Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация обучения технологии в малочисленных классах сельской школы».
методическая разработка по технологии

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Ситьковская основная школа"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление учителя технологии на районном методическом объединении учителей технологии по теме

"Индивидуализация обучения технологии  в малочисленных классах сельской школы"

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                               Подготовил : Учитель технологии МБОУ "Ситьковская основная школа"

                                                                                                                                                                                                                                                  Рыбченко Евгений Леонтьевич

 

 

 

 

Ситьково 2018 год

 

Я работаю в сельской школе. Веду уроки технологии в 5-8 классах. Свою педагогическую деятельность осуществляю, опираясь на Закон РФ «Об образовании», Конвенцию о правах ребёнка, Устав школы, локальные акты по организации работы образовательного учреждения; руководствуясь программой развития школы, образовательной программой школы. Использую программу по технологии Самородский П.С., СимоненкоВ. Д, «Технология. Программы для начального и основного общего образования»1-9 кл., различные методические пособия современного уровня, методику предпрофильной технологической подготовки 9 класс. В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии помогают решить эту проблему. Цель моей профессиональной деятельности: подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной с трудовой деятельностью, наполненной творчеством и инициативой. Для достижения своей цели перед собой ставлю перспективные задачи: - совершенствовать УУД для развития творческих способностей учащихся; - формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через различные виды деятельности; - использовать различные методы на уроках технологии для развития самостоятельности в изучении нового материала ( в том числе метод проектов); Моя педагогическая деятельность строится на принципах формирования следующих ключевых компетенций у обучающихся: - учебно-познавательные компетенции: научить планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания; - информационные компетенции: учить самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача: - коммуникативные компетенции: воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других. Поскольку моя задача -не усложнять, а облегчать учебную деятельность учащихся, то я считаю, что знание природных особенностей необходимо учитывать в педагогической деятельности, что это и является основой индивидуализации обучения. Тема самообразования «Индивидуализация обучения технологии в малочисленных классах сельской школы». Проблема: Проблема обучения детей в малочисленных классах сельской школы стоит не менее остро, чем в переполненных городских. На первый взгляд, обучая 3-10 учащихся учитель может из каждого сделать отличника, но практика говорит об обратном. Уровень знаний сельских школьников часто уступает уровню городских. Среди сельских школьников мало отличников, большинство ребят учатся на тройки. Назову некоторые особенности сельских школ: - отсутствие детского сада и, как следствие, неодинаковая подготовка детей при поступлении в первый класс; - разбросанность деревень из которых дети приходят к нам в школу; - удалённость села от культурных центров; - малое количество учеников в классе; - особый уклад жизни жителей села и т.д. Конечно, все эти (как и другие) особенности сельской школы так или иначе сказываются на качестве обучения и воспитания сельских детей как в положительном так и отрицательном смысле. Мы в своей школе пытаемся уменьшить влияние отрицательных и усилить влияние положительных факторов на результаты обучения детей. Сельский уклад жизни воспитывает у детей любовь к сельскохозяйственному труду. В рабочую программу по технологии включен раздел «Агротехнология». Я на своих уроках стараюсь развивать любовь к земле, своему родному краю, традициям своего народа. Весной и осенью мы работаем на пришкольном участке: вовремя ремонтируем изгородь, ремонтируем и строим парники, изготавливаем ящики для выращивания рассады. Всё это позволяет подготовить ребят к жизни на селе. Малое количество учеников в классе – это одна из немногих особенностей сельской школы, которая имеет свои плюсы. Атмосфера в таких классах, как правило, тёплая, доброжелательная. Каждый ученик на виду у товарищей и у учителя. Учитель лучше знает особенности каждого ученика и учитывает эти особенности при обучении и воспитании детей. Тем на менее, здесь есть и свои минусы. В течении всего урока ребёнок находится под неусыпным контролем учителя, что ведёт к значительной эмоциональной и психической нагрузке. Постоянно наблюдая за характером умственных и практических действий ученика , учитель начинает руководить чуть ли не каждым элементом этих действий, а часто и подменяет его действия своими. Если на начальном этапе обучения или формирования практических умений такие действия учителя допустимы и даже желательны, то на продвинутом этапе должен быть опосредствованный контроль и самостоятельная деятельность ученика. Так сильная опека учителя, эмоциональные перегрузки на уроке приводят к учебной недогрузке. На таких уроках дети быстро устают и перестают вообще что- либо соображать, а это приводит к плохим конечным результатам обучения. Не лучшим образом это сказывается и на воспитании учащихся, так как, если ученик все школьные годы проводит под постоянным контролем и опекой , то в жизнь он выйдет абсолютно неподготовленным к самостоятельным решениям и действиям. Поэтому это требует других подходов к обучению детей. Задачи, стоящие перед учителем технологии, работающим в малочисленных классах: • Необходимо планировать работу с конкретными учащимися, учитывая при этом их способности, склонности, интересы и возможности. В этом случае появляется возможность существенного увеличения индивидуальной познавательной и практической деятельности каждого ученика. • Учитель должен быть готов в любой момент пересмотреть ход урока с тем, чтобы организовать самостоятельную работу сильного ученика, оказать необходимую помощь слабому. • Для преодоления дефицита общения в малочисленных классах, необходимо предусматривать, где это возможно, групповые формы работы. В этом случае дети будут иметь возможность учиться обсуждать, спорить, отстаивать свою точку зрения. • На уроках технологии необходимо правильно организовать самостоятельную работу, так как, давно известно, что самостоятельно добытые опыт и знания являются наиболее прочными. • На своих уроках я применяю личностно- ориентированное обучение, основанное на принципе «развивающей помощи»: не делать за ученика, не указывать ему, что делать, не решать за него , как делать, а дать ему возможность проявить собственную активность, разбудить его внутренние силы, чтобы он сам принимал решения и отвечал за них. • Задача учителя- стимулировать и облегчать самостоятельную деятельность ученика. Опыт индивидуализации обучения технологии Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является систематическое и всестороннее изучение личности каждого учащегося. Эту работу провожу в процессе общения с ребёнком, наблюдения за его работой, поведением на занятиях и внеклассных мероприятиях и т.д. Учитываю мнение других учителей и классных руководителей. С целью осуществления индивидуализации обучения задания школьникам даю дифференцированно ( в соответствии с требованиями принципа доступности), а также провожу индивидуальный инструктаж, беседы, консультации. Для учащихся, у которых недостаточно развиты те или иные способности, организую дополнительные упражнения развивающего и корректирующего характера. Особенно большие возможности для осуществления индивидуального подхода представляют различные виды практических работ. Особое внимание уделяю ученикам, которые увлечены : например любят работать на токарном станке по дереву, выжигать, точить и др. для таких ребят подбираю задания повышенной трудности, творческого характера. Выполнение таких заданий часто требует от учащихся самостоятельной работы с учебной литературой, справочниками. Им интересно создавать творческий проект по предмету. Они очень увлечённо с ним работают. Сами подбирают темы, определяют свою позицию, вырабатывают самостоятельный взгляд на решение проблемы, учатся понимать роль и значение работы. Использую различные виды деятельности учащихся , что делает урок интересным. В методике преподавания предмета «Технология » применяю разнообразные оригинальные методы и средства в зависимости от цели и содержания урока: проектные методы обучения, неигровые (имитационные упражнения), игровые имитационные упражнения, обучающие игры, тренинговые занятия. Использую на уроках коммуникативные технологии, тестовые задания на компьютере и др. Поддерживаю эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. Каждый ребенок на уроке стремится самореализоваться, ни один не остаётся без дела. Используется дополнительная литература, карточки с задания, наглядный материал ( опорные схемы- таблицы, технологические карты, плакаты). Большое внимание уделяю здоровье сберегающим технологиям, направленным на сохранение здоровья учащихся. На уроках провожу физкультминутки, электронные физкультминутки для глаз. У детей формируются нравственные привычки: обязательность, трудолюбие, ответственность, добросовестность, желание работать с полной отдачей сил и с хорошим качеством, умение уважать свой и чужой труд и ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину. Веду журнал инструктажа в кабинете технологии по разделам- сельскохозяйственный труд, технический труд. В кабинете оформлены стенды по технике безопасности. Практические результаты обучения технологии: За последние годы успеваемость учащихся составляет 100% , качество знаний- 95- 100%. Увеличилось количество обучающихся, занимающихся проектной деятельностью, вовлечённых во внеурочную деятельностью по предмету, посещающих кружок декоративно- прикладного творчества «Умелец». Наши изделия пользуются спросом на районных и областных ярмарках, устраиваемых ежегодно. Учащиеся всегда одерживают победы в районных и областных конкурсах. Школьники с большим желанием готовят подарки ветеранам войны и труда к празднику победы и Дню освобождения Смоленщины.. Одним из основных направлений работы школы является экологическое воспитание, на уроках технологии и внеклассных занятиях под руководством учителя изготавливают кормушки для зимующих птиц, скворечники и синичники, занимаются благоустройством пришкольной территории. Постоянно озеленяем территорию школы, пришкольной полосы, следим за чистотой, находящегося возле школы пруда. Всё это готовит их к жизни на селе и воспитывает любовь к своей родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Я работаю в сельской школе. Веду уроки технологии в 5-8 классах. Свою педагогическую деятельность осуществляю, опираясь на Закон РФ «Об образовании», Конвенцию о правах ребёнка, Устав школы, локальные акты по организации работы образовательного учреждения; руководствуясь программой развития школы, образовательной программой школы.

Использую программу по технологии Самородский П.С., СимоненкоВ. Д, «Технология. Программы для начального и основного общего образования»1-9 кл., различные методические пособия современного уровня, методику предпрофильной технологической подготовки 9 класс.

В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии помогают решить эту проблему.

Цель моей профессиональной деятельности: подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной с трудовой деятельностью, наполненной творчеством и инициативой.

Для достижения своей цели перед собой ставлю перспективные задачи:

- совершенствовать УУД для развития творческих способностей учащихся;

- формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через различные виды деятельности;

- использовать различные методы на уроках технологии для развития самостоятельности в изучении нового материала ( в том числе метод проектов);

Моя педагогическая деятельность строится на принципах формирования следующих ключевых компетенций у обучающихся:

- учебно-познавательные компетенции: научить планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;

- информационные компетенции: учить самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача:

 - коммуникативные компетенции: воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

Поскольку моя задача -не усложнять, а облегчать учебную деятельность учащихся, то я считаю, что знание природных особенностей необходимо учитывать в педагогической деятельности, что это и является основой индивидуализации обучения.

Тема самообразования  «Индивидуализация обучения технологии в малочисленных классах сельской школы».

Проблема:

Проблема обучения детей в малочисленных классах сельской школы стоит не менее остро, чем в переполненных городских. На первый взгляд, обучая 3-10 учащихся учитель может из каждого сделать отличника, но практика говорит об обратном. Уровень знаний сельских школьников часто уступает уровню городских. Среди сельских школьников мало отличников, большинство ребят учатся на тройки.

Назову некоторые особенности сельских школ:

- отсутствие детского сада и, как следствие, неодинаковая подготовка детей при поступлении в первый класс;

- разбросанность деревень из которых дети приходят к нам в школу;

- удалённость села от культурных центров;

- малое количество учеников в классе;

- особый уклад жизни жителей села и т.д.

Конечно, все эти (как и другие) особенности сельской школы так или иначе сказываются на качестве обучения и воспитания сельских детей как в положительном так и отрицательном смысле. Мы в своей школе пытаемся уменьшить влияние отрицательных и усилить влияние положительных факторов на результаты обучения детей.

Сельский уклад жизни воспитывает у детей любовь к сельскохозяйственному труду. В рабочую программу по технологии включен раздел «Агротехнология». Я на своих уроках стараюсь развивать  любовь к земле, своему родному краю, традициям своего народа. Весной и осенью мы работаем на пришкольном участке: вовремя ремонтируем изгородь, ремонтируем и строим  парники, изготавливаем ящики для выращивания рассады. Всё это позволяет подготовить ребят к жизни на селе.

Малое количество учеников в классе – это одна из немногих особенностей сельской школы, которая имеет свои плюсы. Атмосфера в таких классах, как правило, тёплая, доброжелательная. Каждый ученик на виду у товарищей и у учителя. Учитель лучше знает особенности каждого ученика и учитывает эти особенности при обучении и воспитании детей.

Тем на менее, здесь есть и свои минусы. В течении всего урока ребёнок находится под неусыпным контролем учителя, что ведёт к значительной эмоциональной и психической нагрузке. Постоянно наблюдая за характером умственных и практических действий ученика , учитель начинает руководить чуть ли не каждым элементом этих действий, а часто и подменяет его действия своими. Если на начальном этапе обучения или формирования практических умений такие действия учителя допустимы и даже желательны, то на продвинутом этапе должен быть опосредствованный контроль и самостоятельная деятельность ученика.

Так сильная опека учителя, эмоциональные перегрузки на уроке приводят к учебной недогрузке. На таких уроках дети быстро устают и перестают вообще что- либо соображать, а это приводит  к плохим конечным результатам обучения. Не лучшим образом это сказывается и на воспитании учащихся, так как, если ученик все школьные годы проводит под постоянным контролем и опекой , то в жизнь он выйдет абсолютно неподготовленным к самостоятельным решениям и действиям. Поэтому это требует других подходов к обучению детей.

Задачи, стоящие перед учителем технологии, работающим в малочисленных классах:

  • Необходимо планировать работу с конкретными учащимися, учитывая при этом их способности, склонности, интересы и возможности. В этом случае появляется возможность  существенного увеличения индивидуальной познавательной и практической деятельности каждого ученика.
  •  Учитель должен быть готов в любой момент пересмотреть ход урока с тем, чтобы организовать самостоятельную работу сильного ученика, оказать необходимую помощь слабому.
  • Для преодоления дефицита общения в малочисленных классах, необходимо предусматривать, где это возможно, групповые формы работы. В этом случае дети будут иметь возможность учиться обсуждать, спорить, отстаивать свою точку зрения.
  • На уроках технологии необходимо правильно организовать самостоятельную работу, так как, давно известно, что самостоятельно добытые опыт и знания являются наиболее прочными.
  • На своих уроках я применяю личностно- ориентированное обучение, основанное на принципе «развивающей помощи»: не делать за ученика, не указывать ему, что делать, не решать за него , как делать, а дать ему возможность проявить собственную активность, разбудить его внутренние силы, чтобы он сам принимал решения и отвечал за них.
  • Задача учителя- стимулировать и облегчать самостоятельную деятельность ученика.

Опыт индивидуализации обучения технологии

           Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является систематическое и всестороннее изучение личности каждого учащегося. Эту работу провожу в процессе общения с ребёнком, наблюдения за его работой, поведением на занятиях и внеклассных мероприятиях и т.д. Учитываю мнение других учителей и классных руководителей.

           С целью осуществления индивидуализации обучения задания школьникам даю дифференцированно ( в соответствии с требованиями принципа доступности), а также провожу индивидуальный инструктаж, беседы, консультации. Для учащихся, у которых недостаточно развиты те или иные способности, организую дополнительные упражнения развивающего и корректирующего характера.

          Особенно большие возможности для осуществления индивидуального подхода представляют различные виды практических работ. Особое внимание уделяю ученикам, которые увлечены : например любят работать на токарном станке по дереву, выжигать, точить и др. для таких ребят подбираю задания повышенной трудности, творческого характера. Выполнение таких заданий часто требует от учащихся самостоятельной работы с учебной литературой, справочниками.

        Им интересно создавать творческий проект по предмету. Они очень увлечённо с ним работают. Сами подбирают темы, определяют свою позицию, вырабатывают самостоятельный взгляд на решение проблемы, учатся понимать роль и значение работы.

          Использую различные виды деятельности учащихся , что делает урок интересным.

          В методике преподавания  предмета «Технология » применяю разнообразные оригинальные методы и средства в зависимости от цели и содержания урока: проектные методы обучения, неигровые (имитационные упражнения), игровые имитационные упражнения, обучающие игры, тренинговые занятия.

          Использую на уроках коммуникативные технологии, тестовые задания на компьютере и др. Поддерживаю эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету.

        Каждый ребенок на уроке стремится самореализоваться, ни один не остаётся без дела. Используется дополнительная литература, карточки с задания, наглядный материал ( опорные схемы- таблицы, технологические карты, плакаты).

        Большое внимание уделяю здоровье сберегающим технологиям, направленным на сохранение здоровья учащихся. На уроках провожу физкультминутки, электронные физкультминутки для глаз. У детей формируются нравственные привычки: обязательность, трудолюбие, ответственность, добросовестность, желание работать с полной отдачей сил и с хорошим качеством, умение уважать свой и чужой труд и ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину.

         Веду журнал инструктажа в кабинете  технологии по разделам- сельскохозяйственный труд, технический труд. В кабинете оформлены стенды по технике безопасности.

Практические результаты обучения технологии:

За последние годы успеваемость учащихся составляет 100% , качество знаний- 95- 100%. Увеличилось количество обучающихся, занимающихся проектной деятельностью, вовлечённых  во  внеурочную деятельностью по предмету, посещающих  кружок декоративно- прикладного творчества «Умелец». Наши изделия пользуются спросом на районных и областных ярмарках, устраиваемых ежегодно. Учащиеся всегда одерживают победы в районных и областных конкурсах. Школьники с большим желанием готовят подарки ветеранам войны и труда к празднику победы и Дню освобождения Смоленщины.. Одним из основных направлений работы школы является экологическое воспитание, на уроках технологии и внеклассных занятиях под руководством учителя изготавливают кормушки для зимующих птиц, скворечники и синичники, занимаются благоустройством пришкольной территории. Постоянно озеленяем территорию школы, пришкольной полосы, следим за чистотой, находящегося возле школы пруда. Всё это готовит их к жизни на селе и воспитывает любовь к своей родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)

Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...

Организация разновозрастного обучения иностранному языку в малокомплектной сельской школе.

Советы по проведению уроков английского языка в разновозрастных группах....

Презентация к выступлению на РМО учителей истории и обществознания "Разработка элективного курса для профильной школы"

Презентация к выступлению на РМО учителей истории и обществознания "Разработка элективного курса для профильной школы"...

Статья "Успешность обучения английскому языку в условиях сельской школы"

Школа в сельской местности является не только образовательным учреждением, но и корнем благополучия страны, истоком духовности народа, стабильностью и основой развития общества....

Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация и дифференциация как важнейший фактор повышения качества образования»

Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация и дифференциация  как важнейший фактор повышения  качества образования»...

Выступление на МО учителей иностранного языка "Обучение устной речи"

Когда мы говорим об общении, то. естественно, возникают вопросы: кто с кем общается и по какому поводу происходит общение. В статье рассматривается:1) общение учителя с учащимися на иностранном языке ...

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в малочисленных малокомплектных сельских школах.

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в малочисленных малокомплектных сельских школах....