"Эмоциональное выгорание педагогов.Внешние факторы и внутренние причины.Профилактика СЭВ."
материал (психология) по теме

Юдина Елена Сергеевна

Цели:

  1. Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание", его характеристикой, причинами возникновения (симптомы, проявления, этапы формирования).
  2. Выявить у себя наличие или отсутствие этого синдрома.
  3. Дать рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции. («Давайте учиться не «гореть» на работе!»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Эмоциональное выгорание педагогов. Внешние факторы и внутренние причины. Профилактика СЭВ».

Цели:

  1. Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание", его характеристикой, причинами возникновения (симптомы, проявления, этапы формирования). 
  2. Выявить у себя наличие или отсутствие этого синдрома.
  3. Дать рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции. («Давайте учиться не «гореть» на работе!»).

«Есть люди, которые связывают профессиональную деятельность с тяжелой работой, с обеспечением своего существования, и не видят радостей. Как следствие страдают и компетентность, и самооценка, и, конечно же, наше отношение к жизни, пропадает желание узнавать что-то новое, создавать, творить».

Вирджиния Сатир

Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость, и по этой причине талантливый педагог становится профнепригодным. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.

Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно и проходит три стадии.

Стадии профессионального выгорания:

 

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

  • Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Педагог неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе.
  • Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи.
  • Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».
  • Происходит забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ). Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом".

 В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет.

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

  • Возникают недоразумения с учениками, родителями. Педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них.

Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников, родителей — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение педагога — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

  • Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями):
  • "не хочется видеть" тех, с кем приходится общаться по роду деятельности (школьников, родителей, коллег);
  • "в четверг ощущение, что уже пятница";
  •  "неделя длится нескончаемо";
  • нарастание апатии к концу недели;
  • появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, "мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний);
  • повышенная раздражительность (человек "заводится", как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал).

Симптомы этой стадии проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции.

Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.

Время формирования данной стадии в среднем 5-15 лет.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

Собственно личностное выгорание. Признаки и симптомы приобретают хронический статус.

  • Полная потеря интереса к работе и жизни вообще.
  • Эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил.
  • Наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению.
  • Соматические симптомы. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ.

 На этой стадии человеку гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.    Стадия может формироваться 10-20 лет.

Симптомы профессионального выгорания:

 

Первая группа - психофизические симптомы:

 

·         Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

·         ощущение эмоционального и физического истощения;

·         снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

·         общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

·         частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

·         резкая потеря или резкое увеличение веса;

·         полная или частичная бессонница;

·         постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

·         одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

·         заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

 

 

Вторая группа - социально-психологические симптомы:

 

·         Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

·         повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

·         частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

·         постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

·         чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

·         чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

·         общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

 

 

Третья группа - поведенческие симптомы:

 

·         ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

·         сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

·         постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

·         руководитель затрудняется в принятии решений;

·         чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

·         невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

·         дистанцированность от коллег и клиентов, повышение неадекватной критичности;

·         злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение психотропных препаратов, наркотических средств.

Внешние факторы и внутренние причины эмоционального выгорания.

Как я уже говорила, синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов (Н.Е. Водопьянова).

Но определенные личностные характеристики можно так же назвать факторами риска в плане появления эмоционального выгорания.

Важнейшим фактором можно назвать сниженное чувство собственного достоинства.

Поэтому для таких людей стрессогенными являются ситуации социального сравнения.

Внешне это проявляется как неудовлетворенность своим статусом, плохо скрываемое раздражение (вплоть до зависти) в адрес людей, более социально успешных.

Их достижения трактуются как случайные, равно как и собственная невозможность сравниться с ними.

Во многом из сниженного самоуважения вытекают трудоголизм, высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, стремления все и всегда сделать очень хорошо, желательно лучше всех. Любое снижение результатов труда даже по объективным причинам может вызвать неадекватную реакцию: от ухода в себя и свои депрессивные переживания до поиска виноватого и направления в его адрес резких агрессивных вспышек.

Следующая особенность – это склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир.

Внешне это проявляется как эмоциональная закрытость, формализация контактов. Любая ситуация, когда есть необходимость выйти из роли, например поучаствовать в спортивном празднике или приоткрыться — принять участие в тренинге, вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии.

Как правило, эти люди с трудом перестраивают свои жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому самостоятельно редко могут справиться с проблемой эмоционального выгорания. И последующим этапом его развития может стать появление тех или иных психосоматических заболеваний.

Однако одних внутренних предпосылок бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание. К этому должны подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социально-культурными условиями общества.

Три фактора эмоционального выгорания связанные с организацией работы:

 

1.      Личностный фактор

Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства (А. Пане, 1982).

Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию.

Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее.

Его развитию способствуют также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

 

2.      Ролевой фактор

Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (Х. Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы (отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция (К. Кондо). А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

 

3.      Организационный фактор

На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей), либо не получающая должной оценки.

 При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором директор не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.

Какие качества, помогают избежать профессионального выгорания

Во-первых:

• Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

• Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

 

Во-вторых:

• Опыт успешного преодоления профессионального стресса.

• Способность конструктивно меняться в напряженных условиях.

• Высокая мобильность.

• Открытость.

• Общительность.

• Самостоятельность.

• Стремление опираться на собственные силы.

II. Результаты диагностики.

Вам было предложено пройти тест: по каждому утверждению высказать свое мнение.

По мнению автора методики (Виктора Васильевича Бойко), эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Предложенная методика даёт подробную картину синдрома «эмоционального выгорания», позволяет увидеть его ведущие симптомы. По результатам этого теста можно дать достаточно объёмную характеристику психологического состояния исследуемого. Интерпретация результатов проводится по трем фазам: напряжение, сопротивление (или резистенция) и истощение.

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны — то знак «-» («нет»).

Текст опросника.
1. Я сегодня доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.
4. Моя работа притупляет эмоции.
5. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
6. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
7. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
8.Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем
положено.
9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.
10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.
11. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
12. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
13. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
14. Я очень переживаю за свою работу.
15. Коллегам по работе я уделяю внимание больше, чем получаю от них.
16. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
17. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.
18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.
19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.
20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
21. Успехи в работе вдохновляют меня.
22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.
23. Я часто работаю через силу.
24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого не видеть и не слышать.
26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, который я затрачиваю.
27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
28. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий деть кончился.
29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий
и отрицательных эмоций.
30. Моя работа меня очень разочаровала.
31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу
обстоятельств.
32. Моя карьера сложилась удачно.
33. Если представляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.
34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.
35. Моя работа плохо на меня повлияла — обозлила, притупила эмоции, сделала
нервным.

Обработка данных
Признаки, включенные в тот или иной симптом «выгорания», имеют разное значение при определении его тяжести. Поэтому в процессе разработки теста наибольшую оценку -10 баллов — получили от компетентных судей те признаки, которые наиболее показательны для симптома.

Ключ

Знак перед номером означает ответ «да» или «нет»; в скобках указаны баллы, проставляемые за этот ответ.
В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем — сумма по всем симптомам, т.е. итоговый показатель.

Симптом «Неудовлетворенность собой»: 
-1 (3), +6 (2), + 11 (2), -16 (10), -21 (5), +26 (5), +31 (3)

Симптом «загнанность в клетку»:
+2 (10), +7 (5), +12 (2), +17 (2), +22 (5), +27 (1), -32 (5)

Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»: 
+3 (5), +8 (5), +13 (2), -18 (2), +26 (3), +28 (3), +33 (10)

Симптом «Эмоциональная отстраненность»: 
+4 (2), +9 (3), -14 (2), +19 (3), +24 (5), + 29 (5), +34 (10)

Симптом «Личностная отстраненность»: 
+5 (5), +10 (3), +15 (3), +20 (2), +25 (5), +30 (2), +35,(10)

Выводы:

Сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так:

  9 и менее — не сложившийся симптом;

  10-15 баллов — складывающийся симптом;

  16 и более — сложившийся симптом.


Соответственно, сумма баллов по всем симптомам:

  45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания»;

  50-75 — о начинающемся «выгорании»;

  80 и более — об имеющемся «выгорании».

Данные по нашей школе:

III.     Профилактика СЭВ. «Давайте учиться не «гореть» на работе!»

Итак, мы обсудили причины, которые лежат в основе эмоционального выгорания, симптомы, которые присуще эмоциональному (профессиональному) выгоранию. Выяснили, что СЭВ имеет место быть в нашем коллективе. Теперь самое время перейти к рассмотрению методов помощи и профилактике СЭВ.

1 группа методов -  физиологические (воздействие на тело):

  • солнечный свет (принятие солнечных ванн (загар), солярий);
  • физические упражнения (фитнес, тренажерный зал, йога);  
  • свежий воздух (воздушные ванны, прогулки);
  • купание (плавание в водоемах, бассейне, бани (русская, финская);  
  • дыхательная гимнастика.

 

2 группа методов - физиотерапевтические: 

  • физиотерапия (электросон, иглоукалывание, различные виды массажа).  

3 группа методов - биохимические (воздействие на клеточном уровне):

  • здоровая еда;
  • гомеопатические препараты, БАДы, лекарства;
  • кофеин и алкоголь в очень низких дозах;
  • секс;
  • полный отказ от курения.

4 группа методов - психологические: 

  • аутотренинги;
  • медитации;
  • методы саморегуляции;
  • музыка;
  • молитвы;
  • посещение сенсорной комнаты психологической разгрузки в школе.

Уникальная сенсорная среда воздействует на все воспринимающие системы организма (обонятельную, зрительную, слуховую, тактильную, вестибулярную), обеспечивая при этом замечательный терапевтический эффект. Происходит стимулирование «информационных входов» организма. Именно из-за этих удивительных свойств сенсорная комната психологической разгрузки восстанавливает психическое и физическое здоровье не только детей, но и взрослых.

Сейчас попробуем провести несколько приемов, которые направлены именно на снятие стресса. Возможно кому-то это пригодится в жизни.

Включить релаксационную музыку.

- Сядьте, поудобнее, не напрягая мышц, закройте глаза.

Не скрещивайте руки.

Приготовьтесь отдохнуть, расслабиться, почувствовать внутреннее равновесие, гармонию.

«Я отдыхаю. Расслабляюсь. Чувствую себя свободно и легко. Я спокоен. Я спокоен. Я спокоен. Все тело расслаблено. Мне легко и приятно».

 «Моя правая рука теплеет и тяжелеет».

 «Моя левая рука теплеет и тяжелеет».

 «Моя правая нога теплеет и тяжелеет».

 «Моя левая нога теплеет и тяжелеет».

 «Мой живот теплеет».

 «Мои руки тяжелые и теплые».

«Мои ноги тяжелые и теплые».

 «Мой живот теплый».

 «Тепло разливается по всему телу».

«Мне тепло и хорошо».

«Мое сердце бьется спокойно и ровно».

«Мое дыхание глубокое».

«Я расслаблен и спокоен».

«Чувствую себя свободно и легко».

«Я отдыхаю».

 «У меня все получится».

«Меня ценят и уважают на работе».

«Я хороший профессионал».

«Я смогу сделать все, что задумал».

«Я люблю весь мир и себя!»

Тихонечко возвращаемся, медленно открываем глаза.

- Поделитесь своими ощущениями, впечатлениями.

При выборе метода борьбы со стрессом должен быть индивидуальный подход. Выберите тот метод, который вам больше всего подходит. Главное, чтобы он контрастировал с вашей повседневной деятельностью. Так, при сидячем образе жизни надо выбирать движение, и наоборот.

 Делайте то, что вам приносит радость! Выбирайте для себя те методы, которые действительно будут вам полезны и принесут пользу.

 

Желаю вам душевного спокойствия и эмоциональной стабильности!



Подписи к слайдам:

Эмоциональное выгорание педагогов. Внешние факторы и внутренние причины. Профилактика СЭВ.
Выполнила педагог – психолог Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7»г. Усть - КатаваЮдина Е.С.
«Есть люди, которые связывают профессиональную деятельность с тяжелой работой, с обеспечением своего существования, и не видят радостей. Как следствие страдают и компетентность, и самооценка, и, конечно же, наше отношение к жизни, пропадает желание узнавать что-то новое, создавать, творить».Вирджиния Сатир
«Синдром профессионального выгорания»СЭВ
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Стадии профессионального выгорания
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Педагог неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе.Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи.Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».Происходит забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ). Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом".
Стадии профессионального выгорания
ВТОРАЯ СТАДИЯ:Возникают недоразумения с учениками, родителями. Педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них.Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): "не хочется видеть" тех, с кем приходится общаться по роду деятельности (школьников, родителей, коллег);"в четверг ощущение, что уже пятница«, "неделя длится нескончаемо";нарастание апатии к концу недели;появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, "мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний);повышенная раздражительность (человек "заводится", как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал).
Стадии профессионального выгорания
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:Полная потеря интереса к работе и жизни вообще.Эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил.Наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению.Соматические симптомы. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ.
Симптомы профессионального выгорания
Первая группа - психофизические симптомы: Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);ощущение эмоционального и физического истощения;снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей, частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта);резкая потеря или резкое увеличение веса;полная или частичная бессонница, постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений. 
Вторая группа - социально-психологические симптомы: безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Третья группа - поведенческие симптомы:ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;руководитель затрудняется в принятии решений;чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;дистанцированность от коллег и клиентов, повышение неадекватной критичности;злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение психотропных препаратов, наркотических средств.
Внешние факторы и внутренние причины эмоционального выгорания.
Внутренние причины:сниженное чувство собственного достоинства;склонность к интроверсии (направленность интересов на свой внутренний мир). Внешние факторы:1 группа – факторы, связанные с социально-культурными условиями общества. 2 группа – факторы, связанные с организацией работы:личностные;ролевые;организационные.
Качества личности, помогающие избежать профессионального выгорания
Во-первых:Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых:Опыт успешного преодоления профессионального стресса.Способность конструктивно меняться в напряженных условиях.Высокая мобильность.Открытость.Общительность.Самостоятельность.Стремление опираться на собственные силы.
Профилактика СЭВ.«Давайте учиться не «гореть» на работе!»
1 группа методов -  физиологические (воздействие на тело): солнечный свет (принятие солнечных ванн (загар), солярий);физические упражнения (фитнес, тренажерный зал, йога); свежий воздух (воздушные ванны, прогулки);купание (плавание в водоемах, бассейне, бани (русская, финская); дыхательная гимнастика.  2 группа методов - физиотерапевтические: электросон, иглоукалывание, различные виды массажа.
3 группа методов - биохимические (воздействие на клеточном уровне):здоровая еда;гомеопатические препараты, БАДы, лекарства; кофеин и алкоголь в очень низких дозах; секс;полный отказ от курения.4 группа методов - психологические: аутотренинги;медитации; методы саморегуляции; музыка; молитвы;посещение сенсорной комнаты в школе.
Желаю вам душевного спокойствия и эмоциональной стабильности! 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

Профилактика профессионального (эмоционального) выгорания. Занятие с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание»

Речь пойдет о явлении, которое изрядно портит жизнь многим из нас, - синдроме профессионального выгорании или как его еще называют эмоциональном выгорании. Постараемся остановиться на профилактике и с...

Исследования факторов эмоционального выгорания педагога

В профессиональной работе педагогов нередко встречается синдром эмоционального выгорания.Как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, синдром эмоционального выгорания  провоцируют два ф...

Исследования факторов эмоционального выгорания педагога

  Успешность педагога во многом зависит от состояния его эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, мотивации. Нередко в профессиональной работе педагогов встречается синдром эмоциональ...

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...

Профессиональное выгорание педагогов - причины, профилактика, способы преодоления

Эмоциональное выгорание - это состояние эмоционального, физического и умственного истощения. Возникает в результате внуутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующего "освобожден...