии Ильина Н.А . МБОУ СОШ №9

    Слайд 2

    Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям . Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося .

    Слайд 3

    Виды дифференциации Дифференциация по психологическим особенностям личности. Дифференциация по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях. Дифференциация по специальным способностям. Дифференциация по познавательным способностям. Дифференциация по интересам и склонностям учащихся. Дифференциация самих форм дифференциации.

    Слайд 4

    Индивидуализация Обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.

    Слайд 5

    Индивидуальный подход , во-первых , обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, даёт возможность максимального проявления всех имеющихся у ребёнка способностей . Во-вторых , без учёта индивидуальных особенностей ребёнка любое педагогическое воздействие может оказать на него не то влияние, на которое оно было рассчитано, так как характер и эффективность воздействия определяется не только его объективными составляющими, но и тем, как оно воспринимается ребёнком.

    Слайд 6

    Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

    Слайд 7

    Психологические основы дифференциации и индивидуализации обучения : уровень обученности и обучаемости; уровень общих умственных способностей ; скорость усвоения; индивидуальный стиль умственной деятельности; психофизические особенности учащихся .

    Слайд 8

    Главные цели, результаты и критерии эффективности дифференциации и индивидуализации обучения : повышение эффективности школьного образования, создание наиболее выгодной и целесообразной для страны системы образования молодого поколения, обеспечивающей каждому максимальное развитие своих возможностей, способностей;

    Слайд 9

    демократизация учебно-воспитательного процесса, ликвидация единообразия школы, предоставление учащимся свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса ; создание условий для обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития детей — умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового;

    Слайд 10

    формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности, максимальное развитие одаренных детей, обеспечение обоснованного выбора профессии с учетом способностей и результатов образования; защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с аномалиями развития и асоциальным поведением.

    Слайд 11

    Вывод : построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям; обучение , основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности; только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.

    Слайд 12

    Литература: Кадужина Е.Ф. Тематический педсовет «Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов»//Завуч для администрации школ. – 2005 - № 3. С.Д. Аюпова, Н.В. Лишик «Использование дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса как фактор повышения качества образования». Материалы педагогического совета / Усть – Илимск , Издательский Центр «Ката», 2008 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Физическое и эмоциональное состояние педагога - важный фактор в образовании.

    Эта статья поможет педагогам избежатьстрессовых ситуаций, научиться контролировать собственные эмоции и поведение....

    Выступление на МО учителей технологии "Вегетарианство"

    Выступление на МО учителей технологии г. Новомосковска Тульской области...

    Использование компьютерных технологий на уроке, как важный фактор повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

    Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), Интернет-ресурсов помогают реали...

    Выступление на РМО учителей технологии

    Важным элементом учебной программы «Технология» я...

    Выступление на семинаре учителя технологии Берчука Юрия Георгиевича по теме «УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

    Важнейшим социальным этапом взросления и становления личности соответствует школьный возраст. Именно в этот период отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическ...

    Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»

    Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»...

    Выступление на РМО учителей технологии "Использование интернет ресурсов в самообразовании и в преподавании предмета "Технология"

    Выступление на РМО учителей технологии "Использование интернет ресурсов в самообразовании и в преподавании предмета "Технология"...