Рекомендации педагогам образовательных учреждений по профилактике потребления психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков.
статья

Наталья Ивановна _К_

Профилактика потребления психоактивных веществ (пав) среди детей и подростков в  образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_pedagogam_gbou.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам образовательных учреждений

по профилактике потребления психо-активных веществ (ПАВ) среди детей и подростков.

Работаю в районном психолого-педагогическом центре Санкт-Петебурга, в отделе профилактики потребления психо-активных веществ среди детей и подростков. В течение учебного года педагоги школ, психологические центры участвуют в проведении занятий по тематике здорового образа жизни: то декада здоровья, то антинаркотический месячник, то неделя здорового образа жизни и другие варианты. Хотелось бы дать рекомендации педагогам: чем руководствоваться, на что опираться при проведению занятий, бесед, классных часов, внеклассных мероприятий по данной тематике.

Факторы риска потребления ПАВ:

  • Обстановка в семье: отчуждение в семье. Конфликтные отношения в парах: мать-ребенок, мать-отец. Проблемы случаются не только в неблагополучных (асоциальных) семьях, но и в «благополучных». Конфликтные семьи:

1. Неустойчивое восприятие ребенка – неприятие (не нравится его голос, активность и т.д.).

2. Деспотичная семья.

3. «Мирное сосуществование» – равнодушие (ребенок считает себя ненужным).

4. Семья гиперопеки (достаточно распространенный вид семейных отношений).

5. Авторитарная семья (не авторитет).

  • Психологические проблемы подросткового возраста: любопытство, беззаботность (со мной этого не случится), эффект компании, потребность в самоутверждении и др.
  • Личностные особенности: неумение расслабиться (ПАВ способ ухода от проблем), опыт употребления ПАВ, слабость характера, незрелая личность. Зрелая личность – заложен стержень в семье.
  • Социальные проблемы: неорганизованность досуга. Ни родители, ни школа не могут уследить за ребенком 24 часа в сутки. Привлекательный образ ПАВ через средства массовой информации (в том числе интернет) и продукты массовой культуры.

При осуществлении комплекса профилактических мероприятий все должностные лица, их реализующие должны руководствоваться следующими принципами:

  • Приоритет права несовершеннолетнего на получение образования;
  • Обеспечение адекватности профилактических мероприятий реальным обстоятельствам («Не буди лихо, пока оно тихо» и/или известный случай употребления), возрасту детей;
  • Приоритет педагогических, воспитательно-психологических мер над репрессивными (занятия, беседы классные часы по наиболее актуальным темам для подростков: общение,конфликты, эмоции и чувства, личность, особенности возраста, мужественность и женственность и т.д);
  • Предпочтение индивидуальных форм работы перед коллективными (профилактическая работа с конкретным случаем, а не со всем классом);
  • Приоритет прав ребенка и его семьи;
  • Обеспечение максимально возможной конфиденциальности и осторожности действий,
  • Построение отношений на доверительной основе.

Что делать в критических ситуациях.

Если у вас возникли подозрения, что подросток употребляет ПАВ, то наиболее оправданы следующие действия:

  • Предельно тактично сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.
  • При подозрении в групповом употреблении ПАВ нам рекомендуют провести беседу с родителями всех членов «группы», можно это сделать с приглашением инспектора ОДН, врача-нарколога.
  • Организовать встречу подростков со специалистом психологического центра, педагога-психолога, социального педагога на психолого-педагогическое занятие, организовать консультирование родителей.
  • Дать подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков Основные принципы построения профилактических программ

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростковОсновные принципы построения профилактических программ...

Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях.

Содержание:Понятие суицид.Типы суицидального поведения .  Динамика развития суицидального поведения.Причины суицида.Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков...

Профилактика социально-негативных явлений в среде детей и подростков

Родительское собрание на тему "Профилактика социально-негативных явлений в среде детей и подростков"...

ПРОГРАММА Профилактики асоциального поведения и правонарушений среди детей и подростков в процессе коллективного создания мультфильмов

Целью программы является1.     создание условий для организации системной и эффективной работы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждени...

Материалы к родительскому собранию по теме: "Профилактика социально-негативных явлений в среде детей и подростков"

Презентация к родительскому собранию по профилактике употребления ПАВ у подростков...

Методическая разработка на тему Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ

Методическая разработкаТема:«Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ»Составил педагог-организатор ОБЖТесленко Иван Василь...

Работа по профилактике потребления психоактивных веществ, алкоголизма, табакокурения среди учащихся

          Алкоголизм, табакокурение, потребление психоактивных веществ является одной из важнейших проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и...