Проект по формированию экологического сознания у учащихся "Мы за чистоту во всем мире!"
проект (9 класс) по теме

Оюн Надежда Владимировна

Проект по формированию экологического сознания у учащихся  "Мы за чистоту во всем мире!" "Я - гражданин России!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

МБОУ СОШ с. Элегест имени У.А. Бавун-оола

Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва

Республиканский конкурс социальных проектов

«Я – гражданин России»

«Мы за чистоту во всем мире!»


проект по формированию

экологического сознания у учащихся  

Руководитель проекта: Оюн Надежда Владимировна

учитель истории и обществознания

2018 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы исследования ………………5
Глава II. Практическая часть……………………………………………………9
2.1 Анкетирование учителей и учащихся, анализ результатов опроса ………9
Заключение  ………………………………………………………………….…12
Список источников и литературы…………………………………………..13
Приложение 1…………………………………………………………………………….14

Приложение 2 ……………………………………………………………………………17

Приложение 3…………………………………………………………………………….18

Введение

Что мы знаем о нашем доме, природе, об окружающей нас среде? В последнее время слово «экология» стало очень популярным: наиболее часто его употребляют, говоря о неблагополучном состоянии окружающей нас среды.

Что же означает слово «экология»? В переводе с греческого языка слово «oikos» означает «дом», местопребывания, а «logos» - «учение», «слово». Наука изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и окружающей их неживой природой. Экология – наука о доме, местопребывании.

Природа – наш общий дом. Этот дом особенный, в нем все связано: животные с растениями, растения с растениями, животные с другими животными, а все вместе – с солнцем, землей, водой и воздухом. И, мы все живем в этом доме, поэтому должны защищать и любить то, что мы имеем. А для этого нам всем следует быть экологически образованными людьми.

Целью проекта является формирование экологического сознания у учащихся.  

Для достижения цели требуется решение следующих задач:

  • организационный сбор, знакомство с планом работ;
  • проведение социологического опроса на знание экологии, выпуск и распространение природоохранных листовок;
  • акция по расчистке берега реки Элегест;
  • анализ  работы под руководством научного руководителя, с последующим представлением результатов   в конкурсах муниципального и регионального уровнях.

Методы: изучение литературы по экологии, составление и проведение опроса, распространение памяток, проведение  акции.

Практическая значимость заключается в возможности подать пример проведения проектов экологической направленности школам, ссузам, вузам.

База проведения – МБОУ СОШ с. Элегест.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы исследования

«У нас есть – и чистый воздух, и чистая вода, и сельское хозяйство, и обширные нетронутые человеком, пространства – леса, горы, степи, реки и озера с богатым растительным и животным миров» - так могут сказать жители нашей республики. Но всегда ли будет так? Останутся ли нетронутыми леса, не оскудеют ли реки и озера, животный и растительный мир? Можно ли с уверенностью смотреть в будущее Тувы? Не исчезнут ли с лица Земли такие понятия, как чистая вода, чистый воздух?

Из-за экологической безграмотности или в погоне за сиюминутной выгодой многие не хотят задумываться о будущем. А для восстановления естественной среды, необходимо знать законы, по которым она живет и развивается. У природы нет границ. Поэтому основы экологии, как науки о нашем общем доме – Земле, должен знать каждый человек планеты.

Знание основ экологии поможет разумно строить свою жизнь и обществу и отдельному человеку – поможет каждому ощутить себя частью великой Природы, достичь гармонии и комфорта там, где ранее шла неразумная борьба с природными силами.

        Экологически образованный человек будет бороться против экологического бесправия, а если в нашей стране таких людей станет большинство, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, решительно став на защиту дикой природы от наступления «дикой» цивилизации, преобразуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя наилучшие, «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.

       Отсюда следует, что в настоящее время остановить нарушение экологии можно, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, а это возможно сделать, прежде всего, через образование, через изучение основ экологии.  Именно в школьном возрасте закладываются основы экологического сознания. Именно в семье, родителями закладывается любовь к окружающему миру, к людям, своей родине.

Что же сделали учащиеся и учителя села Элегест в помощь экологии?

В школе села Элегест существует система ключевых дел, содержание которых, так или иначе способствует воспитанию экологического сознания у учащихся:

  • движение «Эколята»  (1-4 классы);
  • эколого-биологические кружки:
    «Школьное лесничество»;

«Зеленый мир» (5-10 классы), руководитель учитель биологии Саны-Хоо М.Ю.;

  • месячники по благоустройству школы:

субботники, посадка саженцев деревьев, практика на школьном участке (подготовка рассады, посадка овощей, цветов, сбор урожая);

  • стенд экологического направления «Кижи – бойдустун толу», что в переводе с тувинского языка означает «Человек – дитя природы»;
  • участие во Всероссийском экологическом диктанте;
  • участие в акциях и конкурсах экологического направления.

В 2017, 2018 гг учащиеся приняли участие в Республиканской  акции «Оберегай Енисей». Мероприятие прошло на эмоциональном подъёме, пробудило чувство сопричастности. В 2017 году в акции принял 5 класс с классным руководителем Чалзып Р.Б., где заняли 1 место. В 2018 году в Республиканской акции «Оберегай Енисей» уже приняли два класса: 5 и 6. 6 класс с классным руководителем – Чалзып Р.Б. – заняли 1 место и 5 класс под руководством старшей вожатой Оюн Ч.Ю.- занявших также 1 место.

После участия в акции были проведены беседы с классными  руководителями и учащимися 5, 6 классов.

В ходе обсуждения участия в акции, мы сформулировали проблему: провести подобную акцию только уже на реке Элегест. Эта проблема и легла в основу нашего экологического проекта «Я - граждан России».

В проекте приняли участие участники детской общественной организации «Салгал», учащиеся 5-9 классов.

Девиз детской общественной организации «Салгал»:

«Защищать, любить,
беречь свою Родину,
за добро и справедливость».

Действия по реализации проекта разделены на три этапа:
1 этап – информационно-подготовительный
2 этап – реализация программы
3 этап – подведение итогов

1 этап:

  • сбор информации об экологии.

2 этап:

  • проведение социологического опроса об экологии (Приложение 1);
  • выпуск и распространение буклетов (Приложение 2); 
  • изучение экологического состояния реки Элегест;
  • акция по расчистке берега реки Элегест «Оберегай Элегест».

3 этап:

  • анализ  работы под руководством научного руководителя, с последующим представлением результатов   в конкурсах муниципального и регионального уровнях.

Участие в акции

Согласно поставленной цели, задачам и содержанием работы проекта, участниками детской общественной организацией «Салгал» были выполнены два этапа по реализации проекта, проведена акция «Оберегай Элегест» на школьном уровне. Был расчищен берег Элегеста (приток), протекающий на территории села Элегест от мусора. Третьим этапом проведен анализ работ для последующего представления результатов в конкурсах муниципального и регионального уровнях.

Глава II. Практическая часть

2.1 Анкетирование учащихся и учителей, анализ результатов опроса.
Всего в опросе приняли участие 34 респондента, из них учащихся с 5 по 10 класс – 19, учителей – 12, родители -3. Приложение № 1 
Результаты опроса выведены в таблицу.

Вопросы анкеты

1. Термин «экология» предложил:

  - Э. Геккель;

  - Ч. Дарвин;

  - А. Тенсли.

 2.  Основная функциональная единица в экологии:

  - популяция;            

 - экосистема                          

- биоценоз.

 3. Какие из ниже перечисленных организмов являются неклеточными:

  - грибы;

  - вирусы;

  - растения.

4. Показателем процветания популяций в экосистеме служит:

  - их высокая численность;

  - связь с другими популяциями;

  - связь между особями популяций.

5. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

  - космическим фактором;

  - высокими темпами прогресса;

  - изменением климата.

6. Недостаток питьевой воды вызван в первую очередь:

  - парниковым эффектом;

  - уменьшением объема грунтовых вод;

  - загрязнением грунтовых вод.

7. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки являются:

  - инфекционные болезни;

  - сердечнососудистые и онкологические заболевания;

  - болезни пищеварительного тракта.

8. Какой метод обеззараживания воды считается наиболее прогрессивным на сегодняшний день:

  - хлорирование;

  - ультрафиолетовое облучение;

 - озонирование.

9. Процесс потребления вещества и энергии называется:

  - катаболизмом;

  - экскрецией;

  - питанием.

10. Сколько литров кислорода потребляет в день взрослый человек:

  - 100 литров;

  - 400-500 литров;

  - 700-900 литров.

11. В каком году был создан Гринпис:

    - в 1906 году;

    - в 1980 году;

    - в 1972 году.

Анализ анкеты

1.

-19

-11

-3

2.

-4

-15

-14

3.

-6

-23

-3

4.

-11

-12

-10

5.

-3

-15

-16

6.

-8

-10

-15

7.

-13

-16

-4

8.

-17

-8

-8

9.

-6

-7

-21

10.

-5

-23

-6

11.

-4

-10

-18

Анализ результатов опроса

Учителя и родители хорошо разбираются в глобальных экологических проблемах.  Правильно определили влияние ухудшения экообстановки на здоровье человека. Затрудняются в вопросах теоретической экологии.

Учащиеся  хорошо разбираются в вопросах теоретической экологии. Учащиеся затрудняются в глобальных экологических проблемах, в определении влияния ухудшения экообстановки на здоровье человека. Обнаружены трудности в вопросах экологии человека. Выявлен недостаточный уровень знаний в вопросах экологической защиты и охраны окружающей среды.

 Не смотря на то, что учащиеся хорошо разбираются в вопросах теоретической экологии, в вопросах глобальных проблем человечества, влиянии ухудшения экообстановки на здоровье человека, знаний в вопросах защиты и окружающей среды выявлены недостаточные знания.

Родители и учителя затруднились лишь в вопросах теории.

Вывод: необходимо вести просветительскую и пропагандистскую  работу среди учащихся на экологическую тему. По итогам Республиканской акции «Оберегай Енисей», провести подобную акцию на школьном уровне «Оберегай Элегест» в сумоне Элегест.

Заключение

Изучив данную тему, мы узнали много нового про экологическое состояние в мире и задались вопросом: «А что знают об экологии учащиеся и учителя школы?». А Республиканская акция «Оберегай Енисей» заинтересовала провести подобную акцию в своем селе. Таким образом, был составлен план работ, и по решению поставленной проблемы проведены шаги:

  • сбор информации об экологии;
  • социологический опрос об экологии;
  • подготовка и распространение памятки «Экологический манифест»;
  • изучение экологического состояния реки Элегест;
  • проведение акции по расчистке берега реки Элегест.  

По результатам проделанной работы, был проведен анализ проекта с описанием и презентацией.

Таким образом, мы реализовали поставленную перед собой  задачу и пришли к выводу, что каждому из нас необходимо задать себе вопрос: «Что мы оставим в наследство после себя своим потомкам?».
Об этом следует задуматься сегодня.  Люди должны перестать поступать необдуманно и безответственно. Очень хочется, чтобы наше поколение выросло экологически грамотными, и чувствовали личную ответственность за состояние окружающей среды.


Список источников и литературы

  1. А.М. Адам, О.Д. Лукашевич. Экология. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию, и охране окружающей среды: справочное пособие/Авт.-сост. А.М. Адам, О.Д. Лукашевич. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2008. – 368 с. //ekolog.org.
  2. Аракчаа Л.К. Экология.Ч.1.:Учебное издание.-Кызыл, 2001.-111с.
  3. Символика особо охраняемых природных территорий//gossluzhba.narod.ru
  4. http://www.theenglishlibrary.es/wp-content/uploads/2016/07/Ernst_Haeckel_young.jpg
  5. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71049964/#ixzz4ctsZAF9Z


Приложение 1

Анкета

Уважаемые педагоги (учащиеся), просим ответить на предложенные вопросы по экологии.

Будем благодарны за то, что поделились своими знаниями!

1. Термин «экология» предложил:

  - Э. Геккель;

  - Ч. Дарвин;

  - А. Тенсли.

 2.  Основная функциональная единица в экологии:

  - популяция;              - экосистема                           - биоценоз.

 3. Какие из ниже перечисленных организмов являются неклеточными:

  - грибы;

  - вирусы;

  - растения.

4. Показателем процветания популяций в экосистеме служит:

  - их высокая численность;

  - связь с другими популяциями;

  - связь между особями популяций.

5. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

  - космическим фактором;

  - высокими темпами прогресса;

  - изменением климата.

6. Недостаток питьевой воды вызван в первую очередь:

  - парниковым эффектом;

  - уменьшением объема грунтовых вод;

  - загрязнением грунтовых вод.

7. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки являются:

  - инфекционные болезни;

  - сердечнососудистые и онкологические заболевания;

  - болезни пищеварительного тракта.

8. Какой метод обеззараживания воды считается наиболее прогрессивным на сегодняшний день:

  - хлорирование;

  - ультрафиолетовое облучение;

 - озонирование.

9. Процесс потребления вещества и энергии называется:

  - катаболизмом;

  - экскрецией;

  - питанием.

10. Сколько литров кислорода потребляет в день взрослый человек:

  - 100 литров;

  - 400-500 литров;

  - 700-900 литров.

11. В каком году был создан Гринпис:

    - в 1906 году;

    - в 1980 году;

    - в 1972 году.

Правильные ответы к анкете

1. Эрнст Геккель – немецкий биолог-эволюционист.

2. Основная функциональная единица – экосистема.

3. Вирус – неклеточный организм.

4. Показанием процветания популяций в экосистеме служит их высокая численность.

5. Глобальные экопроблемы связаны с высокими темпами прогресса.

6. Недостаток питьевой воды вызван загрязнением грунтовых вод.

7. В результате ухудшения экообстановки чаще возникают СС и онкозаболевания.

8. Наиболее прогрессивный метод обеззараживания воды – озонирование.

9. Процесс потребления вещества и энергии – питание.

10. Взрослый человек в день потребляет 400-500 литров кислорода.

11. В 1972 году был создан ГРИНПИС – всемирная организация по охране окружающей среды.  

Приложение 2

                                           

     



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Элегест

Чеди-Хольский кожуун

Республика Тыва

Тираж 30 экз.

2018г.

Экологический          манифест

(по Н.Ф. Реймерсу)

Природа

Тысячелетиями мы боролись с ней, покоряли её, преобразовывали, нещадно уничтожали.

Но не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Она – Природа – была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в её жизни. Она же вечна и бесконечна.

Биосфера серьёзно больна

Её поразило вмешательство человека в её жизнь. Бездумная техника сминает природу, кромсает биосферу, давит человечество, травит Землю.

Этот путь окончен

Век безоглядной эксплуатации природы человеком позади. Природа требует воспроизводства. В обращении с планетой нужны глубокие знания и мудрая осторожность. Они – символ экологии.

Объединимся же под знаком мудрости экологического гуманизма!

Наше НЕТ:

- любым войнам,

- любым битвам с природой,

- безграмотному технократизму и волюнтаризму в природопользовании,

- шапкозакидательству в демографии,

- технократическому гигантизму, который всегда предвещает начало конца,

- всему, что конъюнктурно и не обещает реальных экономических, социальных и экологических выгод на перспективу столетий, и только в этой совокупности благ, а не иначе,

- любому, что грозит биосфере Земли, угрожает людям, каждому человеку.

Наше ДА:

- миру и спокойствию,

- любви и уважению к Природе – фундаменту и условию человеческой жизни,

- сохранению биосферы того типа, в которой возник и развивался Человек разумный,

- максимальному сбережению видов животных, мест обитания,

- ресурсосберегающим, экономным и малоотходным технологиям,

- новым биологизированным путям развития сельского хозяйства,

- «замкнутым» циклам производства,

- заводам без дыма, фабрикам без ядовитых стоков, автомашинам без удушливого выхлопа,

- тишине,

- трезвой демографической стратегии,

- экологической культуре.

Грядёт новая эпоха

На пороге глобальная революция – мирная революция экологии. Её цель – выживание планеты Земля. Зелёный свет всему, что сберегает ресурсы жизни.



Предварительный просмотр:

Анкета

Уважаемые __________, просим ответить на предложенные вопросы по экологии.

Будем благодарны за то, что поделились своими знаниями!

1. Термин «экология» предложил:

  - Э. Геккель;

  - Ч. Дарвин;

  - А. Тенсли.

 2.  Основная функциональная единица в экологии:

  - популяция;              - экосистема                           - биоценоз.

 3. Какие из ниже перечисленных организмов являются неклеточными:

  - грибы;

  - вирусы;

  - растения.

4. Показателем процветания популяций в экосистеме служит:

  - их высокая численность;

  - связь с другими популяциями;

  - связь между особями популяций.

5. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

  - космическим фактором;

  - высокими темпами прогресса;

  - изменением климата.

6. Недостаток питьевой воды вызван в первую очередь:

  - парниковым эффектом;

  - уменьшением объема грунтовых вод;

  - загрязнением грунтовых вод.

7. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки являются:

  - инфекционные болезни;

  - сердечнососудистые и онкологические заболевания;

  - болезни пищеварительного тракта.

8. Какой метод обеззараживания воды считается наиболее прогрессивным на сегодняшний день:

  - хлорирование;

  - ультрафиолетовое облучение;

 - озонирование.

9. Процесс потребления вещества и энергии называется:

  - катаболизмом;

  - экскрецией;

  - питанием.

10. Сколько литров кислорода потребляет в день взрослый человек:

  - 100 литров;

  - 400-500 литров;

  - 700-900 литров.

11. В каком году был создан Гринпис:

    - в 1906 году;

    - в 1980 году;

    - в 1972 году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)

Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...

Формирование экологического сознания учащихся в природоохранной деятельности.

Описывается формирование  экологического сознания школьников через работу экологического лагеря....

Использование метода проектов в формировании экологического сознания и научного мировоззрения у обучающихся

Статья, раскрывающая основы проектной деятельности в школе. Содержит описание социально ориентированного проекта "Глобальный экологический кризис человеческой цивилизации"....

Доклад "Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность"

Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность...

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.

В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...

Роль уроков английского языка в формировании экологического сознания у учащихся

В данной статье автор пишет о роли уроков английского языка в формировании экологического сознания учащихся....

Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников

Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической      культуры  подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...