Профилактика эмоционального перенапряжения в ситуации аттестационных испытаний Психологическое занятие с элементами тренинга для педагогов образовательных учреждений
презентация к уроку на тему
Данный материал будет полезен всем аттестующимся педагогам образовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestuyushchimsya_pedagogam.zip | 907.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика эмоционального перенапряжения в ситуации аттестационных испытаний
Психологическое занятие с элементами тренинга
для педагогов образовательных учреждений
Авторы:
Ручина Олеся Владимировна, педагог-психолог высшей кв.категории МБОУ Лицей №165 имени 65-летия «ГАЗ»
Тураханова Тамара Степановна, педагог-психолог высшей кв.категории МБОУ СОШ №15
Цель: способствовать формированию навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
- Организационный момент
а) Знакомство;
б) Определение темы мероприятия;
Психолог Тураханова Т.С.:
- Поднимите руку, кто считает, что подготовка к аттестации является стрессом, эмоциональным перенапряжением?
- Определяем тему: «Профилактика эмоционального перенапряжения в ситуации аттестационных испытаний»
- Современный мир предъявляет к человеку достаточно жёсткие требования: нужно быть образованным, активным, социально адаптированным, профессионально успешным, творчески реализованным, способным обеспечить достойный уровень жизни не только для себя и своей семьи, но и внести свой вклад в развитие общества и страны в целом. Ответить на такие требования в полной мере может только физически и психологически здоровый человек.
- Здоровье - одна из высших человеческих ценностей.
- Поэтому именно здесь и сейчас определяется состояние нашего здоровья в будущем. Сегодня речь пойдет о «Профилактике эмоционального перенапряжения в ситуации аттестационных испытаний».
- Что, по вашему мнению, большего всего напрягает в период подготовки к аттестации? Напишите на листочке. 2 минуты. Я попробую угадать.
СЛАЙД
- Нехватка времени;
- Большое количество вопросов при тестировании;
- Плохое знание информационных технологий;
- Составление портфолио;
- Боязнь публичных выступлений (не знание техники эффективного публичного выступления);
- Неумение составить презентацию;
- Низкая самооценка.
- Сегодня мы попытаемся овладеть некоторыми приемами саморегуляции, которые помогут облегчить процесс подготовки и прохождения аттестации. В конце нашей встречи мы предложим вам памятку, которая, мы надеемся, поможет вам при подготовке к аттестации.
- Основная часть
СЛАЙД
2.1. Как бороться со страхом публичных выступлений?
Психолог Ручина О.В.
- По результатам психологических исследований большинство людей очень боятся выступать перед публикой. Одной из причин страха заключается в том, что, выступая, человек попадает в затруднительное положение. Слушатель оценивает не только ваши идеи и доводы к ним, но и вас самого. Публика может не запомнить тех фактов, которые вы им сообщаете, но само выступление оставит сильные впечатления. Если выступающий нервничает, выглядит некомпетентным, неподготовленным, он создает себе плохую репутацию, которая сохранится, по крайней мере, до следующего выступления.
- Как бороться со страхом публичных выступлений?
- Настрой.
С самого начала создадим правильное настроение, попробуем обрадоваться тому, что нам нужно выступать. Похлопаем в ладоши, скажем «УРА!». Не будем объяснять левому полушарию, ответственному за логику, почему это так. Просто сделаем. И страх перед аудиторией уже начнет исчезать, а появится воодушевление, которое вы должны передать слушающей вас публике.
- Организация
Чаще всего человек тревожится, когда презентация, выступление плохо организовано. Следует уделить организации и подготовке большое внимание.
- Практика
Многие выступающие перед тем, как произнести речь перед публикой, репетируют заранее как минимум дважды.
- Расслабление.
Не думайте о напряжении – расслабьтесь.
- Снятие напряжения
По мере того, как у вас нарастает напряжение, ваши мышцы напрягаются, нервная энергия может оказаться «запертой» в теле. Если не высвободить такую энергию, то ваши руки и ноги будут трястись. Полезно перед тем, как встать и произнести речь на презентации, высвободить скопившееся напряжение, выполнив простые упражнения.
Сжимание и разжимание рук, поочередно напрягайте и расслабляйте мышцы. Начните с мышц пальцев ног, ступнях, икрах, мышцах живота, плеч и рук, пальцев. Помните, что это упражнение нужно делать в уединении, чтобы никто не знал, что вы расслабляетесь.
- Передвижения
Когда выступающий стоит на одном месте и не жестикулирует, он напрягается. Вы должны овладеть способностью совершать несколько шагов либо из стороны в сторону, либо по направлению к аудитории.
- Контакт глаз с аудиторией
Кроме позы, в публичном выступлении важное значение играет мимика, взгляд должен быть направлен на того, кому рассказывают, периодически обводите глазами аудиторию, заодно и увидите, понятно ли то, что вы говорите. Но сосредоточите остальное внимание на каком либо человеке, который вам знаком, хорошо если это ваш друг, или проявляет внимание к тексту, психологически это легче.
- Внешний вид
Надо тщательно продумать свой имидж. Купите удобный костюм, сделайте прическу, начистите обувь. Это придаст вам уверенности и поможет вам преодолеть страх перед публичным выступлением.
СЛАЙД
Упражнение «Язык тела»
Общение с аудиторией состоит как бы из двух частей: вербальной, т.е. того, что мы произносим словами, и невербальной, того, что за нас говорит наше тело /поза, мимика, жесты/.
Профессор Альберт Мерабиан, самый цитируемый учёный, когда речь заходит о языке тела, утверждает, что важнейшую роль в общении играют 3 основных фактора:
- Что мы говорим – 7%
- Как мы говорим – 38%
- Язык нашего тела – 55%
Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? Да потому, что связь тела и психики неразрывна. И доказать её наличие элементарно. Проведём эксперимент:
Попробуйте развернуть плечи, закинуть руки за голову, откинуться на спинку стула и почувствовать себя несчастным. /Получается?/
А теперь согнитесь “в три погибели”, опустите плечи и голову и вызовите состояние радости.
Не получается? И не получится, потому что несчастье нас сгибает, а радость заставляет раскрыться.
Поза тела, мимика, жестикуляция, которыми пользуется человек в каждую минуту, неслучайны, они являются прямым выражением его психического состояния.
Даже если вам очень страшно, вы боитесь, что забудете текст, примите позу уверенного человека. А это значит, что нужно выпрямиться, расправить плечи и начать говорить уверенным голосом.
- 12 элементов успешной презентации
12 ЭЛЕМЕНТОВ УСПЕШНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
- Комплимент аудитории создаст позитивный настрой.
- Запоминающее начало привлечет внимания аудитории.
- Апелляция к выгодам и мотивирующее утверждение повысят заинтересованность аудитории.
- Привязка к авторитетам или ссылка на известных лиц вызовут доверие к вашим словам
- Один или два ярких статистических примера повысят доверенность.
- Шокирующий факт резко привлекает внимание, аудитории к материалу.
- Вопрос к аудитории способствует активизации ее участия.
- Использование наглядных средств повышает, запоминаем ость.
- Зрительный контакт привлекает.
- Жесты усилят образность.
- Призыв к конкретным действиям повысит результативность.
- Проявление благодарности и уважения к аудитории подчеркивает ваш профессионализм.
Психолог Тураханова Т.С.:
- Упражнение «Нехватка времени «Колесо жизни» (Распределить дела на «важно»- «срочно»)»
СЛАЙД
Попробуйте стать хозяином своего времени, распределив дела на : ВАЖНО и СРОЧНО.
Тогда появится время на то, что «западает» в вашем колесе жизни.
- Заключительная часть
Цель: Установление обратной связи, анализ опыта полученного.
Упражнение: “Телеграмма”
Инструкция: На своем листочке напишете прилагательные, обозначающие ваши качества личности. Эти слова вставьте в готовый текст телеграммы, в места, где стоят точки, и телеграмму зачитайте вслух.
СЛАЙД
«Сегодня мы собрались на наше………………………мероприятие
Выглядим мы…………………………..и………………………
Но если бы погода была сегодня………………………………
То мы были бы………………. А может, даже………………..
Но мы не будем унывать.
Дела у нас на работе…………………………………………..
Пожелаем же всем всего……………………………………..,а
именно…………………………здоровья……………………..,
успехов…………………….,детей (учеников)……..………….»
Литература:
- Баркер А. Как улучшить навыки общения/ СПб.: «Нева», 2003г.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей…, М., Прогрес, 1989
- Стив Мэндел. Навыки Эффективной Презентации/ СПб.: «Нева», 2003
- Сайт: точка пси
- Сайт: //festival/ 1 september.ru
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое занятие с элементами тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдаче ГИА И ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).
Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Более того, в последние годы экзамены в школе стали совсем об...
Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».
Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчик...
Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».
Сегодня никого не нужно убеждать, что учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...
Рекомендации педагогам образовательных учреждений по профилактике потребления психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков.
Профилактика потребления психоактивных веществ (пав) среди детей и подростков в образовательных учреждениях....
Психологическое занятие с элементами мини – тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдачи ГИА и ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).
Цель: ознакомление со стратегией и тактикой поведения в период подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ.Задачи:Обучить навыкам саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервыПовысить уверенность в себ...
Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»
Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...