Формирование трудовых умений и навыков у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида посредством системы деятельности педагога, направленной на развитие элементов творческих способностей на уроках ручного труда и изодеятельности
методическая разработка на тему

Говорецкая Елена Георгиевна

Данная система деятельности педагога может быть применена на уроках (занятиях) ручного труда и изодеятельности в учреждениях дошкольного, школьного и дополнительного образования для развития творческих способностей и трудовых умений и навыков.

Разработки занятий, использование художественного слова, иг­ровых методов и приёмов позволят педагогам и воспитателям специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида организовать декоративно-при­кладную деятельность детей на уроках трудового обучения и изодеятельности, в процессе воспитательской работы на внеклассных занятиях.

 Предлагаемая программа коррекционной работы будет способствовать развитию и активиза­ции учебной и творческой деятельности учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГБОУ «Ачинская общеобразовательная

школа-интернат № 2»

Формирование трудовых умений и

навыков у учащихся начальных классов

коррекционной школы VIII вида

посредством системы деятельности

педагога, направленной на развитие

элементов творческих способностей

на уроках ручного труда  

и изодеятельности

г. Ачинск


Автор-составитель: учитель-олигофренопедагог высшей категории, учитель технологии Говорецкая Елена Георгиевна

Представленная в данном пособии и апробированная в течение двух лет система деятельности педагога, направленная на развитие элементов творческих способностей у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках ручного труда и изодеятельности является эффективной, что подтверждается экспериментальными данными и итоговой педагогической диагностикой.

Данная система деятельности педагога может быть применена на уроках (занятиях) ручного труда и изодеятельности в учреждениях дошкольного, школьного и дополнительного образования для развития творческих способностей и трудовых умений и навыков.

Разработки занятий, использование художественного слова, игровых методов и приёмов позволят педагогам и воспитателям специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида организовать декоративно-прикладную деятельность детей на уроках трудового обучения и изодеятельности, в процессе воспитательской работы на внеклассных занятиях.

 Предлагаемая программа коррекционной работы будет способствовать развитию и активизации учебной и творческой деятельности учащихся.

Введение

Актуальность проблемы. Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.

Необходимость развития, в первую очередь, внутренних, психических процессов (восприятия, внимания, памяти, творческого воображения, фантазии, логики) подчеркивается многими учеными, например: Л. С. Выготским, H.H.Ростовцевым, B. C. Кузиным, Е. В. Шороховым, В. К. Лебедко, Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, B. C. Мухиной, М. А. Абрамовой.

Развитие творческой активности младших школьников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин). Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей (Е.Я. Беляева, Н.М. Конышева, Л.В. Куцакова, Л.В. Пантелеева, Д.В. Сергеева и др.). Художественно-ручной труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты. Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, ниток, пластилина, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей младшего школьного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.

В последние годы трудовое обучение учащихся становится все менее привлекательной для них деятельностью, имеющей какую-либо ценность. Но труд художественный, дающий возможность школьникам проявить свои способности и таланты, создать оригинальные «свои» произведения, способствует вооружению учащихся определенными знаниями и навыками, развивает их творческий потенциал. Творческий труд занимает большое место в системе реабилитационной работы. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого.

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей.

Доказано, дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребёнка в целом. Анализ имеющихся исследований личности ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у него накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоционально-эстетические впечатления могут стимулировать ребёнка заниматься творчеством.

В настоящее время довольно четко определены основные пути и направления работы с детьми, имеющими интеллектуальные проблемы. В этой коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит трудовому и художественному обучению и воспитанию.

Для наиболее эффективной реализации данных задач при организации и проведении уроков ручного труда важно создавать такие условия, чтобы учитель и учащиеся находились в отношениях сотрудничества друг с другом, чтобы максимально учитывались потребности и интересы школьников и любой ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии мог оказаться в ситуации успеха, испытать радость по поводу достигнутого результата, гордость в связи с преодолением трудностей[1].

В процессе трудового обучения в целом осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Дети под руководством опытных педагогов могут добиться больших успехов в изготовлении мягких игрушек, расписных тарелок, композиций из природных материалов. Осуществляется связь эмоциональных состояний с конкретными ситуациями, которые могут повториться или встретиться ребенку в жизни. «Проигрывая» состояния через поделку, ребенок моторно закрепляет механизм саморегуляции. На образном уровне он держит «себя в руках», учится адекватно выражать свои чувства. Многие методисты (Ф. П. Филенко, И. К. Щеблыкин, В. И. Романина, Н. П. Павлова, Т. Н. Геронимус, Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова, И. А. Лыкова, Г. Н. Давыдова) разработали системы заданий, практические приёмы, методические идеи по формированию у детей творческого мышления. В данном пособии предложены некоторые из вышеназванных рекомендаций, адаптированные к возможностям учащихся коррекционной школы VIII вида.

До недавнего времени вообще не рассматривался вопрос о возможности развития творческих способностей у детей с особыми образовательными потребностями, о наличии их вообще.

В результате, анализ психолого-педагогической литературы  позволяет обнаружить следующее противоречие:

1) С одной стороны почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, и для успешной социализации коррекционные школы должны научить воспитанника выполнять различные виды деятельности, а каждая деятельность требует творческого подхода.

2) С другой стороны учёные, педагоги, психологи говорят о том, что способностей к творчеству у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии не существует, некоторые авторы считают, что у детей с нарушением интеллекта вообще нет или настолько низкое творческое воображение, что не стоит его рассматривать.

Следовательно, при наличии низкого уровня творческих способностей дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности полноценно интегрироваться в культурную жизнь общества, воспринимать мораль, этику и эстетику.

Выявленное противоречие позволяет обозначить проблему: как показывают исследования учёных – у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта нет способности к творческому труду; практическая же деятельность позволяет говорить о наличии элементов творческих способностей в той или иной мере: успешное участие учеников школы         VIII вида в различных художественных выставках, спортивных состязаниях, танцевальных конкурсах.

Считается, что дети с нарушениями интеллектуального развития не обладают дивергентным мышлением, не могут фантазировать и изобретать. Такие дети являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывают на них лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Творческий труд занимает большое место в системе коррекционной работы. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого.

В процессе целенаправленной и систематической работы по формированию элементов творческих способностей происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления.

Коррекционно-воспитательная работа по формированию элементов творческих способностей заметно расширяет кругозор детей, активизирует познавательные процессы, совершенствует волю, внимание, мышление. Накопление запаса художественно-эстетических представлений укрепляет память, а включение в творческую деятельность способствует преодолению моторной скованности.

Недостатки в развитии речевой, познавательной, двигательной и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушенным интеллектом во многом осложняют решение этих задач.

В результате, говоря о формировании творческих способностей у детей с нарушением интеллекта, мы имеем в виду развитие только элементов деятельности, без которых невозможен любой творческий процесс. Это, во-первых, формирование трудовых умений и навыков: ориентировка в задании (названия материалов,         знание правил безопасной работы,         анализ образца (подсчет деталей, определение их формы)        ); планирование хода работы над изделием         (приемы работы и инструменты,         последовательность изготовления        , организация рабочего места        , пользование предметной инструкционной картой); контроль своей работы         (соблюдение правил безопасной работы        , правильность действий в ходе работы,         оценка качества готового изделия); владение двигательными трудовыми приемами – моторика (работа с материалом,         работа с инструментами,         выполнение упражнений для формирования двигательных навыков); пространственная ориентировка. Во-вторых, коррекция основных психофизических и социальных функций:

  1. Совершенствовать и развивать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания, учить получать удовольствие от результатов собственного творчества.
  2. Корригировать дефекты психического и физического развития школьников с нарушениями интеллекта.
  3. Воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, обогащать опыт жизни эстетическими впечатлениями; развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и аргументированным суждениям.
  4. Способствовать развитию элементарных творческих способностей и доступных художественных навыков в области декоративно-прикладного искусства.

Следовательно, развитие элементов творческих способностей в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет определенную специфику, которая обусловлена конкретными проявлениями психофизического и социального развития ее воспитанников. Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического воспитания; во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств обучения и воспитания; в-третьих, коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.

Опытным путем была доказана возможность развития элементов творческих способностей у детей с нарушением интеллекта через учебно-коррекционную работу на уроках ручного труда и изодеятельности, проводимую планово, системно, с учетом специфики физиолого-психических особенностей таких детей, и достаточный уровень эффективности данного коррекционно-развивающего воздействия.

В результате применения системы деятельности педагога, направленной на развитие элементов творческих способностей на уроках ручного труда и изодеятельности у школьников выявлена динамика в развитии как элементов творческих способностей, так и общетрудовых умений и навыков.  В результате учащиеся более ответственно и самостоятельно работают на уроках, лучше владеют пространственными характеристиками, более качественно выполняют требуемые программой операции.

Базой исследования процесса развития элементов творческих способностей у детей с особыми образовательными потребностями явилось краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии «Ачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  VIII  вида».

В ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что развитие элементов творческих способностей на уроках ручного труда и изодеятельности будет способствовать учебной активности, позволит социально развить воспитанников.

Система деятельности педагога, направленная на развитие элементов творческих способностей у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках ручного труда  и изодеятельности

Цель трудового обучения в младших классах коррекционной школы VIII вида – исправление недостатков познавательной и мыслительной деятельности младших школьников через развитие и формирование у учащихся общетрудовых умений, выработке общественно значимых мотивов деятельности.

Основные задачи предмета

«Ручной занимательный труд»:

•         воспитывать положительные качества личности ученика (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе);

•         сообщать элементарные знания по видам труда, формировать трудовые навыки, обучать доступным приемам труда, развивать самостоятельность в труде;

•         формировать организационные умения: вовремя приходить на занятия по труду, организованно входить в кабинет ручного труда, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Специальной задачей трудового обучения является коррекция недостатков умственной деятельности учащихся. Коррекционная работа выражается в развитии ряда умений, необходимых для выполнения трудовых заданий:

•         ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать прошлый опыт);

•         предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);

•         контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

• эстетическое, нравственное и трудовое воспитание;

•         развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения; освоение учащимися элементарных основ реалистического рисунка;

• формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);

•         воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции), самостоятельно и коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности;

•         ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства;

•         развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного;

•         воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью.

Наряду с учебно-воспитательными задачами предусматривается решение специальных задач: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность.

Так как для детей с нарушением интеллекта характерны такие особенности деятельности как: снижение наблюдательности, неустойчивость произвольного внимания, отсутствие умения сосредотачиваться на инструкции и осмысливать её, низкий уровень самоконтроля и самоорганизации, недостаточная забота о результативности своей работы, то главная цель учителя трудового обучения – помочь добиться успеха каждому ученику, получить удовольствие от собственного труда, гордиться результатами своего творчества. Атмосфера радости творчества, сотрудничества взрослого и ребёнка, взаимопонимания детей внутри группы – обязательный компонент занятий по ручному труду и изодеятельности в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Цель коррекционной работы – исправление у учащихся недостатков познавательной деятельности, в первую очередь наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки. Внимание учителя направляется на воспитание у учащихся умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия, опираться на особенности материала, ориентироваться на ограниченной плоскости (листа бумаги, поверхности стола, доски) и в окружающем пространстве.

На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие речи учащихся, при постоянном внимании учителя к высказываниям учащихся (полноте и последовательности изложения, грамматическому строю, обогащению словаря). Коррекционного воздействия в процессе обучения ручному труду, изодеятельности требуют также недоразвитие моторики, нарушение координации движений, общая и физическая ослабленность детей с ограниченными возможностями здоровья.

Система педагогического воздействия по развитию элементов творческих способностей на уроках ручного труда и изодеятельности включает в себя:

1. Разработка и изготовление предметно-операционных планов, инструкционных карт, схем, цветных иллюстраций, справочного и раздаточного материала для проведения уроков трудового обучения и изодеятельности по разделам экспериментальных образовательных программ для учащихся 1-4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) к. пс. н. И.М. Бгажноковой, ИКП РАО.

2. Сопровождение уроков рабочими тетрадями, составленными с учетом темы каждого занятия: тетрадь «На уроке» и тетрадь «В свободное время». Тетради содержат занимательные и дидактические задания по темам уроков: тетрадь «На уроке», исходя из специфики и продолжительности урока - два задания, тетрадь «В свободное время» - четыре. Выполнение данных заданий и упражнений в интересной и наглядной форме развивают у школьников сенсорное восприятие, мелкую моторику и координацию движений руки, пространственную ориентировку на листе бумаги, концентрацию внимания и зрительной памяти, мыслительные операции, воображение, образно-логическое и наглядно-действенное мышление. Задания подобраны с учетом опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, доступны для выполнения. Учащиеся начальных классов даже в школе VIII вида знают, что такое сотовый телефон, играют в компьютерные игры на телефоне или дома на компьютере. Воспитанники детского дома посещают компьютерный класс. Поэтому тетради содержат много цветных заданий, что повышает мотивацию учащихся к их выполнению.

3. Введение на уроках ручного занимательного труда и изодеятельности нетрадиционных художественных техник работы с материалами: пластилинография; тестопластика; расписной пластилин, полученный разрезанием; бумагоскатывание; бумагокручение (квиллинг); бумагопластика; работа с текстильными материалами и т.д. Некоторые поделки на уроках ручного труда выполнены в смешанной технике.

Технологии работы с материалами, вводимые в уроки ручного занимательного труда и изодеятельности

Направление «Пластические материалы».

Цель: художественное обучение, воспитание и развитие детей на занятиях лепкой, решение актуальных проблем изобразительной и трудовой деятельности детей с нарушенным интеллектом путём создания предметно-развивающей среды для формирования у них творческого воображения и фантазии.

Работа по данному направлению помогает:

•         дети приучаются быть усидчивыми, внимательными и ответственными;

•         у детей развивается мелкая моторика пальчиков и общая ручная умелость, согласованная работа обеих рук;

•         повышается сенсорная чувствительность, т.е. развивается способность к восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

•         массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребёнка, улучшается самочувствие ребёнка;

•         дети  фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы для своей будущей работы, у детей развиваются творческие способности, совершенствуется художественный вкус;

•         формируется навык реализации замысла, дети учатся доводить начатую работу до конца;

•         а самое главное –  дети никогда не останутся равнодушными ко всему прекрасному, они учатся видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Пластилинография.  Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Тестопластика. Принцип – моделирование пространственно–пластичных образов при помощи солёного теста – удивительно пластичного материала для лепки различных фигур и композиций.

Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра. Потом «налепленное» раскрашивается красками, лаком для ногтей, украшается всяческими блестками, бусинками, тряпочками. Тесто можно окрасить любой краской – гуашь, акрил, акварель и т.д. Главное тут пытливый ум, природное любопытство и желание создавать, постоянно творить что-то новое, невзирая на устоявшиеся правила.

Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.

Расписной пластилин, полученный разрезанием. Принцип работы – изготовление поделок из многоцветных деталей.

Разрезание — оригинальный приём обработки пластилина. Несколько кусочков пластилина разных цветов укладываются слоями различными способами, а затем многократно разрезаются. Из получившихся деталей можно составить много образов. В этой работе могут удачно сочетаться обычный и восковой пластилин ярких расцветок.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную учащимся младшего школьного возраста для самостоятельного освоения.

Направление «Объемное конструирование из бумаги».

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей в работе с бумагой, решение актуальных проблем изобразительной и трудовой деятельности детей с нарушенным интеллектом путём создания предметно-развивающей среды для формирования у них творческого воображения и фантазии.

Работа по данному направлению помогает:

•         развивать художественный вкус и логику;

•         развивает память, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания, способствует концентрации внимания и самодисциплине, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, активизирует мыслительные процессы, развивает творческое мышление, увеличивает его скорость и гибкость;

•         совершенствуется мелкая моторика рук, повышаются навыки мелких и точных движений как правой, так и левой руки, развивается глазомер, аккуратность;

•         способствует формированию пространственного воображения;

•         дети осваивают начальные термины геометрии: точку, квадрат, прямоугольник, диагональ;

•         у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются чёткие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни;

•         дети проявляют свою индивидуальность, воплощают замыслы, ощущают радость творчества;

•         у детей с интеллектуальным недоразвитием снижается тревожность, повышается и стабилизируется психоэмоциональное состояние.

Оригами. Принцип – создания и конструирования из бумажного листа разнообразных поделок и игрушек.

Оригами – идеальный конструктор, состоящий из одной детали – листа бумаги, который позволяет складывать множество разнообразных фигурок. Несложные приёмы складывания и безграничная фантазия способны сотворить из кусочка бумаги целый мир! Преобразование бумаги в различные поделки всегда вызывает у детей большой интерес.

Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт), формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти.

Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное – оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.

Искусство оригами – это не только средство приятного времяпрепровождение. Это ещё и эффективный инструмент самообразования, выработки художественного вкуса, развития пространственного мышления, логических и творческих способностей, всё то, что нужно детям.

Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона.

На занятиях с применением оригами можно не только складывать, но и придумывать сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора. Фигурки, выполненные в технике оригами, дополняют занятия, иллюстрируют их. Та или иная фигурка может сочетаться с загадкой, стихами, прибауткой. Каждое занятие является комплексным, так как сопровождается подборкой стихов, загадок, литературных текстов согласно тематике. В процессе работы детям показываются различные способы конструирования из цветной бумаги с помощью традиционных приёмов искусства оригами, представлены образцы игрушек, иллюстрации  поделок, графические схемы поэтапного изготовления моделей. При обучении различным способам складывания бумаги наиболее значимое место среди методов и приёмов занимает показ этих способов. Сначала организуется знакомство детей со схемами и условными знаками, принятыми в оригами, полный показ педагога с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта помощь педагога становится устной,  привлекаются к показу дети, работа становится более самостоятельной по карточкам со схемами, графическим планам, иллюстрациям, с опорой на образец или по словесному описанию. Занятия включают несколько работ разной степени сложности, это позволяет подбирать подходящие модели, учитывая способности каждого ребёнка. От полученной фигурки ребёнку должно быть радостно, тогда у него возникнет желание работать дальше.

Аппликация в технике оригами. Для использования сложенных в процессе работы фигурок самой эффективной формой оформления полученных результатов является составление аппликаций. Аппликация в технике оригами доступна младшим школьникам с проблемами в развитии. Применение оригами позволяет выполнить предметную, сюжетную аппликацию или создание объёмной композиции.

Предметная аппликация – в этом случае фон и нарисованные на нём предметы и фигурки подчёркивают значимость сложенного объекта, помещают его в соответствующую сказочно–игровую среду.

Сюжетная аппликация и объёмная композиция сводятся к размещению нескольких разных объектов, связанных вместе общей темой или историей. Перед тем, как приступать к такой работе, следует продумать, что, где, как и зачем будет расположено. Таким образом, работа над  сюжетными аппликациями и объёмными композициями в технике оригами позволяют развивать у ребят чувство соразмерности и композиции. Работа над многофигурной коллективной аппликацией выполняется следующим образом:  1. Выбор сюжета. 2. Выбор фигурок. 3. Выбор размера фигурок. 4. Выбор размера, цвета и формы фона. 5. Подбор бумаги для работы. 6. Складывание фигурок. 7. Оформление фона (раскрашивание, дополнение необходимыми деталями из разных  материалов и т.п.). 8. Расположение и крепление фигурок. 9. Окантовка работы.

Бумагокручение, также квиллинг англ. quilling – от слова quill (птичье перо) – искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. С одной стороны эти произведения близки России, чем-то напоминая вологодские кружева, а с другой - на начальном этапе обучения техника позволяет с минимальным умением получить красивый результат.

Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Квиллинг ещё называют «бумажной филигранью». Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Изделия из бумажных лент можно использовать также как настенные украшения или даже бижутерию.

Бумагопластика. Одна из самых интересных техник создания рукодельных фигурок, принципы которой во многом схожи с оригами и квиллингом. С помощью данной техники можно создавать удивительные модели, изображающие практически любые объекты окружающего мира. Бумагопластика дает широкие возможности для фантазии, так как в ней, в отличие от оригами, используется не только складывание, но и вырезание, склеивание, пришивание.

Особенность бумагопластики заключается в том, что работы имеют объемный вид, создаётся предметно-развивающая среда для ребёнка. Изделия в технике бумагопластики имеют некие общие черты со скульптурой, но при этом они отличаются тем, что внутри остаются полыми. При этом используются самые разнообразные материалы и методики. Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.

Бумагопластика – это, по сути, объемная аппликация. То есть, различные элементы композиции могут располагаться на разном уровне в трехмерной проекции. Поделки в технике бумагопластики иногда имеют вид картин, открыток, то есть, оформляются на жестком фоне, в рамке или без. А иногда такие поделки существуют самостоятельно, без строгой привязки к фону. Например, это могут быть бумажные цветы, собранные в букет, отдельные фигурки и так далее.

Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Если ребенку предлагать разные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и плотности, - значит, с ней можно по-разному работать. Таким образом, у ребенка развивается осязание.

Работа с бумагой требует сосредоточенности, внимания, аккуратности и сообразительности, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, находить связь с реальными предметами.

В процессе работы развивается мелкая моторика рук ребенка.

Моделирование.  

Цель: изготовление поделок и игрушек из бумаги и картона по готовым шаблонам, которые предназначены для практического использования (модели машин и постройки – для игры).

Данный вид творчества позволяет:

•         учить детей простейшему сенсорному анализу, пространственной ориентировке;

•         учить работать по готовой выкройке, по несложному чертежу, использовать ножницы для надрезов и вырезывания по контуру;

•         способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук;

•         обеспечивать правильное восприятие трудовых процессов от простого к сложному;

•         воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам своего труда и труда педагога;

•         учить практическому  использованию поделок в сюжетно–ролевых играх, играх по правилам дорожного движения и т.п.;

•         способствовать развитию у детей фантазии, творчества и смекалки, аккуратности и терпения.

Направление  «Текстильные материалы: поделки из ткани, ниток и пуговиц».

Принцип работы –  плетение, вязание, скручивание, создание аппликаций из воздушных цепочек, косичек, ниток.

Цель: развитие творческих способностей у детей  через овладение навыками работы с текстильными материалами, адаптация и самореализация детей в обществе.

Работа по данному направлению помогает:

•         воспитывать у ребёнка художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление (посредством развития способностей сочетать цвета, работать с формой, составлять композиции, комбинировать детали);

•         развивать мелкую моторику пальцев рук (путём выработки умений разрезать ткань по выкройке, обклеивать тканью картонные детали, выполнять поделки с помощью иголки и ниток,  плести узлы из шнура в технике макраме);

•         освоить разные способы и приёмы работы с тканью, пуговицами, шнурами и нитками при изготовлении плоскостных, полуобъёмных, и объёмных поделок с использованием основных приёмов шитья, вышивания и плетения.

Вышивание нитками на картоне.

Цель: развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями интеллекта через овладение навыками работы по выполнению простых ручных швов, адаптация и самореализация детей в обществе.

Работа по данному направлению способствует:

•         развитию у детей художественного вкуса (посредством развития способностей подбирать и сочетать цвета материалов);

•         развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, а также совершенствованию координации движений, гибкости пальцев и их силе, что в дальнейшем положительно скажется на уроках по таким предметам, как письмо, грамота, счёт (путём выработки умений  выполнять поделки с помощью иголки и ниток);

•         освоить простые ручные швы (данные навыки могут использоваться детьми в дальнейшей жизни).

Изделия из кожи и бисера.

Цель: развитие творческих способностей у детей посредством создания украшений из кожи и бисера, адаптация и самореализация детей в обществе.

Оригинальные аксессуары из кожи и бисера лучше других подчеркнут индивидуальность их владельца, а их создание оставляет неограниченные возможности для творчества. Можно использовать украшения на каждый день или для торжественных случаев: сделанные своими руками кулоны, браслеты, брелоки будут замечательным подарком для друзей и близких. Отдельные мотивы украшений можно использовать для оформления сумочек, кошельков, перчаток, верхней одежды, рамок для фотографий, несессеров, футляров для очков, саше и др.

 

Направление «Аппликация из бумаги».

Цель: воспитание художественного вкуса у детей посредством создания композиций из цветной бумаги.

Занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка. Они способствуют:

•         развитию у него творчества;

•         пробуждают фантазию;

•         активизируют наблюдательность, внимание и воображение;

•         воспитывают волю;

•         развивают ручные умения;

•         чувство формы, глазомер и цветоощущение.

Направление «Волшебные фантазии» (работа с комочками из бумаги, кусочками поролона).

Цель: развитие творческих способностей у детей  через овладение основами работы с такими материалами, как бумага и поролон.

Работа по данному направлению помогает:

•         развивать у детей творческое воображение, художественный интерес и образное мышление;

•         развивать способность к творческой активности, к трудолюбию и самостоятельности;

•         развивать мелкую моторику пальцев рук (путём выработки умений скатывать шарики, жгутики, трубочки, нарывать полоски, приклеивать мелкие детали на основу);

•         расширять кругозор детей, наблюдательность, внимание, пространственное и ассоциативное мышление.

•         воспитывать у детей доброжелательность, отзывчивость, терпение и аккуратность.

Бумагоскатывание.

Принцип работы в данной технике – изготовление поделок на основе использования мятой бумаги разной фактуры и качества и кусочков цветного поролона, что способствует развитию у детей с  проблемами в здоровье навыков ручного труда, а также содействует тренировке и развитию тонких движений пальцев рук.

Направление «Нетрадиционные техники рисования».

Цель: развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приемов изображения, путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник; формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.  При этом ребенок не только творчески обдумывает тему, но и самостоятельно работает над ее реализацией в рисунке. Предложенные задания послужат творческим толчком для обучения детей рисунку.

Использование нетрадиционных техник изображения способствует:

•         развитию познавательной деятельности и творческой активности;

•         коррекции психических процессов и личностной сферы детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью;

•         ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.

Основные задачи:

1)         Художественно – эстетические:

-         развивать художественное восприятие жизни;

- уточнять представления об окружающем мире;

- развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.

2)         Задачи на приобретение изобразительного мастерства:

-         развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;

-         развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.

3)         Задачи на формирование технических навыков:

-         упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);

-         закреплять полученные ранее умения выполнять работу в техниках: рисование ладошкой, пальчиками и т.д.;

-         обучать технике рисования «по сырому», пластилинография, набрызг (гризайль), оттиски разными материалами;

-         помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры.

4)         Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

-         вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;

-         замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;

-         знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;

-         научить различать жанры живописи;

-         развивать художественно – эстетический вкус.

5)         Воспитательные:

-         развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;

-         учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;

-         радоваться успехам своих товарищей при создании работы.

6)         Речевые:

-         развивать у детей планирующую функцию речи.

Нетрадиционное рисование увлекает ребенка, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредоточивается. Как правило, чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, а в процессе игры «в художника» зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Круг внимания ребенка сужается и сосредоточивается на малой зоне. Также у детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью оттиска, постепенно становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ  получения  изображения:  ребенок  покрывает листок дерева красками  разных  цветов,  затем  прикладывает  его  к  бумаге  окрашенной стороной  для  получения  отпечатка.   Каждый  раз  берется  новый  листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тычкование.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

Стимулирование учебного процесса.

Для повышения мотивации учащихся используется система оценивания работы и поведения на уроках - «Умницы»: «Большая Умница», «Маленькая Умница» и «Неразумница» (небольшие квадратики разного цвета со смешной рожицей; «большая умница» - розовый квадратик, рожица улыбается широко; «маленькая умница» - зелёный квадратик, рожица немного улыбается; «неразумница» - синий квадратик, рожица «огорчена»). Идея поощрительных цветных «билетиков» взята из книги М. Твена «Том Сойер». «Большую Умницу» ребенок получает за хорошую работу и поведение на уроке, если имеются некоторые замечания – получает «Маленькую Умницу». Нежелание работать на уроке и плохое поведение оценивается «Неразумницей». «Большую Умницу» можно получить также за предъявленные 5 «Маленьких Умниц». На «умницах» пишется имя ребенка и дата, что позволяет использовать их только поощренному ученику. За два года использования этой системы поощрений отмечено стремление детей получать призы и раскраски, а, следовательно, лучше работать и вести себя на уроке (в последнее время «Неразумницы» почти не выдаются).

Получение призов – за 10 «Больших Умниц» ученик поощряется призом- игрушкой (до 15 руб.) или набором раскрасок. Материал по раскраскам обрабатывается на компьютере, увеличивается, изменяется положение «вправо-влево», подбирается разная тематика согласно интересам детей: сюжеты сказок, принцессы, Барби, животные, рыцари, боевая техника, грузовые и легковые автомобили, воздушный и водный транспорт и т.д. Приз подбирается с учетом сезона, тем уроков, индивидуальных особенностей учащихся.

Выставочная работа

Выставочная работа заключается в организации, проведении, участии в выставках, проводимых в рамках школы и зональных выставках. Это выставки, посвящённые: «Дню знаний», «Дары Осени», «Добрых рук мастерство» (Декада инвалидов), «Мастерская Деда Мороза» (ярмарка–продажа), тематические выставки (День Защитников Отечества, Международный Женский День, День Матери, Новогодняя сказка, День Учителя), «Итоги года»; зональные выставки «Наш Край – Родное Красноярье» (1 место занял коллектив 4-х классов за работу «Времена года, выполненную в технике бумагоскатывания), «Творчество В.И Сурикова», «Творчество К.И. Чуковского». Творческие работы учащихся постоянно выставляются на стендах школы: «Мир творчества», «Город Солнца», «Умелые ручки».

Таким образом, на уроках ручного труда и изодеятельности раскрывается основной принцип развития творческих способностей: ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся у него при этом с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности. Это – опыт социальный, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего его детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности[2].

Рекомендуемые источники:

Интернет, детские журналы, педагогическая периодика, книги с развивающими заданиями, тематические пособия.


[1] Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Жидкина, Н. Н. Кузьмина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с. – С.5.

[2] Запорожец А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 23-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему : "Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.

*«Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи»....

План-конспект урока ручного труда в 3-4 специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме "ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ. ФОНАРИКИ"

На уроке совершенствуются умения: разметки заготовок по заданным размерам  и шаблонам, выполнения работы с пооперационным разделением труда....

Формирование общеучебных умений инавыков во неурочной деятельности

Формирование общеучебных умений и   навыков во внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Путешествие в "математику"...

Воспитание самостоятельности у обучающихся в процессе профессионально–трудового обучения на уроках ручного труда и швейного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями к самостоятельной жизни. Для этого необходимо осуществить максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности...

Формирование трудовых умений и навыков у учащихся с ОВЗ на уроках слесарного дела.

Статья "Формирование трудовых умений и навыков у учащихся с ОВЗ  на уроках слесарного дела"....

Мастер-класс на ШМО учителей начальных классов «Виды работ с текстильным материалом на уроках ручного труда в начальной школе»

Данный мастер-класс я проводила на объединенном ШМО учителей начальных классов. Я поделилась своим опытом работы с детьми ОВЗ в области создания кукол-оберегов из мешковины. Дети откликаются с большим...