Профилактика профессионального (эмоционального) выгорания. Занятие с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание»
материал по психологии по теме

Малиновский Дмитрий Станиславович

Речь пойдет о явлении, которое изрядно портит жизнь многим из нас, - синдроме профессионального выгорании или как его еще называют эмоциональном выгорании. Постараемся остановиться на профилактике и снятию эмоционального напряжения. Предлогаю вашему вниманию занятие с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание», которое я готовил и проводил с педагогами центра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_treninga.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга

«Эмоциональное выгорание»

подготовил: Малиновский Д.С., психолог БУСОВО «Череповецкий ЦПД «Созвездие»

Цель: формирование компетентности в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания.

Задачи:

- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом;

- формировать потребность заботы о себе;

- развивать навыки управления своим состоянием, навыки самоподдержки и саморегуляции, навыки снятия эмоционального и мышечного напряжения;

- создание благоприятных условий для работы группы;

- укрепить позитивное отношение к своей работе.

Предварительная работа: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко.

  1. Введение

Сегодня речь пойдет о явлении, которое изрядно портит жизнь многим из нас, - синдроме профессионального выгорании или как его еще называют эмоциональном выгорании. Постараемся остановиться на профилактике и снятию эмоционального напряжения. Термин "эмоциональное выгорание" впервые был введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими и входящие в группу профессий «человек – человек».

Профессиональная деятельность насыщена стрессогенами. Среди основных психологи называют следующие.

Необходимость много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Изо дня в день приходится сталкиваться с разными проблемами множества людей, а такой контакт с эмоциональной точки зрения очень трудно поддерживать продолжительное время. Если вам присущи скромность, застенчивость, замкнутость и концентрация на проблемах «трудовых будней», то вы склонны накапливать эмоциональный дискомфорт.

Частая работа в ситуациях, требующих высокой эффективности. Следует быть неизменно милой, обаятельной, вежливой, организованной, собранной и т. д. Это со временем может вызвать внутреннее раздражение и эмоциональную нестабильность.

Эмоционально напряженная атмосфера. Дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями, постоянный контроль над правильностью своих действий. В условиях, когда требования превосходят ваши внутренние и внешние ресурсы, стресс возникает как закономерная реакция.

Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс... Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями.

Основные симптомы СЭВ:

  • ухудшение отношений с коллегами и родственниками;
  • нарастающий негативизм по отношению коллегам;
  • злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;
  • утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;
  • повышенная раздражительность - и на работе, и дома;
  • упорное желание переменить род занятий;
  • то и дело возникающая рассеянность;
  • нарушение сна;
  • обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
  • повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.

  1. Практическая часть

  • Упражнение «Поза Наполеона».

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий ведущего:

Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

  • Упражнение «Выбор».

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1.​ Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2​. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

3​. Съедаете что-то другое.

4.​ Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Комментарий ведущего:

Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

  • Упражнение «Лестница».

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Всем участникам раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

 — Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

 — Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

 — Что мешает Вам находиться наверху?

 — Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?

 

  • Упражнение «Забота».

Цель: формирование потребности заботы о себе, развитие навыков самоподдержки, саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Инструкция: Представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых вы чувствуете ответственность. Прямо сейчас, составьте список этих людей.

После того, как вы завершили список, задайте себе вопрос: «Включил(а) ли я в этот список себя?»

Если не включили, сделайте это прямо сейчас.

Представьте, что у вас есть еще один маленький ребенок. Этот ребенок – часть вашего собственного внутреннего Я. Спросите себя: «Уделяю ли я своему внутреннему Я столько же времени, заботы и внимания, сколько отдаю другим людям, о которых забочусь?»

Теперь примите решение: чем бы вам ни пришлось заниматься в жизни, вы всегда будете заботиться о вашем внутреннем Я.

  1. Заключительный этап.

Предлагается провести релаксационное упражнение. Проводится под релаксационную музыку.

  • Упражнение «Я отдыхаю». 

Садитесь удобно. Закройте глаза и постарайтесь представить необычайное путешествие. Давайте соберём чемодан в дорогу. Положим в него всё, что вам мешает: обиды, слёзы, ссоры, разочарования… Закроем чемодан и отправляемся в путь. Путь наш далёк.

Давайте глубоко вдохнём: вдох (задержать на 3 с) – выдох (подождать 3 с) – повторить3раза.
Свежий запах трав, аромат цветов наполняет воздух. Земля забирает вашу усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью. Вы идёте по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчёлы, радостно поют птицы. Впереди прозрачный ручеёк. Вдруг на полянке вы увидели чудесный домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Вы вошли в этот домик. Вы садитесь рядом с печкой и рассматриваете яркий огонь, яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя. Угольки подмигивают вам . Приятное тепло ласкает лицо, руки, ноги, всё тело…

Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть… Ваш чемодан опустел. Вы выходите из дома. Довольные и успокоенные, вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Лёгкий ветерок ласкает волосы, шею, всё тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится лёгким, невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок заполняет чемодан радостью, добром, любовью…

Всё это богатство вы отнесёте домой и поделитесь им со своими родными, друзьями, знакомыми. Теперь вы можете открыть глаза и улыбнуться - вы дома и вас все любят.

IV.Рекомендации.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать:

 - громко запеть;

 - резко встать и пройтись;

 - быстро и резко написать или нарисовать что-то на листе бумаги;

 - измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:

- старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;

- учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

- проще относитесь к конфликтам на работе;

- как ни странно это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.

5. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!


Рекомендации

для восстановления сил

          1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать:

 - громко запеть;

 - резко встать и пройтись;

 - быстро и резко написать или нарисовать что-то на листе бумаги;

 - измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

     2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

      3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

       4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Рекомендации

для восстановления сил

          1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать:

 - громко запеть;

 - резко встать и пройтись;

 - быстро и резко написать или нарисовать что-то на листе бумаги;

 - измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

     2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

      3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

       4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Рекомендации

для восстановления сил

          1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать:

 - громко запеть;

 - резко встать и пройтись;

 - быстро и резко написать или нарисовать что-то на листе бумаги;

 - измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

     2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

      3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

       4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Рекомендации

для восстановления сил

          1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать:

 - громко запеть;

 - резко встать и пройтись;

 - быстро и резко написать или нарисовать что-то на листе бумаги;

 - измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

     2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

      3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

       4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга "Профилактика экзаменационной тревожности"

Занятие с элементами тренинга "Профилактика экзаменнационной тревожности" проводится с целью с снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширени...

"Профессиональное самоопределение" серия занятий с элементами тренинга

профориентационные занятия с учащимися 8-9 классов...

Занятие с элементами тренинга направленное на профилактику и предупреждение эмоционального выгорания

Готовое занятие с педагогами на тему "Синдром эмоционального выгорания"...

Программа занятия с элементами тренинга для старшеклассников по профилактике суицидального поведения

Статистика суицидов сегодня весьма впечатляющая. По данным ВОЗ, максимум суицидных попыток приходится на возраст 16-24 года. Профилактика суицидального поведения школьников – весьма важное направление...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

Развивающее занятие с элементами тренинга "Снятие эмоционального напряжения в группе"

Цель: Выявить лидера классного коллектива и содействовать его сплочению.Задачи: 1.Формирование благоприятного психологического климата в группе,...