Тренинг на тему: "Профилактика профессионального эмоционального выгорания педагогов."
методическая разработка по психологии
Тренинг "Профессиональное "выгорание" педагога и его профилактика".
Цель:
- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности его проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
- Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов.
- Снятие напряжения, получение психологической поддержки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
Бодрое и веселое расположение духа - не только богатый источник жизненного наслаждения, но в то же время и сильная охрана характера.
С.Смайлс.
Цель тренинга:
- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
- Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов.
- Снятие напряжения, получение психологической поддержки.
Ход тренинга:
- Информация
Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт -часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки -это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое «эмоциональное» выключение человека получило название «синдром эмоционального выгорания».
«Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»
По мнению психолога Д. Гринберга «Профессиональное «выгорание» - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». «Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическими и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.
Синдром профессионального «выгорания» - не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры.
Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессии педагога и психолога относятся именно к этой категории. Эти профессии связаны с общением с людьми, требуют особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействие, нарушения дисциплины воспитанниками, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.
По мнению известного психолога Виктора Бойко, «эмоциональное выгорание-это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание-это своеобразный уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование, при этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше.
Самый показательный симптом выгорания - это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он «рвется в бой», готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным к своей работе, к коллегам по работе.
В группе риска СЭВ, прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, учителя, психологи…). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.
- Разминка
Упражнение «Дождь в лесу»
Наше сегодняшнее занятие мы решили посвятить профилактике эмоционального выгорания психологов района.
- Упражнение «Назови себя»
Цель: Создать атмосферу положительных эмоций и позитивно сказывается на настроении человека.
Каждый участник Называет свое имя и три прилагательных, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя самого участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, Алена Активная). Второй участник вначале называет первого участника, затем свое имя, также в сочетании с именем прилагательным. Третий участник называет первых двух, затем называет себя, и так – вплоть до последнего участника, который называет всех сидящих в кругу и только затем себя. Пример: Алена активная……
- «Ранжирование». (Обсуждение только по желанию)
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам проранжировать следующие понятия»
- деньги,
- семья,
- дети,
- я,
- работа.
Вам необходимо поставить цифры «1»-напротив самого важного для вас понятия, «2»- -напротив менее важного для вас в жизни и т.д.
Далее проводится обсуждение приоритетных выборов. При обсуждении подчеркивается самоценность человека, его «Я». Если «Я» находится на 4-5 местах- это может способствовать эмоциональному выгоранию.
- Упражнение «Графическая методика «Не дай человеку упасть »
Цель: определение стиля поведения в критических ситуациях.
Оборудование: бланк с рисунком, карандаши.
Интерпретация
- Если на рисунке ЧЕЛОВЕК ДОБРОВОЛЬНО ПРЫГАЕТ С ОБРЫВА, то это говорит о решительности и активности, испытуемый предпочитает действия размышлениям, он практик, не теоретик.
- Если ЧЕЛОВЕК ПАДАЕТ, то это значит, что испытуемый нерешительный и терпелив, готов ждать, пока все утрясется само собой. Испытуемый не любитель активных действий.
- Если испытуемый нарисовал ВОДУ ПОД НОГАМИ У ЧЕЛОВЕКА (РЕКУ, ОЗЕРО, МОРЕ), то это говорит о склонности все пускать на самотек. Нередко испытуемый сам доводит ситуацию до критического состояния, не предпринимая никаких шагов по ее урегулированию, бездействуя в те моменты, когда нужно быть активным и решительным.
- Если на рисунке ПОД НОГАМИ У ЧЕЛОВЕКА БАТУТ или НАТЯНУТОЕ ОДЕЯЛО, чтобы смягчить падение и поймать человека, то это говорит о предусмотрительности. Испытуемый очень редко попадает в критические ситуации, потому что всегда тщательно просчитывает все возможные варианты развития событий и старается предугадать все, что может случиться. Но даже если он чего-то не учтет, то у него все равно всегда окажется готовое средство по спасению ситуации. На него можно положиться, он не подведет.
- Если ПОД ОБРЫВОМ нарисован ЧЕЛОВЕК С ВЫТЯНУТЫМИ РУКАМИ, ГОТОВОГО ПОЙМАТЬ ПАДАЮЩЕГО В ОБЪЯТИЯ, то это значит, что испытуемый неосмотрителен и доверчив, в критической ситуации склонен доверять кому ни попадя. Он не способен самостоятельно найти выход из тупика и ищет человека, который бы мог ему помочь. Но так как он не очень хорошо разбирается в людях, то его часто обманывают и подводят.
- Если испытуемый ПРЕВРАТИЛ ОБРЫВ В НЕБОЛЬШОЙ ХОЛМИК, тем самым прекратив падение человека, то это означает, что он обладает лидерскими качествами и способен вести людей за собой. В критической ситуации он не растеряется и сделает все, что нужно, чтобы исправить случившееся.
- Если ЧЕЛОВЕКУ нарисовали КРЫЛЬЯ, то это говорит о том, что испытуемый всегда найдет остроумный выход из сложного положения.
Тест Зигмунда Фрейда: Ваше отношение к жизни
Всего восемь вопросов, которые помогут разобраться во внутреннем мире человека
Возьмите лист бумаги и карандаш. Один за другим быстро отвечайте на вопросы. Просто записывайте первую всплывшую в голове мысль. Только после того как закончите отвечать на все - смотрите результаты.
Вопросы:
1. Вы стоите на берегу моря и смотрите на горизонт. Что вы чувствуете?
Сосредоточьтесь только на своем первом впечатлении. Вы можете закрыть глаза, чтобы почувствовать себя лучше…
2. Вы идете по лесу и смотрите на землю. Что вы видите? Напишите, как вы себя чувствуете.
3. Что вы чувствуете, когда видите летящих чаек? Что вы чувствуете?
Не переживайте, если вы даете короткие ответы, ничего страшного.
4. Вы смотрите, как скачет табун лошадей. Какие эмоции вы испытываете?
Записывайте первое, что приходит на ум, не думайте слишком долго.
5. Вы стоите в пустыне перед огромной стеной, которой, кажется, нет конца. И в маленькую дырочку вы увидели оазис. Каковы ваши действия?
Не просто записывайте свои мысли и чувства, а сосредоточьтесь на том, что бы вы сделали в этой ситуации.
6. Вы все еще находитесь в пустыне, совершенно обессиленные и вдруг видите кувшин с водой. Что вы сделаете?
Еще раз, важно записать свои действия в этой ситуации. Ваш ответ может звучать как клише, но не стесняйтесь записывать его.
7. Вы заблудились в лесу и вдруг увидели вдалеке дом с включенным светом. Что вы сделаете?
Напишите, что вы делаете в этом случае.
8. Вы идете один, и вдруг вас окутывает густой туман, ничего не видно. Что вы чувствуете? Что бы вы хотели бы сделать в первую очередь?
Еще раз сосредоточьтесь на том, что вы почувствовали и запишите, что вы сделаете в первую очередь.
Теперь прочитайте ответы и их интерпретацию ниже.
Каждый ваш ответ показывает ваше отношение к самым важным аспектам жизни. Вы также можете обнаружить, что не все ответы соответствуют вам, вашим мыслям, чувствам, вашему характеру. Но подумайте немного дольше, попытайтесь понять, действительно ли они не имеют ничего общего с тем, как вы себя видите или на самом деле в этом ответе скрыто истинное значение.
Ответы и их интерпретация:
Написали? Отлично! А теперь посмотрите, что под каждым из вопросов подразумевал великий психоаналитик Зигмунд Фрейд:
1. Этот ответ описывает ваше отношение к жизни, ваши эмоции, ваши чувства.
2. То, как вы себя чувствуете в своей семье.
3. Ваше отношение к женщинам.
4. Ваше отношение к мужчинам.
5. Ваша основная стратегия, способ решения ваших проблем.
6. Как вы выбираете себе партнера в сексе/любви. Насколько вы избирательны в своей сексуальной жизни?
7. Ваша готовность к браку.
8. Ваше отношение к смерти.
- Упражнение «Порой я балую себя»
Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.
Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобится лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написали.
Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.
Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.
Далее группа разбивается на пары (при помощи взгляда) затем:
1. пары составляют слоган, отражающий идею о том, почему необходимо иногда баловать себя;
2. по очереди записывают его на плакате «Порой я балую себя!».
После этого раздаются карточки с рекомендациями Мадэлин Беркли-Ален, предлагает ознакомиться с ними и далее:
- отметить в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые вы выполняете крайне редко или не выполняли раньше.
- дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. Эти оригинальные способы побаловать себя запишите на стикерах.
- прикрепите стикеры в любом порядке к плакату «Порой я балую себя! ».
Обсуждение: участники высказываются в свободной форме о том:
- какие способы побаловать себя им больше всего понравились;
- какие они бы могли бы больше попробовать использовать в будущем;
- ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.
Спасибо за работу!
Обратная связь. Передача мяча по кругу, подведение итога занятия, вербализация участниками своих ощущений, впечатлений о тренинге.
«ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКЛИ АЛЕН»
1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника) .
2. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.
(М. Беркли-Ален «Забытое искусство слушать», СПб., 1997. с 193-194)
10.
11.
(Пункты 10 и 11 – это ваши замечательные уникальные рекомендации)
Используемая литература:
1..Журнал «Школьный психолог».
2.Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. — М.: Ось-89, 2002.
3.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Мн.: Попурри, 1998.
4.Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.- 469С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».
Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Синдром профессионального выгорания: причины, диагностика, профилактика, эмоциональное выгорание педагога.
Консультация педагога-психолога для педагогов. ...

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога,...

Профилактика профессионального (эмоционального) выгорания. Занятие с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание»
Речь пойдет о явлении, которое изрядно портит жизнь многим из нас, - синдроме профессионального выгорании или как его еще называют эмоциональном выгорании. Постараемся остановиться на профилактике и с...
Тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Тренинг для педагогов школы "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"...

Презентация выступления на педсовете на тему: "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Презентация содержит ответ на вопрос: "Каким же образом педагоги могут помочь себе избежать эмоционального выгорания?"...

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»
Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...
