Главные вкладки

    Физическое и эмоциональное состояние педагога - важный фактор в образовании.
    статья по психологии по теме

    Эта статья поможет педагогам избежатьстрессовых ситуаций, научиться контролировать собственные эмоции и поведение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    “…Прежде всего, мы должны сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры”.

    Артур Шопенгауэр “Афоризмы житейский мудрости”

    Время предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам педагогов, но и к уровню физического и психического здоровья. На фоне всё расширяющихся и углубляющихся исследований того, как учить и воспитывать детей, проблема духовно-нравственного здоровья педагога, как основы его профессиональной культуры, остаётся актуальной вот уже не одно тысячелетие.

    Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию.   Труд учителя очень специфичен. Нелегко установить грань, где заканчивается производственная, «служебная» деятельность и начинается общественная, когда повышение квалификации переходит в чтение «для себя». Учитель продолжает трудиться и в нерабочее время: анализирует проведенные уроки, продумывает предстоящее занятие, накапливает новую информацию. Особенность интеллектуального труда заключается в том, что даже после прекращения работы мысли о ней сохраняются еще долго, а это ведет к перегрузке и возникновению неврозов.

    Под профессиональным здоровьем в психолого-педагогической науке понимают способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, которые обеспечивают трудоспособность, эффективность и развитие личности учителя в условиях протекания педагогической деятельности.

    Как свидетельствуют данные ряда научных исследований, результаты наших собственных наблюдений и опрашиваний учителей, причинами для последних есть недоразумения с учениками, их родителями, коллегами по работе, несправедливое отношение к ним из стороны руководства образовательным учреждением, домашние нелады.

    Однако у некоторой части современных педагогов отмечается состояние эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, которая проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на деятельность молодых педагогов. Постоянное действие напряженных факторов профессионального труда вызывает у них ухудшение результатов деятельности, снижение работоспособности, появление нехарактерных ошибок, снижение показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность педагога достигает критического момента, результатом является потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами.

    Педагогический труд требует хорошего здоровья, физической и психической подготовленности, уравновешенности нервных процессов. Учителю надо обладать большой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать внимание, быть активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего дня высокий общий и эмоциональный тонус, способность быстро восстанавливать силы.

    Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к усвоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, часто повышающиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т.д.), что негативно сказывается на эффективности деятельности и взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами.

    Высокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны тем, что учителю в силу характера его деятельности необходимо: быть сдержанным в ситуациях, провоцирующих интенсивное возбуждение; проявлять терпение, уравновешенность, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; отличаться четкостью дикции, уметь выразительно излагать мысли…Высокие требования к подвижности нервных процессов учителя связаны с тем, что он должен приступать к решению поставленных задач «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей.

    Восстановление (реабилитация) здоровья учителя - это  управление механизмами, определяющими физическое и психическое развитие личности, способствующими формированию позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.

    Современный мир предъявляет к человеку довольно жесткие требования. Качественный уровень жизни сегодня невозможен без стрессоустойчивости, высокой личной эффективности, грамотного распределения времени и сил. Учительство как профессиональная группа отмечается очень низкими показателями физического и психического здоровья. Это объясняется тем, что работа педагога относится к разряду сложных, стрессогенных, наиболее напряженных в психологическом плане, таких, что требуют от человека больших резервов самообладания и саморегуляции. На это есть определенные объективные причины: коммуникативные перегрузки, большое эмоциональное напряжение, появление определенных профессиональных деформаций, социальное незащищенность и низкий статус профессии в массовом восприятии. Кроме того, профессия учителя принадлежит к так называемым хелперських (от англ. help - помогать), поскольку связанная с работой в системе " человек-человек", предоставлением поддержки и помощи подопечным. Именно в учителів очень высокий риск психических и соматических реакций на напряженные ситуации в работе. На сегодня в Международной классификации болезни даже выявлены отдельное состояние - "профессиональный стресс". Один из следствий продолжительного профессионального стресса - синдром эмоционального сгорания состояние физического, эмоционального и умственного истощения специалиста.

    Стресс - нагрузка или перегрузка информацией или энергией, поступающей в систему или выходящими из неё.

    Средства снятия стресса:

    1) Разрядка эмоций. Выразить их вслух или письменно, главное, чтобы чувства были облечены в слова.

    2) Плач. Если хочется плакать, то надо это сделать.  Слёзы приносят облегчение и снижают боль.

    3) Тёплый душ. Теплая вода действует расслабляюще на мышцы, тем самым снижая напряжение.

    4) Физические упражнения.

    5) Переключение с неприятных событий на то, что приносит покой, радость.

    6) Дыхательные упражнения.

    Быть счастливым, а не казаться; удовлетворять свои потребности одновременно в карьере, в личной жизни и других сферах на фоне всеобщей усталости и повышенной невротизации бывает очень трудно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР ЕГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

    Проблема охраны психического и физического здоровья в настоящее вре­мя актуальна в связи с преобразованиями в школе, которые привели к интенси­фикации процесса обучения и к увеличению общей нагр...

    Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя

    Аннотация. В статье дана характеристика профессиональной компетентности как неотъемлемой компоненты профессиональной позиции будущего учителя. Представлены условия, необходимые для становления п...

    "Эмоциональное выгорание педагогов.Внешние факторы и внутренние причины.Профилактика СЭВ."

    Цели: Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание", его характеристикой, причинами возникновения (симптомы, проявления, этапы формирования).Выявить у себя наличие или отсутствие этого си...

    САМООБРАЗОВАНИЕ педагогов – важнейший фактор, обеспечивающий успех в работе педагога.

    Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...

    Организация внеурочной деятельности педагога как важнейший фактор повышения качества образования и обязательная составляющая ФГОС ОО

    В докладе указана вся внеурочная деятельность учителя, которая призвана мотивировать учащихся к изучению биологии....

    Способы саморегуляции эмоционального состояния педагогов

    В разработке рассмотрены способы саморегуляции эмоционального состояния педагога. Предложен тренинг "Снижение профессиональных деформаций у педагогов"....

    Сохранение психологического здоровья педагогов как важный фактор повышения качества образования

    Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение психологического здоровья педагогов...