Практическое занятие с элементами тренинга для специалистов «Профилактика профессионального выгорания методами арт-терапии».
план-конспект

Светлана Владимировна Лисова

Цель данного  практического занятия для педагогов и специалистов по социальной работе развитие навыков  психоэмоциональной саморегуляции для  эффективного функционарования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие с элементами тренинга для специалистов центров реабилитации

«Профилактика профессионального выгорания методами арт-терапии».


Цель: развитие навыков саморегуляции психических навыков для самостоятельного и сознательного создания в себе оптимальной «внутренней атмосферы" для эффективного функционирования.
Задачи:
- повышение профессионального уровня;
- овладение навыками и умениями психоэмоциональной саморегуляции;

Необходимые материалы: бумага форматом А4, фломастеры, краски, кисточки, стаканчики для воды, фломастеры.

  1. Ведущий: Я очень рада видеть всех вас и очень благодарна всем, что нашли время и приехали к нам. А чтобы нам было удобнее работать и попрошу всех выполнить очень простое и интересное
  2. упражнение на знакомство.
    Цель упражнения: познакомить присутствующих друг с другом, сплотить и раскрепостить участников занятия.
    Давайте встанем в круг и по часовой стрелке называем свое имя и качество своего характера или личности, которое подходит вам по-вашему мнению и начинается с первой буквы вашего имени.

Упражнение «Рисование себя»

Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я».

Нарисовать себя в виде растения, животного, схематично. Работы не подписываются. По окончании выполнения задания все работы вывешиваются на стенд и участники работ пытаются угадать, какая работа кому принадлежит. Делятся своими ощущениями и впечатлениями о работах.

Тест Фрейда. А сейчас мы пройдем с вами Тест З. Фрейда: «Ваше отношение к жизни». Эти восемь вопросов помогут Вам заглянуть в свой внутренний мир.

Возьмите лист бумаги и ручки. Только после того, как закончите отвечать на все вопросы – мы перейдем к результатам.

Один за другим быстро отвечайте на вопросы. Просто записывайте первую всплывшую в голове мысль.

  1. Вы стоите на берегу и смотрите в морскую даль. Ваши чувства (можете закрыть глаза).

__________________________________________________________

  1. Вы идете по лесу и смотрите себе под ноги. Быстро напишите ваши ощущения.________________________________________________________________________________________________________________
  2. Наблюдаете полет чаек. Что почувствовали? _____________________________________________________________
  3. Вы встретили табун лошадей. Ваши ощущения. _____________________________________________________________
  4. Вы идете по пустыне - впереди вырастает стена. В ней маленькое отверстие, за которым оазис. Что вы будете делать? (Запишите действие.) _____________________________________________________________
  5. Вы очень хотите пить и вдруг увидели кувшин с водой. Что будете делать? (Ваши действия)

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вы заблудились в лесу. Уже стемнело - и вдруг вы увидели дом, в нем горит свет. Ваши действия.

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Представьте, что вы оказались в сильном тумане. Что будете делать? (Как себя поведете)

__________________________________________________________________________________________________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ. Написали? Отлично! А теперь посмотрите, что под каждым из вопросов подразумевал великий психоаналитик Зигмунд Фрейд:

  1. Ваше отношение к жизни, эмоции, ощущения.
  2. Ваше самочувствие в родной семье.
  3. Ваше отношение к женщинам.
  4. Ваше отношение к мужчинам.
  5. Ваша основная жизненная стратегия, цель. Как решаете свои проблемы.
  6. Ваша избирательность. Выбор партнера.
  7. Ваша готовность к замужеству/женитьбе.
  8. Ваше отношение к смерти.

Этот тест прекрасно нам говорит о том, что нам нужно всегда обращаться к нашим внутренним чувствам, чтобы понимать себя и свои желания, а не накапливать и подавлять любые недовольства, злость, обиду. Он показывает важность нашего правильного и конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Арт-терапия – монотипия.

Что же такое монотипия? В переводе с греческого «монос» - один, «типос» - оттиск. Это вид печатной графики, нечто среднее между живописью и эстампом. Оттиск можно получить только один (техника нетиражируемая). Монотипию мы очень любим, с удовольствием печатаем, и каждый раз это – сюрприз, неожиданность, радость от полученной оригинальной работы. Поэтому монотипию с полным правом можно назвать арт-терапией. Это очень простая техника, дающая мгновенный результат и поэтому ей могут заниматься дети всех возрастов, дошкольники и даже взрослые.

Материалы.

Для занятия монотипией нужен стол, кусок стекла или пластика (для начинающих – формата примерно А4), бумага любая: из альбома для рисования, акварельная, картон, мелованная. Можно использовать обратную сторону ненужных календарей, плакатов, грамот и др.; краски гуашевые, кисти «белка» (№6 - №8, №1 - №3), тряпочка, баночка с водой.

Начало работы.

На стекло или пластик кистью наносим гуашь, используя 3-4 цвета. Закрашиваем поверхность произвольно, не имея ввиду какое-либо конкретное изображение. Краски и воды жалеть не нужно – для переходов цвета и тонов должно быть достаточное количество краски. На готовую поверхность накладываем лист бумаги и тряпочкой разгладим, плотно прижмём к стеклу. В этот момент и создаётся наша картина, наша монотипия.

Окончание работы.

Далее лист бумаги за уголок или за край приподнимаем, снимаем со стекла. Итак, монотипия готова. У нас может получиться пейзаж, изображение животного, сказочное существо – всё что угодно!

Доработка монотипии.

Теперь внимательно посмотрим на полученные оттиски. Часто монотипия бывает хороша и так, а иногда её нужно доработать. При необходимости дополните какие-то детали для выразительности, это может быть ветка дерева на фоне леса, фигурка животного или сказочного персонажа. Для доработки монотипии используем кисти, гелевые ручки, тушь, пастель, акварель и гуашь.

Чтобы разобраться хоть немножко в своем внутреннем мире, предлагаю вам пройти методику «Колесо жизненного баланса».

«Колесо жизни» (сегодня чаще его называют "Колесом жизненного баланса") — прием, который помогает понять, что вы хотите изменить в своей жизни. «Колесо» изобрел Пол Дж. Майер, но про это забыли — инструмент используют на массе тренингов в разных интерпретациях.

Замысел этого приема в том, что анализировать свои жизненные приоритеты удобно с помощью рисунка, где основные направления и ценности жизни представлены как радиусы жизненного круга.

Как пользоваться этим Колесом? Колесо состоит из сегментов. Для каждого сегмента колеса определите, как выглядела бы ваша жизнь, если эта шкала была бы прокачана на 10 баллов из 10. Например, при 10 баллах на шкале творчества у меня своя мастерская в центре города. Я выставляю работы в галерее и выпустил книгу с репродукциями.

Есть ли правильная версия Колеса жизни (колеса жизненного баланса)? - Единой, подходящей для всех версии - нет, но есть разные модели, подходящие под те или иные целевые аудитории.

Бизнесмены примут один Круг, домохозяйки - другой...

У разных людей свой список ценностей и свои приоритеты, и психолог может подбирать тот или иной круг под разные аудитории и разные задачи.

  1. Дом, пространство: Насколько вас устраивает то, что перед вами? Вы живете в этих пространствах: они вам по душе? Дом, в котором вы живете — он вам подходит? Он такой, какой именно он вам нужен, так выглядит, так расположен, в нем есть все, что нужно вам?
  2. Семья и друзья: Какие люди вас окружают? Иногда это люди, которые вас радуют, иногда - которые вас ужасно раздражают. Насколько наличие именно этих и таких людей помогает или мешает двигаться вам к вашим целям? Хочется ли что-то изменить?
  3. Здоровье: Наше здоровье - источник наших сил и нашей энергии. А как вы оцениваете свое здоровье, достаточно ли оно в порядке для ваших задач? Ваша оценка?
  4. Деньги: Важнейший жизненный и деловой ресурс. Достаточно ли вам денег или нет - вопрос не субъективных ощущений, а разумной деловой оценки. Как обстоят дела у вас?
  5. Карьера: Вопрос о карьере - насколько ваша карьера работает на ваши цели. Что вы считаете своей карьерой? Обязательна ли она для Вас? Нужно ли вам подниматься по карьерной лестнице? Как вы оцениваете свой статус и успешность своей карьеры?
  6. Свободное время: У кого-то это просто естественная тяга каждый день узнавать что-то новое, у другого – просто отдыхать или заниматься любимым хобби. Как вы оцениваете эффективность своего саморазвития, насколько это работает на ваши жизненные цели? Возможность распоряжаться своим временем - обязательное условие успешности. Достаточно ли у вас времени, которым вы можете распоряжаться сами? Насколько вы хозяин своей жизни?
  7. Любовь: Посмотрите на свою жизнь и ответьте на вопрос: как у вас с радостью жизни? Наладили, заботитесь, поддерживаете? Всегда ли вы веселы, бодры, энергичны? Может быть, стоит что-то убрать - или что-то добавить? Ради чего живете вы, ради каких дел и людей? Иногда это называют Миссией, иногда Любовью или Духовностью.
  8. Развлечения и отдых: Это дело, которое восстанавливает ваши силы. Отдых у каждого свой. Как вы оцениваете свое состояние, насколько вы обычно – отдохнувшие? Насколько внимательно вы следите за своим состоянием, насколько качественно вы отдыхаете?

Заполнили, ответили на вопросы? Теперь обработка результатов.

Соедините все ваши пометки плавной линией и посмотрите, какую фигуру вы получили. Представьте: ваша телега с такими колесами. Как она поедет по жизни? Два основных показателя — это насколько полученная вами фигура гармонична, похожа все-таки на колесо, и каков диаметр этого колеса. Посмотрите внимательно, если по основным осям у вас высокие, сильные показатели, но по какому-то одному пункту — провал, то знайте и будьте готовы, что каждый неприятный случай будет вас больно бить в этом месте…

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Теперь заштрихуйте ваше сегодняшнее Колесо. Дома вы можете нарисовать, как оно должно будет выглядеть через 3 месяца. Через 1 год. Через 3-5-10 лет. Но учтите, что большинство людей переоценивают свои возможности в планах на год и недооценивают, что они могут сделать в своей жизни за 5-10 лет. Поэтому внимательно все обдумайте.

А теперь на обратной стороне листа закончите предложение: «Глядя на Колесо моей жизни, я думаю, что мне стоит…» Что добавить, что себе подарить, чтобы ваша жизнь стала и бодрее, и гармоничнее? С какого направления, с какой оси сделать самые первые шаги? На чем сконцентрироваться после этого, чтобы поддержать изменения? А чтобы все это начать делать, чем себя конкретно озадачить в ближайшие дни?

Запишите три своих решения, что вы решаете изменить в ближайшее время в своей жизни. И список конкретных действий, каким образом вы собираетесь эти решения реализовывать.

Чтобы мы были психологически здоровы, в первую очередь необходимо:

- правильно и грамотно уметь расставлять приоритеты,

- лишний раз не тревожиться, если вы понимаете, что от вас ничего не зависит и вы помочь ни себе, ни кому-то другому не можете,

- не брать на себя слишком много ответственности, а особенно быть ответственным за того, кто и сам может о себе позаботиться,

- понять и принять решение, что вы хотите изменить в вашей жизни.

Упражнение «Рисуем круги»(методика группового взаимодействия)

Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Данное занятие подходит для начала и завершения арт-терапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Оптимальное число участников — 14-16 человек (две малые группы).

Арт-терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола (можно составить ученические парты), вокруг которых расставлены стулья и стол психолога (арт-терапевта).

Материалы: Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги длиной около двух м каждый, без соединительных швов. Можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником).

Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармоний. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов – самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений. Даже маленькие дети, по наблюдению Ш. Раис, предпочитают окружности всем другим фигурам. Это, видимо, связано с простотой круглой формы. Художник, как заметил Э. Бюлов в статье «И вот вам знак...», погруженный в процесс изображения самых разнообразных символов, заполняет всю поверхность листа до самого края, словно открывая их для себя. Множество листов, испещренных кругами то большего, то меньшего размера, соприкасающимися или пересекающимися друг с другом, а иногда и включенными один в другой, ставят вопрос о значимости круга как символа. Обычно, нарисованные круги далеки от совершенства с позиций геометрии. Однако они представляют собой самодостаточные сущности, для обозначения которых трудно подобрать слова. В сознании лишь возникают представления о некой форме, эстетические достоинства которой и удерживают внимание.

Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, краски, кисточки, глянцевые журналы и клей. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.

Инструкция: Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. Затем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Обведите контуры рисунков. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

Вопросы для обсуждения:

  1. «Как вы себя чувствуете?»
  2. «Как ваше настроение сейчас?».
  3. «Расскажите о своем рисунке?»
  4. «Дополняли ли вы работы других участников?»
  5. «Какие трудности возникали по ходу работы?» и др.

Упражнение «В лучах солнца»

Цель упражнения: Определение своих лучших качеств, использование их в качестве ресурса в преодолении трудных ситуаций.

Ведущий: «На отдельном листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети: с кружком посредине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Ваша задача — написать о себе как можно лучше».

По окончании выполнения рисунков участникам дается следующее задание.

Ведущий: «Носите этот листочек повсюду с собой, время от времени добавляя лучи. А если вам станет грустно, достаньте это солнце, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или ином своем качестве».

Один за другим быстро отвечайте на вопросы. Просто записывайте первую всплывшую в голове мысль.

  1. Вы стоите на берегу и смотрите в морскую даль. Ваши чувства (можете закрыть глаза).

__________________________________________________________

  1. Вы идете по лесу и смотрите себе под ноги. Быстро напишите ваши ощущения.________________________________________________________________________________________________________________
  2. Наблюдаете полет чаек. Что почувствовали? _____________________________________________________________
  3. Вы встретили табун лошадей. Ваши ощущения. _____________________________________________________________
  4. Вы идете по пустыне - впереди вырастает стена. В ней маленькое отверстие, за которым оазис. Что вы будете делать? (Запишите действие.) _____________________________________________________________
  5. Вы очень хотите пить и вдруг увидели кувшин с водой. Что будете делать? (Ваши действия)

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вы заблудились в лесу. Уже стемнело - и вдруг вы увидели дом, в нем горит свет. Ваши действия.

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Представьте, что вы оказались в сильном тумане. Что будете делать? (Как себя поведете)

__________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг "Профилактика профессионального выгорания"

Тема: «Профилактика синдрома профессионального выгорания – проблема современности».Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его причинами, стадиями, способами профилактики.Форм...

Мини-тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"

Содействие сохранению соматического и психичесго здоровья работников сферы образования....

Мини-тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"

Содействие сохранению соматического и психичесго здоровья работников сферы образования....

Занятие с элементами тренинга направленное на профилактику и предупреждение эмоционального выгорания

Готовое занятие с педагогами на тему "Синдром эмоционального выгорания"...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....

Профилактика профессионального выгорания педагогов. Методы диагностики

Причины хронической усталости, методы диагностики, рекомендации.Статья опубликована в журнале "Справочник педагога-психолога. Школа" (2023)...

Презентация на тему: "Синдром профессионального выгорания. Методы профилактики.

В презентации даны следующие понятия: Эмоциональное (профессиональное) выгорание, его симптомы. Рассматриваются стадии синдрома профессионального выгорания. Предоставлены сравнительные результаны псих...