Главные вкладки

    Статья на тему:
    Исследования факторов эмоционального выгорания педагога

    Эпова Светлана

    В профессиональной работе педагогов нередко встречается синдром эмоционального выгорания.Как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, синдром эмоционального выгорания  провоцируют два фактора: атмосфера в классе и психология взаимоотношений сотрудников педагогическом коллективе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл issledovanie_faktorov_emotsionalnogo_vygoraniya_pedagoga.docx15.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эпова С.А.

    педагог дополнительного образования

    МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

         

                 Исследования факторов эмоционального выгорания педагога

        Успешность педагога во многом зависит от состояния его эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, мотивации. Нередко в профессиональной работе педагогов встречается синдром эмоционального выгорания.

      Впервые о синдроме психологического выгорания заявил психиатр Ш. Фрёйденбергер в 1974 году,  когда наблюдал за персоналом клиники, испытывающим воздействие больничной среды. Маслах С. и Джексон С.Е. в 1984 году дали определение понятию выгорания, которое считается общепризнанным - «под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы».

    Как отмечают отечественные и зарубежные исследователи,  на синдром эмоционального выгорания  влияют два фактора: атмосфера в классе и психология взаимоотношений сотрудников педагогическом коллективе. Те педагоги, у которых установлен позитивный контакт с коллегами, которые получают помощь от администрации, вовсе не подвергаются эмоциональному выгоранию, спокойно относятся ко всем внешних жизненным коллизиям.

      Отношение класса, благоприятная психологическая атмосфера, царящая в учреждении, демократический стиль руководства, хорошая обратная связь с другими участниками образовательного процесса – это факторы способствующие отсутствию выгорания. И наоборот, если педагог позиционирует себя только как маленькое звено в огромной системе, не чувствует удовлетворённости собственным трудом, видит текучесть кадров и отсутствие перспектив, справедливых взаимоотношений с руководством, то все это в конечном итоге приводит к сильному профессиональному  выгоранию.

      Учителя, педагоги, преподаватели- та категория профессионалов, у которых специфика профессионального труда наиболее подвергается воздействию выгорания.

     Если рассмотреть эмоциональное выгорание педагога в свете теории справедливости (по Бунку и Шауфели), то была установлена высокая корреляция синдрома выгорания и фактора справедливости.  Иначе говоря, чем сильнее педагог переживает несправедливость со стороны коллег, детей родителей или администрации, тем сильнее выгорание.

      Если рассмотреть исследования связи мотивации педагогов и выгорания, то многие исследователи отмечают сведение трудовой мотивации к минимуму, появлению хронического негативизма по отношению к работе, своим функциональным обязанностям, апатию.

      Следует отметить, что выгоранию больше подвержены молодые специалисты, выпускники вузов, поскольку их ожидания относительно материального вознаграждения, профессиональной успешности не совсем реальны, завышены. Существующее несоответствие между ожиданиями и действительностью у малоопытных  работников приводит к негативным последствиям и для работников и для организации (Маслах С. и Джексон С.Е.). Утрачивают доверие к организации в которой работают те педагоги, которые пытаются выполнять неопределенные или противоречивые требования.

      Развитие синдрома выгорания «интернационально» и не зависит от возраста, пола, национальности учителя.

    В своей работе «Синдром выгорания: диагностика и профилактика» (2005)  Н. Е. Водопьянова  провела сравнение показателей выгорания, адаптационных способностей, моделей преодолевающего поведения у лиц в возрасте от 22 до 75 лет различных национальностей. Стаж работы обследуемых составлял от 2 до 50 лет. Были обнаружены отличия показателей адаптационного потенциала у педагогов с высокой и низкой степенью выгорания.

     Педагоги с низкой степенью выгорания имели  высокий процент личностного адаптационного потенциала, поведенческой регуляции и были более психически устойчивы по сравнению со своими коллегами с низкой степенью выгорания.

      Согласно исследованиям отечественного психолога синдрома выгорания, (Р.А. Макаревич, 2007), у педагогов обнаруживается стойкое снижение показателей психических процессов: в памяти- воспроизведения, во внимании- объема, концентрации, устойчивости, в мышлении – быстроты, гибкости, логичности. После переживания каких-то напряженностей в общении значительная часть опрошенных учителей чувствовали разбитость, апатию, желание уснуть.

    Следовательно, факторами, которые обуславливают профессиональное выгорание педагога, являются психическая перегрузка на работе, включая конфликты с «трудными» учащимися, ежедневная загруженность во времени, высокая ответственность за дело и учащихся и дисбаланс между существующим материальным вознаграждением и моральными, интеллектуальными, энергетическими затратами, в том числе и ролевые конфликты.

      Немаловажную роль в преодолении выгорания играет такой фактор как адаптационный потенциал самого педагога.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

    Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

    Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.

    Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выго...

    Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

    Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

    "Эмоциональное выгорание педагогов.Внешние факторы и внутренние причины.Профилактика СЭВ."

    Цели: Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание", его характеристикой, причинами возникновения (симптомы, проявления, этапы формирования).Выявить у себя наличие или отсутствие этого си...

    Эмоциональная и психическая устойчивость. Профилактика стрессов и эмоционального выгорания педагогов.

    В работе представлены упражнения для снятия эмоционального напряжения....

    Исследования факторов эмоционального выгорания педагога

      Успешность педагога во многом зависит от состояния его эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, мотивации. Нередко в профессиональной работе педагогов встречается синдром эмоциональ...