Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)
    статья по экологии по теме

      Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zayavka_na_uchastie_v_konferencii__sabinskiy_rayon.docx24.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

    (из опыта работы)

    Э.А.Хабибуллина1, А.Н.Хабибуллин2

    1МБОУ «Тимершикская СОШ Сабинского муниципального района», chaben@mail.ru

    2 МБОУ «Большешинарская СОШ им. А.А.Ахунзянова Сабинского муниципального района», chabalf@mail.ru

            Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности. На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...", "Не ждать милости от природы..." и т.д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней. И это привело к тому, что у нынешнего поколения  показатели экологической грамотности находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения. И именно учителю отводится в этом ответственная роль – не только научить языку своего предмета, но и развить лучшие стороны личности ученика, заложить стремление познать и улучшить мир, в котором мы живем.  Он должен стать проводником нового мышления, нового сознания  – экологического, способного при условии высочайшей нравственности, образованности, культуры и профессионализма вывести человечество из экологического тупика.

             Экологическое сознание - это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.

      Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. У детей дошкольного и младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки [2, с.37]. Поэтому в школе так важно начинать воспитание ответственного и бережного отношения к природе уже в начальных классах.

           Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках программы кружка «Юн*нат» (Приложение 1), является, на наш взгляд, оптимальной формой работы по формированию экологического сознания младших школьников. Данная программа  отражает все аспекты содержания экологического образования: научно-познавательного; ценностного; нормативного; практически-деятельностного.      

           Научно-познавательный аспект содержания развивает интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирует представление о научной картине мира.

           Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.

           Нормативный аспект содержания экологического образования  это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Младший школьник -  не только объект воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания. Поэтому при разработке нормативного аспекта содержания важно учитывать, что oн должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации.

            Практическая деятельность  конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками [1, с. 57]. 

           Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды  значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.      

           Таким образом, в содержании программы экологического кружка могут быть прослежены несколько содержательных линий: человек  природное существо и член общества; многообразие природного и социокультурного окружения человека; экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой; труд и поведение человека в окружающей среде. Программа значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость, практические умения по оказанию и природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе. И самое главное – у школьников повышается интерес к проблемам ее охраны.  

    Литература.

    1. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 1993. - №9. – С. 16-17.
    2. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. - №2. – С.32-33.
    3. Лаптева И.С. Методы воспитания экологической культуры подростков // Биология в школе. – 1997. - №3.  
    4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие. – М.: Академия, 2005.
    5. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево // Начальная школа. – 1997. - №4. – С.48-52.

    Приложение 1

    Программа кружка «Юн*нат»

    Срок

    Познава-тельные мероприятия

    Познавательно-развлекательные мероприятия

    Практические мероприятия

    Исследователь-ские мероприятия

    Сентябрь

    Утренник «Мир вокруг нас»

    Театрализованное представление на экологическую те-му: «Природа -бес-ценное богатство»

    Работа над проек-том «Мое дерево». Выставка детских рисунков на тему: «Давайте сохраним планету».

    Путешествие по экологической тропинке.

    Октябрь

    Беседа «Пере-летные птицы. Их охрана».

    Праздник «Золотая волшебница -осень». Конкурс на лучшую осеннюю экспозицию.

    Операция «Боль-шие дела малень-ких рук» (Сбор корма для птиц).

    Экскурсия «Удивительное рядом». Феноло-гические наблю-дения «Осенние явления».

    Ноябрь

    Путешествие за капелькой воды. Проб-лема чистой воды и здо-ровье чело-века.

    Утренник «В гостях у жителей подводного царства».

    Операция «Малые реки» (рейд в реку Меша).

    Опыт «Волшеб-ница вода».

    Декабрь

    Спектакль «Зачем зимой снег».

    Утренник «Здравствуй, гостья  зима».

    Подготовка мате-риалов для экологи-ческой тропинки. Конкурс рисунков «Снежные узоры».

    Опыты «Почему идет снег?» «Почему снег бывает разным?»

    Январь

    Беседа «Хвойные и лиственные  растения зимой».

    Викторина «Что растет в моем краю». Работа над проектом «Мое дерево».

    Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

    Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).

    Февраль

    Беседа «Охра-няемые жи-вотные Республики Татарстан».

    Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму».

    Операция «Сини-ца»  изготовле-ние и развешива-ние кормушек, подкормка птиц.

    Экскурсия «Следы. Фено-логические наблюдения»

    Март

    Дидактическая игра «Перво-цветы. Узнай растение по листу». Беседа «Встречаем  пернатых друзей».

    Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН».

    Очистка аллеи от сушняка. Опера-ция «Скворец»  изготовление птичьих гнездовий

    Опыт со срезанными ветками.

    Апрель

    Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране». Чтение и об-суждение книг и статей о природе и ее охране.

    Экологическая игра «Пестрый мир насекомых».

    Операция «Муравей».

    Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения.

    Май

    Турнир-викторина «Охраняемые растения Республики Татарстан».

    Игра-путешествие «По лесным тропинкам».

    Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора.

    Путешествие по экологической тропинке (II часть). Лекарственные растения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

    Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

    Формирование трудовых умений и навыков у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида посредством системы деятельности педагога, направленной на развитие элементов творческих способностей на уроках ручного труда и изодеятельности

    Данная система деятельности педагога может быть применена на уроках (занятиях) ручного труда и изодеятельности в учреждениях дошкольного, школьного и дополнительного образования для развития творчески...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ «BEGAMES” ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

    Статья  посвящена проблеме формирования лексических навыков у учащихся начальной и средней школы. В статье предложен комплекс упражнений на ситуативно-игровой основе, условно названный «Begames»....

    Роль уроков английского языка в формировании экологического сознания у учащихся

    В данной статье автор пишет о роли уроков английского языка в формировании экологического сознания учащихся....

    Проект по формированию экологического сознания у учащихся "Мы за чистоту во всем мире!"

    Проект по формированию экологического сознания у учащихся  "Мы за чистоту во всем мире!" "Я - гражданин России!"...